Автор: Рассказова Надежда Николаевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ФГКОУ Оренбургское ПКУ
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Геометрия плоских фигур в олимпиадных задачах"
Раздел: полное образование
Рассказова Н.Н.
г. Оренбург
Геометрия плоских фигур в олимпиадных задачах
В основе современного школьного образования лежит возможность
предоставления учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные
точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать
собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов,
закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт.
Эти новые возможности способствуют интеллектуальному и нравственному
развитию личности, умению работать с информацией, формированию
критического и творческого мышления.
На уроках математики необходимо создавать условия для развития и
реализации способностей всех учащихся: и с высоким учебным потенциалом,
и с отсутствием интереса к учебе. Этому способствует решение задач разного
уровня сложности.
Решение
задач
занимает
в
математическом
образовании
огромное
место.
Задача
является
средством
усвоения
и
контроля
достижений
математических знаний, умений и навыков, а также основным средством
активизации и развития критического мышления учащихся.
Решение олимпиадных задач принципиально отличается от решения
школьных,
даже
очень
сложных,
задач.
Это
обусловлено,
прежде
всего
выбором разделов, традиционно рассматриваемых на олимпиадах. Теория
игр,
графы,
уравнения
в
целых
числах
и
и
еще
ряд
разделов
не
рассматриваются в школьном курсе математики.
Термин олимпиадная задача появился не в результате классификации
задач,
а
в
результате
практики
применения
особых
видов
задач
для
составления текстов олимпиадных работ. [1]
Что
же
понимать
под
олимпиадными
задачами?
Обычно
авторы
методических
работ
не
дают
четкого
определения
олимпиадной
задачи.
Большинство их считают это понятие общеизвестным, другие относят к
олимпиадным
задачам
те,
где
есть
идея
решения,
где
применяются
специальные методы решения и т. д. В дальнейшем будем придерживаться
следующего определения олимпиадных задач по математике [2].
По А.В. Фаркову [3], под олимпиадными задачами по математике будем
понимать задачи повышенной трудности, нестандартные по формулировке
или по методам их решения.
При таком подходе к определению в число олимпиадных задач попадут
как нестандартные задачи по математике, использующие необычные идеи и
специальные методы решения, так и стандартные задачи, но допускающие
более быстрое, оригинальное решение [4].
Так как классификацию олимпиадных задач построить трудно (есть
задачи, которые затруднительно отнести к какому-то виду, они могут и не
иметь аналогов; тем более с каждым годом появляются благодаря работе
методистов
и
математиков
все
новые
виды
олимпиадных
задач),
рассматриваются в основном следующие основные типы олимпиадных задач
по математике [5]:
1)задачи на применение специальных методов решений (применение
принципа Дирихле, метода инвариантов, метода раскрасок, графов и др.);
2 ) задачи,
использующие
программный
материал,
но
повышенной
трудности (арифметические задачи, алгебраические задачи, геометрические
задачи);
3
) комбинированные
задачи,
то
есть
те,
которые
используют
программный материал и идеи, изучаемые на кружках, факультативах. [6]
Геометрические задачи являются для учащихся одними из трудных, так
как
с
каждым
годом,
к
сожалению,
учащимся
все
больше
затрудняются
решать базовые задания из учебной программы, не говоря о сложных, не
похожих на типовые - олимпиадные [8].
Практически в каждой олимпиадной работе по математике встречается,
как минимум задача по геометрии. И именно геометрические олимпиады, как
мы говорили ранее, вызывают наибольшие трудности у учеников. При этом
можно
утверждать,
что
как
раз
геометрия
лучше
всего
развивает
нестандартное мышление.
Геометрические олимпиадные задачи очень разнообразны. Это и задачи
на
разрезание,
и
на
построение
и
нахождение
углов.
Но
чаще
всего
встречаются
задачи,
которые
используют
в
своем
решении
какую-то
необычную идею, как правило, дополнительное построение [8]:
- построение некоторого отрезка с помощью соединения 2 данных
точек; продолжение некоторого отрезка за один из его концов на расстояние,
равное длине данного отрезка;
- проведение медианы, высоты, биссектрисы треугольника; средней
линии треугольника, трапеции;
-
построение
перпендикуляра
к
прямой,
проведение
через
точку
прямой, параллельной другой прямой, и т.д.
Также
следует
отметить
большое
количество
олимпиад,
таких
как
дистанционные «Успех», «турнир им. А.П. Савина», устной математической
олимпиады и др., которые отличаются не только количеством задач, но и
уровнем сложности. [7]
Из
типов
геометрических
задач
нужно
выделить
задачи
«на
разрезание», которые очень разнообразны и даже многие народы используют
как игру
(«Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо» и т.д.). [8]
Геометрические задачи на разрезание даже легли в основу игры в
тетрис и танграма. [9].
Олимпиадные задачи по геометрии требуют нестандартного подхода.
Решение геометрических задач вызывает трудности у многих учащихся. К
сожалению, геометрия – один из самых нелюбимых детьми предметов. Это
объясняется, прежде всего, тем, что редко какая-либо задача по геометрии
может быть решена с использованием определённой теоремы или формулы.
Большинство
задач
требует
применения
разнообразных
теоретических
знаний, доказательства утверждений, справедливых лишь при определенном
расположении фигуры, применение различных формул. Приобрести навык в
решении
задач
можно,
лишь
решив
достаточно
большое
их
количество,
ознакомившись с различными методами, приёмами и подходами. Заметим,
что
наглядно-образное
мышление
и
воображение
наиболее
полно
развиваются
на
стыке
старшего
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста. А геометрию ученик начинает изучать в 12-13 лет. К этому времени
непосредственный интерес к ее освоению уже практически утрачен, еще по-
настоящему не проявившись. Но, несмотря на это, значимость геометрии
велика
и
учителю
предстоит
огромная
работа
по
привитию
учащимся
интереса к этому предмету, следствием чего является знание его и хорошие
результаты при сдаче экзамена.
Ясно, что не каждого ученика, имеющего по предмету отличную оценку,
имеет смысл направлять на олимпиаду. Дело в том, что на выполнение
олимпиадного
задания
отводится
строго
определенное
время,
в
качестве
задач
предлагаются
не
задачи
базового
или
повышенного
уровня
(по
школьным
меркам),
а
задания
нестандартные.
Эти
задания
могут
быть
простыми по формулировке, но выходящими за рамки школьной программы.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Фарков
А.В.
Школьные
математические
олимпиады.
5
-
11
классы. – 2 изд. – М. : ВАКО, 2016. – 240 с.
2.
Олимпиадные задания по математике. 5-11 классы / авт. – сост.
О.Л. Безрукова. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2015. – 143 с.
3.
Фарков А.В. Математические олимпиады. 5 - 6 классы: учебно-
методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ/
А.В. Фарков. – 6 изд. – М. : издательство «Экзамен», 2013. – 190 с.
4.
Фарков А.В. Математические олимпиады. 5 - 6 классы: учебно-
методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ/
А.В. Фарков. – 6 изд. – М. : издательство «Экзамен», 2014. – 190 с.
5.
Фарков А.В. Математические олимпиады: методика подготовки:
5–8 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 176 с. – (Мастерская учителя математики).
6.
Геометрия устной математической олимпиады/ Сборник задач по
г е о м е т р и и .
–
М Ц Н М О .
2 0 1 6
г .
Р е ж и м
д о с т у п а
:
olympiads.mccmeustn/.
7.
Геометрия турнира имени А.П. Савина. 2012 г. Режим доступа :
geometry.
8.
Прояева
И.В.
Об
истории
применения
правильных
фигур
в
игровых задачах. /Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы
международной XII международной научно-практической конференции 2015,
с. 187-188.
9.
Прояева
И.В. Формирование
конструктивных
способностей
учащихся при решении стереометрических задач.
/Россия и Европа: связь
культуры
и
экономики.
Материалы
международной XI
международной
научно-практической конференции 2015, с. 372-374.