Напоминание

"Преемственность поколений. Древнерусские инструменты в современном детском школьном оркестре народных инсрументов"


Автор: Павлова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Преемственность поколений. Древнерусские инструменты в современном детском школьном оркестре народных инсрументов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Статья

«Преемственность поколений. Древнерусские

инструменты в современном детском школьном оркестре

народных инструментов»

Исполнитель: преподаватель ВКК

Павлова Ольга Юрьевна

Нижний Тагил

2022

Преемственность

поколений

-

это

последовательная

передача

накопленных

знаний,

умений

и

навыков

последующим

поколениям.

Преемственность обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим.

Это условие непрерывного развития человечества.

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а

также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие

жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые,

плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни. Такое

разнообразие жанров было возможно благодаря обилию духовых, струнных и

ударных инструментов. Музыкальные инструменты создавались народом из

подручных материалов - нехитрые трещотки, свистульки, коробочка, ложки и т.

д. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта Древней Руси.

Первый музыкальный инструмент на земле появился вместе с появлением

первого человека – это человеческий голос, который может издавать звуки

разной высоты. А для того, чтобы мелодия звучала ритмично наши предки

хлопали в ладоши, издавали щелчки пальцами рук, шлепки по коленям,

притопывали ногами. Шлепки, щелчки, хлопки, притопы, чем не ударные

звуки?

Первыми на Руси появились инструменты ударные и ударно – шумовые.

С их помощью очень четко можно передать ритм музыки, поддержать ее:

ложки, трещотки, погремушки, бубенцы, бубны, дрова, коробочка, рубель…

Ложки – древнейший славянский ударный музыкальный инструмент, который

стал одним из самых распространенных русских народных инструментов.

Первые упоминания о ложках датируются 1259 годом. Музыкальные ложки по

внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек,

только выделываются они из более твердых пород дерева. Кроме того,

музыкальные

ложки

имеют

удлиненные

рукоятки

и

отполированную

поверхность. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы. Звук извлекается

путем ударения друг о друга задних сторон черпаков.

Обычно

один

исполнитель

использует

три

ложки,

две

из

которых

закладываются между пальцами левой руки, а третья берется в правую руку.

Удары производятся третьей ложкой по двум ложкам в левой руке. Для

удобства удары производятся на руке или колене.

Трещотка – народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.

Трещотки состоят из набора 18 – 20 тонких дощечек длиной 16 – 18

сантиметров. Они соединяются между собой плотной веревкой, продетой в

отверстие верхней части дощечек, которые при встряхивании ударяются друг о

друга и издают трескучие звуки. Держат трещотку обычно уровне на головы

или груди, а иногда выше: ведь инструмент этот привлекает внимание не только

своим звуком, но и внешним видом.

Бубенец

(уменьшительная форма бубенчик) — ударный музыкальный

инструмент,

который

является

небольшой

металлической

погремушкой

(колокольчиком), представляющей собой полый шарик с маленьким цельным

шариком

(несколькими

шариками)

внутри.

Для

внутреннего

шумящего

наполнения бубенца могут служить также мелкие камешки.

Бубенчики чаще всего носили в составе ожерелья, иногда прикрепляли к

шейным гривнам, изредка пришивали к головным уборам или вплетали в

волосы на висках. Использовали бубенчики также в качестве пуговиц,

пришивали или подвешивали к поясам, иногда ими обшивали юбки и рукава

женского платья. Чаще всего их носили женщины, но иногда бубенчики находят

в мужских захоронениях в качестве пуговиц на вороте рубахи или украшения на

обуви.

Не менее популярным ударным народным инструментом является бубен,

неопределённой высоты звучания, который представляет из себя деревянный

обруч с металлическими маленькими тарелочками, с одной стороны которого

натянута кожа. На Руси история бубна начинается в X веке, когда он был

символом доблести и достоинства всех военных походов князя Святослава

Игоревича.

Дрова. Дерево может петь, издавать разные по высоте музыкальные звуки. И

даже

вязанка

дров

привлекла

внимание

человека.

Однажды

ударив

деревянными молоточками одинаковые

по

размеру

«дрова»

крестьянин

начинает играть на них веселые плясовые мелодии. Народ, как правило не

выдумывал ничего сложного, все делалось из подручного материала. Все было

подсказано самой природой и тесно связано с жизнью и бытом.

Еще один часто употребляемый инструмент - коробочка. Деревянная

коробочка – очень скромный, но важный ударный музыкальный инструмент

русского народного оркестра. Звучание деревянной коробочки – характерный

цокающий звук с неопределенной высотой звучания. Она представляет из себя

деревянный брусок, сделанный, обычно, из твердых пород дерева с небольшой

полостью под верхней частью корпуса, усиливающей звук, который извлекают

барабанными или ксилофонными палочками. Звук этого инструмента хорошо

передаёт цоканье копыт или стук каблучков в танце.

Рубель – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена.

Когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии

на скалку и затем продолжительное время, укатывая, утрамбовывая рубелем.

Возможно, что кто – то когда – то случайно провел по его зубцам другим

упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот,

который мы извлекаем палкой из досок.

Позже появились духовые инструменты: свистульки, дудки, свирели,

рожки, жалейки, варган. а потом и флейта. При игре на таких инструментах звук

в них образовывался при помощи воздуха, поэтому их и называют духовые.

Свистулька – старинный духовой русский народный музыкальный

инструмент. Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда

ей придают фигурную форму в виде какого – либо зверька или птички.

Широкое

распространение

получила

свистулька,

изготовленная

из

обожженной глины. Поверхность такой свистульки покрывается богатой

художественной

росписью,

выполненной

цветными

органическими

красителями. Свистульки издают свистящие звонкие звуки. В некоторые виды

свистулек можно налить внутрь немного воды и вместо свиста получить

многотональные трели. В прежние времена наши предки пользовались

свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с

Богами Стрибогом и Перуном.

В настоящее время свистульки, выполненные с фантазией и ярко

окрашенные представляют собой прекрасную детскую игрушку и хороший

памятный сувенир народного творчества.

Испокон веков в русском народном фольклоре обязательно присутствует

такой музыкальный инструмент, как дудочка. Образ пастушка, созывающего к

себе своих подопечных легкой и красивой мелодией, знаком нам с детства.

Звучание дудочки — это символ мирной и простой сельской жизни русского

крестьянина. Время появления этого музыкального инструмента в России точно

неизвестно. Но очевидно, что это случилось очень давно, ещё до принятия на

Руси христианства. Тогда большое значение уделяли сакральным и магическим

свойствам дудочки.

Дудка — общее название народных духовых музыкальных инструментов

семейства продольных флейт (свирели, сопели и других) в России.

Свирель – древний русский свистковый духовой музыкальный инструмент.

Упоминания о свирели встречались не только в России. В мифах и легендах

Древней Греции неоднократно упоминались флейты. Сейчас трудно сказать, на

территории какого именно государства появилась первая свирель, но бесспорно,

что инструменты такого типа еще в далекие времена существовали у разных

народов.

Русские

летописцы

наиболее

часто

употребляют

три

названия

инструментов такого типа – свирель, сопель и цевница.

По преданию на свирели играл сын славянской богини Лады – Лель. Он

делал себе весной свирель, из прутиков березы. Свирель представляет собой

простую деревянную, иногда металлическую, дудку. На одном конце ее есть

свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны

разное количество игровых отверстий – обычно шесть. Изготавливается

инструмент из крушины, орешника, клена, ясеня или черемухи.

Рожок – русский духовой деревянный музыкальный инструмент. Звук у рожка

сильный, но мягкий. Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский»

– «пастушеский», «песенный», «владимирский». Рожок представляет собой

конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и

одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб. На верхнем вклеенный

мундштук. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец

ствола – в виде конического раструба. Изготовляют рожок из березы, клена или

можжевельника. По утверждению музыкантов лучшими звуковыми качествами

обладают можжевеловые рожки.

Жалейка – старинный русский народный язычковый духовой деревянный

музыкальный инструмент, любимый с давних пор славянскими народами и

дожил до наших дней в своем первозданном виде – деревянная, тростниковая

(камышовая) трубочка с раструбом из рога или бересты. Сейчас жалейку можно

увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов. А когда –

то она была широко распространена по России и за ее пределами.

Варган.

Исторически

так

назывался

именно

русский

народный

инструмент, общим наименованием типа стало лишь в первой половине XX

века, когда русские уже накрепко забыли про его использование, и он разве что

остался у северных народов. Этимологически название восходит к славянскому

«варга» — рот, уста, на что указывал еще Владимир Даль. Есть богатая

археология, подтверждающая распространение варгана

в славянских и уже

русских землях. В Белоруссии выкопаны варганы XI—XVIII веков. В Великом

Новгороде археологи нашли на раскопках шесть варганов, датируемых XIII—

XV веками и один найден на дне реки Волхов. В XIX веке варган широко

использовали в поволжских губерниях.

Относится варган к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам.

При игре варган прижимают к зубам или губам, ротовая полость служит

резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания дает возможность менять

тембр инструмента. Варган обычно делается из металла, дерева или кости.

Еще позже люди научились делать струнные инструменты: гусли, балалайки,

домры. Звуки этих инструментов издаются при колебании натянутых струн.

Отсюда и названия инструментов – струнные. Играют на них щипком, дергают

за струну, поэтому второе их название более точное – струнные щипковые или

просто щипковые. Первые музыкальные инструменты изготавливали из

природных материалов.

Гусли – старинный русский инструмент, который по праву причисляют к

народным. Если обратиться к старославянскому языку, то название происходит

от слова «гудеть», что вполне логично. Название происходит от древнерусского

«гуслы» - упругая струна лука. Сегодня каждый оркестр русских народных

инструментов имеет в своем составе гусли щипковые, столовидные и гусли

клавишные. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый

колорит древних гусельных звонов.

Балалайка – один из инструментов, ставших (наряду с гармонью, в меньшей

степени жалейкой) музыкальным символом русского народа. Балалайка, как и

гудок,

волынка,

гусли

почитается

одним из

древнейших

музыкальных

инструментов.

Балалайка – трехструнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни,

мандолины. Своим названием инструмент как бы передает характер игры на

нём. Корень слова «балалайка», напоминает сходство с такими русскими

словами, как, балаболить, балагурить, что означает, болтать, пустозвонить. Все

эти понятия, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, не

очень серьёзного. У балалайки деревянный треугольный корпус и длинный

гриф, на который натянуто три струны. Извлекается звук щипками или ударами

указательного пальца по всем струнам сразу. Наиболее характерные приемы для

извлечения звука: бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, и другие.

Балалайка прима является сольным, виртуозным инструментом.

Домра – древнерусский струнный музыкальный инструмент, получивший

наибольшее распространение в 16 – 17 веках среди профессиональных

музыкантов – скоморохов. Под звуки своих самодельных инструментов – домр,

жалеек, гусель, бродившие по Руси скоморохи исполняли различные песенки,

куплеты, частушки, в которых подвергали острой насмешке бояр, духовенство,

богачей. Эти песенки пользовались большой любовью у простого люда. Царь

Алексей Михайлович, наслушавшись вдоволь частушек, велел в 1648 году

собрать со всея Руси скоморохов в Москве, якобы на большое музыкальное

торжество. Инструменты сжег, а скоморохов отправил в ссылку в Сибирь. С тех

пор голос домры и балалайки умолк на два с половиной столетия. Второе

рождение домры связано с именем замечательного русского музыканта Василия

Васильевича Андреева.

Домра – это инструмент, обладающий большими выразительными и

техническими возможностями. Из-за сильного натяжения струн, звук у домры

звонкий, тембр - теплый, мягкий, и насыщенный. Ей доступны композиции

различной сложности и любой стилистической направленности - это и

оригинальные

произведения,

и

переложения

сочинений

классических

композиторов. Виртуозная арпеджированная и пассажная техника, сложные

ритмические фигурации, разнообразные штрихи, игра интервалами и аккордами

– все это технические приемы, которыми владеют исполнители - домристы.

Особое место среди русских народных инструментов занимает гармонь. Это

очень сложный в изготовлении язычковый клавишно – пневматический

музыкальный инструмент, с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Внутри

гармони под кнопочками есть металлические пластинки – язычки. Они дрожат

под воздействием струи воздуха. которые надувают и сдувают меха. Музыкант

нажимает на кнопочки и раздается звук. Правой рукой музыкант играет

мелодию, а левой аккомпанирует. Гармони по внешнему виду и по звуку могут

сильно отличаться друг от друга. Существует несколько видов гармоний: по

типу извлечения звука (гармони, у которых высота звука зависит от

направления движения меха и гармони, у которых высота звука от этого не

зависит); по типу правой клавиатуры (однорядные, двухрядные и трехрядные).

Простейшую гармонь отделяет от современного баяна лишь несколько

десятилетий. Название происходит от имени легендарного русского певца,

первое упоминание о котором было обнаружено в «Слове о полку Игореве».

Баян

относится

к

большой

группе

инструментов

гармоник.

Хроматическая гармоника была изготовлена на рубеже 18 – 19 века, которую и

назвали баяном. Этот инструмент - баян, способный имитировать различные

тембры, он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Баян

является

усовершенствованной

разновидностью

гармоники,

и

имеет

хроматический звукоряд.

На правой клавиатуре этого замечательного инструмента исполнитель

играет мелодию, а на левой звучит аккомпанемент. Баяну, с его большими

музыкально-выразительными

возможностями,

подвластно

многое

-

от

аккомпанемента простых народных песен, до сложных произведений мировой

классики, и открывает перед исполнителями большие перспективы для

творчества. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших

концертных сценах, и является неизменным участником праздничных застолий.

В конце 18 - начале 19 века русские народные инструменты вновь

начинают возрождаться, благодаря таким мастерам, как - Василий Васильевич

Андреев, Семён Иванович Налимов, Франц Станиславович Пасербский,

Николай Иванович Привалов и другие. Русская культура вновь наполняется

голосом народных инструментов…

Благодаря им и их вкладу мы можем в полной мере быть причастными к

передаче нашего русского наследия последующим поколениям, в том числе и

оркестровом наследии, чем с успехом пользуются в современном детском

школьном оркестре народных инструментов.



В раздел образования