Напоминание

Специфика работы концертмейстера-иллюстратора с учащимися на уроках по предмету «Концертмейстерский класс»


Автор: Тышко Ирина Михайловна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО ДШИ им.Г.Кукуевицкого
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Специфика работы концертмейстера-иллюстратора с учащимися на уроках по предмету «Концертмейстерский класс»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методическая разработка на тему:

Специфика работы концертмейстера-иллюстратора

с учащимися на уроках по предмету

«Концертмейстерский класс»

Выполнила:

Тышко Ирина Михайловна,

концертмейстер

МБУДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

г. Сургут

Сургут 2022

Содержание

I.

Введение

II.

Основная часть.

II.1.

Краткая характеристика предмета «Концертмейстерский класс»

II.2.

Методические аспекты работы концертмейстера-иллюстратора с учащимися

II.3.

Учебный репертуар

II.4.

Этапы работы над произведением

III.

Заключение

IV.

Список литературы

I.

Введение

Детские школы искусств представляют собой первую и очень значимую

ступень профессионального образования будущих музыкантов, реализуя, в

соответствии

с

Федеральными

государственными

требованиями,

ряд

дополнительных предпрофессиональных программ в области музыкального

искусства. В настоящей работе речь пойдет о подготовке будущих пианистов,

обучающихся по предпрофессиональной программе в области музыкального

искусства «Фортепиано», и обучению их навыкам аккомпанирования на занятиях

по предмету «Концертмейстерский класс». Концертмейстерская деятельность

является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов,

достаточно востребованной в практической деятельности: в учебном заведении, в

концертной организации, в выступлении с солистами, хором, в составе ансамбля

или оркестра.

Разумеется,

далеко

не

каждый

учащийся

школы

искусств

станет

концертирующим

пианистом,

но,

обладая

практическими

навыками,

полученными в процессе обучения, он сможет свободно музицировать в кругу

семьи, среди друзей и других любителей музыки. Поэтому так важно уделять

должное

внимание

дисциплинам,

имеющим

прикладное

значение

для

музыкального образования, в частности, предмету «Концертмейстерский класс».

Реализация учебного предмета «Концертмейстерский класс» предполагает

привлечение к урокам иллюстраторов: в 7-м классе это иллюстраторы-вокалисты,

в 8-м – инструменталисты. Усилия иллюстратора во многом способствуют

успешному обучению учащихся искусству аккомпанемента, созданию единого

художественного ансамбля, в котором соединены наставления преподавателя,

творчество ученика и исполнительское мастерство самого иллюстратора.

Целью данной работы является систематизация сведений о содержании

работы концертмейстера-иллюстратора (скрипача) с учащимися 8-го класса ДПП

«Фортепиано» на уроках по учебному предмету «Концертмейстерский класс».

II.

Основная часть.

II.1.Краткая характеристика предмета «Концертмейстерский класс»

Учебный предмет «Концертмейстерский класс» направлен на обучение и

воспитание учащихся путем приобщения к ценностям мировой музыкальной

культуры, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и

транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Цели учебного предмета: развитие музыкально-творческих способностей

учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области

музыкального исполнительства; стимулирование развития эмоциональности,

памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.

Задачи

учебного предмета:

развитие интереса к совместному музыкальному творчеству; развитие

навыков совместного творчества в области музыкального исполнительства;

формирование умения слышать все произведение в целом, чувствовать

солиста и поддерживать его творческие замыслы;

формирование умение следить не только за партией фортепиано, но и за

партией солиста;

формирование знаний об особенностях скрипичного исполнительства;

развитие навыков работы над звуковым балансом в работе с солистом;

развитие навыков самостоятельной работы и чтения с листа несложного

текста (с солистом);

формирование опыта совместной творческой деятельности, публичных

выступлений;

формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к

продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях,

реализующих

образовательные

программы

в

области

музыкального

исполнительства.

Процесс последовательного освоения музыкального материала в 8 классе

ДПП «Фортепиано» включает: определение характера и формы произведения,

работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и

звуковым балансом.

Результатом освоения предмета является:

знание

основного

концертмейстерского

репертуара

(инструментального);

знание основных принципов аккомпанирования солисту;

навыки

по

воспитанию

слухового

контроля,

умение

слышать

произведение целиком (включая партию других инструментов), умение управлять

процессом исполнения музыкального произведения;

умение

аккомпанировать

солистам

несложные

музыкальные

произведения, в том числе с транспонированием;

умение

создавать

условия,

необходимые

для

раскрытия

исполнительских возможностей солиста;

умение

разбираться

в

тематическом

материале

исполняемого

произведения с учетом характера каждой партии;

навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной

деятельности в качестве концертмейстера.

II.2.Методические аспекты работы иллюстратора с учащимся

Мастерство

иллюстратора

складывается

из

двух

компонентов

исполнительского и педагогического. Для создания идеального ансамбля с

учащимся иллюстратору нужно обладать определенными «универсальными»

качествами, такими, как:

Высокий уровень владения инструментом.

Развитое умение читать с листа, точно исполнять все авторские указания

(нотный текст, динамика, агогика, штрихи, артикуляция).

Стремление к созданию единого музыкально-художественного образа

произведения с помощью всех средств музыкальной выразительности.

Первоначальные

задачи

концертмейстера-иллюстратора

(скрипача)

в

концертмейстерском классе выглядят следующим образом:

1.

Познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием

частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой

строя;

рассказать о штриховых и динамических возможностях, особенностях

звукоизвлечения, показать специфические обозначения в нотном тексте и т.д.

2.

Помочь преподавателю-пианисту научить ученика слушать и слышать,

понимать и чувствовать солиста, быть равноправным участником ансамбля.

3.

Правильно показать стиль, эпоху, характер исполняемого произведения,

тактично направляя ученика на нужные средства выразительности, правильное

исполнение штрихов, динамики, темпа.

4.

Уметь

вести

за

собой

начинающего

аккомпаниатора,

когда

это

необходимо – дать ему возможность раскрыться в сольных проигрышах, во

вступлениях и завершающих кодах, которые должны быть частью целого и

подчиняться единому художественному замыслу.

В совместной работе с обучающимся иллюстратор воспитывает у юного

пианиста умение слышать

детали своей партии,

знакомит с тонкостями и

особенностями звучания своего инструмента - динамическими, тембровыми и

штриховыми, а в работе над произведением – помогает найти необходимый

баланс звучания, нужные краски. Ученик должен уметь соразмерить звучность

аккомпанемента

с

особенностями

звучания

скрипки

(тембр,

сила

звука,

технические возможности). Солист должен раскрыть ребёнку такие важные

стороны ансамблевой техники, как синхронность звучания, динамика, ритм,

штрихи.

Синхронность

звучания

является

первым

техническим

требованием

совместной игры. Необходимо вместе брать и снимать звук, переходить к

следующему, вместе выслушивать паузы.

Динамика – это одно из самых действенных выразительных средств.

Динамический план произведения должен быть выстроен совместно, умело

используя возможности инструмента, чтобы полнее раскрыть содержание

исполняемой музыки.

Большое внимание на уроке иллюстратор должен уделить работе над

штрихами: необходимо выявить обозначения штрихов в нотном тексте и показать

способ звукоизвлечения на своем солирующем инструменте. Необходимо

объяснить, что скрипичные штрихи, как и звукоизвлечение, отличаются от

фортепианных: помимо легато и стаккато, это: деташе, мартле, сотийе, спиккато,

рикошет, пиццикато.

Преподаватель игры на фортепиано должен принимать к сведению все

указания иллюстратора, но в то же время солисту не следует вмешиваться в

вопросы пианистической подготовки.

Ученик должен правильно понять роль аккомпаниатора, ясно представлять

значение своей фортепианной партии в инструментальной пьесе.

Во время первых занятий с солистом часто приходится сталкиваться с тем,

что ученик, даже хорошо зная свою партию, теряется, боится ошибиться, его

внимание раздваивается, так как появляется новая тембровая краска, другой

ритмический рисунок в сольной партии. Неизбежны остановки и повторы,

которых не стоит бояться: надо дать возможность ученику преодолеть этот этап,

привыкнуть к звучанию инструмента, научиться слушать солиста, соотносить

свою партию с партией инструмента по звуковому балансу и почувствовал единое

целостное звучание. Это требует длительной работы, накопления практического

опыта. В дальнейшей работе над музыкальным произведением уже нужно ставить

перед учащимся задачу – доиграть до конца, что бы не произошло.

Особая задача у пианиста в кантиленной музыке – не дробить сильными

долями фортепианной партии длинные фразы солиста, а также владеть приемом

особого «бережного» звучания фортепиано во время исполнения скрипачом

флажолетов, которые имеют специфическую краску. Совместное исполнение

аккордов также требует особых навыков. Если скрипач раскладывает аккорд, то

пианист играет свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки.

На

протяжении

всей

работы

над

музыкальным

произведением

и

преподавателю,

и

иллюстратору

необходимо

прослеживать

связь

между

художественной

и

технической

сторонами

исполнения

аккомпанемента

учащимся.

II.3.Учебный репертуар

Большое

значение

имеет

выбор

репертуара

для

занятий

в

концертмейстерском классе – в соответствии с программой предмета, учебными

задачами, а также с учетом индивидуальности учащегося и его технических

возможностей.

Основу

репертуара

в

классе

аккомпанемента

составляет

русская

и

зарубежная

классика,

произведения

современных

русских

и

зарубежных

композиторов, пьесы различных стилей и жанров.

При

выборе

репертуара

учитываются

не

только

исполнительские

возможности и педагогические задачи, но и личностные качества учащегося: его

интеллект,

артистизм,

темперамент,

душевные

качества,

наклонности.

Необходимо

поддерживать

стремление

учащегося

играть

то

или

иное

произведение, возможно, не всегда соответствующему уровню их музыкального

развития и техническим возможностям, но отвечающее его эмоциональному

состоянию.

Разумеется,

такой

репертуар

является

ознакомительным

и

отрабатывается на уроке, но предоставлять свободу выбора нужно, так как

высокий репертуарный уровень побуждает ученика к творческим поискам.

В работе над репертуаром концертмейстер-иллюстратор может добиваться

различной степени завершённости исполнения произведения. Некоторые из них

изучаются

основательно

с

обязательным

домашним

проучиванием,

часть

репертуара проходится эскизно.

Постепенное и последовательное усложнение инструментального репертуара

обеспечивает развитие у учащегося всех необходимых навыков аккомпанемента.

II.4.Этапы работы над произведением

Учебный процесс в концертмейстерском классе выстраивается поэтапно, с

учетом

индивидуальных

возможностей

ученика,

а

также

трудностей

аккомпанирующей партии.

На начальном этапе происходит знакомство с произведением в исполнении

педагога и иллюстратора. Беседа с учащимся: определить художественный образ,

который заложен в произведении, и к раскрытию которого нужно стремиться;

подумать о характере, темпе исполняемого произведения.

Второй этап: изучение партий. Изучение партии солиста-иллюстратора

включает в себя анализ строения мелодии, определение характера музыки,

нахождение кульминации, учет динамического плана. Точное знание сольной

партии – необходимое условие для совместного ансамблевого исполнения.

Партию солиста нужно не только знать, но суметь сыграть её, выразительно

передать все точности настроения. Очень важно научить ученика следить

одновременно за строчкой солиста и басовым сопровождением, чтобы в нужный

момент уметь «поймать» солиста в любом такте произведения. Это – трудная

задача, т.к. необходимо здесь быстро ориентироваться в тексте, охватывая весь

музыкальный материал, суметь скоординировать мелодию солиста со всей

фактурой аккомпанемента. Умение работать над трёхстрочной партитурой

(исполнение солирующей партии и партии баса фортепиано) является еще одним

важным навыком.

В изучение и анализ фортепианного сопровождения входит определение

вида фактуры, её насыщенности, возможных аппликатурных и технических

трудностей. Необходимо помочь ученику правильно определить фразировку в

партии аккомпанемента; верно выбрать аппликатуру. Вместе с преподавателем

нужно разобрать технически трудные места, при необходимости упростить, не

нарушая гармонический строй произведения. Нахождение штрихов в тексте,

определение приемов звукоизвлечения; обсуждение динамических оттенков;

строения и формы произведения.

Исполнение с солистом начинается с постепенного выстраивания звукового

баланса, нахождения нужного темпа, штрихов с учетом специфики инструмента

солиста, динамических оттенков, пауз и цезур. Как бы не перегружена была бы

партия аккомпанемента, перекрывать партию солиста недопустимо. Работа над

звуковым балансом ведется с первых же проигрываний с солистом.

Работа над вступлением очень важна. Вступать нужно в соответствии с

характером произведения и в заранее обговоренном с педагогом-солистом темпе.

Ученику предлагается мысленно пропеть первую фразу солиста. Вступление

играть выразительно, образно. Если нет вступления, то нужно посмотреть на

солиста, уловить заранее обговоренный жест и вступить вместе с ним. Ауфтакты

у солистов могут быть достаточно быстрыми, поэтому готовность рук должна

быть мгновенной.

Также зрительный контроль обязателен при окончании

музыкального произведения, «снятии» вместе, если нет заключительной партии в

аккомпанементе.

На

этом

этапе

работы

над

произведением

исполнение

аккомпанирующей партии доводится до качественного уровня. Выявляются

неудобные, трудные для исполнения места, ведется работа над ними, с

применением

рациональных

пианистических

приемов.

Выразительно

интонируется весь музыкальный материал с ярко выраженными динамическими

оттенками. Отдельно четко выстраивается линия баса, выстраивается звуковой

баланс по вертикали, включая партию солиста. Идет работа над педалью:

определяется, где берется и какая: прямая, запаздывающая, полу-педаль,

акустическая.

Уверенное

исполнение

учащимся

зависит

от

тщательно

отработанной и откорректированной его партии.

Третий этап

– работа с солистом, предполагает уверенное владение

фортепианной партией, совместное музицирование в едином темпо-ритме,

тембральное совпадение с солистом, выстраивание звукового баланса, когда

ученик-пианист чутко и гибко реагирует на звучание инструмента, не перекрывая

его аккомпанементом, ярко и выразительно расцвечивая пианистическую фактуру

в нужных местах. Если случаются отходы от темпа в трудных местах или ученик

несколько раз ошибается, останавливается в одном и том же месте – необходимо

«проработать» это место. Исполнение партии аккомпанемента теперь должно

быть продуманно, содержательно и в единстве с солистом наиболее полно

раскрывать художественный образ произведения.

Завершающим этапом

учебного процесса в концертмейстерском классе

является концертное выступление на сцене как результат совместной ансамблевой

работы. Условия успешного исполнения – это правильно выбранная программа,

тщательно продуманные этапы работы, соблюдение репетиционного процесса. На

этом этапе важная задача концертмейстера-иллюстратора – соответствующим

образом настроить ученика, помочь снять нервное напряжение и обрести

уверенность перед выступлением. Юный пианист

будет чувствовать себя

спокойнее и увереннее, находясь на сцене рядом с опытным, надежным

партнером, таким образом, совместная игра поможет ему обрести сценическое

самообладание и чувство уверенности в собственных силах.

III.

Заключение

Уроки по предмету «Концертмейстерский класс» занимают значительное

место в практике обучения учащихся,

играют важную роль в развитии их

музыкально-творческих способностей.

Наряду с практической подготовкой, эти уроки способствуют формированию

художественного

вкуса,

чувства

стиля,

творческой

самостоятельности,

стремления к самосовершенствованию, знакомят обучающихся с лучшими

образцами отечественной и зарубежной музыки.

Слаженная, целенаправленная, методически верно выстроенная работа

преподавателя и иллюстратора по обучению навыкам аккомпанемента может, при

определенных условиях, обогатить концертные и конкурсные выступления юных

пианистов. Игра в ансамбле с инструменталистами-профессионалами поможет им

приобрести

новый

исполнительский

опыт,

принесет

новые

творческие

достижения, а в дальнейшем, возможно и повлияет на выбор профессии.

IV.

Список литературы

1.

Брянская Ф. Формирование и развитие навыков чтения с листа. М.

2007.

2.

Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009

3.

Кубанцева

Е.И.

Методика

работы

над

фортепианной

партией

пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4.

4.

Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л.,

1961

5.

Люблинский

А.

Теория

и

практика

аккомпанемента:

методологические основы Л., Музыка,1972

6.

Михайлов И. Вопросы восприятия и рационализации фактуры в

фортепианных аккомпанементах // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных

трудов / Отв. ред. Т. Воронина. - Л.: Изд-во ЛОЛГК, 2002.

7.

Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа /О работе

Концертмейстера. М., Музыка,1974

8.

Примерная

программа

по

учебному

предмету

ПО.01.УП.03.

«Концертмейстерский класс». Разработчики: Т.В.Казакова, заместитель директора

Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И. Чайковского,

заслуженный

работник

культуры

Российской

Федерации,

О.Е.Мечетина,

заведующая

фортепианным

отделом

Детской

музыкальной

школы

Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И. Чайковского,

преподаватель, заслуженный учитель Российской Федерации, Москва, 2012

9.

Смирнов М.А. О работе концертмейстера. Вступительная статья / М.

Смирнов // О работе концертмейстера: Сб. статей / Ред. М. Смирнов. — М.:

Музыка, 1974.

10.

Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ // О

мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов / Отв. ред. Т. Воронина. – Л.:

Изд-во ЛОЛГК, 1986.

11.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления

педагога. – М.: Музыка, 1996.

12.

Чачава В. Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007



В раздел образования