Напоминание

"Работа над интонацией, фразировкой и голосоведением в произведениях классического репертуара в классе академического сольного пения"


Автор: Ващенко Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ЛДШИ"
Населённый пункт: г.Лихославль, Тверская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над интонацией, фразировкой и голосоведением в произведениях классического репертуара в классе академического сольного пения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИХОСЛАВЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок по сольному пению

по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального

искусства «Вокально-хоровое пение»

Тема: «Работа над интонацией, фразировкой и голосоведением в

произведениях классического репертуара в классе академического

сольного пения»

Автор: преподаватель

высшей категории

Ващенко Елена Владимировна,

концертмейстер

первой категории

Хембетти Татьяна Юрьевна

План – конспект

открытого урока по сольному пению

с учащейся 5 класса вокально-хорового отделения

Дмитриевой Ириной

Дата проведения: 24.11.2022 г.

Форма учебного занятия: урок.

Тема урока:

«Работа над интонацией, фразировкой и голосоведением в

произведениях классического репертуара в классе академического сольного

пения»

Тип урока: урок повторения, систематизация и обобщение знаний, слуховых и

вокальных восприятий, закрепление ранее пройденного материала.

Форма организации: индивидуальная.

Продолжительность: 40 минут

Материально-техническое обеспечение урока:

- светлая просторная аудитория

- фортепиано

- раздаточный материал (ноты)

Цель урока:

- достижение чистого интонирования, осмысленной фразировки, ровности

голосоведения.

Задачи урока:

- добиться точности интонирования;

- закрепить навык грамотной фразировки и голосоведения.

Формы и методы работы:

- словесное пояснение;

- исполнительский показ.

Пение – это психофизиологический процесс, связанный с работой

жизненно важных систем: нервной, мышечной, дыхательной, голосового

аппарата и других процессов

Вокальное воспитание учащихся включает в себя развитие следующих

певческих навыков

- певческая установка

- певческое дыхание, чувство опоры

- высокая певческая позиция звука, связанная с хорошей вибрацией верхних

резонаторов

- точное интонирование, т. е. чистота воспроизведения певческого голоса,

зависящая от степени развития вокального слуха учащегося

- дикционные, артикуляционные навыки. Основное правило дикции - быстрое

и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных.

Качество дикции зависит от разборчивости, осмысленности, грамотности

исполнения. Работа над всеми навыками, находящимися в координации,

ведется параллельно.

Развитие вокальных навыков происходит в течение всего периода

обучения постепенно и целенаправленно. Музыкальный материал должен быть

продуман в зависимости от певческих данных учащихся, так как он влияет на

успешность в развитии музыкально – исполнительских навыков, а разнообразие

в подборе репертуара расширит музыкально – художественный кругозор.

Ход урока:

I.Вокально – интонационные упражнения

№1. По полутонам вверх до «фа» и по полутонам вниз закрытым ртом:

№2. По полутонам вверх до «фа#» и по полутонам вниз.

М - - - у - у - у - у - у

№3. По полутонам вверх до «соль» и по полутонам вниз.

Си - ньо - о - ра

№4. По полутонам вверх до «фа» и по полутонам вниз.

Нэ нэ нэ нэ нэ нэ нэ нэ нэ нэ

№5. По полутонам вверх до «фа» и по полутонам вниз.

Ле ле ле ля ля ля ля

№6. По полутонам вверх до «фа» и по полутонам вниз.

Гри грэ гро

II.Музыка Л. Варламова, слова А. Мерзлякова.

«Для чего летишь, соловушка, к садам? »

Форма куплетная. Характер песенный, лирический. Обратить внимание на

ровность голосоведения мелодии. В мелодии есть пунктирный ритм в

сочетании со скачкообразным движением. Проработать интонацию (Шелковой?

Там встречаюсь я с твоею красотой). «Фа#

2

» должна звучать в высокой

позиции.

Нисходящее

движение

шестнадцатыми

петь

с

ощущением

восходящего движения. Проработать интонационно трудные места на слоги

«да», «ле», «нэ» с различными штрихами. Например, стаккато. Отработать

распев с октавным скачком и ритмом

на стаккато и слоги. В третьем куплете меняется характер. Он становится более

мужественным, активным. Поэтому нужна активная дикция с хорошо

проговариваемыми согласными. После проработки интонационно трудных фраз

произведение исполняется целиком.

III. Музыка Э.Грига. перевод С.Свириденко «Заход солнца»

Форма куплетная. Характер спокойный, песенный, лирический. В средней

части небольшое воодушевление, подвижность, взволнованность. Изломанное

движение в мелодии имеет интонационную трудность, скачки на сексты и

септимы вверх и вниз. Отработать скачки с остановками и на слог «да», «ле».

Пропеть весь куплет на слоги «да», «ле». При переходе на текст обратить

внимание на ровность голосоведения. Проработать фразировку в произведении:

начало и конец фраз – певучие и лёгкие. Соединение фрах должно быть

незаметным. Ощущение общей певучести и текучести мелодической линии.

Отдельно поработать над вокализом после второго куплета на гласный звук «а»

мелодия должна звучать ровно, чисто, на хорошем «опёртом» дыхании. В конце

делаем небольшое крещендо и исполняем произведение целиком.

IV.Итог урока:

- анализ урока - произведения исполнены с чистой интонацией, грамотной

фразировкой;

- оценка за урок;

- домашнее задание.

Используемая литература:

- Каюмова Д.В. Научная статья Вокальное воспитание детей в классе

академического сольного пения. /Журнал «Вестник» Казанского

государственного университета культуры и искусств, 2016 г. /

- Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей». М., 1953 г.

- Гневышева В.. «Влияние вокальной работы на улучшение интонациии у

неверно поющих детей». М., 1964, вып. 3. /Музыкальное воспитание в школе/

- Хрестоматия по музыке. Песни композиторов – классиков для детей. Изд.

«Союз художников», 2015 г.

- Музыка в школе. Вып.2. Москва. «Музыка» 2005 г.



В раздел образования