Напоминание

«Основные направления и принципы работы с начинающими музыкантами в классе фортепиано»


Автор: Шуринова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №9»
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Основные направления и принципы работы с начинающими музыкантами в классе фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные направления и принципы работы с начинающими

музыкантами в классе фортепиано.

Первое знакомство ребенка с музыкой, как правило, происходит

в раннем детстве. Именно в этом возрасте легче всего приобщить

его к миру музыки. "Я глубоко убеждена, что первый этап обучения

является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта." [1],

с.6.

В настоящее время детей начинают учить уже с 5 лет и даже

младше. И не у всех сразу же явно проявляются музыкальные

способности. Поэтому основная цель дошкольного музыкального

образования - это приобщение ребенка к миру музыки и овладение

им первоначальными навыками игры на музыкальном инструменте в

том объеме, в каком позволяют индивидуальные природные данные

каждого ученика. Очень важно вводить занятия музыкой в жизнь

ребенка естественно, не отрывая его от привычной детской жизни и

не вытесняя ничего, что кажется ему приятным и необходимым

(всевозможные игры, рисование и др.)

Занимаясь с маленькими учениками, педагог должен создавать

радостную, непринужденную атмосферу, поддерживать игровое

настроение, пробуждая воображение ребенка. "Интерес - лучшее

средство сосредоточить внимание ученика, собрать волю, усилить

слуховой контроль." (С.Ляховицкая)

[8], с.37. "Больше сказки,

больше фантазии! Не уставая будите воображение ребенка, связывая

сказку, фантазию с музыкой." (А.Артоболевская) [1], с.9.

Чтобы ребенок смог осознать основы музыкального языка,

необходимо подготовить его слух, мышление, движения, внимание,

память, эмоциональное восприятие. Это очень важная вступительная

стадия работы в начальном периоде обучения! В этот момент жизни

ребенка создаются условия для выявления и дальнейшего развития

его природных способностей.

Поэтому начальное музыкальное образование предполагает целый

комплекс

задач:

слуховых,

эмоциональных,

двигательных.

Вследствие этого, педагог придерживается основных принципов

комплексного метода обучения и воспитания юного музыканта,

которые

в

дальнейшем

позволяют

осуществить

всестороннее

профессиональное развитие ребенка.

Комплексное начальное музыкальное образование проходит по

нескольким направлениям:

·

получение, формирование и развитие музыкального слухового

опыта;

·

знакомство с основами музыкальной грамоты;

·

развитие метро-ритмических способностей;

·

работа над координацией движений ребенка (овладение

опорно-двигательным аппаратом).

Все эти составляющие учебного процесса впоследствии выполняют

главную задачу

педагога -

научить играть

на

музыкальном

инструменте (в данном случае - на фортепиано).

Рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных моментов.

Поскольку ученик начинает обучение в раннем возрасте, то, исходя

из его возрастной психологической готовности воспринимать новую

информацию, важно преподнести ее в игровом формате и работать в

образной системе детского восприятия. Для развития образного и

ассоциативного

мышления

у

детей

широко

используется

иллюстрирование

(музыкальное,

словесное,

изобразительное).

Стихотворный текст в сочетании с картинкой активно будит

воображение ребенка и помогает легче освоить новый для него

музыкальный материал. А ведь именно накопление музыкально-

слухового опыта и есть первая составляющая начального обучения.

Таким образом, приобретение и формирование слухового багажа

происходит естественно и плодотворно, если использовать принцип

иллюстрирования. Напрмер, такие понятия, как звуки высокие и

низкие, громкие и тихие, долгие и короткие,

подкрепляются

определенным музыкальным материалом. Здесь важно, чтобы

ребенок получил не просто сухую информацию, но и закрепил ее в

памяти с помощью слуховых ассоциаций. Также запоминание

можно усилить путем использования изображений (рисунков),

подходящих по смыслу к каждому из новых понятий, с которыми

знакомится ребенок. Еще один прием, призванный помочь ребенку в

более

легком

и

быстром

знакомстве

с

простейшими

выразительными средствами музыки и музыкального инструмента -

это

песенки-трансофмеры.

Путем

трансофрмации

простейшей

песенки можно освоить понятия лада (весело - мажор, грустно -

минор), регистров (высоко-низко), динамических оттенков (громко-

тихо) и т.д. Таким образом, мы опять же заставляем ученика активно

включаться в процесс приобретения и накопления слухового багажа.

Памятуя о принципе иллюстрирования и о познании

музыкального языка путем ассоциативных представлений, можно

превратить

изучение

нотной

грамоты

(одна

из

сложных

составляющих

обучения)

в

захватывающий

и

увлекательный

процесс. Знакомство с нотной грамотой осуществляется доступным

и близким для ребенка языком, а именно, путем:

·

чтения и слушания различных специализированных сказок о

нотах, музыкальных знаках и т.д.;

·

рисование учеником специфических рисунков, впоследствие

переходящее в написание нотных прописей;

·

использование всевозможных наглядных пособий (карточки,

таблицы, рисунки, ребусы, кроссворды и др.)

Все это, в комплексе, должно помочь развить у ученика умение

легко ориентироваться и грамотно разбираться в нотном тексте.

Одной из важнейшей составляющей обучения начинающего

музыканта является развитие чувства ритма. И начинается оно с

самого первого этапа параллельно с другими составляющими

музыкально-образовательного

процесса.

Первоначально

это

выражается

в

воспитании

у

ребенка

чувства

временнОй

упорядоченности музыкального материала. Этот вид работы может

быть представлен очень разнообразно. Например:

·

движение под музыку (шаги, прыжки, движения руками и др.);

·

произнесение ритмо-слогов с хлопками;

·

игра пд музыку на музыкальных инструментах ударного типа

(бубен, барабан, колотушка, колокольчик и т.д.);

·

написание

простейших

ритмических

диктантов

вертикальными линиями (палочками) после прослушивания

мелодии или после пропевания знакомой песенки. Такая

фиксация

долей

зримыми

знаками

помогает

более

интенсивному

ощущению

ритмической

пульсации

(как

известно из психологии, видимый знак и само действие

записывающего способствует этому). Также записывание

ритма на бумаге закладывает основы чтения настоящего

ритмического рисунка в нотном тексте;

·

чтение

ритмических

партитур

осваивается

уже

после

знакомства с длительностями. Ознакомление и запоминание

длительностей можно очень доступно произвести на примере

"Ритмического дерева", которое предварительно рисуется

самим учеником под руководством педагога.

Чтобы написание ритмических фигур не превратилось в рутину,

необходимо все время разнообразить формы работы, комбинировать

их. К примеру, можно предложить ребенку самому придумать свой

ритмический рисунок, а затем исполнить на ударном инструменте

или записать на бумаге и т.д.

Следующее

рассматриваемое

направление

комплексного

начального музыкального обучения - это развитие физиологической

готовности ребенка к игре на музыкальном инструменте. Здесь

подразумевается и развитие опорно-двигательного аппарата в целом,

и постановка рук, и развитие координации у учащегося. Одна из

главных задач на этом этапе - воспитание правильных мышечных

ощущений при игре на фортепиано. Самая распространенная

опасность - это зажатость как всего корпуса в целом, так и рук в

частности. Для того, чтобы избежать этого, важно не пренебрегать

различного рода гимнастикой (и для всего тела и для рук). Хочется

выделить такой необходимый в данном случае вид упражнений, как

пальчиковая гимнастика, которая очень помогает развить мелкую

моторику

и

правильно

сформировать

аппарат

учащегося.

Упражнения же для всего тела призваны помочь в достижении

максимально комфортного и свободного владения всем корпусом

(спина, вся рука от плеча, свободный локоть). Из множества таких

упражнений можно выделить: "дровосек", "мельница", "утята",

"ветви березы" и др. При этом можно и нужно подключать фантазию

ребенка. Также желательно сопровождать гимнастику музыкальным

материалом или подходящим по смыслу стихотворением.

Используя в занятиях с начинающими все вышеперечисленные

составляющие начального образования, педагог плавно подводит

ученика

к

основному

виду

музыкальной

деятельности

-

формированию пианистических навыков (непосредственно игре на

фортепиано). Первое прикосновение к клавишам - очень важный

момент. Нужно помочь ребенку найти максимально комфортные

ощущения при первом контакте с музыкальным инструментом.

Знакомство с фортепиано предполагает не только визуальный

осмотр

корпуса

и

внутреннего

устройства

рояля

(струны,

молоточки, педали и т.д.), но и первичное знакомство с клавиатурой.

Для облегчения этого процесса можно предложить нарисовать

клавиатуру в альбоме для рисования с ассоциативными элементами:

2 черные клавиши - это "окошко", 3 черные клавиши - "балкон".

Имея перед глазами такой рисунок, ребенок легко "расселит"

названия клавиш по "окнам", "балконам" и между ними. Также

желательно

закрепить

полученные

знания

всевозможными

загадками, кроссвордами. Но вернемся к самому значительному и

ответственному моменту - освоению первых навыков игры на

фортепиано. Прежде всего нужно должным образом усадить ребенка

за

инструментом.

Можно

выделить

несколько

параметров

правильной посадки:

·

ноги опираются на специальную подставку-скамейку пятками

таким образом, чтобы ребенок мог приподняться на стуле без

помощи рук (не опираясь на руки);

·

вытянутые вперед руки должны свободно доставать до

пюпитра;

·

угол согнутой в локте руки должен быть чуть больше 90`, но

не меньше (!);

·

сидеть ученик должен на стуле ближе к краю, не дальше

середины стула.

Для

более

плавного

и

безболезненного

перехода

к

самостоятельной игре на фортепиано используются упражнения и

пьески, легкодоступные детскому "сказочному" восприятию. Здесь

очень помогает совместная с педагогом игра на рояле, когда ученик

играет лишь одну ноту или, к примеру, кластеры. Обычно дети

любят играть пьесы в 4 руки на начальном этапе. Ведь в таком виде

музицирования ребенок чувствует себя полноправным участником

процесса, что придает ему уверенности в себе, в своих силах.

Также к "первым шагам" в игре на фортепиано можно отнести

простейшие

упражнения

(например,

"радуга",

"перелеты",

"кузнечик" и др.), при исполнении которых ученик не только будет

развивать

фортепианные

технические

навыки,

но

и

сможет

вспомнить и закрепить полученные ранее знания (высокий, низкий

регистр, звуки долгие и короткие, громкие и тихие и т.д.). Все

начальные упражнения призваны помочь сформировать правильную

постановку рук. Верную форму кисти ребенка легко определить и

сформировать, накрыв ею мячик для большого тенниса (или

мандарин). При этом рука (кисть) принимает форму купола (свода).

Прежде,

чем

ребенок

опустит

рики

на

клавиатуру,

нужно

обозначить,

что

главный

"ответственный"

("командир")

за

свободный и плавный подъем (и опускание) руки - это локоть.

Начинать

сам

процесс

игры

на

рояле

лучше

всего

в

непосредственном контакте руки педагога с рукой ребенка. Это

поможет найти нужные мышечные и тактильные ощущения у

ученика.

На первоначальном этапе самостоятельной игры учащегося можно

выделить следующую последовательность освоения 5-пальцевой

игры:

·

игра только 3 пальцем (можно соединить его "колечком" с 1

пальцем и поначалу играть этим "колечком", что придает

более высокое и устойчивое положение кисти) с освоением

штрихов non legato и staccato;

·

игра лиг-коротышек 2-3 пальцами - знакомство с новым

штрихом legato;

·

постепенное введение одновременной игры парой пальцев

(интервалов: квинта, терция), чаще всего 1-5 и 1-3 пальцами,

для укрепления "свода" кисти;

·

игра более развернутых лиг с задействованием 2-3-4 пальцев;

·

использование в игре всех 5-ти пальцев.

Таким образом, пройдя все этапы развития первоначальных

пианистических

навыков,

ученик

готов

к

дальнейшему

профессиональному обучению. Однако немаловажным является то,

что

формирование

пианистических

навыков

и

музыкальных

представлений у разных учеников может идти с различной

скоростью

продвижения.

Поэтому

важно

соблюдать

последовательность постановки и выполнения определенных задач с

каждым учащимся индивидуально, чтобы каждый ребенок смог

приобрести, усвоить и закрепить все знания и навыки, получаемые

на первых ступенях развития. Также обязательно нужно учитывать

психологические особенности детей, и чередовать, перемежать

различные вышеперечисленные составляющие образовательного

процесса с той частотой, какой требует уровень подготовки и

индивидуальных природных данных любого ребенка, осваивающего

азы музыкального искусства.

Подводя итог, хочется отметить, что начальное (дошкольное)

музыкальное

образование

-

очень

сложный,

трудоемкий,

но

необходимый этап. От первых шагов в этом увлекательном процессе

будет зависеть все дальнейшее музыкальное образование учащегося.

По

словам

А.Артоболевской,

"...зажечь,

"заразить"

ребенка

желанием овладеть языком музыки - главнейшая из первоначальных

задач педагога..." [1], с.5.

Список использованной литературы:

1.

Абросова О. Нотные прописи. М.: Музыка, 2011.

2.

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Советский

композитор 1985.

3.

Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленингр.:

Советский композитор, 1985.

4.

Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб.:

Композитор, 2000.

5.

Калинина Г. Музыкальные прописи. М.: Калинин, 2012.

6.

Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков.

СПб.: Союз художников, 2006.

7.

Ларионова Г. Музыкальные знакомства. СПб.: Лига, 1995.

8.

Ляховицкая С. Педагогические способности. Л.: Музгиз, 1963.

9.

Савина Л. Пальчиковая гимнастика. М.: Родничок, 2000.

10.Сотникова О. Я учусь играть. СПб.: Союз художников, 2007.

11.Черлова О. Методика обучения игре на фортепиано. СПб.,

1995.



В раздел образования