Напоминание

Воспитательные возможности интерактивных педагогических технологий в полиэтническом ВУЗЕ


Автор: Багамаева Индира Омаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДГУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Проект
Тема: Воспитательные возможности интерактивных педагогических технологий в полиэтническом ВУЗЕ
Раздел: высшее образование





Назад




Воспитательные возможности интерактивных педагогических

технологий в полиэтническом ВУЗЕ

Существенным упущением образования в последние годы выступает

ослабление внимания к значимости влияния интеллектуального развития на

уровень духовно- нравственной культуры, воспитания благородства души

молодого человека, поскольку изучение наук, получение знаний должны

быть направлены на понимание специалистами в любой области социальной

ответственности за результаты своего труда. Такое упущение естественно

связано с отвлеченным характером знаний и традиционными методами их

изучения,

направленными

на

запоминание

и

применение

знаний

в

аналогичных ситуациях. Как известно, воспитательная функция любой

модели обучения реализуется через содержание образования, через способы

познания и объяснения мира, через взаимоотношения между обучающимися

в учебном процессе и через образцовое поведение педагога. Все эти аспекты

воспитания характерны и интерактивным технологиям.

Но они имеют

дополнительные

резервы

и

потенциал

воспитательного

влияния,

для

реализации которых необходимы дополнительные усилия преподавателей.

Современная образовательная среда полиэтнического дагестанского

колледжа характеризуется культурным

разнообразием ее участников.

«Эффективность

системы

патриотического

воспитания

студенческой

молодежи

напрямую

зависит

от

специально

организованной

профессиональной среды социальных и межнациональных отношений, от

работы

спо

системы

смежных

социальных

институтов,

от

научных

изысканий педагогов в области межнационального общения и расширения

влияния межэтнической и межкультурной коммуникации на сознание и

поведение молодежи».

Важнейшей

задачей патриотического

воспитания

в

условиях

полиэтнической среды становится сообщение молодежи знаний о народах и

государствах мира, об

их взаимоотношениях, о взаимозависимости и

неделимости

мира.

При

организации воспитательного процесса

следует исходить

из

того,

что народы

стремятся не

только

к

взаимосближению, но и к сохранению собственной социокультурной

идентичности.

Интерес молодежи к культуре других народов связано с познанием

культуры и среды обитания других наций, их психологических особенностей.

А для этого необходима развернутая и

разнообразная (телевизионная,

литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических

традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних.

Многообразие культурных проявлений способствует проявлению у

студентов различных наций и народностей взаимного интереса, что

подтверждает приоритет культурологического подхода к патриотическому

воспитанию.

Если взять гуманитарный цикл образовательных дисциплин, то само

их содержания без дополнительных усилий имеет большой духовно-

нравственный потенциал и возможности формирования

благородных

отношений студентов и корректного стиля поведения. Этот потенциал

реализуется через такие интерактивные технологии как диалог, дебаты,

мозговой штурм, ролевые и деловые игры, разработка и презентация

социальных проектов, ассоциации в смысловом понимании текстов. Все эти

технологии можно использовать для максимального раскрытия духовно-

нравственного потенциала учебных текстов и формирования социального

поведения студентов.

Если рассмотреть с таких позиций образовательные дисциплины

естественно-математического цикла, то их содержание, отражая объективные

закономерности природы, слабо в духовно-нравственном аспекте. Но здесь

можно использовать способы изучения знаний о мире, которые формируют у

студентов способности в преодолении трудностей, умения сравнения анализа

и

обобщения,

проявления

целеустремленности,

настойчивости.

Интерактивные технологии в естественнонаучных дисциплинах, создавая

условия поиска новых истин, условия состязательности и ориентированности

на успех и верификацию знаний, также могут формировать социально

необходимые и обязательные для каждого человека качества. Групповые

интерактивные технологии при этом имеют ряд дополнительных рычагов

влияния на характер и поведение студентов: позволяют налаживать

межличностные взаимоотношения, моделируют социальные отношения,

объединяют студентов с адекватной позицией в одном задании, учат

поддержке и сотрудничеству, приобщают к приемам усиления и снижения

умственного напряжения, оперативности и гибкости реакции мышления,

создают условия самопрезентации и самореализации.

В отличие от традиционных технологий в интерактивных

технологиях

этот

процесс

происходит

интенсивно,

мотивированно,

эмоционально-насышенно. Такой их характер способствует порождению у

молодежи смыслов духовно-нравственных ценностей и отработке умений

импровизации

возможных

вариантов

социального

поведения.

В

многонациональных студенческих группах в дополнение движущими силам

становятся культурные различия и этнокультурные позиции участников.

Культурные различия вызывают естественный познавательный интерес, а

этнокультурная

позиция

помогает

молодежи

в

самовыражении.

Их

взаимодействие в поликультурных диалогах приводит поликультурной

компетентности межличностному согласию.

В образовательной практике образования сложились следующие

вариации

использования интерактивных

педагогических

технологий в

воспитательной работе:

1. Организация воспитательных мероприятий по интерактивным

технологиям. При этом цель содержание и ожидаемые результаты этих

мероприятий отражают основные направления воспитания, а процедуры и

взаимоотношения между участниками реализуются по интерактивным

технологиям. Получается, что на участников при таком подходе параллельно

действуют

три

воспитательные

силы:

воспитательный

потенциал

содержания,

влияние

интерактивности

на

поведение

участников

мероприятия, а также стремление участников представить себя в лучшем

виде.

2. В цикле гуманитарных дисциплин наряду с пониманием замысла

автора, ассоциации смысловых образов, анализ произведений и дискуссии

по созданию собственных смыслов в образах персонажей произведений

позволяют формировать социальное поведение студентов.

3. Интерактивные технологии группового взаимодействия своими

процедурами взаимной зависимости, ответственности и поддержки выводят

студентов на понимание ответственности за свое поведение и полученный

результат своей работы.

4. Поисковый характер интерактивных технологий мозгового штурма,

проектной

деятельности

и

создания

своих

смыслов

образования

способствуют умственному воспитанию студентов.

В известной литературе и традиционной практике интерактивные

технологии, как правило, связываются с учебным процессом. Но они

продуктивно могут быть использованы и в воспитательной работе со

студентами. Для этого в полиэтнических колледжах актуально создавать

центры подготовки организаторов воспитательной работы и формирования

социальных отношений студентов. Такой тренинговый центр мог бы

сосредоточить свои усилия на следующих направлениях работы:

1. Поиск и разработка методик изучения межличностных и

групповых отношений, стереотипов и ситуативных форм возможного стиля

поведения молодых людей в поликультурной социальной среде.

2. Выявление воспитательного потенциала культуры и традиций

народов республики, создание образцов поведения представителей разных

народов

и

возможных

сценариев

поликультурного

взаимодействия

молодежи.

3. Подготовка активистов молодежи к организации интерактивных

воспитательных мероприятий, социальных тренингов.

4. Разработка и апробация типичных социальных тренингов и

рекомендация их к внедрению в практику воспитательной работы активистов

колледже.



В раздел образования