Автор: Ващенко Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ЛДШИ"
Населённый пункт: г.Лихославль, Тверская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над интонацией, фразировкой и голосоведением в произведениях классического репертуара в классе академического сольного пения"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИХОСЛАВЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Открытый урок по сольному пению
по дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального
искусства «Вокально-хоровое пение»
Тема: «Работа над интонацией, фразировкой и голосоведением в
произведениях классического репертуара в классе академического
сольного пения»
Автор: преподаватель
высшей категории
Ващенко Елена Владимировна,
концертмейстер
первой категории
Хембетти Татьяна Юрьевна
План – конспект
открытого урока по сольному пению
с учащейся 5 класса вокально-хорового отделения
Дмитриевой Ириной
Дата проведения: 24.11.2022 г.
Форма учебного занятия: урок.
Тема урока:
«Работа над интонацией, фразировкой и голосоведением в
произведениях классического репертуара в классе академического сольного
пения»
Тип урока: урок повторения, систематизация и обобщение знаний, слуховых и
вокальных восприятий, закрепление ранее пройденного материала.
Форма организации: индивидуальная.
Продолжительность: 40 минут
Материально-техническое обеспечение урока:
- светлая просторная аудитория
- фортепиано
- раздаточный материал (ноты)
Цель урока:
- достижение чистого интонирования, осмысленной фразировки, ровности
голосоведения.
Задачи урока:
- добиться точности интонирования;
- закрепить навык грамотной фразировки и голосоведения.
Формы и методы работы:
- словесное пояснение;
- исполнительский показ.
Пение – это психофизиологический процесс, связанный с работой
жизненно важных систем: нервной, мышечной, дыхательной, голосового
аппарата и других процессов
Вокальное воспитание учащихся включает в себя развитие следующих
певческих навыков
- певческая установка
- певческое дыхание, чувство опоры
- высокая певческая позиция звука, связанная с хорошей вибрацией верхних
резонаторов
- точное интонирование, т. е. чистота воспроизведения певческого голоса,
зависящая от степени развития вокального слуха учащегося
- дикционные, артикуляционные навыки. Основное правило дикции - быстрое
и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных.
Качество дикции зависит от разборчивости, осмысленности, грамотности
исполнения. Работа над всеми навыками, находящимися в координации,
ведется параллельно.
Развитие вокальных навыков происходит в течение всего периода
обучения постепенно и целенаправленно. Музыкальный материал должен быть
продуман в зависимости от певческих данных учащихся, так как он влияет на
успешность в развитии музыкально – исполнительских навыков, а разнообразие
в подборе репертуара расширит музыкально – художественный кругозор.
Ход урока:
I.Вокально – интонационные упражнения
№1. По полутонам вверх до «фа» и по полутонам вниз закрытым ртом:
№2. По полутонам вверх до «фа#» и по полутонам вниз.
М - - - у - у - у - у - у
№3. По полутонам вверх до «соль» и по полутонам вниз.
Си - ньо - о - ра
№4. По полутонам вверх до «фа» и по полутонам вниз.
Нэ нэ нэ нэ нэ нэ нэ нэ нэ нэ
№5. По полутонам вверх до «фа» и по полутонам вниз.
Ле ле ле ля ля ля ля
№6. По полутонам вверх до «фа» и по полутонам вниз.
Гри грэ гро
II.Музыка Л. Варламова, слова А. Мерзлякова.
«Для чего летишь, соловушка, к садам? »
Форма куплетная. Характер песенный, лирический. Обратить внимание на
ровность голосоведения мелодии. В мелодии есть пунктирный ритм в
сочетании со скачкообразным движением. Проработать интонацию (Шелковой?
Там встречаюсь я с твоею красотой). «Фа#
2
» должна звучать в высокой
позиции.
Нисходящее
движение
шестнадцатыми
петь
с
ощущением
восходящего движения. Проработать интонационно трудные места на слоги
«да», «ле», «нэ» с различными штрихами. Например, стаккато. Отработать
распев с октавным скачком и ритмом
на стаккато и слоги. В третьем куплете меняется характер. Он становится более
мужественным, активным. Поэтому нужна активная дикция с хорошо
проговариваемыми согласными. После проработки интонационно трудных фраз
произведение исполняется целиком.
III. Музыка Э.Грига. перевод С.Свириденко «Заход солнца»
Форма куплетная. Характер спокойный, песенный, лирический. В средней
части небольшое воодушевление, подвижность, взволнованность. Изломанное
движение в мелодии имеет интонационную трудность, скачки на сексты и
септимы вверх и вниз. Отработать скачки с остановками и на слог «да», «ле».
Пропеть весь куплет на слоги «да», «ле». При переходе на текст обратить
внимание на ровность голосоведения. Проработать фразировку в произведении:
начало и конец фраз – певучие и лёгкие. Соединение фрах должно быть
незаметным. Ощущение общей певучести и текучести мелодической линии.
Отдельно поработать над вокализом после второго куплета на гласный звук «а»
мелодия должна звучать ровно, чисто, на хорошем «опёртом» дыхании. В конце
делаем небольшое крещендо и исполняем произведение целиком.
IV.Итог урока:
- анализ урока - произведения исполнены с чистой интонацией, грамотной
фразировкой;
- оценка за урок;
- домашнее задание.
Используемая литература:
- Каюмова Д.В. Научная статья Вокальное воспитание детей в классе
академического сольного пения. /Журнал «Вестник» Казанского
государственного университета культуры и искусств, 2016 г. /
- Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей». М., 1953 г.
- Гневышева В.. «Влияние вокальной работы на улучшение интонациии у
неверно поющих детей». М., 1964, вып. 3. /Музыкальное воспитание в школе/
- Хрестоматия по музыке. Песни композиторов – классиков для детей. Изд.
«Союз художников», 2015 г.
- Музыка в школе. Вып.2. Москва. «Музыка» 2005 г.