Напоминание

"Значение ансамблевой игры, приёмы и методы работы в классе фортепианного ансамбля"


Автор: Корниенко Надежда Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Спасск-Дальний, Приморский край
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Значение ансамблевой игры, приёмы и методы работы в классе фортепианного ансамбля"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Черниговского района

Значение ансамблевой игры, приемы

и методы работы в классе

фортепианного ансамбля

Методическая работа

Преподавателя фортепиано

Корниенко Н. И.

с. Черниговка 2017 г

Содержание

Введение...........................................................................................3

Глава 1. История фортепианного дуэта и его значение в наше

время.................................................................................................4

Глава 2. Приемы и методы работы в классе фортепианного

ансамбля...........................................................................................5

Глава 3. Обобщение проблем, возникающих в ходе работы над

ансамблем........................................................................................7

Заключение......................................................................................8

Список литературы...................................................................... 9

2

Введение

Работа над ансамблем является одним из важнейших разделов в

классе фортепиано.

Ансамбль - это вид музицирования, которым занимались во все

времена, на любом уровне владения инструментом.

Ансамблевое музицирование на фортепиано составляет

фундамент музыкального воспитания детей дошкольного,

младшего и среднего школьного возраста.

Целью данной работы является освещение основных приемов и

методы работы в классе фортепианного ансамбля.

Первый раздел посвящен истории фортепианного дуэта и его

значения в наши дни.

Во втором разделе рассматриваются приемы и методы работы

над ансамблем в фортепианном классе.

Третий раздел освещает проблемы, возникающие в ходе работы

над ансамблем.

3

Глава 1. История фортепианного дуэта и его значение в наши

дни

Жанр фортепианного ансамбля имеет свою многолетнюю

историю. Фортепианный дуэт начал развивался во второй половине

18 века с появлением молоточкового фортепиано: расширился

диапазон, появилась возможность постепенного увеличения и

уменьшения звука, появилась педаль. Развитие молодого ансамбля

шло

стремительными

темпами.

Четырехручные

произведения

конца 18 – начала 19 века были доступны многим любителям

музыки. Наконец, было открыто новое свойство фортепианного

дуэта

:

четырехручная

фактура

оказалась

способной

к

воспроизведению оркестровых эффектов. Четырехручные версии

симфоний,

опер,

балетов

были

единственным

источником

ознакомления с ними. Это способствовало приобретению важной

функции фортепианного дуэта: музыкально - просветительской.

К началу 19 века фортепианный ансамбль утвердился как

самостоятельная, полноценная форма музицирования.

После первой мировой войны «мода» на фортепианные дуэты

прошла.

Композиторы

почти

не

писали

для

фортепианных

ансамблей. И только после Второй мировой войны, когда возник

интерес к искусству эпохи барокко, возродился жанр камерного

музицирования. В наши дни фортепианные ансамбли на пике

популярности. Очень сильно увеличилось число конкурсов и

фестивалей различного уровня. Для фортепиано в 4 руки писали

почти все композиторы 19 и 20 веков.

Игра в 4 руки может уже начинаться с первых шагов игры на

фортепиано, с донотного периода. В последние годы возраст юных

музыкантов значительно помолодел. Родители приводят 3 - 4

летних детей которые не могут быстро освоить инструмент. Им

приходится долгое время играть 1 - 2 ноты. Для того, чтобы не

пропал интерес и малыш мог услышать всю красоту звуков, игра с

преподавателем помогает быстрее пройти донотный период.

« Чувство локтя » снижает уровень сценического стресса, иногда

является единственной возможностью публичных выступлений.

4

Глава 2. Приемы и методы работы

Само слово « анс » в переводе с французского означает

« единство». Занятия ансамблем начинаются с подбора партнеров.

Партнерами могут быть: преподаватель - ученик, два или три

ученика. Нужно, чтобы они соответствовали друг другу по

исполнительскому уровню, технической подготовке, особенно если

готовить их к публичным и конкурсным выступлениям. При

составлении ансамбля также учитывается возраст, психологические

особенности учеников, даже смена в школе имеет значение.

Партнеры по возможности должны быть одного возраста.

Существует техника ансамблевого исполнения, без которой не

состоится хорошего, качественного ансамбля :

синхронность при взятии и снятии звука;

равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных

между партнерами;

согласование приемов звукоизвлечения;

грамотная педализация;

передача голосов от партнера к партнеру;

соблюдение общего ритмического пульса;

единство динамики и фразировки.

Игра в четыре руки за одним роялем начинается с самой

посадки. Посадка отличается тем, что каждый учащийся имеет в

своем распоряжении только половину клавиатуры. Партнеры

должны уметь « поделить » клавиатуру и так держать локти, чтобы

не

мешать

друг

другу,

особенно

при

близком

и

перекрещивающемся голосоведении ( один локоть под другим ).

Педализирует исполнитель партии secondo, т.к. она служит

фундаментом ( бас, гармония ) мелодии. Ему необходимо

внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии.

Полезно предложить ученику, играющему партию secondo, ничего

не играть, а педализировать во время исполнения другим учащимся

партии primo. Очень часто непрерывность звучания исполнения

нарушается

из-за

отсутствия

у

детей

простейших

навыков

переворачивания

страниц

и

отсчета

длительных

пауз.

В

5

зависимости от занятости рук учащиеся должны определить кому

из них удобней перевернуть страницу. Для того, чтобы преодолеть

возникающее в паузах напряжение и боязнь пропустить момент

вступления, надо проиграть звучащую у партнера музыку. Тогда

пауза заполнится живым музыкальным чувством.

Начать играть вместе не так легко, как кажется. Требуется

большая тренировка и взаимопонимание. В этом случае можно

применить «дирижерский ауфтакт» легким движением кисти,

кивком головы, сделать одновременный вдох. Также важно

одновременное «снятие» звука. « Лохматые » аккорды производят

на слушателя неприятные впечатления. Решить эту проблему

можно, если вторая партия будет играть аккорды немного легче, а

первая ярче. Тем самым создается впечатление синхронности.

Синхронность звучания - показатель качества ансамблевой

игры. На упражнении Ганона можно отработать этот прием

следующим образом: учащиеся играют в унисон, затем первая

партия продолжает играть шестнадцатыми, а вторая - восьмыми

через ноту и наоборот.

Ритм – один из центральных элементов музыки. Незаметное

изменение

темпа

и

ритма

при

совместной

игре

нарушает

синхронность. Это чутко улавливает слушатель. Определение

темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической

единицы.

Ансамбль

требует

от

партнеров

понимания

и

чувствования темпа, четкого и безупречного ритма, который

должен быть коллективным.

Динамика

является

одним

из

самых

действенных

выразительных средств. Умелое использование динамики помогает

раскрыть характер музыки, ее эмоциональное содержание и

показать

особенности

формы

произведения.

Наиболее

распространенный

недостаток

ученического

исполнения

-

динамическое однообразие: все играется mf или f. Редко можно

услышать красивое P.

При ансамблевой игре наличие двух пианистов позволяет

использовать возможности рояля. Существует еще одна проблема

6

акустическая. Идеальное акустическое исполнение, это когда

первая партия ведет в аккорде верхний голос, а вторая - нижний.

Только тогда создается эффект объемного звучания.

Во

время

публичных

выступлений

могут

возникнуть

стрессовые ситуации, когда один из партнеров « теряет » текст.

Пианист - ансамблист обязан подхватить партнера в любой момент.

Необходимо отрабатывать подобные ситуации в классе.

Глава 3. Проблемы, возникающие в ходе работы над ансамблем

Хочется обобщить проблемы, которые могут возникнуть в

работе с фортепианным ансамблем.

Несинхронность исполнения;

Недостаточная целостность ансамбля;

Не слышание учениками общего звучания и себя в нем;

Грязная педаль;

Игра

разными

штрихами,

что

приводит

к

нарушению

синхронности и неточному исполнению пауз и цезур;

разное ощущение музыкального времени, из-за которого

возникают метрические и темповые неточности, сложности в

одновременном снятии звука;

динамическое однообразие;

разное звукоизвлечение.

Проблем в работе с фортепианным ансамблем много, но все

они решаемы.

Заключение

7

Ансамблевое музицирование учит музыкальному мышлению,

учит вести диалог с партнером, понимать его, уметь вовремя

подавать реплики и вовремя уступать. Ансамблевая игра прививает

ряд важных навыков : умение слушать, контролировать свою игру,

согласовывать звучность своей партии со звучностью партии

партнера, развивает чувство ритма, музыкальный слух, память,

двигательно

-

технические

навыки,

расширяет

музыкальный

кругозор, интеллект, воспитывает и формирует художественный

вкус,

понимание

стиля,

формы,

содержания

исполняемого

произведения.

Ансамбль - это предмет, который дети любят. Он мотивирует

занятия

в

школе

и

помогает

лучше

познать

возможности

фортепиано.

Список литературы:

8

1.

Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. – М., 1973

2.

Сорокина Е. Фортепианный дуэт. – М.: Музыка, 1988. – 320 с.

3.

Шадт К. В. Фортепианный ансамбль в системе современного

воспитания в образовании. М., 2011

9



В раздел образования