Напоминание

"Музыкальное воплощение поэтического образа; его зависимость от эпохи, жанра и стиля хорового сочинения"


Автор: Вильданова Эльнара Файзулловна
Должность: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБУДО ДШИ№1 ЗАТО Межгорье РБ
Населённый пункт: г. Межгорье Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкальное воплощение поэтического образа; его зависимость от эпохи, жанра и стиля хорового сочинения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема:

«Музыкальное воплощение поэтического образа; его зависимость

от эпохи, жанра и стиля хорового сочинения ».

Музыка начинается там, где кончается слово.

Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком

музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Основная цель урока:

создать условия для творческого применения

специальных знаний, умений, навыков в процессе работы над раскрытием

художественного образа музыкальных произведений средствами музыкальной

выразительности.

Задачи урока:

а) образовательная задача: закрепление знаний, умений, навыков в процессе

работы над раскрытием художественного образа музыкального произведения;

б)

развивающая задача: развитие

внимания, памяти, ритма, слуховых

ощущений, чувства ансамбля, эмоциональности, ассоциативного воображения.

в) воспитательная задача: формирование

духовности и нравственности,

эмоциональной

отзывчивости.

Побудить

к

познавательной,

творческой

деятельности. Воспитание сценической культуры.

Методы и приемы реализации поставленных задач: метод моделирования

художественного - творческого процесса,

метод эмоциональной драматургии

(активизирует эмоциональное отношение детей к музыке),

метод музыкального

общения (формирование знаний о музыке, как системе; развитие осознанного

отношения к музыкальному искусству).

Место урока в системе уроков по теме: данный урок является составной

частью в системе учебных занятий для подготовки концертных выступлений.

Тип урока: урок комплексного применения специальных знаний, умений,

навыков.

Уровневая цель, адаптированная на ученика:

I.

репродуктивный

уровень

(восприятие

художественно-поэтического

образа).

II.

– конструктивный уровень (работа над осмыслением

художественно-

поэтического образа).

III.

– творческий уровень (раскрытие художественно-поэтического образа).

Ведущий вид деятельности: творческая деятельность, познание, общение.

.

Структура урока

Структурны

е элементы

уроков

Дидактичес

кие задания

Деятельнос

ть учителя

Деятельно

сть

обучаемы

х

Показатели

реальных

результатов

Организацион

ный момент.

Подготовка

учащихся к

работе на

уроке.

Подбор

вокальных

упражнений,

которые

помогут в

работе над

произведени

ем

Подготовк

а

певческого

аппарата с

помощью

вокальных

упражнени

й

Полная

готовность

коллектива и

оборудования,

Включение

обучаемых в

деловой ритм.

Активизация

знаний,

подготовка к

основному

этапу.

Обеспечени

е мотивации

и принятие

учащимися

целей

учебно-

познаватель

ной

деятельност

и,

актуализаци

я опорных

знаний и

умений.

Преподавате

ль проводит

анализ

поэтическог

о текста и

муз.средств

необходимы

х для

раскрытия

художествен

ного образа

произведени

я.

Анализ

темпа,

динамики.

агогики,

тембра,

фразировк

и,

характера

звуковеден

ия и

других

средств,

создающих

художеств

ен-

ный образ.

Подбор средств

выразительност

и для

правильного

выполнения

задания.

Закрепление

знаний и

способов

действий с

элементами

общения и

систематизац

ии.

Обеспечени

е усвоения

новых

знаний и

способов

действий на

уровне

применения

в

изменённой

ситуации.

Работа над

раскрытием

художествен

ного образа

музыкальног

о

произведени

я.

Формирован

ие

целостной

системы

ведущих

Творческая

деятельнос

ть,

требующая

применени

я

специальн

ых ЗУНов.

Работа

над

отдельным

и частями

музыкальн

Активная и

продуктивная

деятельность

учащихся.

Работа по

фразам,

партиям.

знаний по

теме урока.

ого

произведен

ий.

Контроль и

самоконтроль

знаний.

Выявление

качества и

уровня

овладения

знаниями и

способами

действий ,

обеспечение

коррекции.

Контроль за

выполнение

м задания и

коррекция

имеющихся

недостатков

в

исполнении

музыкальног

о

произведени

я.

Восприяти

е

замечаний

учителя и

товарищей

.

Исполнени

е

музыкальн

ого

произведен

ия

«Ave

verum»

Достижение

проектируемог

о результата.

Подведение

итогов.

Дать анализ

и оценку

успешности

достижения

цели.

Подводит

итоги

работы на

уроке,

оценивает

работу

каждой

группы и

хора в

целом.

Самооценк

а работы

на уроке.

Адекватность

самооценки

учащихся

оценке

учителя.

Процесс работы над произведением в хоре делится на два основных этапа:

а) технический – разучивание нотного и литературного текста, работа над

чистотой интонации, четкостью ритма, дикцией, звуком, ансамблем и т. д.

б) художественный - это работа с хором в художественном плане, освоение

произведения хором как художественного целого.

Трудно

отделить

эти

два

процесса

друг

от

друга.

Элементы

художественного и технического, в сущности, неразделимы в едином

процессе становления музыкального произведения так же, как и сам процесс

исполнительской работы, заключающий в себе одновременно познание и

созидание.

Все элементы ансамблевой звучности, как строй, интонация теснейшим

образом связанные с вокально-хоровой техникой исполнения, все в итоге

подчинено единой цели – художественно-выразительному исполнению

произведения. Вокально-техническая и художественная работа с первых

шагов обучения должна вестись в единстве. На начальном этапе обучения

преобладает

техническая

работа,

а

на

более

позднем

внимание

концентрируется больше на художественной стороне произведения.

Для

работы

над

произведением

руководитель

должен

сделать

исполнительский

анализ

произведения,

который

должен

ответить

на

несколько вопросов:

а) Какую мысль, какое содержание передают авторы? (Анализ поэтического

текста и музыкальных средств , при помощи которых композитор передает то

или иное содержание.)

б) Какими общеисполнительскими,

специальными вокально-хоровыми

средствами можно наиболее убедительно воплотить художественно-образное

содержание произведения? (Анализ темпа, динамики, агогики, тембра,

фразировки,

характера

звуковедения

и

других

средств,

создающих

художественный образ.)

Хоровое искусство жанр синтетический. Оно воздействует на слушателя

одновременно словом и музыкальными средствами. Благодаря такому

двойному

воздействию

осмысление

содержания

вокально-хорового

произведения значительно облегчается, т.к. позволяет его постигать через

смысловое значение словесного текста.

Сочиняя музыку, композитор стремится отразить в ней характер,

настроение,

основную

мысль

текста.

Путь

создания

и

воплощения

художественного

образа

в

музыкальном

исполнительстве

обычно

представляют как цепочку:

композитор - исполнитель – слушатель.

В

вокально-хоровом исполнительстве этот путь можно обозначит так: поэт –

композитор - исполнитель – слушатель. Приступая к изучению хорового

произведения, мы должны прежде всего проанализировать, какие образы

текста, какие мысли, идеи поэта нашли наиболее яркое выражение в музыке,

и понять что композитор считает главным, в чем видит суть содержания.

Анализ поэтического текста в единстве с музыкой способствует более

глубокому изучению произведения, более эмоциональному восприятию

художественного образа.

-Сегодня на уроке мы будем работать над произведением В.А. Моцарта

Ave

verum”.

Это

произведение

является

причастным

кантом

католической церкви) написанным в форме мотета. Исполняется на

латинском языке. Перевод текста звучит так:

Здравствуй, благое Тело,

Рожденное от Марии Девы:

Невинно страдавшее

И убиенное на кресте

За человеков.

С

твоей

пронзенной

груди

волной

Струилась кровь.

Будь же нам примером

В смертном испытании.

В

основе

текста,

как

мы

видим,

лежит

история

пришествия

Иисуса Христа.

(Слайд№1) Для чего приходил

на землю Иисус Христос? Он взял на Себя возмездие за грех детей своих –

смерть на кресте. Господь допустил, чтобы Его Сын столкнулся со всеми

опасностями наравне со всяким человеком и допустил, чтобы Он боролся,

как борется каждое земное дитя, рискуя потерпеть поражение и обречь себя

на вечную гибель. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему

служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для просвещения и

искупления многих» (Матф. 20, 28).

Во все времена люди пытались искупить свои грехи жертвоприношениями

своим богам (закалывали ягнят), вместо себя предавали смерти за свои грехи

животных. Но Небесный Отец исправил несовершенство, одухотворив идею

искупления в лице Агнца – Богочеловека Иисуса Христа. Благодаря Великой

Жертве, мы получили право жить в условиях согласия и счастья.

«Христос пострадав за нас, оставил нам пример, дабы мы шли по следам

Его и спаслись» (1 Петр. 2, 21).

Такова литературная основа произведения.

В

творчестве В.А.Моцарта много духовных произведений. В своем

подходе

к

таким

произведениям

Моцарт

был

строго

традиционен.

Ощущается

воздействие

баховского

искусства,

оно

проявляется

в

толковании

религиозного текста, которое

у

Моцарта

приобретает

еще

и

этическую значимость, глубину, а

так

же

новое

понимание

полифонии

(для

современников

это была “ученая “ музыка). Для

Моцарта, как и для Баха, это стало

выражением живого человеческого

чувства.

В данном произведение

трагическое

содержание

раскрывается

с

такой

проникновенностью

и

человечностью, что захватывает каждого, кто с этим произведением

соприкасается. (Слайд№2)

Итак,” Ave Verum “-это обращение к Иисусу Христу. Основной акцент

Моцарт делает на слова “ Esto nobis praegustatum in mortis examine”(“будь же

нам примером в смертном испытании”). Композитор дважды повторяет эту

фразу, повтор за вторым разом является кульминацией всего произведения -

это выражено и в динамике (forte),и в мелодической линии, слово “mortis”

распевается на высоких звуках (ре #, ми второй октавы) в партии сопрано.

Рассматривая средства художественной выразительности, прежде всего

надо говорить о темпе.

Темп является определенной сферой образов,

эмоций, жанров, неразрывно связан с целостным восприятием музыки, ее

характером. Если мы рассмотрим термины определяющие темп, многие из

них скорее обозначают характер музыкального звучания: медленные темпы

говорят о спокойствии, торжественности, философском раздумье и т.д.;

средние

-

о

сдержанности,

сосредоточенности,

размеренности;

быстрые

-

о

пылкости,

порывистости,

легкости,

живости.

Для

каждого

музыкального

произведения

существует

определенная зона, в

пределах которой содержание сочинения и характер музыки раскрываются

наилучшим образом.

-Произведение “ Ave

Verum” написано в темпе ADAGIO, характер

звучания сдержанный, скорбный. Мелодическая линия наполнена скачками,

хроматизмами, которые требуют определенной нюансировки. Например,

первая фраза в партии сопрано: сначала идет скачек на квинту вверх, следом

скачек на сексту вниз и в завершении фразы идет хроматизм.

Помимо

определения

правильного

темпа

необходимо

почувствовать

внутреннюю пульсацию музыки т. к. мелодическая линия в партиях написана

крупными длительностями (половинные, половинные с точкой, целые ноты и

даже целые с точкой).

Любой звук в музыке есть не что иное, как определенная - в пределах того

или иного темпа - частица времени. Установить соотношение отдельных

частиц между собой и ощутить время нам помогает метр, который делит

время на отдельные части- такты и их доли. Таким образом, метр-это канва

из клеток - тактов, на которых вышивается разнообразный рисунок. При

исполнении важно помнить, что не ритм подчиняется метру, а метр - ритму.

В процессе исполнения метр всегда насыщен движением ритма, творческим

дыханием и эмоцией музыканта-художника, а потому он может расширяться

и сокращаться.

Следующий

аспект

музыкальной

выразительности – это динамика.

Музыкальная динамика является одним из

важнейших орудий в руках музыканта

исполнителя.

Воздействие

динамики

наиболее

непосредственно

и

сильно.

Субъективная оценка громкости может

зависеть

от

тембра,

физических

возможностей голоса или хоровой партии,

взаимодействия сопоставляемых смежных

нюансов. Так в хоре, который не обладает

сильными голосами, надо использовать в

качестве

основного

самые

тонкие

градации piano

с тем, чтобы даже mezzo

forte

произвело впечатление

fortissimo, требуемого композитором. В хоре понятие громкости зависит от

четырех фактов: 1) громкость каждого голоса в отдельности; 2)громкость

голоса в ансамбле; 3)громкость партии; 4) громкость всего ансамбля.

- В произведении “ Ave

Verum” композитор в первых тактах указал

динамический оттенок mp, далее идет постепенное усиление звука до f, но

так как наш хор не обладает сильной звучностью, начинать произведение

следует с оттенка p, и далее ведем к первой кульминационной точке, которая

приходится на слова “ in cruce prohomine “. Вторую динамическую волну

следует начать с оттенка mp и развивать до f в конце произведения.

-Для того чтобы не было перегрузки звучности альтовой партии, надо

исполнять партию альтов на более прозрачном пиано.

-Исполняя кульминационные моменты необходимо выделить (но не

прокричать) самый яркий звук, а именно в первом случае это звуки на слове

” in cruce” , во второй фразе “in mo-o-ortis”, а затем “убрать” звучность после

кульминации. Выразительность исполнения кульминаций следует больше

достигать за счет затухания окончания фразы.

-Динамическая линия в изучаемом произведении состоит из длительного

crescendo и diminuendo, что является важным средством объединения формы

и сильным средством выразительности. Исполняя такую нюансировку надо

следовать правилу, которое рекомендовал Г.Бюлов “ Crescendo

означает

piano, diminuendo означает forte”.

Сила звука связана также с его формированием. Вместе с увеличением

громкости идет расширение звука, вместе с уменьшением – сужение.

Восприятие

громкости голоса зависит и от его яркости, звонкости,

способности “ лететь” вдаль, слышаться на большом расстоянии, т.е. качеств

связанных с тембром. Поэтому работа над динамикой непосредственно

связана с

тембром.

Выразительные возможности тембров в музыке

обусловлены их сходством с явлениями окружающей действительности.

Такое сходство отражается в

описательных характеристиках, которые

применяются для обозначения тембров. Так, тембр может быть звенящим,

скрипучим, свистящим. Он может восприниматься как теплый и холодный,

светлый и темный, матовый и яркий, ласковый и суровый.

С. Волконский, известный театральный педагог, писал: “Хотя красивый

голос – одно из драгоценнейших даров природы, но и он может превратиться

в орудие, препятствующее выразительности; прелесть голоса может стать

назойливой, когда актер начинает на ней “ играть” в ущерб смыслу речи, и

наоборот, скверный голос может заставить забыть себя, когда соблюдены все

условия разумной и прочувствованной речи. Красота голоса есть только

украшение речи, но не сущность, и ничего нет хуже на сцене, как красивый

голос, который надоел,- это как красивое, но глупое лицо”. Нередко певцы,

не

обладающие

особой

красотой

голоса,

становятся

мастерами

выразительного пения.

-Для

исполнения

произведения

“Ave

Verum”

требуется

большей

прикрытости, округленности звучания, но при этом не следует излишне

затемнять звук.

-Еще одним сильным средством выразительности является артикуляция

.

Под артикуляцией в музыке

следует понимать способ «произношения»

мелодии

с

той

или

иной

степенью

расчлененности

или

связности

составляющих ее тонов. Все произведение исполняется на legato, это требует

плавно и равномерно распределять звуковой поток от звука к звуку, от слога

к слогу без нарушения единой певческой линии, без перерыва или толчка.

Несмотря на изменение высоты звуков, различие в произношении гласных и

согласных,

расчлененность

смежных

звуков

и

слогов

должна

быть

минимальной. Для этого необходимо, чтобы гласные пропевались возможно

протяжнее, в то время как произношение согласных должно быть предельно

точным и быстрым. Для достижения лучшего исполнения

legato можно

предложить пропеть мелодию на один из гласных звуков.

Следующий

момент,

на

который

следует

обратить

внимание

-

это

фразировка. Именно от фразировки зависит выразительность исполнения.

Фразировка – это способ сочетания звуков, слияния их в интонации, фразы,

предложения, периоды.

-

«Аve

verum»-это

произведение

которое

основано

на

связном,

объединенном исполнении.

Большое значение для объединения целого и для членения на фразы в

хоровом пении имеет дыхание. Только в хоре возможно «цепное» дыхание,

обеспечивающее непрерывность пения и связность отдельных построений.

В связи с тем, что хоровики не могут преодолеть физиологическую инерцию

голоса, взятие дыхания и начало новой фразы занимают у них слишком

много времени, в результате чего сквозная линия развития рушится. Поэтому

необходимо обратить особое внимание на то, чтобы цезура выполнялась за

счет укорочения длительности предшествующей фразы, а не за счет

задержки последующей.

Итог:

Для, выразительного исполнения

произведения необходимо

владение дыханием, динамикой звука; для передачи эмоционального

содержания произведения требуется создание соответствующего по тембру

звучания,

правильная артикуляция, умение найти правильный темп

произведения.

Таким

образом,

становится

очевидным

единство

художественных и технических навыков в пении.

Формирование

технических

навыков

должно

вестись

в

единстве

с

эмоциональным подтекстом и художественной выразительностью. Певцы, не

владеющие своим голосом (техническими навыками) беспомощны при

исполнении художественных произведений. Они также беспомощны, если не

умеют передать музыкально-поэтическое содержание. Задача педагога по

хору - научить воспитанников всему этому в комплексе.



В раздел образования