Напоминание

Сольфеджио 2 класс. Домашние задания


Автор: Гурина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" п. Пролетарский
Населённый пункт: Белгородская область пос. Пролетарский
Наименование материала: Учебное пособие для учащихся II класса ДШИ и ДМШ
Тема: Сольфеджио 2 класс. Домашние задания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор-составитель: преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО «Детская школа искусств» п. Пролетарский

Гурина Наталья Николаевна

Пояснение от автора

Важной частью учебного процесса является домашняя работа

учащихся. Успех в достижении цели во многом зависит от форм и

последовательности домашних заданий.

Учебное пособие «Сольфеджио – домашние задания 2 класс» рассчитано на

учеников, получивших первоначальные сведения по нотному письму в

первом классе, ритму, ладовому восприятию, сольфеджированию,

творческому мышлению. Работа над ритмом должна пронизывать собой весь

учебный год, поэтому пособие рекомендует давать параллельные задания по

этому разделу. В заданиях по ладовому восприятию продолжается

практическая работа в изучении конкретных тональностей, входящих в

программу. Все эти понятия должны быть не только усвоены, а и услышаны

на примерах песенок и попевок в разных тональностях. Также даются задания

по сольфеджированию и творческому восприятию.

Все задания в пособии расположен исходя из последовательности и

взаимосвязи изучаемых тем по принципу «от простого к сложному».

Помимо заданий, в каждой теме имеются краткие теоретические сведения,

изложенные доступным для детей и их родителей языком. В качестве

музыкального материала для многих заданий используются примеры из тех

сборников по сольфеджио, с которыми работают многие педагоги. В конце

учебного пособия даются творческие задания. Хочется надеяться, что это

пособие будет полезным для педагогов и их учеников.

П. Пролетарский 2023 г

Т. 1 М

АЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

(повторение)

Зад.1 Назовите пройденные мажорные тональности, укажите количество в них

ключевых знаков.

Определить по знакам тональность, выписать устойчивые ступени-звуки,

вводные и тоническое трезвучие (Т53)

Зад. 2--------------

устойчивые вводные Т53

Зад.3

написать мелодию, используя ступени и ритм

Т2. Дирижирование в двухдольном размере

. ЗАТАКТ

Зад.1

Мелодия со второй, слабой доли, которая записывается перед тактовой

чертой. Образует з а т а к т

Неполный такт в начале мелодии называется затактом. Если есть затакт –

последний такт обязательно будет неполным.

Зад.2

Сольфеджируйте с дирижированием:

1.

Котя, котенька – коток.

Зад.3

Заполнить такты различными длительностями с затактом

1

Т-3. О

ДНОИМЕННЫЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Зад.1

Тональности с общей тоникой называются одноименными – у них разные

лады и ключевые знаки. Например: ре мажор и ре минор.

Параллельные тональности - это тональности, у которых одинаковые

ключевые знаки, но разные тоники и лады. Например: До мажор и ля минор,

Соль мажор и ми минор, Фа мажор и ре минор.

VI ступень мажорной тональности является тоникой параллельного

минора.

III ступень минорной тональности является тоникой параллельного мажора

Чтобы от мажора найти параллельный минор, нужно от тоники данного

мажора

опуститься вниз на 3 ступени, на 3 полутона. Чтобы от минора найти

параллельный мажор, нужно от тоники данного минора подняться вверх на 3

ступени, на 3 полутона.

Зад.2

Зад.3

Обведите ту ступень в минорных гаммах, которая является тоникой

параллельного мажора

Зад.4

напишите ступеневые дорожки

VII -I II-I III-II-I IV-III-II-I V-IV-III-II-I V-VI-VII-I VI-VII-I VII-I

Зад.5

Сольфеджируйте с дирижированием:

3. А мы просо сеяли.

2

Т-4

.

Т

ОНАЛЬНОСТЬ СИ МИНОР

Зад.1

Пойте гамму си минор и ступеневые дорожки

VII -I II-I III-II-I IV-III-II-I V-IV-III-II-I V-VI-VII-I VI-VII-I VII-I

Зад.2

4. Спи, моя милая

Т-5.

Д

ИРИЖИРОВАНИЕ В ТРЁХДОЛЬНОМ РАЗМЕРЕ

Зад 1.

Дополнить такты различными длительностями

Зад.2.

5.Сел комарик на дубочек

3

3

Т-6. Т

ОНАЛЬНОСТИ СИ- БЕМОЛЬ МАЖОР И СОЛЬ МИНОР

Зад.1

Напишите гаммы си-бемоль мажор и соль минор и пойте их

Зад.2

Напишите ступеневые дорожки си-бемоль мажор

VII -I II-I III-II-I IV-III-II-I V-IV-III-II-I V-VI-VII-I VI-VII-I VII-I

Соль минор

VII -I II-I III-II-I IV-III-II-I V-IV-III-II-I V-VI-VII-I VI-VII-I VII-I

Зад.3

6. Ты пойди, моя коровушка домой

Т-7. Т

РИ ВИДА МИНОРА

Зад.1

1.Натуральный вид минора - это такой вид, в котором восходящем и

нисходящем движении исполняются только

ключевые знаки

2. Гармонический минор - это вид минора, в котором в

восходящем и нисходящем движении повышается VII ступень

гаммы

3. Мелодический вид минора - это такой вид минора, в

котором в восходящем движении повышаются VI и VII ступени

гаммы, а в нисходящем движении эти ступени звучат как

натуральные.

4

Зад.2

Напишите, играйте и пойте гаммы 3 вида

Зад.3

Зад.4 7. Со вьюном я хожу

8. Белолица, круглолица

Т-

8. Ч

ЕТВЕРТЬ С ТОЧКОЙ И ВОСЬМАЯ В ДВУХДОЛЬНОМ РАЗМЕРЕ.

К

АНОН.

Зад.1

Точка, стоящая сбоку от ноты, увеличивает её звучание на половину

длительности.

Зад.2

5

Зад.3

9. Бурёнушка.

КАНОН

Зад.1

Канон - это вид многоголосной музыки, где все голоса исполняют

Одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а друг за другом

последовательно.

Зад.2 10. Василёк

Т-9

. Ч

ЕТВЕРТЬ С ТОЧКОЙ И ВОСЬМАЯ В ТРЁХДОЛЬНОМ РАЗМЕРЕ

Зад.1

Зад.2 Расставьте тактовые черточки в мелодиях:

Зад.3

11. Рыбка

6

Т-10.

ДИРИЖИРОВАНИЕ В ЧЕТЫРЁХДОЛЬНОМ РАЗМЕРЕ.

ц

ЕЛАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

Зад.1

Зад.2

Зад.3

12. Прилетай скорей, скворец

Т-11.

Ш

ЕСТНАДЦАТЫЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ

Зад

.1

Зад.2 Расставьте тактовые черточки в мелодиях:

7

Зад.3

Зад.4 13. Русская песня

Т-12

. И

НТЕРВАЛЫ

Зад.1

Расстояние или промежуток между звуками называется

интервалом

Если поставить второй палец левой руки на клавишу До 1октавы, а правой рукой

играть поочередно все звуки от До1 до ДО 2, то расстояние между клавишами

будет увеличиваться. Для обозначения расстояния между звуками используют

латинские названия, указывающие количество ступеней в каждом интервале:

Прима заключает 1 ступень, секунда – 2 ступени, терция – 3 ступени, кварта – 4

ступени, квинта – 5 ступеней, секста – 6 ступеней, септима – 7 ступеней, октава

8 ступеней

Зад.2

Постройте указанные интервалы сначала на фортепиано, затем письменно

Зад.3

Подпишите между звуками мелодии интервалы цифрами, затем

сольфеджируйте с дирижированием

14. Я пойду ли, молоденька

Т-13. М

АЛАЯ СЕКУНДА (м2) И БОЛЬШАЯ СЕКУНДА (б2)

Зад.1

Секунды бывают большими и малыми.

Сыграйте на фортепиано звуки Ми и Фа первой октавы одновременно:

между ними расстояние равно полутону – это малая секунда обозначается

М2. Теперь нажмите клавиши Ми и Фа-диез: расстояние между этими

8

звуками равно тону – это большая секунда обозначается б2. Запишем эти

интервалы:

Обратите внимание на то, что звуки интервалов повторяются. Меняется лишь

тоновая величина.

Научитесь строить малые и большие секунды:

а) к заданному звуку дописать соседний звук вверх или вниз;

б) проверить величину интервала по клавиатуре - малая секунда ( м2) = полтона,

большая секунда ( б2) = тон; дописать необходимые знаки.

Зад.2

Постройте от заданных звуков большие и малые секунды ( следите за

движением звуков)

Зад.3

Прочитайте стихотворение и запишите его ритмический рисунок:

Сочините на ритм данного стихотворения песенку с использованием в мелодии

интонаций большой и малой секунды (ре-ми, ре - ми-бемоль)

Т-

14.

МАЛАЯ ТЕРЦИЯ (м3) И БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ (б3)

Зад.1

Терции бывают большие и малые

Для построения терций необходимо:

а) от заданного звука отсчитать три ступени вверх или вниз и записать

полученный звук.

б) для построения большой терции (б3) отсчитайте 4 полутона = 2 тона, а для

малой терции (м3) – 3 полутона = 1 с половиной тона. Допишите необходимые

знаки.

Зад.2

Постройте терции вверх:

Зад.3

Определите интервалы и подпишите их:

Зад.4 15. Дождик

9

В песне есть переход с тоники соль на ноту си. Это интервал большой терции.

Подберите песню в тональности Фа мажор. Найдите пойте большую терцию.

ТЕРЦИЯ В ДВУХГОЛОСНОМ ЗВУЧАНИИ

Зад.5

Интервалы могут образовываться не только при переходе с одного звука на

другой. При одновременном звучании двух голосов тоже образуется

интервал.

Зад.6 16. А кто у нас гость большой

Т-15. Ч

ИСТАЯ КВАРТА (Ч4) И ЧИСТАЯ КВИНТА (Ч5)

Зад.1

Интервал чистая кварта(Ч4) содержит четыре ступени и два с половиной

тона.

Интервал чистая квинта (Ч5) содержит три с половиной тона

Кварты и квинты не бывают малые или большие, их называют чистая кварта и

чистая квинта

Чтобы построить интервал нужно:

а) отсчитать от заданного звука 4 ступени (для Ч4) или 5 ступеней (для Ч5)

вверх или вниз, записать полученный звук;

б) отсчитать 5 полутонов = два с половиной тона (для Ч4) или 7 полутонов = три

с половиной тона и дописать необходимый знак.

для проверки знаков помнить правило:

первый звук без знака – второй звук без знака

первый звук с бемолем – второй звук с

бемолем

первый звук с диезом – второй звук с диезом

исключение: Фа – Си-бемоль

Си – Фа-диез

Зад.2

Постройте указанные интервалы (следите за направлением)

Зад.3

10

Зад.4 17. Летит галка впереди

Зад.5

Досочините последнюю фразу. Пойте и дирижируйте в данной

тональности, затем запишите песню в фа мажоре.

18. Считалка

Квинта

Зад.6

Пойте песню с названием нот и со словами.

19. Вышел зайчик погулять

КВИНТА В ДВУХГОЛОСНОМ ЗВУЧАНИИ

Зад.7 20. Весна-красна на весь свет

Т-16. С

ЕКВЕНЦИЯ

Зад.1

Повторение мелодического оборота на другой высоте называется секвенцией, а

повторяющийся оборот, называется звеном секвенции.

Есть секвенция, которая движется вверх, и секвенция, которая движется вниз.

Это - восходящая и нисходящая секвенции.

11

Зад.2

Досочините мелодию с помощью секвенции

Зад.3

Найдите секвенцию, определите направление движения и подсчитайте

количество звеньев самостоятельно, затем пойте с дирижированием.

Т-17. С

ЕКСТА МАЛАЯ (м6) И СЕКСТА БОЛЬШАЯ (б6)

Зад.1

Сексты бывают большие и малые

Для построения сексты необходимо:

а) от заданного звука отсчитать шесть ступеней вверх или вниз и записать

полученный звук.

б) для построения малой сексты (м6) отсчитайте – 4 тона = 8 полутонам, а для

большой сексты (б6) 4 с половиной тона = 9 полутонам. Допишите

необходимые знаки.

Зад.2

Подпишите интервалы:

12

Зад. 3

найдите в мелодии сексты и пойте с дирижированием

21. Да ходила девушка

Русская народная песня

Т-18. Ч

ИСТАЯ ПРИМА (ч1) И ЧИСТАЯ ОКТАВА (ч8)

Зад.1

Чистая прима – это повторение одной и той же ступени. Чистой примой

называют также слияние двух-трёх голосов в один звук. Сокращенное

обозначение чистой примы – Ч1

Чистая октава

(Ч8) – это повторение одного и того же звука через семь

ступеней. В чистую октаву входят восемь ступеней гаммы. На чистые октавы

делится клавиатура фортепиано.

Чтобы лучше запомнить, что чистыми интервалами бывают только прима,

кварта, квинта и октава, спойте про них так:

Зад.2

Постройте интервалы вверх от разных звуков:

Зад.3

Проследите мелодию песни про кораблик от ноты к ноте и назовите все

встречающиеся в ней интервалы.

22. Ветер по морю гуляет

М. Красев

13

Т-19. С

ЕПТИМА МАЛАЯ (м7) И СЕПТИМА БОЛЬШАЯ(б7)

Зад.1

М7 = 7 ступеней и 5 тонов, а б7= 7 ступеней и 5 с половиной тонов

Запомните правила построения больших и малых септим:

Малая септима: 1)

от заданного звука отсчитать7 ступеней, записать

полученный звук;

2) от заданного звука построить на фортепиано в указанном направлении

октаву; от октавы в противоположном направлении построить большую

секунду. Проверить полученный звук, при необходимости дописать знак.

Большая септима:

1) ) от заданного звука отсчитать7 ступеней, записать полученный звук;

2) от заданного звука построить на фортепиано в указанном направлении

октаву; от октавы в противоположном направлении построить малую секунду.

Проверить полученный звук, при необходимости дописать знак.

Малая септима = октава – большая секунда.

Большая септима = октава – малая секунда.

Зад.2

построить интервалы, следить за направлением:

определить и подписать интервалы:

Зад.3

Определить интервалы в мелодии и спеть с дирижированием:

23. Что пониже было города Саратова

Русская народная песня

14

ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ

НАЗВАНИЕ

ОБОЗНА-

ЧЕНИЕ

СТУПЕ-

НЕВАЯ

ВЕЛИЧИНА

ТОНОВАЯ

ВЕЛИ-

ЧИНА

ПРИМЕР

ПРИМА:

чистая

ч

1

1

0

до -до

СЕКУНДА:

малая

м

2

2

0,5

до – ре

бемоль

большая

б

2

2

1

до – ре

ТЕРЦИЯ:

малая

м

3

3

1,5

до – ми

бемоль

большая

б

3

3

2

до – ми

КВАРТА:

чистая

ч

4

4

2,5

до – фа

КВИНТА:

чистая

ч

5

5

3,5

До – соль

СЕКСТА:

малая

м

6

6

4

до – ля

бемоль

большая

б

6

6

4,5

до – ля

СЕПТИМА:

малая

м

7

7

5

до – си

бемоль

большая

б

7

7

5,5

до- -си

ОКТАВА:

чистая

ч

8

8

6

До1-до2

15

ПЕСЕНКИ ИНТЕРВАЛОВ

М

2

б

2

М3

Ма-ла-я тер-ци-я пла-чет не спит нож-ка у тер-ци-и ма-лой бо-лит

б

3

Ч

4

Ч

5

Пус-та – я, хо – лод-на-я кра – са-ви-ца под - вод –на-я

М6

б

6

М7

б

7

Ч8

Я вось-ми мет – ро - ва – я жи – ра –фа бестол - ко – ва – я

16

Т-21. Аккорд. Трезвучие. Четыре вида трезвучий

Зад.1

Аккорд – зто созвучие, состоящее из трёх звуков и более. Если звуки

аккорда звучат вместе, одновременно, то аккорд называется

гармоническим. Если звуки аккорда звучат друг за другом,

последовательно, то аккорд называется мелодическим. Трезвучие

это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных через одну

ступень. Трезвучие обозначается цифрами 3 и 5. Цифра 3- третий звук

от нижнего звука аккорда, а цифра 5 – пятый звук от нижнего звука.

Крайние звуки трезвучия охватывают 5 ступеней.

Трезвучия бывают четыре вида и состоят из 2х терций – нижней и верхней

Зад.2

Определите трезвучия и подпишите их сокращенным обозначением

Зад.

Пойте мелодии с дирижированием укажите звуки по трезвучию

24. Украинская народная песня

25. А мы просо сеяли

17

ЧЕТЫРЕ ВИДА ТРЕЗВУЧИЙ

Большое Мажорное Малое Минорное

Б 53 М53

Звучание: стройное, стройное, пасмурное,

Яркое, веселое грустное

Увеличенное Уменьшенное

Ув 53 Ум 53

Волшебное, таинственное Резкое, грозное.

Удивительное

18

Т-

21.

ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ МЕЛОДИИ

Обрати внимание, как ведут себя звуки в различных мелодиях; то они движутся

вверх, то вниз, как бы поднимаясь или опускаясь по ступенькам лесенки.

Выучи их наизусть и пой в пройденных тональностях.

«лесенка»

«косичка вверх и вниз»

Опевание сверху, снизу

Подъем на носочках и приседание

По трезвучию

19

Творческие задания

Придумайте ритм к данным словам:

Досочините мелодии, используя данный ритм:

1

2

3

4

5

6

20

Содержание

Т-1 Мажорные тональности (повторение)

1 стр.

Т-2 Дирижирование в двухдольном размере.

1 стр.

Т-3 Одноименные и параллельные тональности

2 стр.

Т-4 Тональность си минор

3 стр.

Т-5 Дирижирование в трёхдольном размере

3 стр.

Т-6 Тональности си-бемоль мажор и соль минор

4 стр.

Т-7 Три вида минора

4 стр.

Т-8 Четверть с точкой и восьмая в двухдольном размере Канон

5 стр.

Т-9 Четверть с точкой и восьмая в трёхдольном размере

6 стр.

Т-10 Дирижирование на 4/4, целая длительность

7 стр.

Т-11 Шестнадцатые длительности

7 стр.

Т-12 Интервалы

8 стр.

Т-13 Малая и большая секунда

8 стр.

Т-14 Малая и большая терция

9 стр.

Т-15 Чистая кварта и чистая квинта

10 стр.

Т-16 Секвенция

11 стр.

Т-17 Секста малая и большая

12 стр.

Т-18 Чистая прима и чистая октава

13 стр.

Т-19 Септима малая и большая

14 стр.

Таблица интервалов

15 стр.

Песенки интервалов

16 стр.

Т-20 Аккорд. Трезвучие. Четыре вида трезвучий

17 стр.

Таблица аккордов

18 стр.

Т-21 Виды движения мелодии

19 стр.

Творческие задания

20 стр.

Содержание

21 стр.

21

Используемая литература:

1. Андреева М. «От примы до октавы», часть II М., 1983 г

2.Амосова Н. и Казак И. «Музыкальная грамота», Украина, «Калиграф», 2010 г

3. Абелян Л. «Забавное сольфеджио», «Советский композитор», М., 1982 г

4. Барабошкина А. «Сольфеджио 2 класс», «Музыка», М., 1983 г

5. Баева Н., Зебряк Т. «Сольфеджио 1-2 класс», «Кифара», М., 2012 г

6. Вахромеев В., «Элементарная теория музыки», М., 1962 г

7. Золина Е. «Домашние задания 2 класс», М., 2006 г

8. Иванова Г. «Сольфеджио 1-2 класс», Белгород 2000 г

9. Калинина Г. «Сольфеджио-Рабочая тетрадь 2 класс», М., 2012 г

10. Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио часть I Одноголосие» М., 1975 г

11. Русаева И. «Солфеджио1,2 класс», «Музыка», М., 2000 г

12. Серковская Т. «Сольфеджио. Учебное пособие 2 класс», Белгород, 2000 г

13. Фролова Ю. «Сольфеджио 1,2 класс», «Феникс», Ростов -на -Дону, 2001 г

14. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»,

М., 1988 г

22



В раздел образования