Автор: Леднева Любовь Викторовна
Должность: учитель ОСЖ
Учебное заведение: ГКОУ "Кулебакская специальная коррекционная школа"
Населённый пункт: г.Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок ОСЖ Размножение комнатных растений черенками
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока «Размножение комнатных растений черенками».
Учитель ОСЖ и ПМОП: Леднева Любовь Викторовна
Предмет: основы социальной жизни. Класс – 6.
ЦЕЛЬ:, научиться размножать комнатные растения черенками.
ЗАДАЧИ УРОКА:
способствовать формированию и развитию умений и навыков в размножении (герани и бальзамина) стеблевыми черенками ;
способствовать актуализации жизненного опыта обучающихся;
способствовать основными способами мыслительной деятельности обучающихся;
Продолжать воспитывать у обучающихся уважению в труду, интерес к растениям, желания наблюдать и ухаживать за ними.
Профориентационная:
- способствовать формированию знаний необходимых для профессии – цветовод;
- воспитывать уважение к работающему человеку.
Тип урока: урок-практикум
Методы и приёмы: беседа, рассказ, практическая работа, наглядно-иллюстративный
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: проектор, презентация, живые комнатные растения, укоренившиеся
черенки герани и бальзамина, клеенка, цветочный грунт, совочки, горшки (стаканчики) для рассады 0,5л, лейки с водой, поддоны, перчатки,
фартуки.
Раздаточный материал: сигнальные карточки –ладошки; карточки с заданиями- составить инструкционную карту «Размножение пеларгонии
черенками»
Технологическая карта урока
№ Этапы
урока
Организация этапа,
оборудование
Основное содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
Организационны
й момент
Приветствие
Настрой на урок
«Настроение» из
ладошек :
Красная- отличное;
- Я рада видеть всех вас на нашем уроке-практикуме.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
Повторим материал,
Закрепим умения,
Чтобы каждый в жизни мог сказать:
«Это всё умею я.»
- Поднимите ту ладошку, которая соответствует вашему настроению.
Приветствуют
Слушают
Выполняют
Зеленая – хорошее;
Синяя- так себе.
Я тоже свою покажу. Спасибо! Вижу настроение не у всех отличное,
надеюсь к концу урока оно поменяется в лучшую сторону.
задание
Актуализация
знаний
План урока
(на доске)
И так начинаем.
Предлагаю план работы урока.
1.
ТОЧКА ВОЗВРАТА (повторение пройденного материала)
2.
ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ (познакомимся с новым материалом)
3.
ЛАБОРАТОРИЯ УСПЕХА (покажем свои умения и знания)
4.
РЕФЛЕКСИЯ (оценим свою работу на уроке.)
Слушают
Целеполагание,
планирование
деятельности на
уроке
1.ТОЧКА ВОЗВРАТА
(повторение
пройденного материала)
Тест «Комнатные
растения»
Задание: Дополни
предложение глаголами.
Пунк 1. ТОЧКА ВОЗВРАТА.
- Отгадайте загадку.
Зимой и летом одним цветом. (комнатные растения.)
Молодцы! Предлагаю пройти небольшой тест о комнатных
растениях.
Ваша задача выбрать правильный ответ, называя соответствующую
букву.
Придерживаемся правил учебного поведения на уроке.
- МОЛОДЦЫ.
- Дополните мое предложение глаголами.
Чтобы растения были красивыми, пышными их надо …..(поливать,
опрыскивать, рыхлить, подкармливать, мыть и т.д)
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Комнатные растения нужны нам, а мы нужны им. Молодцы!
Думают, отвечают
Выполняют тест
Дополняют
предложения
глаголами.
Строят вывод.
Введение в тему урока.
2 пункт ХОЧУ ВСЕ
ЗНАТЬ
Задние на экране
2 пункт ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ – знакомство с новым материалом.
Посмотрите внимательно на экран, удалите лишние предметы и
останется для вас подсказка темы нашего урока.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Размножение комнатных растений черенками.
-Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке?
Цель:
Научиться размножать комнатные растения черенками.
•
Познакомимся с новыми словами
•
Узнаем способ размножения комнатных растений
•
Научимся самостоятельно размножать комнатные растения
черенками
Выполняют
задания.
Выдвигают
предположения
Слушают
Работа со словарём
Словарь:
Вегетативное размножение – это размножения растений, при
котором новое растение вырастает из фрагмента или черенка
родительского растения.
Черенок — это отделённая часть стебля, которое затем развивается в
самостоятельное растение.
Грунт –питательная земляная смесь для выращивания растений.
Цветовод - это специалист, который занимается выращиванием, уходом,
посадкой цветов
Отвечают на
вопросы
(основные органы
вегетативного
размножения)
Физкультминутка
Организует выполнение упражнения на общее развитие организма.
Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)
Выполняют
упражнение
Освоение нового
материала
Проблемная ситуация
Рассматриваем
укоренившиеся черенки
- Вам знакомы эти комнатные растения? (Ванька мокрый, герань) Где
вы их видели?
- Да! На школьном крыльце. Летом они прекрасно растут и украшают
парадный вход школы.
- Как вы думаете - в цветочный вазон посажено одно растение или
несколько?
- Да, в один вазон посажено 5 хороших крупных растений.
Сколько надо посадить растений в 2 вазона? Чтобы вырастить
столько растений надо позаботиться об этом заранее.
Поможет нам в этом вегетативное размножение растений. Из всех
способов наиболее простым, которым пользуются цветоводы,
является черенкование.
(отделяю черенок от материнского куста)
Черенковать комнатную герань, бальзамин можно, в общем-то, в
течение всего года. Но самым лучшим периодом считается конец
зимы начало весны, потому что увеличивается световой день и у
растения начинается активное движение растительных соков.
Наши стеблевые черенки герани и бальзамина дали корни и пора их
высаживать в грунт.
(рассматриваем укоренившиеся черенки.) Черенки раздаю слабым -
пеларгонию, сильным обучающимся- бальзамин.
Смотрят
презентацию
Рассуждают
Считают
Слущают
Рассматривают
укоренившиеся
черенки
Видео «Размножение
пеларгонии черенками»
Давайте посмотрим видео, как правильно проводить размножение
пеларгонии (герани)укоренившимися черенками.
Смотрят видео
Обсуждают
Смотрим внимательно, запоминаем последовательность посадки
черенков.
(смотрим видео)
последовательность
посадки черенков.
Инструкционная карта
Критерии качества.
- Предлагаю составить инструкционную карту «Посадка черенков
пеларгонии»
(двое обучающихся у доски, остальные за партами)
- Сверимся с экраном.
Заполни горшок наполовину цветочным грунтом.
Уложи черенок и на грунт.
Аккуратно расправь корешки.
Добавь в горшок грунт.
Прижми грунт к растению с боков.
Полей теплой водой.
Поставь горшок в светлое, но не солнечное место.
- Закрепим последовательность посадки черенков по ключевым
словам –глаголам.
- Молодцы справились с заданием!
Помните о критериях качества:
1. Соответствие образцу.
2. Выполнено аккуратно.
3. Укоренившийся черенок не поврежден.
Составляют
инструкционную
карту, сверяют с
экраном
Хоровое
проговаривание
(по ключевым
словам- глаголам)
Слушают
Правила техники
безопасности при
работе с землей.
- Какой инвентарь нужен для практической работы? (совок,
горшок (стаканчик), лейка, ветошь)
- Черенки у вас разного размера, поэтому надо для них подобрать
соответствующий стаканчик. Помните, что слишком большой
стаканчик затруднит рост и развитие растения.
Инструктаж по ТБ и санитарно - гигиеническим требованиям.
Работу выполняем в перчатках.
Во время практической работы вы должны соблюдать правила:
Бережное отношение к растению
Дружеские взаимоотношения с товарищами, взаимопомощь
Работай аккуратно:
не рассыпай землю на стол;
не пачкай фартук;
следи, чтобы земля не попала в глаза.
после работы: убрать рабочее место, помыть руки с мылом и смазать
Называют
инвентарь для
посадки, правила
Т,б при работе с
землей.
Чтение хором.
Надевают перчатки.
их кремом.
Практическая
работа
Практическая работа
«Размножение
пеларгонии
(бальзамина)черенками
»
Музыкальное
сопровождение
- Вот и третий пункт -Лаборатория успеха
Цветоводы –любители лаборатория ждет ваших успехов!
За 1 столиком работаю те, у кого черенки герани.
За вторым столиком работают те, у кого черенки бальзамина.
Готовят рабочие
места.
Выполняют
практическую
работу под
контролем учителя.
Оценка практической
работы.
Игра «Постройся в
план»
- Приклейте стикер со своим именем на цветочный горшок.
Поставьте ваши работы в тепличку. (пластиковый короб)
-Я вам хорошую новость еще не говорила? Я вас поздравляю –вы
большие молодцы! И только вам школа доверяет на протяжении трех
месяцев наблюдать за развитием своего растения и ухаживать за ним,
чтобы высадить потом в цветочный вазон для украшения школьного
парадного входа. Поздравляю!
Оценка практической работы.
- Цель урока была какая?
- Как вы считаете- вы справились с поставленной целью?
Дополни предложение: Теперь я умею…..
Я смогу научить друзей …
- А теперь поиграем в игру «Постройся в план» - возьмите по одной
иллюстрации и постройте последовательность выполнения работы по
посадке черенков пеларгонии.
Оценивают
качество своей
работы.
Построение
инструкционной
карты из
иллюстраций – у
всех по одной
Рефлексия.
«Цветок из ладошек»
- Возьмите ту ладошку, которая отвечает вашему настроению и
успеху на уроке. Постройте из ладошек цветок. (у доски)
- За что бы ты мог себя похвалить?
- Пригодятся ли тебе эти умения в жизни?
- И я свою ладошку прикрепляю- красная. (Даю оценку работы на
уроке и выставляю отметки)
Спасибо за работу на уроке!
Садятся за парты
Оценка
обучающимся
работы на уроке
Домашнее задание.
Уход за комнатными растениями.
Слушают задание