Автор: Маскова Альфира Фаатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №37 "Дружная семейка"
Населённый пункт: г. Нижневартовска, Тюменской области
Наименование материала: Методические рекомендации для воспитателей
Тема: Использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ
по использованию интерактивного стола
в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Маскова Альфира Фаатовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ города Нижневартовска ДС №37
«Дружная семейка»
г. Нижневартовск, 2022
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию
интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Маскова Альфира Фаатовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37
«Дружная семейка» (МАДОУ ДС №37 «Дружная семейка»)
г. Нижневартовска
воспитатель
Современные дошкольники –
это
дети «нового
времени»,
со
своим
своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим.
Современные малыши довольно быстро на интуитивном уровне осваивают
разнообразные технические штучки. В наше время каждый родитель желает,
чтобы его ребенок был способен творчески мыслить, грамотно анализировать
получаемую
информацию,
а
также
принимать
правильные
решения,
соответствующие
его возрасту.
Чтобы
достичь
всего
выше
указанного,
специалисты
настоятельно рекомендуют
использовать во
время
учебного
процесса новые технологии, в частности использование сенсорного стола, с
помощью которого происходит полноценное и всестороннее развитие детей.
Его применение делает обучение разнообразным и интересным.
Интерактивный
стол
представляет
собой
интерактивный
учебный
центр
с
сенсорной
поверхностью,
управление
которой
происходит
с
помощью прикосновений рук человека. Это первый многофункциональный
сенсорный
стол,
позволяющий
эффективно
вовлекать
детей
в
процесс
обучения.
Интерактивный
стол
дает
возможность
детям
совместно
выполнять
интерактивные
задания
и
участвовать
в
обучающих
и
развивающих играх. Работа на интерактивном столе способствует развитию у
детей когнитивных, социальных и моторных навыков.
Поэтому
сегодня
их используют
как
в
школах,
так
и дошкольных
учреждениях. Несмотря на это, у многих возникают сомнения относительно
целесообразности использования подобной техники. Чтобы разобраться, для
чего нужен интерактивный стол для дошкольников в подобных учреждениях,
рассмотрим, как можно использовать интерактивное оборудование в учебно-
воспитательном процессе
Интерактивный
стол представляет
собой
оборудование,
предназначенное для использования в
детских садах.
Он
создан согласно
всем
образовательным
стандартам,
что
позволяет
ему
задействовать
всевозможные интерактивные средства обучения. Пользоваться устройством
могут дети в возрасте от 3-4 лет. Управлять сенсорным столом легче, чем
компьютером: нет мышки и клавиатуры – просто нажимай на экран.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов дошкольного
образования.
На
смену
традиционным
методам
приходят
активные
и интерактивные
методы
обучения
и
воспитания,
направленные
на
стимулирование разностороннего развития личности ребенка.
Решением
задачи
является использование
педагогом
интерактивных
методов.
Смысл
понятия «интерактивные
методы» складывается
из
понятий «метод» и «интерактивный».
Метод
-
способ
целенаправленного
взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач.
Понятие «интеракции»
состоит
из
двух
слагаемых: «интер» -
между, «акция» —усиленная деятельность
между
кем-либо.
Итак, интерактивные методы-это усиленное педагогическое взаимодействие,
взаимовлияние
участников
педагогического
процесса. Интерактивный-
это способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога
с
чем-либо (например,
компьютером) или
кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение
–
это,
прежде
всего,
диалоговое
обучение,
построенное
на
взаимодействии детей с
учебным
окружением,
образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в
ходе
которого
осуществляется
взаимодействие
педагога
и воспитанника. Интерактивная технология обучения
подразумевает
такую
организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие
ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено
на
совместном
процессе
познания,
где
знания
добываются
посредством
диалога и монолога обучающихся между собой и педагогом.
2. Особенности интерактивного обучения.
Интерактивное обучение решает три задачи:
1. Учебно - познавательную
2. Коммуникативно - развивающую
3. Социально - ориентированную.
Суть интерактивных методов:
-обучение
происходит
во
взаимодействии
всех детей,
включая
педагога;
-предполагаются условия для самообразования и саморазвития;
-нет доминирования одного мнения, лидера;
-роли педагога уходит на второй план
-дети на себя берут роль педагога, начинают обучать друг друга;
-педагог
выступает
лишь
в
роли
организатора
процесса
обучения
создателя условий для инициативы дошкольников, координатора выполнения
заданий.
Одна
из
целей интерактивного обучения
состоит
в
создании
комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует
свою
успешность,
свою интеллектуальную
состоятельность,
что
делает
продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Особенности интерактивного обучения
1. Интерактивное педагогическое
взаимодействие
характеризуется
высокой
степенью интенсивности общения
его
участников,
их
коммуникации, обмена деятельностями сменой и разнообразием их видов,
форм и приемов.
2. Интерактивное обучение
основано
на
прямом
взаимодействии детей со своим
опытом и
опытом своих друзей, так
как
большинство интерактивных упражнений
обращаются
к
опыту
самого
ребенка. Новое знание, умение формируется на основе и в связи с таким
опытом.
З.
Часто
задания
не
предполагают
одного
правильного
ответа,
исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.
И тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается
на опыте ребенка.
4.
Для интерактивного обучения
характерна
целенаправленная
рефлексия
участниками
своей деятельности и
состоявшегося
взаимодействия.
5. Интерактивное обучение
направлено
на
изменение,
совершенствование
моделей
поведения
и деятельности участников
образовательного процесса.
6.
В
ходе интерактивного обучения
дети
учатся
формулировать
собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства
своей точки зрения, вести дискуссию слушать другого человека, уважать
альтернативное мнение.
7. В ходе диалогового общения у участников формируются умение
критически
мыслить,
рассуждать,
решать
противоречивые
проблемы
на
основе
анализа
услышанной
информации
и
обстоятельств,
они
учатся
взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При
такой организации работы ребенок может не только выразить свое мнение,
взгляд,
дать
оценку,
но
и,
услышав
доказательные
аргументы своих
сверстников, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
Формы организации интерактивного взаимодействия:
1.
Индивидуальная (каждый
участник
выполняет
задние
самостоятельно)
2. Парная (задание выполняется в паре).
З. Групповая (задание выполняется в подгруппах)
4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание
одновременно).
Методы интерактивного обучения
Что
же
представляют
собой
методы интерактивного
обучения?
В
настоящее время методистами и педагогами-практиками разработано немало
форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:
-интерактивные и ролевые игры:
-дискуссии;
-Кейс-метод (анализ
конкретных,
практических
ситуаций)-«мозговой
штурм»;
-метод проектов;
-метод ассоциаций,
Характерные особенности интерактивных методик:
1.
Наличие
участников, интересы которых
в
значительной
степени
пересекаются или совпадают.
2.
Наличие
четко
оговариваемых
правил (каждая
методика
имеет
собственные правила).
З. Наличие ясной, конкретной цели.
4. Взаимодействие участников в том объеме тем способом, который
сами определяют.
5. Групповая рефлексия.
6. Подведение итогов.
Рассмотрим
влияние
методов интерактивного обучения
на
процесс
обучения дошкольников.
Ролевые
игры
способствуют
развитию
навыков
критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов
поведения
в
проблемных
ситуациях, воспитанию понимания
друг
друга.
Через
игру
участвующие
могут
лучше
понять
собственные
действия
в
реальной
жизни,
избавиться
от
страха
за
последствия
своих
ошибок.
Под интерактивной
игрой понимается
не
просто
взаимодействие дошкольников друг
с
другом
и
педагогом,
а
совместно
организованную познавательную деятельность социальной направленности.
Во
время интерактивной игры
происходит
освоение
участниками
группы
нового
опыта,
новых
ролей,
формируются
коммуникативные
умения,
способности применять приобретенные знания в различных областях, умения
решать
проблемы,
толерантность,
ответственность.
Существует
много
вариантов интерактивных
игр,
но
способ
проведения
достаточно
универсален.
Существует следующий алгоритм проведения интерактивной игры:
1.
Подбор
педагогом
заданий
н
упражнений
для
группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с
целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и
доступно
сформулированы воспитателем,
чтобы
у детей не
возникло
ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
3. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
4.
В
процессе
игры
дети
взаимодействуют
друг
с
другом
для
достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение,
педагог корректирует действия дошкольников.
5. После окончания игры (после небольшой паузы), призванной снять
напряжение, анализируются результаты, подводятся итоги.
Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в
новой
ситуации.
Не
следует
путать интерактивную игру
с
ролевой
и
деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение
проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и
наблюдатели.
В
процессе
деловой
игры
происходит
формирование
профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных
качеств.
Метод
«Мозгового
штурма»
позволяет
вовлекать
в
активную деятельность максимальное
число
обучающихся.
Применение
данного
метода
возможно
на
различных
этапах
организованной деятельности: для введения новых знаний, промежуточного
контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретенных знаний.
«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования
познавательной активности, формирования творческих умений детей. Кроме
того, у детей формируются умения выражать свою точку зрения, слушать
оппонентов, рефлексивные умения.
Дискуссия
делает
возможным использовать элементы
педагогики
сотрудничества
по
типу «обучающий
-обучающийся» и «обучающийся
-
обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями
педагогом и воспитанником.
Во время дискуссии формируются следующие компетенции:
-коммуникативные
(умения
общаться,
формулировать
и
задавать
вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и
др.)
-способности
к
анализу
и синтезу,
брать
на
себя
ответственность,
выявлять проблемы и решать их,
-умения
отстаивать
свою
точку
зрения,
т.
е.
навыки
социального
общения.
В
ходе использования
интерактивного
стола дети
играют
индивидуально, в парах, подгруппой. Они работают общаясь, развивая свои
коммуникативные качества.
Интерактивный стол позволяет эффективно вовлекать детей в процесс
обучения.
В игровой
форме
обучение
детей происходит
посредством
развивающих игр с помощью звуковых эффектов, сопровождения красочного
видеоряда,
логических
задачек
и
т.
д.
Он
обладает
большой
рабочей
поверхностью. Это очень удобно при совместной работе, когда необходимо
принять какое-либо совместное решение, или наглядно показать какую-либо
информацию
Стол несет
в
себе
образовательные
функции
и
вместе
с
тем
поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является
ярким
и
наглядным,
что
делает
его использование значимым
для
развития детей.
В
работе,
с использованием
интерактивных
столов
воспитатель
использует
различные
стили
обучения:
визуальные,
слуховые
или
кинестетические.
Благодаря
этому,
дети
видят
большие
цветные
изображения,
которые
самостоятельно
передвигают.
Ни
какое
другое
оборудование не дает таких возможностей.
Задачи
развития:
развивать
коммуникативные
умения
и
навыки,
развивать
эмоциональную
сферу;
развивать
умения
и
навыки
индивидуальной,
групповой
работы;
развивать
воображение;
память,
мышление,
развивать
речь,
развивать
мелкую
моторику;
способствовать
снятию мышечного напряжения.
Задачи
образования:
расширять
кругозор
и
словарный
запас детей;
расширять и уточнять знания детей; развивать у детей умение понимать друг
друга без слов, работать в паре, договариваться между собой.
Таким
образом,
компьютерные
игры,
созданные
специально
для дошкольников, развивают у детей такие важные операции мышления как
обобщение
и
классификация;
учат детей преодолевать
трудности,
контролировать выполнение действий, оценивать результаты.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала
как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в
основе
формирования
таких
важных
структур,
как
познавательная
мотивация,
произвольные:
память
и
внимание,
а
именно
эти
качества
обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
В
такой
обстановке
дети
учатся
с
удовольствием.
Их
не
нужно
заставлять
читать
и
писать,
они
хотят
этого
сами.
Ведь
обучение
сопровождается игрой. К тому же визуальная информация запоминается на
80 % лучше, чем звуковая.
Таким
образом,
можно
отметить,
что использование
интерактивного оборудования в учебном процессе расширяет дидактические
возможности
обучения детей
и
сопровождается,
с
одной
стороны,
увеличением
объема
учебной
нагрузки,
а
с
другой
—
способствует
повышению уровня учебной мотивации со стороны дошкольников.
Средняя
продолжительность использования
интерактивной доски
в
процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с
ней дошкольников — в пределах 10 минут. В заключении можно сказать,
что интерактивные
оборудования
позволяют
успешно
решать
задачи:
развивают
свободное
общение
со
взрослыми
и
детьми,
развивают
все
компоненты
устной
речи детей,
а
также
способствуют
практическому
овладению дошкольниками нормами речи.
Перечень игр интерактивного стола
1.
Кот
- на развитие навыков счета в пределах 10, формирование понятия
предыдущего и следующего числа, понятий < на…, > на….
2. Путешествие
- на формирование слоговой структуры слов, буквенного анализа слов,
развитие речи, пополнение словарного запаса, заполнение правильного
написания словарных слов
3. Космический мусор (4-6 лет)
- познавательная, на развитие мышления
- игра учит логически размышлять, отмечать одну категорию предметов от
другой, развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном
предмете, быстроту мышления и реакции.
3. Шпион (5-6 лет)
- направлена на совершенствование навыков устного счета, запоминание
состава чисел, закреплять умение решать примеры, развитие математической
речи, логического мышления и реакции.
5. Облачные слоги (6-8 лет)
- направлена на формирование слоговой структуры слов, умение правильно
разделить слово на слоги, знакомство с животными и их детенышами.
6. Старый телевизор (6-8 лет)
- направлена на развитие речи, обучающая умению разделять буквы на
гласные и согласные, способствующая запоминанию букв русского алфавита.
7. Умный доктор (5-7 лет)
- направлена на развитие логического мышления, внимания, памяти, развитие
умения классифицировать предметы по одному признаку, умения
сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов, обогащает
знания об окружающем мире.
8. Веселые рассказы (5-7 лет)
- на развитие связной речи, формирование навыков выстраивания серии
сюжетных картинок в логической последовательности, пополнение
словарного запаса, развитие мышления.
9. Кухня (6-7 лет)
- на обучение глобальному чтению, развитие импрессивной речи и мышления
10. Счет и число (4-6 лет)
- ФЭМП, навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10,
внимание.
11. Строитель ( 4-6 лет)
- формироание фонематического слуха, восприятия и синтеза слов.
12. Тело человека (4-6 лет)
- знакомство с анатомией человека, формирование представлений о внешнем
строении человека, пространственном расположении его частей, развития
речи, пополнении словарного запаса
13. Кинотеатр (5-7 лет)
- развитие навыков счета в пределах 10, внимание
14. Умные часы (5-7 лет)
- формирование элементарных математических представлений, умение
ориентироваться по часам
15. Альфа Дед (5-7 лет)
- развитие словарного запаса, обучение чтению, запоминанию и узнаванию
букв русского алфавита, запоминанию правильного написания слов
16. Тренировка памяти (3-7 лет)
- английский язык:
геометрические фигуры
цвет
числа
17. Горные скачки (5-7 лет)
- на развитие памяти, внимания, зрительно-моторной координации
18. Найди отличия (4-8 лет)
- на развитие внимания, цветовосприятия, сосредоточенности.
19. Изучаем фигуры (4-7 лет)
- формирование элементарных математических представлений, знакомство с
геометрическими фигурами, развитие памяти, внимания, зрительно-
моторной координации.
20. Найди пару (от 3х лет)
- тренировка памяти, зрительного восприятия, внимания, усидчивости.
21. Числа (3-7 лет)
- английский язык
22. Цвета (3-7 лет)
- английский язык
23. фигуры (3-7 лет)
- английский язык
24. Животные (3-7 лет)
- английский язык
25. Профессии (5-7 лет)
- уточнение представлений о труде взрослого, запоминание различных
профессий
26. Танграм (5-7 лет)
- пространственное представление, конструктивное мышление, логику,
воображение, сообразительность, комбинаторные способности,
формирование элементарных математических представлений, терпение,
усидчивость.
27. Музей (4-6 лет)
- развитие навыков чтения, мышление, внимание, активизация словаря,
любознательность
28. Семья(3-7 лет)
- английский язык
29. Семья(5-7 лет)
- формирование понятия «семья», развитие логики, мышления,
внимательности, навыков чтения
30. Комната(3-7 лет)
- английский язык
31. Счет(3-7 лет)
- английский язык (1-10)
32. Логические круги ( 4-7 лет)
- логическое мышление, умение сопоставлять, обобщать, группировать
Тестовый раздел
1.
Букварь
2.
Времена года
3.
Геометрические фигуры
4.
Детеныши
5.
Дом (английский язык)
6.
Животные (английский язык)
7.
Изучаем цвета
8.
Логика 3-5
9.
Логика 5-7
10.
Найди отличия
11.
Найди пару
12.
Найди фигуру
13.
Одежда
14.
Посуда
15.
Посчитаем
16.
Простой счет
17.
Скачки
18.
Счет (английский язык)
19.
Счет с гиппо
20.
Съедобное
21.
Танграм
22.
Транспорт
23.
Умные часы
24.
Фигуры (английский язык)