Автор: Аверьянова Наталья Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 584 "Озерки" Выборгского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Игра, как средство развития взаимоотношений детей.
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
Игра, как средство развития взаимоотношений детей
Все мы были когда то детьми , наверняка самое светлое воспоминания и
впечатления связаны у нас с играми. Значение игры состоит в том, что в
процессе ее вырабатываются и совершенствуются различные способности. В
том числе способность психической регуляции своей деятельности.
Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство
удовольствия , вызываемое ею ,- основной ее стимулятор.
Игра вырабатывает у детей понимание общности некоторых проблем, а
совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать
социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.
Психологи, изучавшие социальное общение детей от 2
х
до 5 лет в процессе
игры, обнаружили, что становясь старше, они меньше играют в одиночестве
и всё больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные
нормы поведения.
Так было выделено 6 типов поведения и соответственно 6 видов игр, куда
вошли следующие:
Неигровое поведение – ребёнок не играет, но занят чем-то таким, что
вызывает у него быстро проходящий интерес.
Игра – наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто
задает вопросы, иногда что-то советует, но сам редко вступает в игру.
Игра в одиночестве: ребенок играет с игрушками один изредка
обращаясь к другим детям.
Параллельная игра: ребенок играет один, однако в непосредственной
близости от других играющих детей.
Связанная игра: ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной
игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких
ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.
Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-
либо общей цели или получения определенного результата.
Первые 3 типа (изолированные игры) более характерны для детей от 1
года до 3
х
лет, а социальные игры – для детей от 3
х
лет.
Увеличение количества игр с воспроизведением бытовых жанровых
сценок (ролевых игр) поможет детям быстрее научиться общению. Ведь
игра не только помогает овладеть навыками социального общения и
усвоить
нормы
поведения,
но
и
имеет
важное
значение
для
эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные
ситуации,
используя
знакомые
средства
для
решения
своих
специфических проблем.
В игре дети начинают понимать себя и учатся «быть в мире с
окружающими».
У них начинает развиваться навык общения в различных жизненных
ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями с ориентацией на
метод сопереживания. С раннего возраста у ребенка должна быть развита
адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного
поведения. Посредством игры мы должны вырабатывать у детей
положительные
черты
характера,
способствующих
лучшему
взаимопониманию в процессе общения. Если развивать у ребенка
творческие способности, воображение, если ребенок хорошо владеет
речью, то сам процесс общения в игре станет для него удовольствием.
Особенно, если вовремя корректировать нежелательные черты характера
и поведения. Когда ребенок играет ту или иную роль , он не просто
фиктивно переносится в чужую личность принимая на себя роль и входя
в нее , он расширяет обогащает углубляет свою собственную личность.
Игра тесно связана с развитием личности, и именно в период ее особенно
интенсивного развития в детстве – она приобретает особое значение.
Войдя в игру раз за разом совершаясь в ней , соответствующие действия
закрепляются, играя, ребенок лучше овладевает ими игра становится для
него своеобразной школой жизни. В игре появляются и удовлетворяются
первые человеческие потребности и интересы ребенка, проявляясь они
вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики
ребенка.