Автор: Никифорова Марианна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ - Сыланская СОШ имени профессора Г.П. Башарина
Населённый пункт: с. Усун-Кюель, Чурапчинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение басен Крылова в национальной школе"
Раздел: полное образование
Никифорова Марианна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ-Сыланская СОШ имени профессора Г.П.Башарина
Чурапчинский улус Республика Саха(Якутия)
Изучение басен Крылова в национальной школе
Изучение басен школе имеет огромное воспитательное значение. Басни
содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и
воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.
Басни Крылова — традиционнейшая тема в отечественных программах по
литературе — открывают раздел «Русская классическая литература XIX века». Не
подвергая сомнению центральное положение в ней басен Крылова, авторы многих
программ
вводят
также
произведения
Эзопа,
Лафонтена,
некоторых
русских
писателей, пролагавших дорогу гениальному баснописцу. Бесспорно, подобный
исторический экскурс идёт на пользу делу. Равно как и постановка некоторых
обобщающих
теоретико-литературных
вопросов,
посильных
для
учащихся.
Например, вопроса о взаимоотношении фольклора с авторской литературой.
И всё же, на наш взгляд, педагогический потенциал изучения басни
используется пока недостаточно. Ведь сокрытые в ней возможности общего и
специального развития читателя-подростка просто изумительны. В связи с этим
данная проблема в национальных школах представляется глубоко актуальной.
Процесс
изучения
басен
в
школах
РС(Я)
проводилась
по
методике
поэтапного изучения творчества И. А. Крылова в 5 классе якутской школы.
Цель – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить
методику изучения творчества И. А. Крылова в 5 классе якутской школы.
В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза:
изучение
творчества
И.
А.
Крылова
в
5
классе
якутской
школы
будет
эффективным, если:
- творчество Крылова будет изучаться поэтапно в контексте культурных традиций
русской литературы;
- стихотворения Крылова будет рассматриваться с учетом специфики восприятия
и понимания якутскими учащимися неродной литературы;
- будут учитываться возрастные особенности учащихся, уровень восприятия ими
произведений;
- в процессе изучения творчества Крылова будут использованы активные методы
и приемы работы, учитывающие жанровые особенности басни.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты
следующие задачи:
-исследовать теоретические основы изучения творчества Крылова в национальной
школе;
-провести
анализ
литературоведческой
и
методической
литературы
в
аспекте
темы;
-разработать
и
научно
обосновать
систему
поэтапного
изучения
творчества
Крылова;
4)
экспериментально
проверить
эффективность
предложенной
системы
поэтапного изучения творчества Крылова в 5 классе якутской школы.
Поставленные
задачи
решались
с
помощью
следующих методов
исследования:
-
теоретический:
анализ
литературоведческой,
психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме исследования;
-
эмпирический: анкетирование учащихся, беседы с учителями, анализ срезов
знаний, аналитических и творческих работ.
-
экспериментальный:
проведение
констатирующего
и
обучающего
экспериментов.
Методологической
основой
нашего
исследования
являются
труды
М.М.Бахтина,
Д.С.Лихачева,
Ю.М.Лотмана,
М.Г.Качурина,
И.Я.Лернера,
Н.И.Кудряшева, психологов Л.С.Выготского, П.М.Якобсона, Н.Д.Молдавской, а
также методистов В.Г.Маранцмана, В.Ф.Чертова, Т.Ф.Курдюмовой, Б.А.Ланина,
Г.И.Беленького и В.Я.Коровиной.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- создана методика изучения творчества И. А. Крылова, в основе которой лежит
поэтапное формирование представлений об особенностях художественного мира
баснописца;
-
разработана
и
обоснована
система
заданий
разной
степени
сложности
в
зависимости от уровня литературного развития учащихся: дифференцированные
задания
творческого
и
аналитического
характера:
подготовка
иллюстраций,
заочные экскурсии, выразительное чтение произведений с индивидуальным и
групповым исследованием.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
- определены цели изучения творчества И. А. Крылова;
-
выявлены объективные трудности, возникающие при изучении басен И. А.
Крылова в якутской школе, и намечены пути их преодоления;
-
теоретически
обоснованы
методы
и
приемы
активации
исследовательской
деятельности старшеклассников (в аспекте темы дипломной работы);
-
предложена
научно
обоснованная
и
экспериментально
проверенная
система
уроков творчества И. А. Крылова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны
конкретные методические рекомендации по изучению творчества И. А. Крылова в
5 классе якутской школы, разработаны уроки.
На защиту выносятся следующие положения:
- воспитание духовно богатой личности, способной дать высокую эстетическую
оценку
произведениям
искусства,
глубоко
осознающей
свою
нравственную
и
гражданскую
позицию,
предполагает
обращение
учащихся
якутской
школы
к
творчеству И. А. Крылова;
- создание методической системы поэтапного изучения творчеству И. А. Крылова
будет способствовать формированию у учащихся наиболее полного представления
о художественном мире баснописца.
Достоверность
результатов
исследования подтверждается
данными
обучающего и констатирующего экспериментов; методический аспект изучения
творчества И. А. Крылова способствует эффективному пути восприятия данной
темы
якутскими
школьниками;
разработана
и
проверена
система
уроков
по
исследуемой теме.
Апробация результатов исследования осуществлялась на уроках по теме
исследования в 5 классе МОУ СОШ №14 г. Якутска,
На первом уроке «Голос своего времени» (урок-встреча) учащиеся знакомятся
с эпохой и биографией И. А. Крылова. Активно используются различные средства
наглядности:
портрет
великих
баснописцев,
высказывания
современников,
презентация
к
уроку.
Учащиеся
выразительно
читают
басни,
работают
с
ключевыми словами (мораль, справедливость, правда). В качестве домашнего
задания
ребятам
предлагается
подготовиться
к
следующему
уроку-проекту:
разделившись на группы, готовятся к презентации своих проектов.
На втором уроке (урок-проект) учащиеся расширяют представление о жанре
басни,
своеобразии
басен
Крылова
и
его
вкладе
в
развитие
русской
басни.
Впечатление дополняют презентации к уроку, выразительное чтение учащихся,
анализ
эпизодов,
композиции,
комментированное
чтение
басен,
сообщения
учащихся.
В
заключении
на
основе
эмпирического
материала
подведены
итоги
исследования,
сформулированы
основные
выводы,
намечены
перспективы
исследования.
Предложенный
нами
контекстуальный
подход
к
изучению
творчества И. А .Крылова в якутских школах может быть использован при анализе
других баснописцев, таким образом, учащиеся могут подняться до осознания
обобщенного
смысла
басенных
образов,
приблизиться
к
общечеловеческому,
«вечному» смыслу басен.