Напоминание

" Особенности употребления местоимений"


Автор: Хайретдинова Лирина Маратовна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Особенности употребления местоимений"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

Факультет среднего профессионального образования

Методическая разработка

Местоимения и его виды по дисциплине

«Иностранный язык»

образовательной программы среднего профессионального образования

(ОП СПО)

для всех специальностей

преподавателя высшей категории

Хайретдиновой Л.М.

Санкт – Петербург 2023

1

Местоимения. Общие сведения.

Местоимение часть речи, которая указывает на лицо, предметы, на их признаки,

количество, но не называет их:I- я, who-кто, which-который, this- этот, these-те, some –

несколько и другие. Местоимение обычно употребляется в предложении вместо имени

существительного, или имени прилагательного, иногда вместо наречия и числительного.

Например:John learns English. He likes it. Джон учит английский язык. Он ему нравится.

(местоимение he указывает на лицо, названное именем собственным John,а местоимение

it на предмет ,выраженный существительным English).The day was warm.Such days are

rare in October.День был тёплым. Такие дни редки в октябре.(Местоимение such

указывает на признак, выраженный прилагательным warm).I have some English books.

(Местоимение some указывает на какое-то количество предметов, но не называет

конкретного числа).Местоимения, указывающие на лицо или предмет( личные,

возвратные, некоторые неопределенные и обобщающие), обладают некоторыми

признаками существительного и могут в предложении выполнять синтаксические

функции подлежащего и дополнения. Например:He is a doctor. Everybody knows him. (

подлежащее).Он доктор. Каждый знает его.

Can you help me?(дополнение).Ты можешь помочь мне?

Неопределённые местоимения somebody, someone-кто-то, кто- нибудь и некоторые

другие могут принимать форму притяжательного падежа.

Somebody-(общий падеж) - somebody’s- ( притяжательный падеж).

Личные местоимения I –я,you –ты, вы, he she- он, она, who – кто, указывают на

одушевлённые ,а местоимения it-он, она, оно, и what-что, на неодушевлённые

существительные. Местоимения he-он, she- она указывают на мужской и женский род.

По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на следующие

разряды: личные, притяжательные, возвратные, указательные. вопросительные, союзные,

относительные, неопределённые, отрицательные, обобщающие.

Личные местоимения.

К личным местоимениям относятся следующие:I- я, you- ты, he- он, she- она, it - он,

она,we- мы, you- вы, they- они. Местоимение- I всегда пишется с прописной буквой.

Местоимения I, we, you- указывают на говорящее лицо и его собеседника(во

множественном лице с другими лицами),например:

I can speak English. – Я умею говорить по- английски.

Do you speak English? Ты (вы)говоришь(говорите по-английски?

We read many Russian and English books. Мы(я и другие лица)читаем много русских и

английских книг.

Местоимения he, she, it, they указывают на предмет или лицо, о котором говорится,

говорилось до этого или будет говориться.

2

Местоимения we, you, they могут обозначать неопределённых лиц, а людей вообще.

В этом случае местоимение на русский язык не переводится, например:

They speak different languages in Switzerland. В Швейцарии говорят на разных языках.

Личные местоимения имеют два падежа: именительный(the Nominative Case) и

косвенный, или объектный( the Objective Case).Объектный падеж соответствует в

русском языке различным косвенным падежам местоимений, например:me-меня, мне.

Склонение местоимений:

ед.число

Именительный падеж Объектный падеж

1. I я 1. me меня, мне

2. you ты 2. you тебя, тебе

3 .he он 3. him его, ему

she она her её, ей

it оно, она, он it его, её, ему

множественное число.

1.we мы 1. us нас, вам

2.you вы 2. you вас, вам

3.they они 3. them их, им

Употребление личных местоимений.

В предложении личное местоимение может быть подлежащим, или именной частью

составного сказуемого, в объектном падеже- дополнением.

1. I saw the picture- подлежащее

2.It’s I (he, we)- именная часть сказуемого

3. We met them at the station – прямое дополнение

4. He showed her the picture- беспредложное косвенное дополнение.

Притяжательные местоимения.

Личным местоимениям соответствуют следующие притяжательные местоимения.

(Possessive Pronouns) my-мой, моя, моё, you- твой, твоя, твоё, his- его, her- её, its-его,

её.our-наш, наша, наше, наши, your-ваш, ваше, ваши, their-их.

Притяжательные местоимения в предложении выражают принадлежность и отвечают на

вопрос чей? Они имеют две формы: зависимую и независимую.

3

Формы притяжательных местоимений.

Зависимая форма Независимая форма

Ед число.

1. my мой, моя, моё, мои 1. mine мой, моя, моё, мои

2. your твой, твоя, твоё, твои 2.yours твой, твоя, твоё, твои

3. his его 3. his его

her её hers её

its его.её its его, её

мн число

1. our наш.наша.наше, наши 1. ours наш.наша.наше, наши

2.your ваш, ваша. ваше, ваши 2. yours ваш, ваша. ваше, ваши

3.their их 3. theirs их

Употребление притяжательных местоимений.

1. Притяжательное местоимение в зависимой форме является определением и всегда

стоит перед существительным, к которому относится. На русский язык оно либо

переводится местоимением свой, либо опускается.

Take your books and let’s go. Возьми свои книги и пошли.

Aunt Ann shook her head. Тётушка Энн покачала головой.

You have to wash your face. Тебе надо умыть лицо.

2.Независимая форма притяжательных местоимений используется самостоятельно. Она

может быть подлежащим, именной частью составного сказуемого, дополнением.

This is not my pen, mine is red. Подлежащее Это не моя ручка, моя красная.

These books are ours. Именная часть сказуемого. Эти книги наши.

I have broken my pencil. Please, give me yours. Прямое дополнение. Я сломал карандаш.

Пожалуйста, дай мне свой.

Exercise 1.(Е.М.Солтовец).

Вставьте личное местоимение. Put the personal pronoun.

1.I am going shopping. Do you want to come with-----?

2. Where is my bag? I can’t find-----.

4

3. This is my teacher. He teaches ----.

4. I like that tall man. Do you know ----?

5.Feed the dog and take---- for a walk.

6. Mum! Could ---- help me with my homework?

7.I like these postcards. I will buy-----.

8.I love you. ----- will be happy together.

9. She is right. I agree with ----.

10.We want to see them, but they don’t want to see----.

The key1.me 2.it.3.me.4.him.5.it.6.you.7.them.8.we 9.her.10 us.

Притяжательные местоимения.

Exercise2(Е.А.Васильева)Section8p28- key-p121

1.Я видел это своими собственными глазами.

2. Это ваша ошибка, а не его.

3.Кейт отправила смс родителям и позвонила другу.

4.Мы хорошо знаем его самого и его родителей.

5.Можно воспользоваться вашей газонокосилкой? Наша сломана.

6.У нас ситуация более сложная , чем у них.

7.Какая милая собачка! Но я не знаю, как её зовут.

8.Твои друзья приехали, а мои нет.

9. Это точно не её дом. У неё кирпичный и утопает в цветах.

10.Их доводы мне не понятны.

The key 1.I saw it with my own eyes2.It’s your fault, not his.3.Kate texted her parents and called

her friend.4.We know him and his parents well.5 Can we use your lawn-mower? Ours is

broken.6.Our situation is more complicated than theirs.7.What a nice dog! But I don’t know its

name.8.Your friends have arrived , but mine haven’t.9.This is evidently not her house. Hers is

made of brick, and smothered in flowers.10. I can’t grip their arguments.

5

Возвратные местоимения. (Reflexive Pronouns).

Возвратные местоимения образуются путём прибавления к личным местоимениям в

объектном падеже (him, her, it, them) и притяжательным местоимениям(my, our, your)

окончаний –self в единственном числе и –selves во множественном числе.

Лицо Един число Множест. число

1.myself себя, 1. ourselves себя,

2. yourself себе, 2. yourselves себе,

3. himself собой, 3. themselves собой,

herself сам, сама, сами.

itself само.

Возвратные местоимения выражают категорию лица, а в 3 лице единственного числа-

категорию рода.

Например: I did it myself. Я сделал это сам.

Don’t hurt yourself. Nick! Не ушибись, Ник!

Don’t hurt yourselves children! Не ушибитесь , дети!

He could see himself in the mirror. Он мог видеть себя в зеркале.

Употребление возвратных местоимений.

I. Возвратные местоимения употребляются в функции дополнения после ряда глаголов.

Они соответствуют в русском языке;

1. Частице –Ся (-сь), которая присоединяется к глаголам, чтобы придать ему

возвратное значение, показывая, что действие переходит на само действующее лицо.

например:

She hurt herself Она ушиблась.

Be careful! Don’t cut yourself Будьте осторожны! Не порежьтесь.

They defended themselves. Они храбро защищались.

2.Возвратному местоимению себя ( себе, собой).

He bought himself a new coat-. Он купил себе новое пальто.

Look at yourself Посмотри на себя.

I am not pleased with myself. Я недоволен собой.

6

II. Возвратные местоимения употребляются для усиления значения существительного

или местоимения, соответствуя русскому местоимению сам(сама, само, сами) В этом

случае они могут стоять в конце предложения, так и после слова, значение которого они

усиливают.

Например:I saw it myself. I myself saw it. Я сам это видел.

He did it himself. He himself did it. Он сам это сделал.

Exercise 2 (Е.М.Солтовец).

Вставьте притяжательные или возвратно- усилительное местоимение.

Put possessive or reflexive pronoun.

1. I hope they enjoy---- holiday.

2. We can’t do it----, we need help.

3. Don’t take this cup of tea. It is not----.

4. You like your picture and I like -----.

5. We brought------ dictionaries.

6. Be careful! Don’t hurt-----.

7. I like this city.------architecture is really great.

8. He enjoyed------ on the beach.

9. Can I use your phone?-----needs charging.

10. She amazed-----by playing with the dog.

Key: p174 1. their,2.ourselves 3.yours 4.mine,5. Our 6.yourself, 7.its, 8.himself, 9.mine,10. herself.

Exercise 187. Переведите на английский язык.

Translate into English:

1. Я сам перевёл эту статью.

2. Вы сами можете сделать эту работу?

3. Я сам поведу машину.

4. Очень скоро Джейн оказалась одна в комнате.

5. М-р Коллинз сам подписал этот документ.

6. Дик купил себе перчатки.

7

7. Он никогда ничего не рассказывал о себе.

8. В прошлое воскресенье мы ездили за город. Мы получили удовольствие.

9. Мне не пришлось помогать Джону.

10. Можете вы сами ответить на мой вопрос?

11. Я сам прочитаю эту статью, не надо пересказывать её.

12. Вскоре она очутилась перед старым парком.

13. Утром он встал, умылся, оделся и вышел в сад.

14. Вам стоит пойти с нами в музей, вы получите удовольствие.

15. Мне помочь вам или вы сделаете сами?

the key:

1. I have translated this article myself.2.Can you do this work yourself?

3. I’ll drive the car myself.

4. Soon Jane found herself in the room alone.

5. Mr Collins signed the document himself.

6. Dick bought himself a pair of gloves.

7. He has never spoken about himself.

8. Last Sunday we went to the country. We enjoyed ourselves.

9. I didn’t have to help John. He did everything himself.

10. Can you answer my question yourself?

11. I’ll read this article myself. You needn’t retell it.

12. Soon she found herself in front of the old park.

13. He got up in the morning, washed and dressed(himself) and went into the garden.

14. You should go to the museum with us, you’ll enjoy (yourself).

15. Shall I help you or will you do everything yourself?

8

Вопросительно- относительные местоимения.

Interrogative and Relative Pronouns.

Вопросительные местоимения используются для построения специальных вопросов.

К ним относятся местоимения who- (кто), whom- (кого, кому), what (что, какой), whose

(чей), which- (который).

What is your telephone number?Какой у вас номер телефона?

Эти местоимения имеют значения и функции как вопросительных местоимений , так и

относительных местоимений. Относительные местоимения ( к которым также относится

местоимении that- который, которая, которые) употребляются для связи главного

предложения с придаточным:

This a telephone number that she gave me.Это телефонный номер,который она мне дала.

Вопросительные местоимения.

Упражнение1 Вставьте одно из местоимений вместо точек who, whom, whose, what,

which.

1…will help me?

2…. of you will help me?

3….of these girls is the youngest?

4….is your hat?

5…is your telephone number?

6…. pencil is this, Peter’s or Helen?

7…are you drinking?

8…. are you expecting?

9. … understands the rule?

10….of you understands the rule?

11….teaches you English?

12…. is he?

13….trees grow in your garden?

14…of you am I to thank for this?

15…English books have you read this term?

9

16….do you know about him?

17….gloves are these? They are mine.

18… piece of cake will you have?

19…. pencil is yours?

20…. is the way to the theatre?

21…knows his address?

22… would you like to drink?

23…would you like to drink: mineral water or lemonade?

24…. of these cakes may I take?

25…. is the coldest season of thе year?

26….shoes do you want to buy?

27…. way did he go?

28. Нere are the books…. is yours?

The key к параграфу 21-24 стр.567

1.who 2. which,3. which 4. which 5.what 6.whose7.what 8.whom (or what) 9.who 10.which

11.who.11.who 12 what13.what 14.which15.which (or what)16.what17/whose18. Which

19. which 20 which 21.who 22.what 23.which 24.which25.which26.what (or which)27.which

28. which

10

Exercise 2

Напишите вопросы к выделенным жирным шрифтом словам.

1. I am looking at him.

2.Petrov is a doctor.

3.They are talking about the international situation.

4.They are painters.

5.That is my sister’s dog.

6. Some English books are lying on the table.

7. The children are sitting under the tree.

8.He is waiting for me.

9, A. called you up.

10.We saw A. yesterday.

11. That man is Ivanov.

12. That book is mine.

13. I bought some red pencils yesterday.

14.These boys are my brothers.

15.May is the fifth month of the year.

16.I rang up my sister.

17. The dining room is the largest room in our house.

18. The handbag is made of leather.

19. The man asked for a cup of tea.

20. He has bought a gold watch.

21. He dictated the letter to the secretary.

22.The telegram is from my father.

23. Mathematics is the most difficult subject that I study.

24.I spoke to the director about it.

25.The director’s office is on the third floor.

26.The height of this building is one hundred metres.

11

The key to ex2 p. 567

1.Who(m)are you looking at( or at whom are you looking?

2.What is comrade Petrov?

3. What are they talking about? or (About what are they talking? )

4. What are they?

5. Whose dog is that?

6. What is lying on the table?

7. Who is sitting under the tree?

8. Who(m) is he waiting for? or For whom is he waiting?

9. Who called me up?

10.Who(m) did you see yesterday?

11 Who is that man?

12.Whose is that book?

13. What did you buy yesterday?

14. Who are these boys?

15.Which month of the year is May?

16.Who(m) did you ring up?

17.Which is the largest room in your home?

18.What is the handbag made of? or Of what is the handbag made?

19.What did the man ask for? Or For what did the man ask?

20.What watch has he bought?

21.Who(m) did he dictate the letter to or To whom did he dictate the letter

22.Who(m) is the telegram from? or From whom is this telegram?

23.Which is the most difficult subject that you study?

24.Who(m) did you speak to about it? Or To whom did you speak about it?

25.Which floor is the director’s office on ?or On which floor is the director’s office?

26.What is the height of this building?

12

Exercise 3

Translate into English:

1.Кто оставил словарь на столе?

2.Кто из вас оставил словарь на столе?

3.Кого из них вы спрашивали об этом?

4.Кого вы ждёте здесь?

5.Кому вы дали свой словарь?

6. Какие книги вы купили?

7. На каком этаже вы живёте?

8. На какой стороне улицы ваш дом?

9. Что мы будем писать сегодня: диктант или грамматическое упражнение?

10.Что вы купили?

11.Что вам купить : масла или сыру?

12. Какой месяц самый холодный в Москве?

13. Кто знает адрес товарища А?

14. Кто из студентов нашей группы написал диктант без ошибок?

15. Кому из них вы хотите дать этот словарь?

16. Какой язык вы знаете лучше: английский или немецкий?

17.Что вы предпочитаете: чай или кофе?

18. О чём вы разговаривали, когда я вас встретил?

19.Кто эти молодые люди?

20. Какова цена на олово?

21. Каковы цены на каучук?

22. Какие товары готовы к отгрузке?

23. Что готово к отгрузке?

24. По какой цене вы предложили товар?

25. Каково население этого города?

13

The key to ex3 p 568.

1Who left the dictionary on the table?

2.Which of you left the dictionary on the table?

3.Which of them did you ask about it?

4.Who(m)are you waiting for here? or For whom are you waiting here?

5.Who(m) did you give your dictionary to? or To whom did you give your dictionary?

6.Which book did you buy?- когда хотят узнать названия купленных книг

or What books did you buy?-когда хотят узнать какого рода куплены книги( исторические,

технические.

7.Which floor do you live on? or On which floor do you live?

8.Which side of the street is your house on? or On which side of the street is your house?

9.Which shall we write today: a dictation or grammar exercises?

10.What did you buy?

11. Which shall buy for you: butter or cheese?

12.Which month is the coldest in Moscow?

13.Who knows comrade A’s address?

14.Which of the students in our group wrote the dictation without mistakes?

15. Which of them do you want to give this dictionary to? or To which of them do you want to

give this dictionary to?

16.Which language do you know better: English or German?

17.Which do you prefer: tea or coffee?

18.What were you speaking about when I met you? or About what were you speaking when I

met you?

19.Who are these young men?-этот вопрос имеет целью выяснить фамилию

What are these young men?- этот вопрос имеет целью выяснить профессию или должность

20. What is the price of tin? 21.What are the prices of rubber?.

22.Which goods are ready for shipment? 23.What is ready for shipment?

24.At what price did you offer these goods?

25.What is the population of this town?

14

Неопределённые местоимения/прилагательные.

Examples:

I haven’t many books. There isn’t much tea in your cup.

Have they many friends? Have you got much time?

There were a few students in the library. There is a little butter on his plate.

Exercise 6 ( В.С.Шахназарова)

Read and translate sentences.

1.We have very little butter at home.

2. Peter has very few friends at school,

3. He hasn’t much work to do.

4. Have they many friends?

5. Do you see many people in the street?

15

Неопределённые местоимения

Исчисляемые существительные

Many-многие, много

Few- мало ( очень мало)

Books

pencils

newspapers

men

children

a few- немного, несколько

Неопределённые местоимения

Неисчисляемые существительные

Much- много

Little-( очень мало)

Time

Coffee

tea

bread

butter

meat

fish

a little- немного

6 .“Is there much or little coffee in Ann’s cup?” “ There is a little coffee in her cup.”

7. There are a few English books on the shelf.

8. There are a lot of English and French books in the college library.

9. He usually has a lot of work to do in the office.

Exercise 4. (С.И.Блинова).

Complete the sentences with some, any, no.

1.

We had----- time to discuss all the details.

2.

Is there ----- coffee in the kettle?

3.

I have ----- money, so I can’t give you -----.

4.

Are there ----- tables in the book?

5.

If you need----- more information, please ask me.

6.

Tell me if you want----- help.

7.

The speaker touched upon-----important problems of political life in the country.

8.

He read----- books on the subject in our library.

9.

I’m fortunate there were-----tickets left for the show.

10. He’s got----- idea what to do with the house.

11. There are ----- flowers in the vase.

12. There is a cat in the room but there is -----dog there.

13. You may take ----- book; They are all interesting.

14. -----of my friends study two foreign languages.

The key test 70 1. Some/no 2.any 3.no, any 4.any 5.some 6.any7.some 8. some 9. some 10. no

11.some 12 no13 any 14.some.

Неопределенное местоимение. ( Indefinite pronouns).

Местоимение One.

One употребляется как местоимение-существительное в следующих случаях:

1. Как неопределенно – личное подлежащее часто с модальными глаголами can,may, must

should, ought to:One can find there any book Там можно найти любую книгу.

2. Во избежании повторения определяемого существительного после прилагательного,

порядкого числительного или указательного местоимения: The black box is heavier than the

white one.

Чёрная коробка тяжелее белой.

16

Неопределенное местоимение One (некто, некий, кто-то) имеет общий падеж и

притяжательный, имеет числа (единственное и множественное).Форма множественного

числа Ones-любые, всякие.

Обобщающие местоимения (Universal pronouns).

Обобщающие местоимения указывают на каждый из предметов, принадлежащих к ряду

однородных (местоимения every каждый , всякий и его производные everyone и

everything, each каждый,other /another другой, другие, either тот или другой, и тот и другой,

оба) или ряд однородных предметов(местоимения all весь, вся ,всё,both оба, обе).

Местоимения Each и Every.

Местоимения Each и Every –неизменяемые.Each каждый и every каждый, всякий могут

употребляться как местоимение- прилагательное в качестве определения перед

исчисляемым существительным в единственном числе.

Each - также как местоимение -существительное(each+of).

Every/ Each man knows what to do.Каждый знает что делать.

Each of his friends wished him well. Каждый из его друзей желал ему добра

Each употребляется по отношению к ограниченному количеству лиц, предметов.

Each has two balls.У каждого по два мяча.

The boys have two balls each.У каждого мальчика по 2 мяча.

They each have two balls. У них у каждого по2 мяча.

Местоимение Each в последних двух моделях может употребляться только после

существительного и личного местоимения во множественном числе. Every используется

по отношению к неограниченному количеству лиц, предметов.

Every day for a month he attended lectures.Каждый день в течение месяца он посещал

лекции. Every имеет производные формы everybody все, каждый,everything всё, которые

согласуются со сказуемым в единственном числе. Tell me everything about it.Расскажи мне

всё об этом. Местоимения everyone и everybody имеют категорию падежа:

It is everybody’s duty to take care of elderly parents. Долгом каждого является забота о

пожилых родителях.

17

Основные источники:

1.Винокуров.А.М. Все правила английского языка:Справочник.Издание3еМ:Мартин,2019-

304с.

2.С.И.Блинова Тесты и контрольные работы по грамматике английского языка.3-е изд.,

испр. и доп.-Спб:Перспектива,2018-256с.(Изучаем иностранные языки).

3.Васильева Е.А.Думай по-английски: сборник упражнений.- Москва:Прспект,2018-160с.

4.Шахназарова В.С.Английский для Вас. Новый курс 21 века/В.С.Шахназарова, К.В.

Журавченко, М:изд.»Вече»2018-512с.

18



В раздел образования