Напоминание

Финансовая грамотность в детском саду


Автор: Порошкина Ирина Яновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №57
Населённый пункт: город Сыктывкар,Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Финансовая грамотность в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Порошкина Ирина Яновна

Место работы: МАДОУ №57 г. Сыктывкар Республика Коми.

Воспитатель.

Тема; Финансовая грамотность дошкольников.

Перспективный план

работы по развитию финансовой грамотности дошкольников

(подготовительная группа 6-7 лет)

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного

возраста.

Задачи:

1.Способствовать формированию познавательного интереса к экономике, помочь детям

войти в социально-экономическую жизнь.

2. Дать представления детям как зарабатываются деньги, и как умело их тратить.

3.Расширять словарный запас новыми словами и экономическими понятиями: семейный

бюджет, экономия, купюра, услуга, товар и др.

4.Воспитывать у детей уважительное отношение к людям, умеющим трудится и честно

зарабатывать деньги.

Пояснительная записка

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее

степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять

деньгами.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с

деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая

первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому

наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами,

которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке.

Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши

дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило,

они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное

пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем

зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет

знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие

возможности, способные дарить радость.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее,

планируя свое будущее. Поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками

грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой

самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей, чем раньше дети узнают о роли денег в

частной семейной и общественной жизни, тем быстрее могут сформироваться полезные

финансовые привычки.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах

жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги,

держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Поэтому, формировать основы

финансовой грамотности необходимо начинать уже с дошкольного возраста.

Работая с детьми по ознакомлению с финансовой грамотностью, используются такие

методы и приемы:

Игровые – сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения,

интеллектуальные игры и викторины и т.д.

Словесные - беседы, тематические занятия, объяснения, чтение художественных

произведений, обсуждение рассказов, рассказы из личного опыта детей, заучивание

пословиц и поговорок, решение проблемных ситуаций и т.д.

Практические – продуктивная деятельность, исследовательская деятельность,

решение арифметических задач и задач-шуток, проекты и лепбуки и т.д.

Наглядные – рассматривание иллюстраций, плакатов, сюжетных картин и зарисовок,

просмотр мультфильмов и презентаций, наблюдения и т.д.

В результате проделанной работы и проведенных мероприятий дети научатся и

сформируются представления:

- Финансы и экономика - это интересно и увлекательно, что необходимо следовать

социально-экономическим нормам и общественным правилам поведения в обществе.

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Деньги любят счет и финансы

надо планировать, не тратить деньги бездумно.

- Труд людей оплачивается, что зарплата это результат труда людей разных

профессий и уважительное отношение к труду людей.

- В игровой форме применяются финансовые и экономические знания и понятия.

Тематический план

Месяц

Мероприятия

Задачи

Работа с

родителями

Сентябрь

1.ОД «Что такое

деньги?»

2.Технология «Река

времени»,

«Путешествие в прошлое

денег»

3.Рассматривание

иллюстраций с

разнообразными

денежными купюрами.

1.

1.Дать представление о

денежной единице, учить

понимать назначение денег.

2.

2.Познакомить с историей

возникновения денег.

3.Расширять представления

детей о разнообразии

названий денег.

Выставка

литературы по

экономическому

воспитанию

«Умные

экономические

книги для детей»

Октябрь

1.ОД «Все профессии

нужны, все профессии

важны»

2.Чтение произведений:

Ш. Перро «Золушка»,

И. Крылов « Стрекоза и

муравей

3.Заучивание пословиц и

поговорок о труде.

1.Формировать представления

детей о деятельности людей,

дать понятие: профессия-

труд-деньги.

2.Помочь понять содержание

произведений, дать понятие,

как ты потрудишься, то и

заработаешь.

3.Помочь детям понять смысл

пословиц.

Помощь родителей в

изготовлении

атрибутов и игр для

сюжетно-ролевых

игр на тему

экономического

развития (Банкомат,

бутафорские

банковские

карточки, денежные

купюры и др.)

Ноябрь 1.

1.ОД «Знакомство с

Гномом Экономом»

2.Дидактические игры:

2.

«Что важнее», «Разложи

товар», «Покупается –

1.Систематизировать знания

детей о способах экономного

расходования бюджета.

Воспитывать навыки

разумного поведения в

ситуациях, связанных с

деньгами.

2.Учить классифицировать

предметы по степени

значимости, познакомить с

Круглый стол -

Семья как начальная

школа реальной

экономики для

детей.

Анкетирование

родителей: «Знаете

ли, вы вопросы

финансовой

грамотности

не покупается».

3.Ручной труд,

изготовление поделки

«Мой кошелек»

понятиями «предметы

роскоши», и «жизненно

необходимые предметы».

3.Развивать творческие

способности, фантазию.

Декабрь

1.ФЭМП. Знакомство с

монетами разного

достоинства. « Научим

Буратино считать»

2.Деловая игра «Юные

финансисты»

3.Решение проблемных

ситуаций из жизни «Если

бы…»

1.Научить детей распределять

монеты по возрастанию

номинала. Подвести к

пониманию, что учится

считать необходимо.

2.Развивать инициативу,

умение различать товар и не

товар, от чего зависит цена

товара.

3.Развивать логику, умение

делать выводы.

Буклеты для

родителей:

«Дружите

с финансами»,

«Ребёнок

и финансы».

Январь

1.Беседа и просмотр

презентации «Что такое

реклама и как она

работает»

1.

2.Игровые упражнения:-

Сочиняем рекламу:

«Мама рекламирует

кашу», «Подружка

рекламирует игрушку»

3.Чтение сказки Ш.

Перро «Кот в сапогах»

1.Дать представление о

понятии -реклама ,ее

разновидностях и ее

назначении.

2.Воспитывать интерес к

проявлению действий

рекламного характера.

3.Помочь понять смысл

сказки.

Привлечь родителей

к созданию

коллекции

«Денежные знаки

разных времен».

Февраль

1.Игровое занятие

«Путешествие в

сказочную страну

Финансов»

2.Просмотр

мультфильмов

«Смешарики. Азбука

финансовой

грамотности»

3.Сюжетно-ролевая игра:

«Супермаркет»

1.Содействовать финансовому

просвещению.

2.Развивать через

мультфильмы предпосылки

финансовой грамотности.

3.Показать разнообразие

товаров, подвести к

пониманию, что товар в

магазине – это результат

труда других людей, поэтому

он стоит денег, его надо

покупать.

Выставка

совместного

творчества на тему:

« Моя копилочка »

(изготовление

поделок своими

руками денежных и

шуточных копилок с

рассказом «Для чего

я коплю»)

Март

1.Беседа «Дом, где

живут деньги»

2.Рассматривание и

беседа: «Что такое

пластиковая

1.Дать первоначальные

знания о банке, как он хранит

деньги и выдает вкладчикам

2.Развивать познавательный

интерес, безопасность в

использовании карточки.

Участие родителей,

которые работают в

банковской сфере, в

познавательных

занятиях.

банковская карточка»

3.Сюжетно-ролевая игра

« Банкиры»

3.Познакомить с профессиями

менеджер, кассир, банкир,

умение выполнять игровые

действия.

Апрель

1.КВН «экономическая

игра»

2.Игровое занятие «В

гостях у сказок»

3.Художественное

творчество; рисование

по сказкам «Там царь

Кащей над златом

чахнет…»

1.Развивать интерес к

деятельности экономического

характера.

2.Учить детей на основе

сказочных персонажей

правильному отношению к

вещам, разумному их

использованию.

3.Учить отражать в рисунке

характер сказочного

персонажа, как плохо быть

жадным.

Папка-передвижка

«Финансовая

безопасность, Твои

финансы могут быть

интересны другим».

Май

1.Квест-игра с

родителями.

(участвуют 2 команды)

«Финансовая школа»

2.Дидактическая игра:

«Хочу и надо»

3.Просмотр

мультфильмов из серии

«Фиксики»:

«История вещей -

деньги»

«Как делают деньги»

«Деньги»

1.Закреплять полученные

знания из мира финансов.

2.Познакомить с

многообразием потребностей

и ограниченными

возможностями.

3.Развивать познавательный

интерес в вопросах финансов.

Совместное

мероприятие: квест-

игра «Финансовая

школа»

Используемая литература:

1.Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», пособие

для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. Л.В.Стахович,

Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская.-2 издание-М.ВИТА-ПРЕСС 2020.

2.Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт

и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус,

2012.-106 с.

3.Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности

«Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград,

2013.-26 с.

Электронные ресурсы:

Сайт: «Финансовая культура».

Сборник задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов»

Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание дошкольников.

Формирование предпосылок финансовой грамотности»



В раздел образования