Автор: Суханова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ Здвинский детский сад Солнышко
Населённый пункт: село Здвинск, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Слово, слог, предложение" Деление слов на слоги, составление предложений по графической схеме
Раздел: дошкольное образование
Мастер класс
«Слово, слог, предложение»
Деление слов на слоги, составление предложений по
графической схеме
Учитель – логопед: Суханова И.В.
Цель
мастер-класса
:
Оказание практической помощи воспитателям по формированию
у детей дошкольного возраста понятий «слово», «слог», «предложение».
Задачи
:
1.
Активизирование знаний педагогов об основных понятиях слог, слово,
предложение.
2.
Формирование представлений о методах и приемах по обучению детей
слоговому анализу слов и анализу предложений.
3.
Расширение представлений о практических приёмах по использованию игр и
упражнений, направленных на совершенствования навыков слогового анализа
слов и анализа предложения.
Участники
мастер-класса
:
воспитатели ДОУ, специалисты
Планируемые результаты
:
У педагогов:
- активизируются знания об основных понятиях слог, слово, предложение;
- получат знания о методах и приемах по обучению детей слоговому анализу слов и
анализу предложений;
- возрастёт творческий потенциал при разработке игр, упражнений и пособий по
заданной теме.
Ход проведения
мастер-класса:
1 Введение. Актуальность
2. Теоретическая часть:
- «слово»
- «слог»
- «предложение»
3. Практическая часть:
- игры, упражнения
Актуальность темы
Одним из направлений работы по речевому развитию дошкольников является подготовка
к обучению грамоте. Целевые ориентиры, определенные в ФГОС ДО, по данному
направлению речевого развития детей включают в себя следующие аспекты:
-владение ребенком понятиями «слово», «слог», «предложение»;
-осознание слогового строения слова, осуществление слогового и звукового анализа слов
(двухсложные с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами,
односложных);
-умеение составлять графические схемы предложений, слов, слогов;
В соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» (под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) подготовка к обучению
грамоте предполагает формирование у детей представлений о слове и предложении.
Занятия по обучению грамоте должны приносить детям радость и удовлетворение, и
одновременно быть серьезными и занимательными – от этого во многом зависит
эффективность формирования и совершенствования лексического состава языка,
грамматического строя речи, связной речи, речевого общения, фонематических
представлений и навыков анализа и синтеза. Поэтому данную тему мастер класса считаю
актуальной.
Теоретическая часть
Слово — это, в первую очередь, сочетание звуков выражающее определённое понятие,
выполняющее назывную (номинативную) функцию.
Слово — это смысловая единица речи, имеющая определенное звуковое и грамматическое
оформление.
Соотнесённость слова с опредёлённым понятием называется лексическим значением
слова. Стоит переставить или убрать хотя бы один звук, и слово станет бессмысленным
набором звуков, потеряет свой смысл.
Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным
толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
1. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки
«тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких
звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных):
ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
Открытых слогов в русском языке больше.
Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова:
о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
Закрытые слоги в середине слова образуют лишь непарные звонкие согласные [й], [р],
[р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
Обучение анализу слогового состава слова
Осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Однако необходимо
познакомить детей и с односложными словами. Естественно, с них нельзя начинать, так
как в этом случае невозможно сразу же использовать термин «часть». Ведь термин
«часть» в начале обучения вводится для обозначения именно части слова, состоящего из
нескольких слогов. Только тогда, когда дети усвоят термин «часть», можно включать в
список слов, используемых для анализа, также односложные слова (шар, мак, мяч, жук,
рак и т. п.).
Ребенок 6 лет должен знать:
Слово делится на слоги,
Количество слогов в словах разное
Расположены слоги в определенной последовательности.
Воспитатель обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному,
один из слогов в словах произносится немного более протяжно и громко – это ударный
слог.
Воспитатель умышленно усиливает голосом первый слог: ры
́
-ба, мо
́
-ре, Да
́
-ша, Ро
́
-ма, со
́
-
ки и другое. Второй слог произносится более коротко, отрывисто.
Такая же работа проводится со словами, где ударный слог стоит на втором и третьем
месте: зи-ма
́
, во-да
́
, ру-ка
́
, мо-ло-ко
́
, хо-ро-шо
́
, да-ле-ко
́
.
Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также
для правописания безударных гласных. Слышание ударного слога необходимо детям и
для правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо
́
к –
за
́
мок, хлопо
́
к – хло
́
пок, полки
́
– по
́
лки и т.д.)
Обучить дошкольников послоговому произнесению слов нетрудно, но главное
заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны
научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из
заданных слогов слова.
Как учить?
Первым делом нужно объяснить ребёнку, что же такое слог. Но делать это надо на
том уровне, который доступен малышу – простым и понятным языком, без
сложной теории и терминов.
Расскажите ребенку, что слова можно поделить на слоги таким же образом, как мы
делим на части пиццу или шоколадку. И слог – это вот такой кусочек, из этих
отдельных кусочков складываются целые слова.
Обязательно расскажите о разнице между буквами и звуками. Поясните, что звуки
мы проговариваем, а буквы видим в книгах и пишем в тетрадках.
Объясните малышу, что в каждом слоге имеется ровно один гласный звук и один или
несколько согласных. И именно количество гласных звуков определяет, сколько слогов в
слове.
Существует много методических приемов, которые успешно используются в
практике обучения
1.
Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове
хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше
аплодисментов.
2.
Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под
подбородок. Пусть то же самое проделает ребёнок. Произносите односложные и
многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот
раскрываться.
3.
Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и
шагайте на каждый слог. Спросите ребёнка, сколько шагов понадобится, чтобы
произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А
затем выполняет самостоятельно.
4.
Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог
каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка).
5.
Гласный звук. Детям предлагаются различные по типу слоги (начиная с
открытого). Задача — назвать гласный звук в слоге, показать карточку с буквой,
обозначающую звук, написать букву и т. д.
В современной методике наиболее правильный метод соблюдение правила:
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Предложение – это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и
выражающих законченную мысль.
В устной речи мы отделяем предложения друг от друга с помощью интонации, а на
письме используем знаки препинания: точку, восклицательный знак, вопросительный знак
многоточие.
Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и
подсчета их количества.
Для этого используется короткий (в три - четыре предложения) рассказ, который
специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения
воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы
между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит
мяч». Воспитатель спрашивает детей: «О ком был рассказ?», задает конкретные вопросы:
что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?
Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про
детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к
понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен,
дети определяют число предложений, далее дети называют первое предложение, второе и
третье.
Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл,
педагог все время должен спрашивает, о ком это предложение.
Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как
можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в
конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей
упражняют в определении количества предложений в готовом тексте.
Для закрепления представлений о предложении используются
такие методы, как:
1.
Придумывание предложений с заданным словом;
2.
Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;
3.
составление предложения по картинкам, игрушкам;
4.
Придумывание «веселого» предложения;
5.
Составление предложений по «живым сценкам». Когда что-то изображают дети
(живое моделирование).
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом
смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит
их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего,
эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять
слово «предложение».
С самого начала целесообразно использовать схемы. Одна черта обозначает одно
слово. Если три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не
простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.
Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и
сюжетным картинкам, сериям картинок.
Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры
на наглядный материал.
На протяжении всего периода обучения используются следующие
приемы
:
1.Четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и
порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,…);
2. Произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой);
последовательное называние слов в предложении;
3.Перепрыгивание через скакалку;
4. Отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов;
5.Подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой
речи, про себя;
6.Разные варианты игры «Живые слова»;
7.Произнесение слов вразбивку;
8.Произнесение слов по рядам;
9.Шепотный анализ предложения.
Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе
используются следующие задания:
1.
Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
2.
Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.
3.
Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами
стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит
слово. Назови соседей слова …
4.
Название первого и последнего слова в предложении.
5.
Которое по счету слово…
6.
Назовите третье слово.
7.
Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.
8.
«Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.
9.
«Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом
обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли
вы со мной?
10. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?
11. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну
полоску.
12. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.
13. Придумывание предложений с определенным количеством слов.
14. Придумывание предложений с предложенным словом.
15. Придумать предложение по двум или трем словам.
Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной
частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только
преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из
состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует
сознательному оперированию языком и его элементами.
Прежде чем приступить к анализу предложения необходимо
Повторить с детьми правила:
Все предложения состоят из слов.
Слова в предложении пишутся раздельно.
Предложения пишутся с большой буквы.
В конце предложения ставится точка.
Схема анализа предложения:
Шаг 1. Читаем предложение, соблюдая паузы
между словами.
Например: У мамы сын.
Шаг 2. Членим предложение на слова, определяя количество
и порядок слов в предложении с помощью вопросов:
«Сколько слов в предложении?» (В предложении три слова.)
«Назови первое слово» (Первое слово «У»)
(Второе слово «мамы», третье слово «сын»)
Шаг 3. Графически отображаем слова с помощью чёрточек.
Начало предложения имеет выступ вверх.
В конце ставится точка.
*Имена людей и клички животных имеют выступ вверх.
У мамы сын. У мамы сын Вова.
│_ ________ _____ . │_ ________ _____ │_______
Практическая часть
Минутка отдыха
Небольшая разминка для педагогов.
Педагоги образуют круг, выполняя задание «Повернись вокруг себя»
у кого в имени есть звук А;
у кого фамилия состоит из 4 слогов.
Выйти в круг тем, у кого в третьем слоге фамилии есть звук О.
Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.
Игра «Твёрдый - мягкий»
Педагоги стоят в кругу, и под музыку
одновременно передают друг другу две кегли - синего и зеленого цвета. Как
только музыка перестает звучать, педагог показывает букву. Педагоги, у
которых в руках кегли, должны назвать слова с твердым и мягким
согласным звуком.
«Найди вкусное слово».
Хлопнуть в ладоши, услышав слово из трех слогов:
ваф-ли, ле-ден-цы, бул-ка, ка-лач, со-лом-ка, шо-ко-лад, хал-ва.
«Маша и Алёша идут в кафе»
Описание: Маша и Алёша идут в кафе. Маша заказывает блюда, в названии которых 2
слога. Алёша - 3 слога. Какие блюда заказали дети?
( Ком - пот, кот- ле-ты, бу-тер-брод, са-лат, ры-ба, пе-че-нье, мо-ло-ко)
Игра "Домики"
Раскладывать картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того,
сколько в них слогов.
«Придумать предложение» по схемам
«Придумать предложение» по картинкам
«Составь предложение» по схеме
Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к
выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте дошкольников.
Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки,
самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию,
помогают закрепить и обогатить приобретенные знания, на базе которых развиваются
речевые возможности. Использование игровых технологий в процессе обучения грамоте
является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет
поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей
и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Вопросы для обсуждения.
1.Что новое и полезное вы узнали на мастер-классе?
2. Какие трудности вы испытываете при подготовке и проведении занятий?