Напоминание

"Формирование коммуникативных качеств дошкольников посредством игровых приёмов"


Автор: Татьяна Ивановна Татаренкова
Должность: Воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" с. Сосково Сосковского района Орловской области
Населённый пункт: с.Сосково
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных качеств дошкольников посредством игровых приёмов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выбирая тему работы «Игра, как средство формирования коммуникативных

способностей», хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.

Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А.С.,

Эльконйн Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П.

На сегодняшний день, когда мир находится в постоянном информационном

буме, и каждый раз что-либо меняется, очень важно быть мобильным и уметь

быстро усваивать, анализировать и, доносить до людей необходимую

информацию.

Проблема общения и межличностного взаимодействия на сегодняшний день

очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития

коммуникативных способностей. И как средство используется игра.

По мнению Татьяны Ивановны, игра на сегодняшний день является одним

из главнейших средств развития коммуникативных способностей.

А наиболее актуальным изучать тему «игра как средство развития

коммуникативных способностей» именно на подростковом возрасте, который

является переломным - это переход от мира детства и беззаботного

существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям

общения и взаимодействия.

Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а

игра, помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения,

но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и

самореализация в обществе.

В ходе работы над данной темой, Татьяна Ивановна структурировала ее так:

- Объект: развитие коммуникативных способностей подростка.

- Предмет: условие развития коммуникативных способностей.

- Цель: подбор и апробация игр влияющих на развитие коммуникативных

качеств подростка.

-Гипотеза: использование игры будет способствовать эффективному

развитию коммуникативных способностей подростков с учетом следующих

правил:

1.

Информированность (знание) педагога об индивидуальных способностях

детей.

2.

Наличие игровой базы данных для использования в различных формах

работы с детьми.

3.

При компетентности педагогов в данном вопросе.

4.

Учет интересов детей.

-Задача Татьяны Ивановны:

1. Показать необходимость развития коммуникативных способностей в

дошкольном возрасте.

2.

Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у

детей

3.

Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных

способностей.

4.

Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных

способностей.

Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой

(деятельности) и представляет собой воспроизведение отношений между

людьми. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате

изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по

своему происхождению и по своей природе.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на

воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных

способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся

нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает

познание и усвоение предметной и социальной действительности,

интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей

дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, который

формирует знания, умения и навыки.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19

века немецкий ученый К.Гросс, считавший, что в игре происходит

приспособление к будущим условиям борьбы за существование.

Материалистический взгляд на игру сформулировал Г.В.Плеханов,

указавший на ее возникновение из труда. Связывая игру с ориентировочной

деятельностью, Д.В.Эльконин определяет игру как деятельность, в которой

складывается и совершенствуется управление поведения.

Отличительным признаком развертывания игры являются быстро

меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и

столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые

действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов,

т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения

между играющими.

В игре происходит формирование производственного опыта и

произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е.

вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре

- культуре общения.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная,

предметная, в том числе символическая игра.

Предметная игра - детская игра с предметами человеческой материальной и

духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Символическая игра - вид игры, в которой реальность воспроизводится в

виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с

предметами: появляются предметные игры - подражание (усвоение форм и норм

поведения взрослых), и формирование личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов:

- игра-исследование;

- игра-конструирование;

-ролевая игра;

Ролевая игра - совместная групповая игра, в которой ее участники

распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери,

отца, воспитателя, врача и т.п.

Сюжетная игра - детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из

событий реальной жизни людей, рассказов, сказок.

Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к

участию в общественной жизни и различных социальных ролях.

В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться

организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.

В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых

формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как

мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.

Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-развлекательная - это основная функция игры - развлечь, доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

-коммуникативная - освоение навыков общения, развития

коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;

Выбирая тему работы «Игра, как средство формирования коммуникативных

способностей», хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.

Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А.С.,

Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П.

На сегодняшний день, когда мир находится в постоянном информационном

буме, и каждый раз что-либо меняется, очень важно быть мобильным и уметь

быстро усваивать, анализировать ц доносить до людей необходимую

информацию.

Проблема общения и межличностного взаимодействия на сегодняшний день

очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития

коммуникативных способностей. И как средство используется игра.

По мнению Татьяны Ивановны, игра на сегодняшний день является одним

из главнейших средств развития коммуникативных способностей.

А наиболее актуальным изучать тему «игра как средство развития

коммуникативных способностей» именно на подростковом возрасте, который

является переломным - это переход от мира детства и беззаботного

существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям

общения и взаимодействия.

Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а

игра помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения,

но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и

самореализация в обществе.

В ходе работы над данной темой, Татьяна Ивановна структурировала ее так:

-Объект: развитие коммуникативных способностей подростка.

-Предмет: условие развития коммуникативных способностей.

-Цель: подбор и апробация игр влияющих на развитие коммуникативных

качеств подростка.

-Гипотеза: использование игры будет способствовать эффективному

развитию коммуникативных способностей подростков с учетом следующих

правил:

1.

Информированность (знание) педагога об индивидуальных способностях

детей.

2. Наличие игровой базы данных для использования в различных формах

работы с детьми.

3.

При компетентности педагогов в данном вопросе.

4.

Учет интересов детей.

У

-Задача Татьяны Ивановны:

1. Показать необходимость развития коммуникативных способностей в

дошкольном возрасте.

2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у

детей

3. Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных

способностей.

4. Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных

способностей.

Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой

(деятельности) и представляет собой воспроизведение отношений между

людьми. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате

изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по

своему происхождению и по своей природе.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на

воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных

способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся

нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает

познание и усвоение предметной и социальной действительности,

интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей

дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, который

формирует знания, умения и навыки.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19

века немецкий ученый К.Гросс, считавший, что в игре происходит

приспособление к будущим условиям борьбы за существование.

Материалистический взгляд на игру сформулировал Г.В .Плеханов,

указавший на ее возникновение из труда. Связывая игру с ориентировочной

деятельностью, Д.В.Эльконин определяет игру как деятельность, в которой

складывается и совершенствуется управление поведения.

Отличительным признаком развертывания игры являются быстро

меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и

столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые

действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов,

т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения

между играющими.

В игре происходит формирование производственного опыта и

произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е.

вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре

- культуре общения.

В раннем возрасте возникаете получает развитие индивидуальная,

предметная, в том числе символическая игра.

Предметная игра - детская игра с предметами человеческой материальной и

духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Символическая игра - вид игры, в которой реальность воспроизводится в

виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с

предметами: появляются предметные игры - подражание (усвоение форм и норм

поведения взрослых), и формирование личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов:

- игра-исследование;

- игра-конструирование;

- ролевая игра;

Ролевая игра - совместная групповая игра, в которой ее участники

распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери,

У

отца, воспитателя, врача и т.п.

Сюжетная игра - детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из

событий реальной жизни людей, рассказов, сказок.

Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к

участию в общественной жизни и различных социальных ролях.

В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться

организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.

В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых

формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как

мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.

Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательная - это основная функция игры - развлечь, доставить

удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

- коммуникативная - освоение навыков общения, развития

коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;

-самореализация в игре, как полигоне человеческой практики

-игротерапевтическая - преодоление различных игровых ситуаций,

трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

-диагностическая - выявить отклонения от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

-функция коррекции - внесение позитивных изменений в структуру

личностных показателей;

-межнациональная коммуникация - усвоение единых для всех людей

социально-культурных ценностей;

-социализация - включение в систему общественных отношений, усвоение

норм человеческого и межличностного общения.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим,

люди использовали с древности.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным

признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в

явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

1.

Обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие.

2.

Познавательные, воспитательные, развивающие.

3.

Репродуктивные, продуктивные, творческие.

4.

Коммуникативные, диагностические, профориентационные,

психологические и др.

Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для

нее, например:

По характеру игровой методики игры бывают:

1.

Предметные.

2.

Сюжетные.

3.

Ролевые.

4.

Деловые.

5.

Имитационные.

6.

Игры - драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значимой степени определяет

среда: различают игры с предметами, и без предметов, настольные, комнатные,

уличные, на местности, компьютерные, и с ТСО, а так же с различными

средствами передвижения.

Но в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на

следующие группы:

• физические (двигательные),

• интеллектуальные (умственные),

• трудовые и социально-психологические.

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый

из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

Это необходимо для углубленного изучения природы игры, ее влияния на

развитие личности, а так же для того, чтобы определить, каким образом можно

влиять на игры, усиливать их воздействие, педагогически грамотно используя их

в воспитательном процессе.

В силу многообразия игр оказывается сложным определить исходное

основание для классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии,

которые отвечают данной концепции. Так Ф. Фребель, будучи передовым, среди

педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в

основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния

игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные

игры), движений (моторные игры).

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть у

немецкого психолога К. Г роса: игры подвижные, умственные, сенсорные,

развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую

группу игр, по его классификации, составляют, «игры специальных функций».

Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования

инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживания и др.).

В отечественной педагогике сложилась классификация игр, базирующихся

на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально

/

классификацию игр по такому принципу предложил П.Ф. 'Лесгафт, позже его

идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.

V-

Безусловно, это не самая полная классификация, но, изучая ее, Татьяна

Ивановна считает, что психологи и педагоги уделяют огромное значение игре,

как важнейшему фактору развития, социализации, усвоения общественных норм,

развитию коммуникативных способностей и навыков жизни в человеческом

обществе.

В своей работе Татьяна Ивановна уделяет игре одно из важнейших мест,

так как игра - это одно из ведущих средств воспитания и формирования

коммуникативных умений и способностей, а так же важнейшая форма

организации жизни. В игре ребенок развивается как личность, у него

формируется те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть

ценность его социальной практики, его отношения с окружающими людьми и с

самим собой.

Сама природа игры уникальна: объединение в общем сотрудничестве и

деятельности, общая радость за победу.

Работа педагога с подростками имеет особый характер, так как Татьяна

Ивановна учитывает не только возрастные и физиологические особенности

ребенка в данном возрасте, но и особенности его психического и

индивидуального развития.

В дошкольном возрасте очень важно то, как ребенок поставит себя в

коллективе сверстников; проявить свои лидерские и организаторские, а так же

коммуникативные умения.

Роль Татьяны Ивановны в игре бывает различной: она может быть прямым

участником игры, советчиком, помощником и так далее. Но во всех этих случаях

Татьяна Ивановна внимательно следит за игрой, не подавляет инициативы и

самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их

развертывания, для развития детской изобретательности, творчества,

коммуникативных умений.

В игре Татьяна Ивановна изучает каждого подростка, его интересы,

направленности, желания, индивидуальные особенности, следит за его

действиями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства его социализации и

самоактуализации.

Исходя из общей характеристики игры, как педагогического явления, можно

назвать основные задачи Татьяны Ивановны:

1.

Реализация поставленных целей, таких как развитие тех или иных качеств

личности подростка.

2.

Получение положительного эмоционального опыта.

3.

Забота о том, чтобы игра несла в себе запас пищи для нравственного

развития, развития творческой индивидуальности.

4.

Передача знаний о системе человеческих взаимоотношений и

коммуникативной культуре от старшего поколения.

Анализ основных источников активности ребенка в игре показывает

соответствующее направление ее педагогической организации:

1.

Вовлечение ребенка в игровую ситуацию и включение в различные

сферы

общения, через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм

деятельности.

2. Предоставление возможностей проявления своих творческих, лидерских

способностей, коммуникативных способностей.

3.

Помощь в овладении средствами социального общения.

4. Самореализация и самоактуализация ребенка в обществе. Попытка

обозначить свое место в системе общественных отношений.

Мастерство управления таким могучим стимулирующим средством, каким

является спонтанно возникающее в игре соревнование, прежде всего, зависит от

умений Татьяны Ивановны выбрать гибкую, диалектическую позицию. Многие

специальные чувства и нормы поведения (товарищество, взаимопомощь,

дисциплинированность, подавление эгоцентрических инстинктов, честность,

справедливость и т.д.) закрепляются в игре наиболее интенсивно благодаря

разбору конфликтов, столкновений связанных с соблюдением игровой морали, и

влиянию на личность ребенка общественного (группового) мнения. Очевидно,

что в рассматриваемом аспекте педагогическое руководство подростками

состоит не в том, чтобы сдерживать эмоции, не допустить конфликтов, а в том,

чтобы управлять общественным мнением игрового коллектива.

Чтобы эффективно воспитывать детей, недостаточно знать набор игр. Игра,

как и любое другое средство, становится воспитательным фактором и движущей

силой развития способностей, только при соблюдении ряда условий. Главное из

них - это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых

приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Это особый стиль

отношений между педагогом и детьми. Организация детского самоуправления

только тогда становится эффективной, когда воспитатель или педагог следует

скрытой или явной логике игровых взаимоотношений.

Игра занимает одно из основных и важнейших мест в системе работы

Татьяны Ивановны. Она направлена на сплочение коллектива, развитие

коммуникативных и организаторских способностей, создание благоприятного

эмоционального и психологического фона. Имеет диагностическую,

контролирующую и прогнозирующую функции. А так же основное

педагогическое значение игры:

1.

Игра - это фактор развития личности

2.

Способ приобщения детей к взрослому миру.

3.

Щадящая форма обучения жизненно важным умениям и навыкам.

4.

Ознакомление детей с широким спектром человеческой деятельности.

5.

Диагностирование социального развития ребенка.

6.

Профессионально подготовленная форма социально-психологического

тренинга.

7.

Эмоциональная психокоррекция.

8.

Способ формирования коммуникативных способностей, лидерских

качеств, а так же дружбы, товарищества, взаимопомощи и гуманистического

отношения в группе.

С помощью игры Татьяна Ивановна прослеживает атмосферу внутри

коллектива, координирует его (коллектива) деятельность, а так же

эмоционально-психологическое состояние каждого ребенка.

В игре ролевые позиции Татьяны Ивановны и детей разнообразны,

динамичны, менее регламентированы, более доверчивы.

По её мнению , главный педагогический смысл игры - создание условия для

социализации детей в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание

ситуации выбора, в которой подросток должен найти способ решения той или

иной социальной проблемы - не был бы столь эффективным, если - бы не

действовал педагог, который корректирует условия игры.

Безусловно, игра - это важный фактор личностного развития подростка,

считает Татьяна Ивановна, игра является важнейшим средством развития

коммуникативных способностей. Ведь общение - это главный вид деятельности

подростка.

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе

объективных отношений, которые складываются между людьми в их

общественной жизни.

Можно сказать, что человек существует и развивается в обществе, в

окружающей его группе людей, в соответствии с ее требованиями изменяет свои

мысли и поведение, переживает какие либо чувства под влиянием

взаимодействия с другими участниками группы. Однако все это происходит

благодаря тому, что, обмениваясь информацией и переживаниями с другими

людьми, лучше узнавая их, каждый из нас, так или иначе, участвует в общении.

Общение - 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития

контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной

деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой

стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека;

2. Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов,

вызванное потребностями совместной деятельности, и направленной на

значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых

образованиях партнера.

Психология общения исследует такие явления, как восприятие и понимание

людьми друг друга; подражание, внушение и убеждение; сплоченность и

конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения. При

всем многообразии этих психологических явлений основным источником их

возникновения выступает сфера вбщения между людьми. Только в общении с

другими людьми происходит развитие личности.

Общение происходит на трех уровнях взаимодействия:

1. Микросреда - семья, школа, улица, производство и др.

2. Макросреда - это общество со своей наукой, культурой, идеологией,

законами, общественными нормами.

3. Малая группа - личность взаимодействует с обществом не напрямую, а с

помощью своего круга общения.

Человеческое общение - сложный процесс взаимодействия, обмена

информацией, познание и испытывание переживаний возникающих в ходе

общения.

По

своим

формам

и

видам

общение

чрезвычайно

разнообразно.

Психологи говорят о прямом и косвенном общении, непосредственном и

опосредованном, вербальном (словесном) и невербальном.

Непосредственное общение является исторически первой формой на основе,

которой, в более поздние периоды развития цивилизации, возникают другие

виды общения.

Опосредованное общение появилось лишь после изобретения письменности.

Различают так же межличностное и массовое общение. Межличностное,

связано с непосредственными контактами людей в различных группах. Массовое

- это все множество связей и контактов, незнакомых в обществе людей. Сюда же

относят общение с помощью радио, телевидения, газет, журналов, т.е. с

помощью средств массовой информации.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить

пять основных его функций:

1.

Прагматическая функция общения, реализуется при взаимодействии

людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция, проявляется, в процессе развития человека и

становления его как личности. Действительно, без общения с взрослыми никто

не мог бы превратиться из беспомощного ребенка в того, кем является сейчас.

3.

Функция подтверждения, проявляется в том, что только в ходе общения с

другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных

глазах.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и

установлением определенных эмоциональных отношений - либо положительных,

либо отрицательных. Конечно, эмоциональные межличностные отношения не

исчерпывают общения, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений

между людьми, часто накладывая отпечаток на деловые и даже на ролевые

отношения.

5. Внутриличностная функция общения - одна из самых важных. Благодаря

диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем

значимые поступки. Такое «внутреннее общение» может рассматриваться как

универсальный способ мышления человека.

Эти важнейшие функции общения определяет систему межчеловеческого

взаимодействия. Но важно не только с кем человек общается, но и как.

Психологи выделяют три основных типа общения:

1.

Императивное.

2.

Манипулятивное.

3.

Диалогическое.

Императивное общение

Еще его называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что

один из партнеров по общению стремиться подчинить себе другого, хочет

контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям.

(Пример: строгие родители). Конечной целью является принуждение партнера к

чему-либо. В качестве средств императивного общения выступают угрозы,

приказы, указания, предписания, требования.

Манипулятивное общение

Цель его - оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь,

достижение своих намерений достигается скрытно. Цель - добиться контроля над

поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются

в сфере бизнеса и деловых отношений.

Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным

манипулятивным отклонениям.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать

как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект

своего воздействия, по сути дела общается сам с собой своими целями и

задачами, не видя истинного собеседника и игнорируя его.

Диалогическое общение

Противостоит авторитарному и манипулятивному общению, так как

основано на равенстве партнеров и их равноправии. Так мы общаемся с

одноклассниками, товарищами и прочими. Правила диалогического общения:

1.

Положительно эмоциональный настрой собеседника.

2.

Доверие.

3.

Принцип паритетности (восприятия как равного).

4.

Общие проблемы и задачи.

5.

Истинность мнений, чувств и желаний - принцип

персонифицированности общения.

Диалогическое или гуманистическое общение позволяет достичь более

глубокого взаимопонимания, самораскрытие собеседника.

ч

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость,

проявление и функции этого явления. Сложность общения требует выделение

отдельных его составляющих, описание структуры. Одним из часто

употребляемых является подход, при котором выделяются три взаимосвязанных

стороны общения:

- информативную (или коммуникативную), которая заключается в обмене

информации между общающимися людьми;

-взаимодействие (или интерактивную), проявляющую в обмене между

участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и

действиями;

-понимание (или перцептивную), представляющую собой процесс

восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

Безусловно, все три стороны общения важны при взаимодействии людей.

Но, по мнению Татьяны Ивановны, детям дошкольного возраста, необходимы и

особенно важны коммуникативные навыки. Они только входят во взрослый мир

и приобретение опыта передачи информации необходимо им особенно остро.

Говоря об информационной стороне общения, прежде всего, имеется ввиду,

обмен различными знаниями, представлениями, чувствами, установками.

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших

человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду, обычно

утоляют с помощью других людей.

Выяснилось, что наиболее популярные и занимающие более благоприятное

положение в группе людей, как правило, чаще высказываются, имеют большую

информированность. Интересный человек - это действительно, прежде всего,

источник новой информации, но не любой, а новой для слушателя. Это значит,

что необходимо ввести различие двух понятий информированность и

информативность.

Информированность - это запас знаний имеющихся у человека. А

информативность - это ожидаемая способность личности служить источником

информации для другого человека.

Жажда познания, как и жажда общения, предусматривает двухстороннюю

совместную деятельность. Однако обмен информацией - это слишком простое,

узкое понимание процесса коммуникации. В этом случае процесс коммуникации

и обмена информации - это одно и то же.

Общение нельзя рассматривать как простое отправление информации или ее

прием, еще и потому, что каждый собеседник стремиться «завоевать» внимание,

проявить активность, повлиять на другого.

Информация может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или

просьбы. Она призвана стимулировать какое то действие.

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения, и не

предполагает непосредственно изменения поведения.

Во время разговора каждый участник попеременно является то говорящим -

отдающим информацию, то слушателем - принимающим ее. Человек,

передающий информацию, называется коммуникатор, а тот, кто информацию

принимает, реципиент. Так организуется диалоговое общение.

Итак, отметим, характеристики человеческой коммуникации по Г.М.

Андреевой:

1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение

информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость

того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто

принята, но и осмыслена. Это приводит к налаживанию совместной

деятельности.

2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое

воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность

коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Участники общения должны понимать друг друга «все должны

изъясняться на одном языке». Это говорит о коммуникативных барьерах в

отношениях признаками, которых могут быть социальные, возрастные, и другие

различия, а также психологические, особенности каждого человека.

Передача информации осуществляется двумя способами: словами и жестами

- так выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью

языка. Средством вербальной коммуникации являются слова. Речь выполняет

две функции:

1.

Сигнификативную - возможность произвольно вызывать образы

предметов, воспринимать содержание речи.

2.

Коммуникативную - речь является средством общения и передачи

информации.

Умение точно выражать свои мысли, умение слушать - составляющая часть

коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение своих мыслей

приводит к неправильному толкованию сказанного. К двум основным методам

слушания относятся нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание предполагает минимальное вмешательство в

речь собеседника при максимальном сосредоточении на ней. Следовательно,

надо научиться внимательно молчать, демонстрируя понимание,

доброжелательность и поддержку. Такой прием облегчает для говорящего

процесс самовыражения и помогает слушателям лучше понимать смысл

высказывания.

Рефлексивное слушание предполагает установление активной обратной

связи с говорящим. Оно позволяет устранить преграды, искажение информации

в процессе общения, точнее понять смысл, содержание высказывания.

Четыре приема рефлексивного слушания:

1. Выяснение, т.е. уточнение информации.

.2. Отражение чувств, т.е. эмоциональная реакция, проявление чувств.

3.

Резюмирование, т.е. высказывание, подытоживающие мысли и чувства

говорящего.

4.

Перефразирование, т.е. формулировка той же мысли иначе.

Такие способы слушания помогают человеку высказывающемуся

адаптироваться в данной ситуации и получить необходимые эмоции и так же

достигнуть поставленной цели - донести информацию до слушателя.

Так же важной формой общения является невербальная коммуникация.

Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонация,

паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему,

дополняющую, а иногда и усиливающую и заменяющую слова.

Иногда, невербальными средствами общения можно высказать больше и

понятнее, нежели вербальными.

Профессиональные психологи могут выделить по невербальным движениям

мышц, пластики и мимики лжет человек или нет. А может он что-то скрывает?

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и

содержанию словесной передачи информации является одним из элементов

культуры общения.

А.С. Макаренко подчеркивал, что педагог одно и то же слово должен уметь

произносить с множеством различных интонаций, вкладывая в него значения то

приказа, то просьбы, то совета. Невербальная коммуникация так же необходима,

как и вербальная.

Игра - это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более

старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей

подростка она приобретает несколько другую направленность. В игре

происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и

проецирование их на созданные имитационно условия существующего в

реальном мире общения.

Игры не только помогают развитъ и проявить свои коммуникативные

умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и

трудности общения.

Понимание людьми друг друга - это одна из острейших проблем не только

подростковых взаимоотношений, но эта проблема возникает на протяжении всей

жизни человека.

Игра помогает ребенку выстроить систему взаимоотношений,

межличностного взаимодействия, проявить свои лидерские умения.

Игра дает прочную основу, так сказать теоретическое моделирование

будущих ситуаций, с которыми подросток может встретиться в реальной жизни.

Опыт подчинения и руководства в игре может воспитывать у подростков

способность к самостоятельным решениям, к отстаиванию собственного мнения,

поможет в некоторых ситуациях противостоять внушению и подавлению.

Каждая игра направлена на развитие тех или иных способностей, умений и

навыков, она имеет определенную воспитательную задачу.

Игра - это непрерывная смена позиций. Умение вести себя в определенной

роли, неважно будь это руководитель или подчиненный, формирует у подростка

адекватную самооценку и способность воспринимать реально свое место в

системе общественных отношений. Это формирует гибкость восприятия и

общения, способность к эмпатии, быстрое переключение от одного вида

деятельности или общения на другой.

Играя, подростки «впитывают в себя» опыт общения более старших

товарищей и взрослых людей.

Игра позволяет пережить те эмоции, которые помогают подростку на

игровом уровне уметь контролировать или воздерживаться от них.

Игровая ситуация направлена на формирование собственной позиции по

тому или иному вопросу. Она позволяет подростку донести «правильность»

своего мнения. С помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать

свою правоту и логику суждений.,

Для развития коммуникативной стороны в общении у дошкольников

Татьяна Ивановна использует тренинги общения, которые состоят из

определенного набора игр (дидактических, развивающих и других).

Для эффективности проведения тренинга общения необходимо соблюдать

ряд условий, как со стороны проводящего тренинг - взрослого, так и со стороны

участников тренинга, таких как:

1.

Добровольное участие в игровом тренинге.

2.

Создание эмоционально положительного и доверительного фона.

3.

Обратная реакция.

4.

Гуманизация.

Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на

развитие коммуникативных способностей.

В нашем мире, где происходит обмен информации; и огромный

информационный поток, который с каждым днем меняется, требует быстроты и

гибкости восприятия и реакции на постоянно меняющуюся ситуацию. Где

общественные отношения настолько сложны и многообразны, необходимо

быстро приспосабливаться и уметь адекватно реагировать на сложившуюся

систему обмена и передачи информации.

Игра очень мобильна, ее задачи можно постоянно изменять и усложнять, что

позволяет подростку, который только входит в сложный мир общественных и

межличностных отношений, уметь быстро приспосабливаться и реагировать, а

так же уметь преподнести информацию согласно правилам, и потребностям

современного общества.

Систематическое изучение развития коммуникативных способностей

показало необходимость акцентирования внимания на игре, как наиболее

эффективном средстве формировании коммуникативных способностей.



В раздел образования