Автор: Гурина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" п. Пролетарский
Населённый пункт: Белгородская область пос. Пролетарский
Наименование материала: Учебное пособие для учащихся II класса ДШИ и ДМШ
Тема: Сольфеджио 2 класс. Домашние задания
Раздел: дополнительное образование
Автор-составитель: преподаватель теоретических дисциплин
МБУ ДО «Детская школа искусств» п. Пролетарский
Гурина Наталья Николаевна
Пояснение от автора
Важной частью учебного процесса является домашняя работа
учащихся. Успех в достижении цели во многом зависит от форм и
последовательности домашних заданий.
Учебное пособие «Сольфеджио – домашние задания 2 класс» рассчитано на
учеников, получивших первоначальные сведения по нотному письму в
первом классе, ритму, ладовому восприятию, сольфеджированию,
творческому мышлению. Работа над ритмом должна пронизывать собой весь
учебный год, поэтому пособие рекомендует давать параллельные задания по
этому разделу. В заданиях по ладовому восприятию продолжается
практическая работа в изучении конкретных тональностей, входящих в
программу. Все эти понятия должны быть не только усвоены, а и услышаны
на примерах песенок и попевок в разных тональностях. Также даются задания
по сольфеджированию и творческому восприятию.
Все задания в пособии расположен исходя из последовательности и
взаимосвязи изучаемых тем по принципу «от простого к сложному».
Помимо заданий, в каждой теме имеются краткие теоретические сведения,
изложенные доступным для детей и их родителей языком. В качестве
музыкального материала для многих заданий используются примеры из тех
сборников по сольфеджио, с которыми работают многие педагоги. В конце
учебного пособия даются творческие задания. Хочется надеяться, что это
пособие будет полезным для педагогов и их учеников.
П. Пролетарский 2023 г
Т. 1 М
АЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
(повторение)
Зад.1 Назовите пройденные мажорные тональности, укажите количество в них
ключевых знаков.
Определить по знакам тональность, выписать устойчивые ступени-звуки,
вводные и тоническое трезвучие (Т53)
Зад. 2--------------
устойчивые вводные Т53
Зад.3
написать мелодию, используя ступени и ритм
Т2. Дирижирование в двухдольном размере
. ЗАТАКТ
Зад.1
Мелодия со второй, слабой доли, которая записывается перед тактовой
чертой. Образует з а т а к т
Неполный такт в начале мелодии называется затактом. Если есть затакт –
последний такт обязательно будет неполным.
Зад.2
Сольфеджируйте с дирижированием:
1.
Котя, котенька – коток.
Зад.3
Заполнить такты различными длительностями с затактом
1
Т-3. О
ДНОИМЕННЫЕ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ
Зад.1
Тональности с общей тоникой называются одноименными – у них разные
лады и ключевые знаки. Например: ре мажор и ре минор.
Параллельные тональности - это тональности, у которых одинаковые
ключевые знаки, но разные тоники и лады. Например: До мажор и ля минор,
Соль мажор и ми минор, Фа мажор и ре минор.
VI ступень мажорной тональности является тоникой параллельного
минора.
III ступень минорной тональности является тоникой параллельного мажора
Чтобы от мажора найти параллельный минор, нужно от тоники данного
мажора
опуститься вниз на 3 ступени, на 3 полутона. Чтобы от минора найти
параллельный мажор, нужно от тоники данного минора подняться вверх на 3
ступени, на 3 полутона.
Зад.2
Зад.3
Обведите ту ступень в минорных гаммах, которая является тоникой
параллельного мажора
Зад.4
напишите ступеневые дорожки
VII -I II-I III-II-I IV-III-II-I V-IV-III-II-I V-VI-VII-I VI-VII-I VII-I
Зад.5
Сольфеджируйте с дирижированием:
3. А мы просо сеяли.
2
Т-4
.
Т
ОНАЛЬНОСТЬ СИ МИНОР
Зад.1
Пойте гамму си минор и ступеневые дорожки
VII -I II-I III-II-I IV-III-II-I V-IV-III-II-I V-VI-VII-I VI-VII-I VII-I
Зад.2
4. Спи, моя милая
Т-5.
Д
ИРИЖИРОВАНИЕ В ТРЁХДОЛЬНОМ РАЗМЕРЕ
Зад 1.
Дополнить такты различными длительностями
Зад.2.
5.Сел комарик на дубочек
3
3
Т-6. Т
ОНАЛЬНОСТИ СИ- БЕМОЛЬ МАЖОР И СОЛЬ МИНОР
Зад.1
Напишите гаммы си-бемоль мажор и соль минор и пойте их
Зад.2
Напишите ступеневые дорожки си-бемоль мажор
VII -I II-I III-II-I IV-III-II-I V-IV-III-II-I V-VI-VII-I VI-VII-I VII-I
Соль минор
VII -I II-I III-II-I IV-III-II-I V-IV-III-II-I V-VI-VII-I VI-VII-I VII-I
Зад.3
6. Ты пойди, моя коровушка домой
Т-7. Т
РИ ВИДА МИНОРА
Зад.1
1.Натуральный вид минора - это такой вид, в котором восходящем и
нисходящем движении исполняются только
ключевые знаки
2. Гармонический минор - это вид минора, в котором в
восходящем и нисходящем движении повышается VII ступень
гаммы
3. Мелодический вид минора - это такой вид минора, в
котором в восходящем движении повышаются VI и VII ступени
гаммы, а в нисходящем движении эти ступени звучат как
натуральные.
4
Зад.2
Напишите, играйте и пойте гаммы 3 вида
Зад.3
Зад.4 7. Со вьюном я хожу
8. Белолица, круглолица
Т-
8. Ч
ЕТВЕРТЬ С ТОЧКОЙ И ВОСЬМАЯ В ДВУХДОЛЬНОМ РАЗМЕРЕ.
К
АНОН.
Зад.1
Точка, стоящая сбоку от ноты, увеличивает её звучание на половину
длительности.
Зад.2
5
Зад.3
9. Бурёнушка.
КАНОН
Зад.1
Канон - это вид многоголосной музыки, где все голоса исполняют
Одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а друг за другом
последовательно.
Зад.2 10. Василёк
Т-9
. Ч
ЕТВЕРТЬ С ТОЧКОЙ И ВОСЬМАЯ В ТРЁХДОЛЬНОМ РАЗМЕРЕ
Зад.1
Зад.2 Расставьте тактовые черточки в мелодиях:
Зад.3
11. Рыбка
6
Т-10.
ДИРИЖИРОВАНИЕ В ЧЕТЫРЁХДОЛЬНОМ РАЗМЕРЕ.
ц
ЕЛАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Зад.1
Зад.2
Зад.3
12. Прилетай скорей, скворец
Т-11.
Ш
ЕСТНАДЦАТЫЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ
Зад
.1
Зад.2 Расставьте тактовые черточки в мелодиях:
7
Зад.3
Зад.4 13. Русская песня
Т-12
. И
НТЕРВАЛЫ
Зад.1
Расстояние или промежуток между звуками называется
интервалом
Если поставить второй палец левой руки на клавишу До 1октавы, а правой рукой
играть поочередно все звуки от До1 до ДО 2, то расстояние между клавишами
будет увеличиваться. Для обозначения расстояния между звуками используют
латинские названия, указывающие количество ступеней в каждом интервале:
Прима заключает 1 ступень, секунда – 2 ступени, терция – 3 ступени, кварта – 4
ступени, квинта – 5 ступеней, секста – 6 ступеней, септима – 7 ступеней, октава –
8 ступеней
Зад.2
Постройте указанные интервалы сначала на фортепиано, затем письменно
Зад.3
Подпишите между звуками мелодии интервалы цифрами, затем
сольфеджируйте с дирижированием
14. Я пойду ли, молоденька
Т-13. М
АЛАЯ СЕКУНДА (м2) И БОЛЬШАЯ СЕКУНДА (б2)
Зад.1
Секунды бывают большими и малыми.
Сыграйте на фортепиано звуки Ми и Фа первой октавы одновременно:
между ними расстояние равно полутону – это малая секунда обозначается
М2. Теперь нажмите клавиши Ми и Фа-диез: расстояние между этими
8
звуками равно тону – это большая секунда обозначается б2. Запишем эти
интервалы:
Обратите внимание на то, что звуки интервалов повторяются. Меняется лишь
тоновая величина.
Научитесь строить малые и большие секунды:
а) к заданному звуку дописать соседний звук вверх или вниз;
б) проверить величину интервала по клавиатуре - малая секунда ( м2) = полтона,
большая секунда ( б2) = тон; дописать необходимые знаки.
Зад.2
Постройте от заданных звуков большие и малые секунды ( следите за
движением звуков)
Зад.3
Прочитайте стихотворение и запишите его ритмический рисунок:
Сочините на ритм данного стихотворения песенку с использованием в мелодии
интонаций большой и малой секунды (ре-ми, ре - ми-бемоль)
Т-
14.
МАЛАЯ ТЕРЦИЯ (м3) И БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ (б3)
Зад.1
Терции бывают большие и малые
Для построения терций необходимо:
а) от заданного звука отсчитать три ступени вверх или вниз и записать
полученный звук.
б) для построения большой терции (б3) отсчитайте 4 полутона = 2 тона, а для
малой терции (м3) – 3 полутона = 1 с половиной тона. Допишите необходимые
знаки.
Зад.2
Постройте терции вверх:
Зад.3
Определите интервалы и подпишите их:
Зад.4 15. Дождик
9
В песне есть переход с тоники соль на ноту си. Это интервал большой терции.
Подберите песню в тональности Фа мажор. Найдите пойте большую терцию.
ТЕРЦИЯ В ДВУХГОЛОСНОМ ЗВУЧАНИИ
Зад.5
Интервалы могут образовываться не только при переходе с одного звука на
другой. При одновременном звучании двух голосов тоже образуется
интервал.
Зад.6 16. А кто у нас гость большой
Т-15. Ч
ИСТАЯ КВАРТА (Ч4) И ЧИСТАЯ КВИНТА (Ч5)
Зад.1
Интервал чистая кварта(Ч4) содержит четыре ступени и два с половиной
тона.
Интервал чистая квинта (Ч5) содержит три с половиной тона
Кварты и квинты не бывают малые или большие, их называют чистая кварта и
чистая квинта
Чтобы построить интервал нужно:
а) отсчитать от заданного звука 4 ступени (для Ч4) или 5 ступеней (для Ч5)
вверх или вниз, записать полученный звук;
б) отсчитать 5 полутонов = два с половиной тона (для Ч4) или 7 полутонов = три
с половиной тона и дописать необходимый знак.
для проверки знаков помнить правило:
первый звук без знака – второй звук без знака
первый звук с бемолем – второй звук с
бемолем
первый звук с диезом – второй звук с диезом
исключение: Фа – Си-бемоль
Си – Фа-диез
Зад.2
Постройте указанные интервалы (следите за направлением)
Зад.3
10
Зад.4 17. Летит галка впереди
Зад.5
Досочините последнюю фразу. Пойте и дирижируйте в данной
тональности, затем запишите песню в фа мажоре.
18. Считалка
Квинта
Зад.6
Пойте песню с названием нот и со словами.
19. Вышел зайчик погулять
КВИНТА В ДВУХГОЛОСНОМ ЗВУЧАНИИ
Зад.7 20. Весна-красна на весь свет
Т-16. С
ЕКВЕНЦИЯ
Зад.1
Повторение мелодического оборота на другой высоте называется секвенцией, а
повторяющийся оборот, называется звеном секвенции.
Есть секвенция, которая движется вверх, и секвенция, которая движется вниз.
Это - восходящая и нисходящая секвенции.
11
Зад.2
Досочините мелодию с помощью секвенции
Зад.3
Найдите секвенцию, определите направление движения и подсчитайте
количество звеньев самостоятельно, затем пойте с дирижированием.
Т-17. С
ЕКСТА МАЛАЯ (м6) И СЕКСТА БОЛЬШАЯ (б6)
Зад.1
Сексты бывают большие и малые
Для построения сексты необходимо:
а) от заданного звука отсчитать шесть ступеней вверх или вниз и записать
полученный звук.
б) для построения малой сексты (м6) отсчитайте – 4 тона = 8 полутонам, а для
большой сексты (б6) 4 с половиной тона = 9 полутонам. Допишите
необходимые знаки.
Зад.2
Подпишите интервалы:
12
Зад. 3
найдите в мелодии сексты и пойте с дирижированием
21. Да ходила девушка
Русская народная песня
Т-18. Ч
ИСТАЯ ПРИМА (ч1) И ЧИСТАЯ ОКТАВА (ч8)
Зад.1
Чистая прима – это повторение одной и той же ступени. Чистой примой
называют также слияние двух-трёх голосов в один звук. Сокращенное
обозначение чистой примы – Ч1
Чистая октава
(Ч8) – это повторение одного и того же звука через семь
ступеней. В чистую октаву входят восемь ступеней гаммы. На чистые октавы
делится клавиатура фортепиано.
Чтобы лучше запомнить, что чистыми интервалами бывают только прима,
кварта, квинта и октава, спойте про них так:
Зад.2
Постройте интервалы вверх от разных звуков:
Зад.3
Проследите мелодию песни про кораблик от ноты к ноте и назовите все
встречающиеся в ней интервалы.
22. Ветер по морю гуляет
М. Красев
13
Т-19. С
ЕПТИМА МАЛАЯ (м7) И СЕПТИМА БОЛЬШАЯ(б7)
Зад.1
М7 = 7 ступеней и 5 тонов, а б7= 7 ступеней и 5 с половиной тонов
Запомните правила построения больших и малых септим:
Малая септима: 1)
от заданного звука отсчитать7 ступеней, записать
полученный звук;
2) от заданного звука построить на фортепиано в указанном направлении
октаву; от октавы в противоположном направлении построить большую
секунду. Проверить полученный звук, при необходимости дописать знак.
Большая септима:
1) ) от заданного звука отсчитать7 ступеней, записать полученный звук;
2) от заданного звука построить на фортепиано в указанном направлении
октаву; от октавы в противоположном направлении построить малую секунду.
Проверить полученный звук, при необходимости дописать знак.
Малая септима = октава – большая секунда.
Большая септима = октава – малая секунда.
Зад.2
построить интервалы, следить за направлением:
определить и подписать интервалы:
Зад.3
Определить интервалы в мелодии и спеть с дирижированием:
23. Что пониже было города Саратова
Русская народная песня
14
ТАБЛИЦА ИНТЕРВАЛОВ
НАЗВАНИЕ
ОБОЗНА-
ЧЕНИЕ
СТУПЕ-
НЕВАЯ
ВЕЛИЧИНА
ТОНОВАЯ
ВЕЛИ-
ЧИНА
ПРИМЕР
ПРИМА:
чистая
ч
1
1
0
до -до
СЕКУНДА:
малая
м
2
2
0,5
до – ре
бемоль
большая
б
2
2
1
до – ре
ТЕРЦИЯ:
малая
м
3
3
1,5
до – ми
бемоль
большая
б
3
3
2
до – ми
КВАРТА:
чистая
ч
4
4
2,5
до – фа
КВИНТА:
чистая
ч
5
5
3,5
До – соль
СЕКСТА:
малая
м
6
6
4
до – ля
бемоль
большая
б
6
6
4,5
до – ля
СЕПТИМА:
малая
м
7
7
5
до – си
бемоль
большая
б
7
7
5,5
до- -си
ОКТАВА:
чистая
ч
8
8
6
До1-до2
15
ПЕСЕНКИ ИНТЕРВАЛОВ
М
2
б
2
М3
Ма-ла-я тер-ци-я пла-чет не спит нож-ка у тер-ци-и ма-лой бо-лит
б
3
Ч
4
Ч
5
Пус-та – я, хо – лод-на-я кра – са-ви-ца под - вод –на-я
М6
б
6
М7
б
7
Ч8
Я вось-ми мет – ро - ва – я жи – ра –фа бестол - ко – ва – я
16
Т-21. Аккорд. Трезвучие. Четыре вида трезвучий
Зад.1
Аккорд – зто созвучие, состоящее из трёх звуков и более. Если звуки
аккорда звучат вместе, одновременно, то аккорд называется
гармоническим. Если звуки аккорда звучат друг за другом,
последовательно, то аккорд называется мелодическим. Трезвучие –
это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных через одну
ступень. Трезвучие обозначается цифрами 3 и 5. Цифра 3- третий звук
от нижнего звука аккорда, а цифра 5 – пятый звук от нижнего звука.
Крайние звуки трезвучия охватывают 5 ступеней.
Трезвучия бывают четыре вида и состоят из 2х терций – нижней и верхней
Зад.2
Определите трезвучия и подпишите их сокращенным обозначением
Зад.
Пойте мелодии с дирижированием укажите звуки по трезвучию
24. Украинская народная песня
25. А мы просо сеяли
17
ЧЕТЫРЕ ВИДА ТРЕЗВУЧИЙ
Большое Мажорное Малое Минорное
Б 53 М53
Звучание: стройное, стройное, пасмурное,
Яркое, веселое грустное
Увеличенное Уменьшенное
Ув 53 Ум 53
Волшебное, таинственное Резкое, грозное.
Удивительное
18
Т-
21.
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ МЕЛОДИИ
Обрати внимание, как ведут себя звуки в различных мелодиях; то они движутся
вверх, то вниз, как бы поднимаясь или опускаясь по ступенькам лесенки.
Выучи их наизусть и пой в пройденных тональностях.
«лесенка»
«косичка вверх и вниз»
Опевание сверху, снизу
Подъем на носочках и приседание
По трезвучию
19
Творческие задания
Придумайте ритм к данным словам:
Досочините мелодии, используя данный ритм:
1
2
3
4
5
6
20
Содержание
Т-1 Мажорные тональности (повторение)
1 стр.
Т-2 Дирижирование в двухдольном размере.
1 стр.
Т-3 Одноименные и параллельные тональности
2 стр.
Т-4 Тональность си минор
3 стр.
Т-5 Дирижирование в трёхдольном размере
3 стр.
Т-6 Тональности си-бемоль мажор и соль минор
4 стр.
Т-7 Три вида минора
4 стр.
Т-8 Четверть с точкой и восьмая в двухдольном размере Канон
5 стр.
Т-9 Четверть с точкой и восьмая в трёхдольном размере
6 стр.
Т-10 Дирижирование на 4/4, целая длительность
7 стр.
Т-11 Шестнадцатые длительности
7 стр.
Т-12 Интервалы
8 стр.
Т-13 Малая и большая секунда
8 стр.
Т-14 Малая и большая терция
9 стр.
Т-15 Чистая кварта и чистая квинта
10 стр.
Т-16 Секвенция
11 стр.
Т-17 Секста малая и большая
12 стр.
Т-18 Чистая прима и чистая октава
13 стр.
Т-19 Септима малая и большая
14 стр.
Таблица интервалов
15 стр.
Песенки интервалов
16 стр.
Т-20 Аккорд. Трезвучие. Четыре вида трезвучий
17 стр.
Таблица аккордов
18 стр.
Т-21 Виды движения мелодии
19 стр.
Творческие задания
20 стр.
Содержание
21 стр.
21
Используемая литература:
1. Андреева М. «От примы до октавы», часть II М., 1983 г
2.Амосова Н. и Казак И. «Музыкальная грамота», Украина, «Калиграф», 2010 г
3. Абелян Л. «Забавное сольфеджио», «Советский композитор», М., 1982 г
4. Барабошкина А. «Сольфеджио 2 класс», «Музыка», М., 1983 г
5. Баева Н., Зебряк Т. «Сольфеджио 1-2 класс», «Кифара», М., 2012 г
6. Вахромеев В., «Элементарная теория музыки», М., 1962 г
7. Золина Е. «Домашние задания 2 класс», М., 2006 г
8. Иванова Г. «Сольфеджио 1-2 класс», Белгород 2000 г
9. Калинина Г. «Сольфеджио-Рабочая тетрадь 2 класс», М., 2012 г
10. Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио часть I Одноголосие» М., 1975 г
11. Русаева И. «Солфеджио1,2 класс», «Музыка», М., 2000 г
12. Серковская Т. «Сольфеджио. Учебное пособие 2 класс», Белгород, 2000 г
13. Фролова Ю. «Сольфеджио 1,2 класс», «Феникс», Ростов -на -Дону, 2001 г
14. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»,
М., 1988 г
22