Напоминание

Применение техники "Трафаретная роспись" в декоративно-прикладной деятельности обучающихся 1-3 - х классов (по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись»)


Автор: Филиппенко Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Белоярская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.п. Белый Яр, Сургутский район, ХМАО- Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение техники "Трафаретная роспись" в декоративно-прикладной деятельности обучающихся 1-3 - х классов (по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись»)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Белоярская детская школа искусств»

(МБОУ ДО «Белоярская ДШИ)

Применение техники

"Трафаретная роспись" в декоративно-прикладной деятельности

обучающихся 1-3 - х классов

(по дополнительной предпрофессиональной программе в области

изобразительного искусства «Живопись»)

Методическая разработка

(для преподавателей ДШИ и ДХШ)

Автор: Филиппенко Татьяна Николаевна

преподаватель

2022

Данная методическая разработка посвящена раскрытию опыта

применения техники «Трафаретная роспись» по разделу «Текстиль» -

способы декорирования ткани, учебного предмета «Прикладное творчество»

программы

в

области

изобразительного

искусства

«Живопись».

В

методической разработке описывается технология и способы трафаретной

росписи, содержатся конкретные рекомендации практического характера.

Предназначена оказать помощь преподавателям художественных

отделений школ искусств,

педагогам дополнительного образования

в

проведении уроков.

Сведения об авторе:

Филиппенко Татьяна Николаевна, преподаватель, МБОУ ДО «Белоярская

ДШИ», квалификационная категория – высшая.

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

В настоящее время много говорится о системе дополнительного

образования, идут поиски эффективных форм организации художественно -

творческой деятельности. На современном этапе развития дополнительного

образования

поиски эффективных форм организации художественно-

творческой

деятельности

детей

направлены

на

формирование

индивидуально-творческой личности, самореализацию, самовыражение.

Детские школы искусств, в силу преимущественно академического

характера образовательного процесса недостаточно используют богатый

опыт

народного

художественного

творчества.

Полифункциональность

народного искусства – сила,

которая воздействует

на нравственно-

эстетическую сферу, эмоционально-чувственную сферу ребенка, а также как

явление, дает заряд для творческого самовыражения.

Дополнительная

предпрофессиональная общеобразовательная

программа в области изобразительного искусства «Живопись» содержит

учебный предмет «Прикладное творчество». Программа учебного предмета

направлена на создание условий для познания обучающимися приемов

работы в различных материалах, техниках,

на выявление и развитие

потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование

основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение

интереса к национальной культуре.

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» включает в

свое

содержание

раздел

«Текстиль»,

где

рассматриваются

способы

декорирования ткани (набойка, холодный и горячий батик, свободная

роспись). В соответствии с программой в 3 классе предлагается выполнить

оформление ткани, используя различные штампы из природных форм -

простые узоры из кругов, квадратов, ромбов и т.д., вырезанных на картофеле

и моркови.

Штампы из овощей

- недолговечны, малоинтересны для

обучающихся 3 класса, а также ограничивают творческие возможности

детей.

Большие

возможности

в

художественной

деятельности

по

декорированию тканей дает трафаретная печать.

Трафаретная печать – один из древнейших видов деятельности человека,

тесно связанный с особенностями традиционной культуры различных

народов. До появления на текстильных мануфактурах деревянных форм

(клише)

рисунки

на

ткань

набивались

по

специально

вырезанным

трафаретам.

На

Руси

с

незапамятных

времен

известны

способы

расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получивших

название

печатных

рисунков.

Это

так

называемые

различные

виды

«набойки». Суть в том, что вырезался узор на доске, доска смачивалась

краской, превращаясь в печатную форму (манеру), накладывалась на ткань,

ее простукивали деревянным молотком и как бы набивали рисунок на ткань.

В работе с детьми я использую технику штампа и трафарета, как

современный и доступный

аналог набойки.

Простота и уникальность

трафаретной росписи заключается в том, что она

дает возможность

определять степень сложности заданий с учетом возрастных особенностей

детей:

создавать рисунок для набивки по трафарету;

раскладывать рисунок на трафаретные слои;

выполнять многоцветный узор;

осваивать и применять технику работы с прямым простым

и

прямым сложным трафаретом, обратным простым и обратным

сложным трафаретом;

осваивать

и

применять

живописные

возможности

техники

(создание объема, светотени, цветовой растяжки);

выполнять рисунок

с использованием трафарета на разных

поверхностях (бумага, ткань, холст на картоне и т.п.) разными

материалами:

гуашью

или

акриловыми

красками,

рельефной

пастой.

Комбинировать

техники

между

собой

(Трафаретная

роспись и граттаж, применение трафарета в создании рельефа).

Цель данной методической разработки: раскрыть опыт применения техники

"Трафаретная

роспись"

в

декоративно

-

прикладной

деятельности

обучающихся 1-3 классов.

Содержание

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной

деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего

мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости

творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности

преподавателя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Следовательно, одна из главных задач в работе с детьми младшего

школьного возраста состоит в том, чтобы создать на уроке ситуацию успеха,

дать

возможность

пережить

радость

достижения,

осознать

свои

способности, поверить в себя.

Ученик тогда тянется к знаниям, когда

переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и

интерес, подкрепленные успехом.

В декоративно - прикладном искусстве существует большое количество

различных технологий декоративной отделки. Возможно самая древняя,

простая и универсальная технология – это трафаретная роспись (или как еще

ее называют) набивка по трафарету.

Трафарет (от итал. traforetto, букв.- продырявленное), тонкий лист из

картона, металла, пластмассы и т.д. с отверстиями, форма которых повторяет

несложные орнаменты, буквы, цифры, топографические знаки и др. [5с.1363].

Трафаретная роспись - это привлекательный,

приятный метод

декорирования вручную, который применим к различным поверхностям:

стекло, дерево, ткань (от самой тонкой до бархата или сукна), бумага и т.д.

Основные особенности техники:

Простота и доступность:

возможность самостоятельно составить

орнамент, или изображения в зависимости от замысла, притом всю

работу от создания рисунка, трафарета и до воплощения в росписи

можно провести также самостоятельно.

Выразительность:

при работе

красками по трафаретам доступны

многие живописные приемы: передача объема, светотени, растяжка

цвета.

Эти основные особенности техники трафаретной росписи создают

благоприятные условия для детского творчества, создают ситуацию успеха,

мотивируют и активизируют художественно - творческую деятельность.

Для преподавателя трафаретная роспись дает возможность определять

степень сложности заданий с учетом возрастных особенностей детей, что

является крайне важным преимуществом в учебной деятельности.

Выполнение трафаретной росписи – это творческий процесс, который

начинается с возникновения идеи, включает рисование эскизов, вырезание

трафаретов, подбор цвета, а заканчивается нанесением рисунка краской на

выбранную поверхность.

В целом, к работе с трафаретом следует подходить как к техническому

приему, помогающему в художественном творчестве и не ограничивать им

своих творческих задач и возможностей, учитывая то, что одинаковость и

механическое

повторение

рисунка

может

превратить

его

в

антихудожественный штамп, «трафарет» в отрицательном смысле этого

слова.

Включение трафаретных рисунков в панно в комбинации с другими

техниками,

коллажи,

декорирование

вот

поле

деятельности

для

применения трафаретной росписи или как еще называют эту технику –

набивки по трафарету.

Трафарет: части и характеристики

Прорези, или окошки, которые вырезаются - это части трафарета,

которые образуют силуэт. Силуэт заполняется краской. Края окошек должны

быть тщательно очерчены и аккуратно вырезаны.

Часть конструкции трафаретного рисунка – мостики или перемычки,

которые образуются вокруг каждой фигуры. Мостики нужны для того, чтобы

держать окошки на месте и в то же время создавать промежутки между ними,

должны быть достаточно широкими, чтобы не порваться (рис.1).

Рис. 1

По видам трафареты могут быть прямые и обратные, простые или

составные. Прямой простой трафарет имеет только один цвет, создает

монохромное изображение (рис.2).

Рис.2

Прямой составной трафарет – для каждого цвета изображения используется

отдельный трафарет (рис.3).

Рис.3

Обратный трафарет – противоположность прямому: из листового материала

вырезается контур узора. При использовании прикладывается на фон, вокруг

наносится другой цвет или оттенок краски.

Техника трафаретной росписи. Способы нанесения рисунка

Для выполнения трафаретной росписи используют кисти, кисти-губки.

Для росписи больших поверхностей ткани можно использовать мини щетки

для обуви.

По способу нанесения краски выделяют два способа: круговой и торцевой.

Круговой способ даст дымчатый и прозрачный фон с легкими и плавно

переходящими друг в друга полутонами. Этот способ нанесения краски

особенно подходит при создании декора «под старину», а также

иллюзии трехмерности. Он хорошо передает ощущение глубины и

позволяет создать плавный переход оттенков, что делает общую

картину более реалистичной. Очень важно выбрать цвет фона — это

главный цвет, с которым будут взаимодействовать другие цвета.

Торцевой

способ

состоит

в

нанесении

краски

кистью

легким

постукиванием по трафарету. Сила, с которой вы давите на кисть,

определяет степень прозрачности рисунка. Чем больше краски и чем

больше сила давления, тем плотнее рисунок. Окончательный рисунок

более яркий и менее прозрачный.

Технологическая карта

Трафаретная роспись. Варианты декорирования различных поверхностей с

помощью трафарета (из опыта работы)

п/п

Описание

операций

Графическое изображение

Материалы,

инструменты

1.

Создание

рисунка для

трафарета

Бумага,

карандаш,

ластик;

2.

Перенос рисунка

на основу для

трафарета

папка

пластиковая,

пленка для

ламинирования

или картон;

копировальная

бумага;

3.

Вырезание

трафарета

Трафаретные

слои для

многоцветного

рисунка

нож – резак

канцелярский;

карандаш

простой, ластик;

скотч малярный;

подложка для

вырезания;

Применение трафарета в росписи ткани

1

Подготовка

ткани для

трафаретной

росписи

Ткань, на

которую

наносится

рисунок,

прижимается

грузом, под

декорируемой

тканью -

тканевая

подложка

Ткань – основа,

ткань-

подложка, груз;

2

Трафаретная

роспись ткани

торцевым

методом

Краска

наносится на

ткань торцом

кисти

(предварительно

излишки краски

на кисти

убираются)

кисти из

щетины круглые

разных

размеров;

кисть - губка

плоская или

круглая;

палитра;

краски

акриловые,

гуашь;

клей ПВА;

Применение трафарета техника «Граттаж»

1

Покрытие фона

восковыми

мелками

Бумага – основа,

мелки восковые;

2

Нанесение

краски (гуашь с

добавлением

клея ПВА)

поверх фона

Клей

ПВА,

гуашь,

кисти,

палитра;

3

Перенос рисунка

на основу по

трафарету

Трафарет, скотч

малярный,

карандаш

простой;

4

Граттаж –

способ

выполнения

рисунка путем

процарапывания

острым

инструментом

бумаги или

картона,

покрытых

краской

Острый

инструмент для

процарапывания

(палочка);

5

Добавление

цветных

контуров

Клей ПВА,

гуашь, кисти,

палитра;

Применение трафарета в создании рельефного изображения

1

Подготовка фона

на твердой

основе (холст на

картоне) для

создания

рельефного

изображения

Холст

на

картоне, краски

акриловые,

кисти, палитра;

2

Нанесение

рельефной пасты

мастихином по

трафарету

Паста

рельефная,

мастихины,

трафарет;

Материалы и технология подготовки бумаги для изготовления

трафаретов

Для создания трафаретов подойдут следующие материалы: целлулоидная

пленка от рентгеновских снимков,

пластиковые папки, плёнка для

ламинации.

Из бумаги (для больших трафаретов): тонкий плотный картон или

полуватман. Чтобы картонные или бумажные трафареты во время работы не

размокли, их следует предварительно прогрунтовать. Для этого картон и

бумагу на сутки заливают олифой с добавлением сиккатива или скипидара из

расчета 1л олифы и 0,2 л сиккатива или скипидара на 3-4 листа тонкого

картона или 8-10 листов бумаги (в жестяном противне в размер картона).

Затем бумагу высушивают

каждый лист отдельно. После вырезания

трафарета покрыть с двух сторон эмалевой краской или масляным лаком и

снова высушить.

Данная технология подготовки бумаги требует значительного времени,

но обеспечивает большую прочность трафарета, что в последующем

обеспечит материалом для творческой деятельности на длительное время и

для большого количества обучающихся.

Литература

1. Кубовая набойка в России XIX—XX веков в собрании Государственного

Русского музея /

Гл. ред.

М.В. Плотникова. - Санкт-Петербург: ГИПП

«Искусство России», 1995 – 119 с.: цв. ил.

2. Писарев С.И. Древне – русский орнамент с X по XVII века включительно

на парчах набойках и других тканях/ С.И. Писарев, - Санкт-Петербург: типо-

литография В.В. Комарова, 1903 – 219с.: цв. ил.

3. Пухол-Ксикой Р., Касалс Х.Х. Трафа ретная роспись/ Р. Пухол-Ксикой,

Х.Х. Касалс.- Москва: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003.- 131 с.: цв. ил.

4. Соболев Н.Н. Набойка в России. История и способы работы/ Н.Н.

Соболев.- Москва: Т-ва И.Д. Сытина, 1912.- 107 с., ил.

5. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -

Москва: Советская энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил.

6. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Краткий словарь

художественных терминов/ Н. М. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996. –

80 с.: цв. ил.

7. Элияссон И. Художественная обработка тканей для сцены/ И. Элияссон. –

Москва: Искусство, 1959. – 104 с., ил.

Приложение

Приложение 1.

Применение техники «Трафаретная роспись» на ткани

(работы обучающихся)

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Применение обратных простых трафаретов

(работы обучающихся)

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Применение трафарета техника «Граттаж»

(работы обучающихся)

Рис.9

Рис.10



В раздел образования