Напоминание

"Изучение басен Крылова в национальной школе"


Автор: Никифорова Марианна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ - Сыланская СОШ имени профессора Г.П. Башарина
Населённый пункт: с. Усун-Кюель, Чурапчинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение басен Крылова в национальной школе"
Раздел: полное образование





Назад




Никифорова Марианна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ-Сыланская СОШ имени профессора Г.П.Башарина

Чурапчинский улус Республика Саха(Якутия)

Изучение басен Крылова в национальной школе

Изучение басен школе имеет огромное воспитательное значение. Басни

содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и

воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.

Басни Крылова — традиционнейшая тема в отечественных программах по

литературе — открывают раздел «Русская классическая литература XIX века». Не

подвергая сомнению центральное положение в ней басен Крылова, авторы многих

программ

вводят

также

произведения

Эзопа,

Лафонтена,

некоторых

русских

писателей, пролагавших дорогу гениальному баснописцу. Бесспорно, подобный

исторический экскурс идёт на пользу делу. Равно как и постановка некоторых

обобщающих

теоретико-литературных

вопросов,

посильных

для

учащихся.

Например, вопроса о взаимоотношении фольклора с авторской литературой.

И всё же, на наш взгляд, педагогический потенциал изучения басни

используется пока недостаточно. Ведь сокрытые в ней возможности общего и

специального развития читателя-подростка просто изумительны. В связи с этим

данная проблема в национальных школах представляется глубоко актуальной.

Процесс

изучения

басен

в

школах

РС(Я)

проводилась

по

методике

поэтапного изучения творчества И. А. Крылова в 5 классе якутской школы.

Цель – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить

методику изучения творчества И. А. Крылова в 5 классе якутской школы.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза:

изучение

творчества

И.

А.

Крылова

в

5

классе

якутской

школы

будет

эффективным, если:

- творчество Крылова будет изучаться поэтапно в контексте культурных традиций

русской литературы;

- стихотворения Крылова будет рассматриваться с учетом специфики восприятия

и понимания якутскими учащимися неродной литературы;

- будут учитываться возрастные особенности учащихся, уровень восприятия ими

произведений;

- в процессе изучения творчества Крылова будут использованы активные методы

и приемы работы, учитывающие жанровые особенности басни.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты

следующие задачи:

-исследовать теоретические основы изучения творчества Крылова в национальной

школе;

-провести

анализ

литературоведческой

и

методической

литературы

в

аспекте

темы;

-разработать

и

научно

обосновать

систему

поэтапного

изучения

творчества

Крылова;

4)

экспериментально

проверить

эффективность

предложенной

системы

поэтапного изучения творчества Крылова в 5 классе якутской школы.

Поставленные

задачи

решались

с

помощью

следующих методов

исследования:

-

теоретический:

анализ

литературоведческой,

психолого-педагогической,

методической литературы по проблеме исследования;

-

эмпирический: анкетирование учащихся, беседы с учителями, анализ срезов

знаний, аналитических и творческих работ.

-

экспериментальный:

проведение

констатирующего

и

обучающего

экспериментов.

Методологической

основой

нашего

исследования

являются

труды

М.М.Бахтина,

Д.С.Лихачева,

Ю.М.Лотмана,

М.Г.Качурина,

И.Я.Лернера,

Н.И.Кудряшева, психологов Л.С.Выготского, П.М.Якобсона, Н.Д.Молдавской, а

также методистов В.Г.Маранцмана, В.Ф.Чертова, Т.Ф.Курдюмовой, Б.А.Ланина,

Г.И.Беленького и В.Я.Коровиной.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- создана методика изучения творчества И. А. Крылова, в основе которой лежит

поэтапное формирование представлений об особенностях художественного мира

баснописца;

-

разработана

и

обоснована

система

заданий

разной

степени

сложности

в

зависимости от уровня литературного развития учащихся: дифференцированные

задания

творческого

и

аналитического

характера:

подготовка

иллюстраций,

заочные экскурсии, выразительное чтение произведений с индивидуальным и

групповым исследованием.

Теоретическая значимость заключается в том, что:

- определены цели изучения творчества И. А. Крылова;

-

выявлены объективные трудности, возникающие при изучении басен И. А.

Крылова в якутской школе, и намечены пути их преодоления;

-

теоретически

обоснованы

методы

и

приемы

активации

исследовательской

деятельности старшеклассников (в аспекте темы дипломной работы);

-

предложена

научно

обоснованная

и

экспериментально

проверенная

система

уроков творчества И. А. Крылова.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны

конкретные методические рекомендации по изучению творчества И. А. Крылова в

5 классе якутской школы, разработаны уроки.

На защиту выносятся следующие положения:

- воспитание духовно богатой личности, способной дать высокую эстетическую

оценку

произведениям

искусства,

глубоко

осознающей

свою

нравственную

и

гражданскую

позицию,

предполагает

обращение

учащихся

якутской

школы

к

творчеству И. А. Крылова;

- создание методической системы поэтапного изучения творчеству И. А. Крылова

будет способствовать формированию у учащихся наиболее полного представления

о художественном мире баснописца.

Достоверность

результатов

исследования подтверждается

данными

обучающего и констатирующего экспериментов; методический аспект изучения

творчества И. А. Крылова способствует эффективному пути восприятия данной

темы

якутскими

школьниками;

разработана

и

проверена

система

уроков

по

исследуемой теме.

Апробация результатов исследования осуществлялась на уроках по теме

исследования в 5 классе МОУ СОШ №14 г. Якутска,

На первом уроке «Голос своего времени» (урок-встреча) учащиеся знакомятся

с эпохой и биографией И. А. Крылова. Активно используются различные средства

наглядности:

портрет

великих

баснописцев,

высказывания

современников,

презентация

к

уроку.

Учащиеся

выразительно

читают

басни,

работают

с

ключевыми словами (мораль, справедливость, правда). В качестве домашнего

задания

ребятам

предлагается

подготовиться

к

следующему

уроку-проекту:

разделившись на группы, готовятся к презентации своих проектов.

На втором уроке (урок-проект) учащиеся расширяют представление о жанре

басни,

своеобразии

басен

Крылова

и

его

вкладе

в

развитие

русской

басни.

Впечатление дополняют презентации к уроку, выразительное чтение учащихся,

анализ

эпизодов,

композиции,

комментированное

чтение

басен,

сообщения

учащихся.

В

заключении

на

основе

эмпирического

материала

подведены

итоги

исследования,

сформулированы

основные

выводы,

намечены

перспективы

исследования.

Предложенный

нами

контекстуальный

подход

к

изучению

творчества И. А .Крылова в якутских школах может быть использован при анализе

других баснописцев, таким образом, учащиеся могут подняться до осознания

обобщенного

смысла

басенных

образов,

приблизиться

к

общечеловеческому,

«вечному» смыслу басен.



В раздел образования