Напоминание

"Слово, слог, предложение" Деление слов на слоги, составление предложений по графической схеме


Автор: Суханова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ Здвинский детский сад Солнышко
Населённый пункт: село Здвинск, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Слово, слог, предложение" Деление слов на слоги, составление предложений по графической схеме
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс

«Слово, слог, предложение»

Деление слов на слоги, составление предложений по

графической схеме

Учитель – логопед: Суханова И.В.

Цель

мастер-класса

:

Оказание практической помощи воспитателям по формированию

у детей дошкольного возраста понятий «слово», «слог», «предложение».

Задачи

:

1.

Активизирование знаний педагогов об основных понятиях слог, слово,

предложение.

2.

Формирование представлений о методах и приемах по обучению детей

слоговому анализу слов и анализу предложений.

3.

Расширение представлений о практических приёмах по использованию игр и

упражнений, направленных на совершенствования навыков слогового анализа

слов и анализа предложения.

Участники

мастер-класса

:

воспитатели ДОУ, специалисты

Планируемые результаты

:

У педагогов:

- активизируются знания об основных понятиях слог, слово, предложение;

- получат знания о методах и приемах по обучению детей слоговому анализу слов и

анализу предложений;

- возрастёт творческий потенциал при разработке игр, упражнений и пособий по

заданной теме.

Ход проведения

мастер-класса:

1 Введение. Актуальность

2. Теоретическая часть:

- «слово»

- «слог»

- «предложение»

3. Практическая часть:

- игры, упражнения

Актуальность темы

Одним из направлений работы по речевому развитию дошкольников является подготовка

к обучению грамоте. Целевые ориентиры, определенные в ФГОС ДО, по данному

направлению речевого развития детей включают в себя следующие аспекты:

-владение ребенком понятиями «слово», «слог», «предложение»;

-осознание слогового строения слова, осуществление слогового и звукового анализа слов

(двухсложные с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами,

односложных);

-умеение составлять графические схемы предложений, слов, слогов;

В соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» (под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) подготовка к обучению

грамоте предполагает формирование у детей представлений о слове и предложении.

Занятия по обучению грамоте должны приносить детям радость и удовлетворение, и

одновременно быть серьезными и занимательными – от этого во многом зависит

эффективность формирования и совершенствования лексического состава языка,

грамматического строя речи, связной речи, речевого общения, фонематических

представлений и навыков анализа и синтеза. Поэтому данную тему мастер класса считаю

актуальной.

Теоретическая часть

Слово — это, в первую очередь, сочетание звуков выражающее определённое понятие,

выполняющее назывную (номинативную) функцию.

Слово — это смысловая единица речи, имеющая определенное звуковое и грамматическое

оформление.

Соотнесённость слова с опредёлённым понятием называется лексическим значением

слова. Стоит переставить или убрать хотя бы один звук, и слово станет бессмысленным

набором звуков, потеряет свой смысл.

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным

толчком воздуха: во-да, на-у-ка.

1. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки

«тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких

звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных):

ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше.

Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова:

о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).

Закрытые слоги в середине слова образуют лишь непарные звонкие согласные [й], [р],

[р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

Обучение анализу слогового состава слова

Осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Однако необходимо

познакомить детей и с односложными словами. Естественно, с них нельзя начинать, так

как в этом случае невозможно сразу же использовать термин «часть». Ведь термин

«часть» в начале обучения вводится для обозначения именно части слова, состоящего из

нескольких слогов. Только тогда, когда дети усвоят термин «часть», можно включать в

список слов, используемых для анализа, также односложные слова (шар, мак, мяч, жук,

рак и т. п.).

Ребенок 6 лет должен знать:

Слово делится на слоги,

Количество слогов в словах разное

Расположены слоги в определенной последовательности.

Воспитатель обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному,

один из слогов в словах произносится немного более протяжно и громко – это ударный

слог.

Воспитатель умышленно усиливает голосом первый слог: ры

́

-ба, мо

́

-ре, Да

́

-ша, Ро

́

-ма, со

́

-

ки и другое. Второй слог произносится более коротко, отрывисто.

Такая же работа проводится со словами, где ударный слог стоит на втором и третьем

месте: зи-ма

́

, во-да

́

, ру-ка

́

, мо-ло-ко

́

, хо-ро-шо

́

, да-ле-ко

́

.

Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также

для правописания безударных гласных. Слышание ударного слога необходимо детям и

для правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо

́

к –

за

́

мок, хлопо

́

к – хло

́

пок, полки

́

– по

́

лки и т.д.)

Обучить дошкольников послоговому произнесению слов нетрудно, но главное

заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны

научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из

заданных слогов слова.

Как учить?

Первым делом нужно объяснить ребёнку, что же такое слог. Но делать это надо на

том уровне, который доступен малышу – простым и понятным языком, без

сложной теории и терминов.

Расскажите ребенку, что слова можно поделить на слоги таким же образом, как мы

делим на части пиццу или шоколадку. И слог – это вот такой кусочек, из этих

отдельных кусочков складываются целые слова.

Обязательно расскажите о разнице между буквами и звуками. Поясните, что звуки

мы проговариваем, а буквы видим в книгах и пишем в тетрадках.

Объясните малышу, что в каждом слоге имеется ровно один гласный звук и один или

несколько согласных. И именно количество гласных звуков определяет, сколько слогов в

слове.

Существует много методических приемов, которые успешно используются в

практике обучения

1.

Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове

хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше

аплодисментов.

2.

Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под

подбородок. Пусть то же самое проделает ребёнок. Произносите односложные и

многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот

раскрываться.

3.

Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и

шагайте на каждый слог. Спросите ребёнка, сколько шагов понадобится, чтобы

произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А

затем выполняет самостоятельно.

4.

Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог

каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка).

5.

Гласный звук. Детям предлагаются различные по типу слоги (начиная с

открытого). Задача — назвать гласный звук в слоге, показать карточку с буквой,

обозначающую звук, написать букву и т. д.

В современной методике наиболее правильный метод соблюдение правила:

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Предложение – это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и

выражающих законченную мысль.

В устной речи мы отделяем предложения друг от друга с помощью интонации, а на

письме используем знаки препинания: точку, восклицательный знак, вопросительный знак

многоточие.

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и

подсчета их количества.

Для этого используется короткий (в три - четыре предложения) рассказ, который

специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения

воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы

между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит

мяч». Воспитатель спрашивает детей: «О ком был рассказ?», задает конкретные вопросы:

что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про

детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к

понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен,

дети определяют число предложений, далее дети называют первое предложение, второе и

третье.

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл,

педагог все время должен спрашивает, о ком это предложение.

Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как

можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в

конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей

упражняют в определении количества предложений в готовом тексте.

Для закрепления представлений о предложении используются

такие методы, как:

1.

Придумывание предложений с заданным словом;

2.

Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;

3.

составление предложения по картинкам, игрушкам;

4.

Придумывание «веселого» предложения;

5.

Составление предложений по «живым сценкам». Когда что-то изображают дети

(живое моделирование).

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом

смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит

их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего,

эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять

слово «предложение».

С самого начала целесообразно использовать схемы. Одна черта обозначает одно

слово. Если три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не

простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.

Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и

сюжетным картинкам, сериям картинок.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры

на наглядный материал.

На протяжении всего периода обучения используются следующие

приемы

:

1.Четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и

порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,…);

2. Произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой);

последовательное называние слов в предложении;

3.Перепрыгивание через скакалку;

4. Отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов;

5.Подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой

речи, про себя;

6.Разные варианты игры «Живые слова»;

7.Произнесение слов вразбивку;

8.Произнесение слов по рядам;

9.Шепотный анализ предложения.

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе

используются следующие задания:

1.

Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?

2.

Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.

3.

Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами

стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит

слово. Назови соседей слова …

4.

Название первого и последнего слова в предложении.

5.

Которое по счету слово…

6.

Назовите третье слово.

7.

Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.

8.

«Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.

9.

«Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом

обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли

вы со мной?

10. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?

11. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну

полоску.

12. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.

13. Придумывание предложений с определенным количеством слов.

14. Придумывание предложений с предложенным словом.

15. Придумать предложение по двум или трем словам.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной

частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только

преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из

состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует

сознательному оперированию языком и его элементами.

Прежде чем приступить к анализу предложения необходимо

Повторить с детьми правила:

Все предложения состоят из слов.

Слова в предложении пишутся раздельно.

Предложения пишутся с большой буквы.

В конце предложения ставится точка.

Схема анализа предложения:

Шаг 1. Читаем предложение, соблюдая паузы

между словами.

Например: У мамы сын.

Шаг 2. Членим предложение на слова, определяя количество

и порядок слов в предложении с помощью вопросов:

«Сколько слов в предложении?» (В предложении три слова.)

«Назови первое слово» (Первое слово «У»)

(Второе слово «мамы», третье слово «сын»)

Шаг 3. Графически отображаем слова с помощью чёрточек.

Начало предложения имеет выступ вверх.

В конце ставится точка.

*Имена людей и клички животных имеют выступ вверх.

У мамы сын. У мамы сын Вова.

│_ ________ _____ . _ ________ ____________

Практическая часть

Минутка отдыха

Небольшая разминка для педагогов.

Педагоги образуют круг, выполняя задание «Повернись вокруг себя»

у кого в имени есть звук А;

у кого фамилия состоит из 4 слогов.

Выйти в круг тем, у кого в третьем слоге фамилии есть звук О.

Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.

Игра «Твёрдый - мягкий»

Педагоги стоят в кругу, и под музыку

одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как

только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Педагоги, у

которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким

согласным звуком.

«Найди вкусное слово».

Хлопнуть в ладоши, услышав слово из трех слогов:

ваф-ли, ле-ден-цы, бул-ка, ка-лач, со-лом-ка, шо-ко-лад, хал-ва.

«Маша и Алёша идут в кафе»

Описание: Маша и Алёша идут в кафе. Маша заказывает блюда, в названии которых 2

слога. Алёша - 3 слога. Какие блюда заказали дети?

( Ком - пот, кот- ле-ты, бу-тер-брод, са-лат, ры-ба, пе-че-нье, мо-ло-ко)

Игра "Домики"

Раскладывать картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того,

сколько в них слогов.

«Придумать предложение» по схемам

«Придумать предложение» по картинкам

«Составь предложение» по схеме

Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к

выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте дошкольников.

Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки,

самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию,

помогают закрепить и обогатить приобретенные знания, на базе которых развиваются

речевые возможности. Использование игровых технологий в процессе обучения грамоте

является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет

поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей

и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Вопросы для обсуждения.

1.Что новое и полезное вы узнали на мастер-классе?

2. Какие трудности вы испытываете при подготовке и проведении занятий?



В раздел образования