Напоминание

"Слуховой анализатор"


Автор: Одина Любовь Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Ульяновская СОШ №1"
Населённый пункт: п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Слуховой анализатор"
Раздел: полное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Слуховой анализатор

1.

ФИО (полностью)

Одина Любовь Алексеевна

2.

Должность

Учитель биологии и химии

3.

Предмет

Биология

4.

Класс

8

5.

Тема и номер урока в теме

Тема: «Анализаторы. Органы чувств». Урок №3 «Слуховой анализатор»

6.

Примерная программа и ее автор

Биология 5-9 класс. Линия УМК под редакцией В.В. Пасечника

7.

Цель урока

Создать условия для формирования информационной, коммуникативной

компетенций через освоение полученных знаний о слуховом анализаторе.

8.

Задачи урока

1)

Обучающие:

конкретизировать понятие «анализатор» на примере слухового

анализатора; доказать важное значение слуха в жизни

человека; дать представление о строении и функциях

наружного, среднего и внутреннего уха.

сформировать правила гигиены слухового анализатора для

предотвращения инфекций и нарушения слуха.

2)

Развивающие:

создание условий для развития умений анализировать и

обобщать, дедуктивного мышления:

извлечение первичной информации;

первичная обработка информации;

продуктивная групповая коммуникация;

оценка результата деятельности.

3)

Воспитательные:

способствовать формированию навыков гигиены слуха;

продолжить формирование ценности жизни и ее проявления;

подвести к выводу о неразрывности связи жизни человека и

живой природы

9.

Планируемые образовательные

результаты

Предметные:

описывать строение анализатора, уметь выявлять

существенные признаки строения и функционирования

слухового анализатора, дать определения изучаемых понятий

рецептор, ушная раковина, слуховой проход, барабанная

перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, овальное окно,

улитка, соблюдать меры профилактики органов чувств;

Метапредметные:

Познавательные:

уметь ориентироваться в источниках

информации, находить и использовать нужную информацию

(смысловое чтение); строить высказывания; анализировать

информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-

следственные связи;

Коммуникативные

: слушать и понимать речь другого человека;

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при

работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли;

Регулятивные

: уметь самостоятельно обнаруживать и

формулировать учебную проблему, определять цель учебной

деятельности (формулировка вопроса урока), осуществлять

самоконтроль и коррекцию своих знаний, умение управлять

своей познавательной деятельностью;

Личностные

: знать основы здорового образа жизни, признание

ценности здоровья своего , и других людей, выстраивать

собственное целостное мировоззрение.

10.

Тип урока

Урок открытия нового знания

11.

Форма организации учебной

деятельности

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.

12.

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебники.

13.

Структура и ход урока

1.Адаптационный этап, 2. Основной этап, 3. Творческий этап

СТРУКТУРА и ХОД УРОКА

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность обучающегося

Деятельность учителя

1.

Адаптационный этап

(4 минуты)

1. Адаптация учащихся к

деятельности на уроке

1. Приветствуют учителя.

2. Проверяют готовность.

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных

принадлежностей

2. Выявление

предварительных знаний

обучающихся и

1.Участвуют в беседе, пытаются назвать орган;

Формулируют тему урока и записывают ее в

тетрадь.

1. Подводит к формулировке темы урока:

Как хорошо, что мне дано судьбой

определение их границы

На столах:

2. Предлагают варианты ответов на вопросы.

3. Ставят перед собой задачи:

«Изучив строение слухового анализатора, мы

сможем понять механизм работы, а также

предположить, какие правила необходимо

соблюдать для того, чтобы обеспечить их

нормальное функционирование».

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев

дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!

/ Е. Шуваева/

2. Ставить следующие вопросы:

1.Какому органу чувств посвящено это

стихотворение?

2. Какой анализатор отвечает за работу

органа слуха?

3. На основе выше изложенного, какую

цель можно обозначить и попытаться

достичь ее на уроке.

2.

Основной этап

(18 минут)

1. Формирование знаний,

отношений, действий,

опыта.

1. Воспринимают информацию, сообщаемую

учителем, работают с материалом учебника.

2. Учувствуют в беседе:

- Он включает в себя наружное ухо, среднее

ухо , внутреннее ухо и слуховой нерв и те

структуры

головного

мозга,

где

1. Объясняет новый материал. Обращает

внимание на вопросы здорового образа

жизни.

2. Определите, из каких структур состоит

слуховой анализатор?

3. Совершено правильно, давайте

обрабатывается информация.

Элементы слухового анализатора( в тетради

обучающихся)

3. Фиксируют в тетрадях новые термины и

понятия.

подробнее разберем строение органа

слуха.

Элементы слухового анализатора – 3

отдела;

Орган слуха у человека расположен в

полости черепа в толще височной кости.

Он делится на три отдела: наружное,

среднее и внутреннее ухо. Эти отделы

тесно связаны анатомически и

функционально.

Наружное ухо состоит из наружного

слухового прохода и ушной раковины.

Среднее ухо — барабанная полость; она

отделена барабанной перепонкой от

наружного уха.

Внутреннее ухо, или лабиринт, — отдел

уха, где происходит раздражение

рецепторов слухового (улиткового) нерва;

он помещается внутри пирамиды

височной кости. Внутреннее ухо образует

орган слуха и равновесия.

Наружное и среднее ухо имеют

второстепенное значение: они проводят

звуковые колебания к внутреннему уху, и

таким образом является звукопроводящим

аппаратом.

4. Какую функцию выполняет ушная сера?

Верно.

4. Обучающиеся выдвигают предположения:

Ушная сера- очищает слуховой проход от

пыли; защищает от бактерий, грибков и

вирусов.

5.Выполняют.

Ушная сера — светло-желтый секрет

серных желез наружного слухового

прохода.

Сера состоит из белков, жиров, жирных

кислот и минеральных солей. Часть

белков являются иммуноглобулинами,

определяющими защитную функцию.

Кроме того, в состав серы входят

отмершие клетки, кожное сало, пыль и

другие включения.

Функция ушной серы:

-увлажнение кожи наружного слухового

прохода;

-очистки слухового прохода от инородных

частиц (пыли, сора, насекомых);

-защита от бактерий, грибков и вирусов;

5. Вы хорошо потрудились, устали?

Для улучшения нашего здоровья, мы

сделаем массаж ушей.

- Начинаем массаж ушей с поглаживания

и растирания ушных раковин.

- Берем мочки ушей большими и

указательными пальцами и массируем с

надавливанием спиралеобразно, медленно

передвигаясь по краю уха вверх.

Повторим этот прием 3 раза.

- Интенсивно оттягиваем мочку уха вниз

несколько раз. Это упражнение поможет

усилить наш иммунитет.

6. Заполняем таблицу

6. Заполняют таблицу в тетрадях:

7. Отвечают.

- С возрастом барабанная перепонка

изнашивается.

Части уха

Строени

е

Функции

.

Наружное

ухо

Среднее

ухо

Внутренне

е ухо

7. С возрастом бабушки и дедушки

начинают плохо слышать. Объясните,

почему это происходит?

Верно.

С возрастом барабанная перепонка

изнашивается, и частота её меняется и

звук хуже передается на среднее ухо

2. Разрешение

интеллектуального

затруднения – находят

ответ на поставленный

вопрос

Находят ответ на проблемный вопрос

Слуховая функция уха обеспечивается

двумя механизмами:

звукопроведение: проведение

звуков через наружное и среднее

ухо к внутреннему уху;

звуковосприятие: восприятие

звуков рецепторами кортиева

органа.

3.

Творческий этап

1. Первичное закрепление

знаний, действий,

отношений, опыта на

основе их применения

1. Участвуют в беседе

1. Устанавливает осознанность

восприятия материла обучающихся,

организует первичное обобщение,

побуждает учеников к высказыванию

своего мнения.

- Какие правила гигиены слуха нам

необходимо соблюдать? Подводит

обучающихся к выводу о необходимости

соблюдения правил гигиены слуха..

2. Повышение уровня

формируемых знаний на

основе применения

разноуровневых и

творческих заданий.

1. Заполняют карточку

1. Слуховой проход

2. Барабанная перепонка

3. Молоточек

4. Наковальня

5. Стремечко

6. Овальное окно

7. Слуховой нерв

8. Улитка

2. Читают биологический текст

Ответы: 1,3,5,6,9, 11, 12,14.

1. Предлагает заполнить карточку №1:

2. Биологический текст – выберите

правильные ответы:

Карточка №2 , № 3

4.

Информация о

домашнем задании

1. Записывают домашнее здание

2. Слушают рекомендацию по составлению

заданий на соответствие.

Дать информацию о задании на дом:

- изучить параграф учебника, ответить на

вопросы в конце параграфа.

- составить по два задания на

составившие. (Например: установите

соответствие между структурой уха

человека и его функции).

Карточка №2 «Суховой анализатор»

Выберите верные утверждения

1.

.Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

2.

Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.

3.

Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.

4.

Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.

5.

Наружный слуховой поход заканчивается барабанной перепонкой.

6.

Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.

7.

Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

8.

Слуховые косточки - это рецепторы слухового анализатора.

9.

Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.

10.Полость внутреннего уха заполнена воздухом.

11.Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.

12.Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.

13.В слуховом анализаторе различают наружное, среднее и внутреннее ухо.

14.Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

Ответы: 1,3,5,6,9, 11, 12,14.

Карточка № 3

1. На рисунке 1. обозначьте отделы уха: I,

II, III. Подпишите названия в соответствии

с цифрами:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Рис.1

2.

Что изображено на рисунке № 2?

Подпишите названия вместо цифр 1, 2, 3,

4.

1. 2. 3. 4.

Рис. 2

3. Определите, что изображено на рисунке №

3.

Вместо

цифр

напишите

правильные

названия частей органа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Рис. 3

4. Определите, что изображено на рисунке №

4.

Вместо

цифр

напишите

правильные

названия частей органа: 1, 2, 3.

Рис. 4

5. Определите, что изображено на рисунке №

5. Вместо цифр напишите правильные

названия частей органа: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Рис. 5

6. Какой диапазон звуковых частот может

воспринимать ухо человека?

7. Как называют частоты выше 20000

герц?

8. Как называют частоты ниже 16 герц?



В раздел образования