Автор: Шебаршова Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ Заревская СОШ с УИОП
Населённый пункт: г. Домодедово, Московская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей в первой младшей группе.
Раздел: дошкольное образование
Нравственно-патриотическое воспитание детей в первой младшей группе.
Проект «Моя малая Родина».
Цель проекта: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных
будущих граждан России, патриотов своего отечества.
Задачи проекта:
- Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине, на
основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим
близким.
- Расширение представлений о родном городе.
- Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России, средствам
эстетического воспитания.
Обеспечение проектной деятельности:
- Подбор наглядного и дидактического материала.
- Подбор произведений русского народного творчества.
- Подборка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
- Выставка рисунков, поделок, книг, фотографий.
- Проведение открытых мероприятий.
Этапы проведения и реализации проекта:
1.Подготовительный:
- Теоретическая подготовка педагога к выполнению проекта.
- Создание предметно - развивающей среды, подготовка наглядного и
дидактического материала.
- Разработка перспективного плана.
- Работа с родителями.
Организационно - практический:
- Проведение цикла познавательных НОД на темы: «Мама, папа и я –
семья», «Моя – любимая мама», «Дом, в котором я живу», «Природа нашего
края», «Времена года», «Домашние животные»
- Рассматривание фотоальбома «Моя семья», «Природа нашего
края», «Достопримечательности нашего города».
- Чтение художественной и познавательной литературы, потешек, закличек,
загадок, прибауток о растениях, животных, насекомых: потешки «Наши уточки с
утра», «Как у нашего кота», «Сорока- белобока»; р. н. сказки» Курочка
ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»,
сказки и рассказы современных авторов: «Игрушки»- А. Барто, «Утка» Е. Чарушин,
В. Сутеев «Кто сказал Мяу», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» и др.
- Творческая деятельность: рисование «Весна пришла», «Огоньки зажглись в
домах».
Лепка: «Колобок катится по дорожке», «Мисочки для трех медведей»,
Снеговик», «Ягодки для птичек».
- Разучивание и слушание народных песен, разучивание песен о животных,
времени года, музыкально- ритмических игр и танцев.
- Дидактические игры: «Найди детеныша», «Кто где живет», «Узнай
животное», «Собери матрешку», «Назови фрукты, овощи», «Кто во что
одет», «Кто, чем питается», «Чудесный мешочек», «Поможем кукле
одеться», «Птицы», «Утро, день, ночь».
- Игры- драматизации: «Колобок» «Репка», «Теремок».
- Оформление альбома «Наш любимый город», папки - передвижки «Моя семья».
- Изготовление кормушек для птиц.
Выставка рисунков о некоторых улицах нашего города.
Заключительный этап:
- выявление знаний и навыков детей, полученных в ходе выполнения проекта.
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в 1 младшей
группе.
Первая неделя
:
- Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле».
- Рисование «Раскрась платочек для мамочки».
- Театрализованная деятельность русской народной сказки «Репка».
- Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
- Чтение художественной литературы «Теремок».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница».
- Дидактическая игра «Времена года».
- Природоохраняемая акция «Покормим птиц зимой».
- Проведение пальчиковых игр.
Вторая неделя:
- Беседа «Моя семья».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
- Беседа о доме, где живут дети и конструирование на тему «Мы построим новый
дом».
- Знакомство с профессией продавца и сюжетно-ролевая игра «Магазин».
- Наблюдение на прогулке : растения участка, природа родного края.
- Дидактическая игра «Дикие и домашние животные».
- Лепка «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей».
- наблюдение на прогулке за трудом дворника. Совместная деятельность по
очистке от снега участка.
- Рассматривание фотоальбома «Наш любимый город».
Работа с родителями.
- Акция для родителей: «Покормим птиц».
- Консультации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей
младшей группы»
- Оформление папки – передвижки «Воспитание ребенка в семье»
- Индивидуальные беседы с родителями о том, как учить детей любить и охранять
природу, и о том, как знакомить детей с родным городом.
Предлагаю родителям совместные с детьми походы, во время которых малыши
знакомятся с местностью, любуясь самыми прекрасными местами своей
малой родины.
Итог проекта:
1. Дети с любовью рассказывают о своей семье, о доме, в котором они живут.
2. С помощью дидактических игр называют диких и домашних животных,
некоторых птиц, овощи и фрукты, различают утро, день, вечер, ночь.
3. Знают и выполняют правила народных игр «Заинька», «Лохматый пес», «У
медведя во бору», «наседка и цыплята» и другие.
4. Знают потешки, стишки А. Барто, сказки, пытаются инсценировать.
5. Любят наблюдать на прогулке и рассказывать о том, что они там видели.
6. Называют свой город и рассматривают фотографии.
7. Презентация проекта.
- «роль семьи в формировании личности ребенка».
- «Патриотическое воспитание детей младшего возраста»
- «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников, как одно из
направлений в работе с родителями».
Сообщение на тему реализации проекта.
Выстраивая воспитательно - образовательный процесс, мы в своей группе большое
внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников
основ нравственно - патриотического воспитания. Система и последовательность
работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей представлена
следующими темами: «Вместе дружная семья», «Детский сад», «Труд
взрослых», «Природа родного края», «Родной город», «Родная страна».Каждый блок
включает разнообразные виды деятельности: специально – организованные занятия,
беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, подвижные игры,
сюжетно- ролевые, театрализованные, дидактические, тематические праздники,
целевые прогулки и экскурсии.
Мир человека начинается с семьи. «Семья поистине высокое творение, она заслон
надежный и причал. Она дает призванье и рожденье, семья для всех – основа всех
начал».
Так как дети в нашей группе еще маленькие, мы поставили для себя цель: помочь
детям лучше узнать свою семью, свой дом, детский сад, свой город. Большое
внимание мы уделили воспитанию любви к самому близкому в семье человеку –
маме. Говорим, что мама заботится о всех членах семьи: моет, стирает, готовит,
убирает, и что маме необходимо оказывать посильную помощь: складывать одежду,
убирать игрушки. Затем мы поговорили и о других членах семьи: папе, братишках и
сестренках, бабушках и дедушках. Рассказали детям, какая должна быть семья, чтобы
всем было хорошо, чтобы все родные люди любили друг друга, жили мирно, без ссор.
Предложили родителям принести семейные фотографии и рассмотрели их с детьми.
Вместе с детьми поиграли в сюжетно-ролевую игру «Семья».
Игра – это великая учительница ребенка. Когда мы начали играть, поняли, что в
основном все дети не знают, кем работают их родители и у нас появилась тема для
беседы о профессиях. Раннее, когда дети только что пришли в детский сад мы
знакомили их с профессией воспитатель, помощник воспитателя, медицинская
сестра, которая ежедневно приходила к нам в группу и осматривала детей. В рамках
нашего проекта мы познакомили детей с профессией врача и продавца. Знакомство
проходило с помощью рассказа, различных иллюстраций и наглядного материала.
Вместе с детьми поиграли в сюжетно – ролевые игры «Больница», «Магазин».
Провели небольшую беседу о доме, в котором живут дети. Под
руководством воспитателя во второй половине дня соорудили постройку и назвали
ее «Дом, в котором мы живем». А во время коллективной работы по рисованию мы
зажгли яркие огоньки в наших домах.
Дидактические игры и упражнения является одним из важных методов активного
обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. С помощью
игры дети узнают что-то новое и применяют эти знания на практике. В своей работе
используем такие игры как: «Собери матрешку», «Угадай, что
спрятано», «Чудесный мешочек», «Поможем кукле Кате одеться», «Домашние
животные», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Утро, день, ночь», «Времена года» и
другие.
Народные игры – это жанр устного народного творчества. В них заключается
информация, дающая представление о повседневной жизни. Они имеют строго
определенные правила и дети приучаются к совместным и согласованным действиям.
Наши дети с удовольствием играют в такие игры, как «Заинька», «Пузырь», «Наседка
и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Ходит
Ваня» и другие.
В работе с детьми широко используем все виды народного фольклора: это и стихи,
потешки, скороговорки, заклички, песенки, сказки.
Например: «Петушок, петушок, золотой гребешок…. «Киска, киска, киска брысь,
на дорожку не садись… «Водичка, водичка, умой мое личико.
Так как дети уже были знакомы со многими сказками: «Курочка
ряба», «Репка», «Теремок» «Колобок», «Три медведя», а для лучшего восприятия мы
решили использовать некоторые виды театра: кукольный, настольный. Дети с
большим желанием инсценируют сказку «Репка». С помощью игры проводим
обучение детей разнообразным выразительным движениям: например, как ходит
неуклюже медведь, мягко крадется лиса, как прыгает зайчик. Уже
в младшем возрасте дети проявляют интерес к музыкальным инструментам.
Используем игры: «Угадай, что звучит?», «Поиграй на дудочке».
Для развития мелкой моторики рук, используем пальчиковые игры: «Сорока-
ворона», У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик дедушка».
В процессе непосредственно-образовательной деятельности и в свободное время
используем картины, иллюстрации, помогающие детям составлять описательные
рассказы о деревьях, овощах и фруктах, домашних и диких животных, серия
картин «Как правильно вести себя», «Дорожная азбука».
Следующим этапом нашей проектной деятельности стало изучение и наблюдение
природы родного края в зимний период. Во время прогулок продолжали наблюдать
за зимними явлениями: снегом, льдом, за деревьями, за птицами, за ледяными
постройками, которые сооружали большие дети, а также за одеждой взрослых
и детей. Провели опытническую работу, набрали снег и занесли его в теплое место
(группу, отметили, что произошло с ним. В своих рисунках дети изобразили как идет
снег и нарисовали снеговика. На одной из прогулок пронаблюдали за трудом
дворника (во время очисток дорожек от снега). Предложили родителям принять
участие в акции «Покормим птиц». С помощью кормушек, которые
изготовили родители мы регулярно подкармливаем птиц и наблюдаем за ними. А
дети на занятии вылепили ягодки для птиц.
Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания
детей. Мы в своей работе тоже уделяем этому большое внимание. Некоторые дети,
которые хорошо разговаривают называют город, в котором мы живем. С помощью
открыток. фотографий мы продолжаем рассматривать достопримечательности
нашего города. Показали детям улицы нашего города и что у каждой из них свое
название. На улицах нашего города много транспорта: грузовые и легковые
автомобили, автобусы, поэтому необходимо соблюдать правила дорожного
движения. Дети с удовольствием играют в нашем уголке «Дорожное движение», а
также любят подвижную игру «Машины», где мы учим двигаться на сигналы
светофора.