Автор: Корниенко Надежда Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Спасск-Дальний, Приморский край
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Значение ансамблевой игры, приёмы и методы работы в классе фортепианного ансамбля"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Черниговского района
Значение ансамблевой игры, приемы
и методы работы в классе
фортепианного ансамбля
Методическая работа
Преподавателя фортепиано
Корниенко Н. И.
с. Черниговка 2017 г
Содержание
Введение...........................................................................................3
Глава 1. История фортепианного дуэта и его значение в наше
время.................................................................................................4
Глава 2. Приемы и методы работы в классе фортепианного
ансамбля...........................................................................................5
Глава 3. Обобщение проблем, возникающих в ходе работы над
ансамблем........................................................................................7
Заключение......................................................................................8
Список литературы...................................................................... 9
2
Введение
Работа над ансамблем является одним из важнейших разделов в
классе фортепиано.
Ансамбль - это вид музицирования, которым занимались во все
времена, на любом уровне владения инструментом.
Ансамблевое музицирование на фортепиано составляет
фундамент музыкального воспитания детей дошкольного,
младшего и среднего школьного возраста.
Целью данной работы является освещение основных приемов и
методы работы в классе фортепианного ансамбля.
Первый раздел посвящен истории фортепианного дуэта и его
значения в наши дни.
Во втором разделе рассматриваются приемы и методы работы
над ансамблем в фортепианном классе.
Третий раздел освещает проблемы, возникающие в ходе работы
над ансамблем.
3
Глава 1. История фортепианного дуэта и его значение в наши
дни
Жанр фортепианного ансамбля имеет свою многолетнюю
историю. Фортепианный дуэт начал развивался во второй половине
18 века с появлением молоточкового фортепиано: расширился
диапазон, появилась возможность постепенного увеличения и
уменьшения звука, появилась педаль. Развитие молодого ансамбля
шло
стремительными
темпами.
Четырехручные
произведения
конца 18 – начала 19 века были доступны многим любителям
музыки. Наконец, было открыто новое свойство фортепианного
дуэта
:
четырехручная
фактура
оказалась
способной
к
воспроизведению оркестровых эффектов. Четырехручные версии
симфоний,
опер,
балетов
были
единственным
источником
ознакомления с ними. Это способствовало приобретению важной
функции фортепианного дуэта: музыкально - просветительской.
К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как
самостоятельная, полноценная форма музицирования.
После первой мировой войны «мода» на фортепианные дуэты
прошла.
Композиторы
почти
не
писали
для
фортепианных
ансамблей. И только после Второй мировой войны, когда возник
интерес к искусству эпохи барокко, возродился жанр камерного
музицирования. В наши дни фортепианные ансамбли на пике
популярности. Очень сильно увеличилось число конкурсов и
фестивалей различного уровня. Для фортепиано в 4 руки писали
почти все композиторы 19 и 20 веков.
Игра в 4 руки может уже начинаться с первых шагов игры на
фортепиано, с донотного периода. В последние годы возраст юных
музыкантов значительно помолодел. Родители приводят 3 - 4
летних детей которые не могут быстро освоить инструмент. Им
приходится долгое время играть 1 - 2 ноты. Для того, чтобы не
пропал интерес и малыш мог услышать всю красоту звуков, игра с
преподавателем помогает быстрее пройти донотный период.
« Чувство локтя » снижает уровень сценического стресса, иногда
является единственной возможностью публичных выступлений.
4
Глава 2. Приемы и методы работы
Само слово « анс » в переводе с французского означает
« единство». Занятия ансамблем начинаются с подбора партнеров.
Партнерами могут быть: преподаватель - ученик, два или три
ученика. Нужно, чтобы они соответствовали друг другу по
исполнительскому уровню, технической подготовке, особенно если
готовить их к публичным и конкурсным выступлениям. При
составлении ансамбля также учитывается возраст, психологические
особенности учеников, даже смена в школе имеет значение.
Партнеры по возможности должны быть одного возраста.
Существует техника ансамблевого исполнения, без которой не
состоится хорошего, качественного ансамбля :
синхронность при взятии и снятии звука;
равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных
между партнерами;
согласование приемов звукоизвлечения;
грамотная педализация;
передача голосов от партнера к партнеру;
соблюдение общего ритмического пульса;
единство динамики и фразировки.
Игра в четыре руки за одним роялем начинается с самой
посадки. Посадка отличается тем, что каждый учащийся имеет в
своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры
должны уметь « поделить » клавиатуру и так держать локти, чтобы
не
мешать
друг
другу,
особенно
при
близком
и
перекрещивающемся голосоведении ( один локоть под другим ).
Педализирует исполнитель партии secondo, т.к. она служит
фундаментом ( бас, гармония ) мелодии. Ему необходимо
внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии.
Полезно предложить ученику, играющему партию secondo, ничего
не играть, а педализировать во время исполнения другим учащимся
партии primo. Очень часто непрерывность звучания исполнения
нарушается
из-за
отсутствия
у
детей
простейших
навыков
переворачивания
страниц
и
отсчета
длительных
пауз.
В
5
зависимости от занятости рук учащиеся должны определить кому
из них удобней перевернуть страницу. Для того, чтобы преодолеть
возникающее в паузах напряжение и боязнь пропустить момент
вступления, надо проиграть звучащую у партнера музыку. Тогда
пауза заполнится живым музыкальным чувством.
Начать играть вместе не так легко, как кажется. Требуется
большая тренировка и взаимопонимание. В этом случае можно
применить «дирижерский ауфтакт» легким движением кисти,
кивком головы, сделать одновременный вдох. Также важно
одновременное «снятие» звука. « Лохматые » аккорды производят
на слушателя неприятные впечатления. Решить эту проблему
можно, если вторая партия будет играть аккорды немного легче, а
первая ярче. Тем самым создается впечатление синхронности.
Синхронность звучания - показатель качества ансамблевой
игры. На упражнении Ганона можно отработать этот прием
следующим образом: учащиеся играют в унисон, затем первая
партия продолжает играть шестнадцатыми, а вторая - восьмыми
через ноту и наоборот.
Ритм – один из центральных элементов музыки. Незаметное
изменение
темпа
и
ритма
при
совместной
игре
нарушает
синхронность. Это чутко улавливает слушатель. Определение
темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической
единицы.
Ансамбль
требует
от
партнеров
понимания
и
чувствования темпа, четкого и безупречного ритма, который
должен быть коллективным.
Динамика
является
одним
из
самых
действенных
выразительных средств. Умелое использование динамики помогает
раскрыть характер музыки, ее эмоциональное содержание и
показать
особенности
формы
произведения.
Наиболее
распространенный
недостаток
ученического
исполнения
-
динамическое однообразие: все играется mf или f. Редко можно
услышать красивое P.
При ансамблевой игре наличие двух пианистов позволяет
использовать возможности рояля. Существует еще одна проблема
6
акустическая. Идеальное акустическое исполнение, это когда
первая партия ведет в аккорде верхний голос, а вторая - нижний.
Только тогда создается эффект объемного звучания.
Во
время
публичных
выступлений
могут
возникнуть
стрессовые ситуации, когда один из партнеров « теряет » текст.
Пианист - ансамблист обязан подхватить партнера в любой момент.
Необходимо отрабатывать подобные ситуации в классе.
Глава 3. Проблемы, возникающие в ходе работы над ансамблем
Хочется обобщить проблемы, которые могут возникнуть в
работе с фортепианным ансамблем.
Несинхронность исполнения;
Недостаточная целостность ансамбля;
Не слышание учениками общего звучания и себя в нем;
Грязная педаль;
Игра
разными
штрихами,
что
приводит
к
нарушению
синхронности и неточному исполнению пауз и цезур;
разное ощущение музыкального времени, из-за которого
возникают метрические и темповые неточности, сложности в
одновременном снятии звука;
динамическое однообразие;
разное звукоизвлечение.
Проблем в работе с фортепианным ансамблем много, но все
они решаемы.
Заключение
7
Ансамблевое музицирование учит музыкальному мышлению,
учит вести диалог с партнером, понимать его, уметь вовремя
подавать реплики и вовремя уступать. Ансамблевая игра прививает
ряд важных навыков : умение слушать, контролировать свою игру,
согласовывать звучность своей партии со звучностью партии
партнера, развивает чувство ритма, музыкальный слух, память,
двигательно
-
технические
навыки,
расширяет
музыкальный
кругозор, интеллект, воспитывает и формирует художественный
вкус,
понимание
стиля,
формы,
содержания
исполняемого
произведения.
Ансамбль - это предмет, который дети любят. Он мотивирует
занятия
в
школе
и
помогает
лучше
познать
возможности
фортепиано.
Список литературы:
8
1.
Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. – М., 1973
2.
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. – М.: Музыка, 1988. – 320 с.
3.
Шадт К. В. Фортепианный ансамбль в системе современного
воспитания в образовании. М., 2011
9