Напоминание

"Развитие певческой артикуляции и дикции- важное средство коррекции речевых нарушений у младших школьников"


Автор: Григорьева Наталья Дмитриевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" г. Чебаркуля
Населённый пункт: город Чебаркуль
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие певческой артикуляции и дикции- важное средство коррекции речевых нарушений у младших школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Григорьева Н.Д.

Учитель музыки МБОУ СОШ №2 г. Чебаркуля

Развитие певческой артикуляции и дикции – важное средство

коррекции речевых нарушений у младших школьников.

К большому сожалению, приходится констатировать тот факт, что

многие

дети

младшего

школьного

возраста

имеют

проблемы

с

произношением звуков. Поэтому, как отмечает, М. Ю. Картушина, одним из

эффективных

методов

коррекции

речевых

нарушений

является

систематическое

использование

в

процессе

пения

вокально-

артикуляционных упражнений, цель которых состоит в выработке четкости,

ловкости, правильной работы всех частей артикуляционного аппарата (3.53).

Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как

развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает

дикцию, координирует слух и голос.

Одними

из

важнейших

звеньев

певческого

процесса

является

артикуляция и дикция. Артикуляция (от лат. articulo - «артикуле»-

«расчленяю, членораздельно произношу») в словарях современного русского

языка определяется как работа органов речи при образовании звуков и

степень отчетливости произношения.

Певческая артикуляция активнее речевой, так как помимо внешних

артикуляционных

органов

(губы,

нижняя

челюсть,)работают

еще

и

внутренние (язык, гортань, мягкое небо). Что же касается дикции, а именно

ясности и разборчивости произнесения текста, то она также является одним

из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии

музыкального образа и тесно связана с работой артикуляционного аппарата.

Вокально-артикуляционные упражнения, представляют собой

специально организованные упражнения, направленные на развитие и

овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

Для формирования навыка артикуляции в пении необходимо учить

детей:

мышечной свободе ротовой полости, лица и шеи; положению

разжатых зубов при пении гласных «о» и «а»; собранности губ при пении «и»

и «ю»; развитию способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом

четко произнося согласные звуки.

Дикция развивается на основе правильной артикуляции сначала

отдельных гласных, слогов, затем слов и целых фраз. В работе над дикцией

используются методы, применяемые в логопедии, и наряду с музыкальными

заданиями включается в

работу много артикуляционных и речевых

упражнений.

Детям необходимо

объяснять,

что пение

должно

быть

выразительным, с четкой дикцией, без которой, невозможно донести до

слушателя содержание исполняемого произведения.

На начальном этапе работы над дикцией очень полезен

утрированный показ артикуляции. Поэтому необходимо

использовать

артикуляционную гимнастику, состоящую из специальных упражнений,

направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитее

силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Например, использовать следующие упражнения для языка: легонько

покусайте язык; высовывайте язык вперед и убирайте назад, продолжая его

покусывать;«почистите» зубы языком.; потыкайте языком по очереди правую

и левую щеки; поболтайте языком, пощелкайте, изображая лошадку;

поочередно достаньте языком до носа и до подбородка; сделайте из языка

трубочку, чашечку и лопаточку.

А так же, необходимо использовать упражнения для губ: поочередно

покусывайте верхнюю и нижнюю губу; произнесите букву «М», помычать и

последо-вательно произнести: «Ммми — мммэ — ммма — мммо — ммму»;

почмокайте, изображая поцелуи, сильно вытягивая губы вперед; произнесите

буквы «Ч» и «Щ», сильно обнажив верхние и нижние зубы; втяните щеки,

губы сложите «рыбкой» и пошлепайте губами.

Также для его развития, необходимо использовать музыкальные

пальчиковые игры, так как современной наукой доказано, что уровень

развития речи находится в прямой зависимости от степени развития

движений

пальцев

рук.

Пальчиковые

игры

с

предметами

помогают

задействовать большее количество рецепторов, находящихся на пальцах, что

способствует усилению работы речевых центров.

Незаменимым материалом в работе являются «Логопедические

распевки» Т. С. Овчинниковой, основанные на пропевании чистоговорок и

попевок,

направленных

на

овладение

различными

звуками.

Автор

советовала,«осваивая

артикуляцию

гласных,

полезно

каждый

звук

показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Движения

выполняются одновременно обеими руками» (4. 23).

Пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе, характере

также приводит к замечательным результатам, улучшая дикцию детей.

Таким образом, развитие артикуляции и дикции, являются не только

одними из основных вокально-хоровых навыков, но и важным средством

для устранения речевых нарушений младших школьников. Все эти приемы и

упражнения интересны и доступны детям, благоприятно влияют не только

на артикуляцию и дикционную четкость, но и развивают певческий голос,

способствуют его охране и укреплению здоровья ребенка.

Список литературы:

1. Боромыкова О. С. Коррекция речи у дошкольников, страдающих ее

тяжелыми нарушениями, с помощью пения и движения под музыку:

Методическое пособие. — СПб. : Акцидент, 1998.

2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг [Текст] / В. В.

Емельянов. - 5-е изд., стер. - СПб. : Лань, 2007.

3. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. :

«Скрипторий 2003», 210.

4. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки— СПб. :КАРО, 2006.

5. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст]

/ Г. П. Стулова. - М.: Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.



В раздел образования