Автор: Антомонова Олеся Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия города Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск Амурская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" в 1 классе по теме: Про Снегурочку и превращение воды
Раздел: начальное образование
МАОУ «Прогимназия города Благовещенска»
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность». Направление «Естественно – научная грамотность»
Учитель: Антомонова Олеся Юрьевна Класс: 1
Тема: Про Снегурочку и превращения воды
Цель: Изучить три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное.
Универсальные учебные действия
Личностные:
овладеть навыками поиска необходимой информации в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Метапредметные:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем поискового характера путём
проведения опытов, участвуя в эксперименте.
- использовать разные способы работы с информацией;
-овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий, причинно – следственных связей,
построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- использовать различные знаково – символические средства;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебное
пособие, жизненный опыт, информацию, полученную от окружающих;
- развивать речь посредством изучения сюжета русской народной сказки
«Снегурочка» и загадок, построения рассуждений, формулировки выводов.
Регулятивные:
- проявлять познавательную инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и учебную задачу;
- планировать её реализацию, в том числе и во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами, отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и
письменной речи;
- слушать и понимать речь других.
Предметные результаты:
- способность понимать, использовать, оценивать естественно – научные
знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественно – научных явлений и формулировки выводов.
Предмет изучения: вода – природное вещество, три состояния воды.
Формируемые умения:
- проводить наблюдения;
- участвовать в организации опытов, экспериментов;
- формулировать выводы в устной форме.
Оборудование:
- Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажер для школьников / М.В.
Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 104 с. (Учение с влечением).
- аудиофайлы «Хруст снега», песня Снегурочки
- иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка»
- презентация, видеофильмы о снежинках
- вода, снег, кусочки льда, 2 пластиковых и 1 стеклянный стакан, ложки,
лупы, зеркальце, электрический чайник, ёмкости для льда, подставки для
оборудования, зелёная стрелка с надписью «Естественно – научная
грамотность», карточки с изображением разных эмоций (радость, грусть,
безразличие).
На перемене сделать с учениками закладку опыта: в два
пластиковых
стакана набрать одинаковое количество снега. Один поставить в тёплое
место, другой в холодное.
Ход занятия
1.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы проводим внеурочное занятие по функциональной
грамотности. Какие направления мы изучаем?
- Читательская
- математическая
- финансовая
- естественно – научная грамотность.
- Сегодня мы выбираем направление того цвета, какими остаются хвойные
деревья зимой. (Зеленый).
Учитель демонстрирует зелёную стрелку с надписью «Естественно – научная
грамотность».
2.
Анализ ситуации (задачи), актуализация мотивов.
- Сегодня в нашей школе начинается Неделя открытых дверей. Она
традиционно проводится накануне самого любимого праздника, который
ждут и взрослые, и дети. О нём мы выучили стихотворение. Ученики читают
стихотворение о Новом годе.
- Слышите, к нам кто – то идет!
Загадка
Она в сапожках белых
И в шубке меховой,
Букет снежинок белых
Приносит нам с тобой!
Белым бела до пояса
Роскошная коса,
И теплые и добрые
У девочки глаза.
В прозрачных льдинках варежки
И шапочка на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей! (Снегурочка)
- Почему её так назвали? Что вы о ней знаете?
Ученики дают ответы на вопросы.
Загадка
Я и туча, и туман, Моря и реки наполняю,
И ручей, и океан, Но часто по небу летаю.
Я летаю и бегу Но если надоест летать,
И стеклянной быть могу! На землю падаю опять! (Вода)
Наблюдение.
Учитель демонстрирует стакан с водой, переливает воду в другую ёмкость.
- В каком состоянии находится та вода, которую мы чаще всего используем?
(В жидком).
3.
Тема. Цель деятельности. Учебная задача
Сегодня на занятии мы изучаем тему «Снегурочка и превращения воды»
Цель: Узнать о том, в каких состояниях бывает вода в природе.
- Каким образом мы будем работать?
Дети строят предположения с опорой на задания в пособии.
Учебная задача.
Изучить «превращения» - состояния воды.
Планирование действий по решению учебной задачи
- Посмотрите на предметы на парте, предположите, что нам предстоит
сделать, чтобы узнать о состояниях воды? (Понаблюдать, провести опыты и
выполнить задания в рабочей тетради, использовать информацию из разных
источников, чтобы открыть новые знания.)
- Итак, мы со Снегурочкой
отправляемся в путь за новыми знаниями!
Звучит песня Снегурочки. Аудиозапись.
Изучение вступление к занятию – начало русской народной сказки
«Снегурочка».
Работа
на
с.83
«Тренажёра
для
школьников»
«Функциональная грамотность».
- Какое горе было у стариков?
- Что они решили сделать?
- Что использовали старики для создания Снегурочки? (Снег)
4. Актуализация знаний, опыта, открытие новых знаний, способов
осуществления учебной деятельности.
Задание 1.
- Какая погода была в тот день, когда старики собрались лепить Снегурочку?
Найдите описание в тексте.
(«Солнышко ярко светит. Свирепый мороз им щёки щиплет»).
Учитель поясняет значение слова капель. Это явление природы характерно
для весны.
Коллективное обсуждение. Выбор верного ответа – «Старик услышал скрип
снега под ногами».
Звучит аудиозапись - скрип снега.
Вывод: Снежный покров состоит из множества снежинок. Лучиков у них
много. Человек идет по снегу, и они ломаются. При этом издают особый
звук – хруст, он называется скрип.
Задание 2.
- Как бы вы доказали, что в снеге есть вода?
Предположения детей.
- Мы заранее набрали в стаканы снега и поставили в тёплое место и в
холодное место. Объясните, что вы наблюдаете?
(В стакане со снегом, который стоял в тёплом месте, образовалась вода.
Часть снега растаяла).
Вывод: В теплом месте снег растаял быстрее. Снег – это вода в твёрдом
состоянии.
- Зимой замерзают все водоёмы. А как добывают воду в это время охотники,
оленеводы - люди, которые живут в местах с холодным климатом?
(Надо растопить снег, лёд).
Учитель поясняет: «Чтобы получить 1стакан воды надо растопить 3 – 4
стакана снега». Показать это соотношение (1 к 3, 1 к 4) на примере
демонстрации больших пластиковых стаканов с водой и снегом.
Задание 3.
Чтение текста задания, выполнение заданий на с.84.
Загадка
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все такие вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
- Как их назвала Снегурочка? (Чудесные белые звёздочки).
Ученики рассматривают снежинки на с. 84.
- Что такое снежинка?
Выводы:
- Снежинка – кристаллик замёрзшей воды.
- Снежинок много, но форма у них не повторяется.
- Каждая снежинка имеет 6 лучиков.
Задание.
- Во время снегопада проведите наблюдение за снежинками в природе. Они
очень хорошо видны на тёмном фоне.
Физкультминутка
Вьюга снежная, пурга!
Напряди нам пряжи!
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий!
Потрудись, кузнец – мороз!
Скуй ты нам сегодня
Ожерелье для берёз
К ночи новогодней!
Выполнение задания о форме снежинок и количестве лучиков.
Вывод: Снежинка – ледяной кристаллик. Имеет шесть лучиков.
- А как выглядят снежинки в природе? Во время съёмок пришлось её
увеличить в несколько раз, чтобы рассмотреть подробнее.
Презентация по выбору:
1.
Снежинки, изображение которых получено путём макросъемки.
(Авторская)
2.
Снежинки. Презентация для детей. Окружающий мир. (Источник –
интернет)
Видеофильмы по выбору. (Источник – интернет)
1.
Откуда берутся снежинки?
2.
Снежинки под микроскопом. Уникальное фото
3.
Формирование снежинки из воды под микроскопом
4.
Как образуются снежинки (с музыкой).
Заранее подготовленные ученики:
- Из дополнительных источников я узнал, что:
- Снежинки падают с неба со скоростью 1 км в час.
- Самая большая снежинка - кристалл образовалась 28 января 1887г. в штате
Монтана США. Её ширина 38 см, толщина 20 см.
- Форма снежинок зависит от температуры воздуха, при которой они
образуются.
Задание 4.
Загадка
Мороз на воду опустился,
И наш каток преобразился.
Иди внимательно вперёд!
Уж очень скользкий этот… (лёд)
Наблюдение за таянием льда.
- Что произошло со льдом, когда его занесли в тепло?
Выполнение задания.
Выводы:
1.
На месте льдинок появилась лужица. Чем больше льдинка, тем медленнее
она тает.
2.
Лёд, снег – это вода при замерзании.
3.
Лёд отражает солнечные лучи, как зеркальце, пускающее солнечные
зайчики.
Показать, как можно зеркальцем ловить солнечные зайчики.
Задание 5.
Чтение и выполнение задания о переходе воды в газообразное состояние.
Учитель уточняет значение слов «вода испарилась».
Испарение – процесс перехода воды из жидкого в парообразное
(газообразное) состояние.
Опыт.
1.
Вскипятить воду в чайнике. Из носика выходит пар. Вода при нагревании
перешла в состояние пара (газа).
2.
Горячую воду налить в стакан. Поднести зеркальце. Оно запотело.
Частички пара попали на холодную поверхность зеркальца. Вода перешла из
газообразного в жидкое состояние.
Заполнение кластера с. 85. Проверка по таблице на слайде.
Три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное.
- В сказке говорится о том, что Снегурочка растаяла. Но почему же мы не
грустим?
- Снегурочка не умерла. Её жизнь продолжается в каплях воды, в облачке, в
росе на траве, в тумане, дожде, в инее, снеге и льде. Но не всегда мы её
замечаем, особенно в тёплое время года. А на Новый год она приходит к нам
в своём самом красивом зимнем наряде, как главная помощница Деда
Мороза. Поэтому эта добрая, чудесная девочка всегда находится рядом с
нами!
- Люди с давних времён вели наблюдения за водой. Сказка была придумана,
чтобы объяснить детям то, как и почему вода переходит из одного состояния
в другое. Теперь и вы знаете и умеете объяснить её «превращения».
5.
Рефлексия. Оценка. Коррекция.
- Тема: Про Снегурочку и превращения воды.
- Какое вещество изучали? (Воду)
- Какую цель поставили, удалось ли её достичь?
- Захотелось ли вам продолжить свои исследования?
- В каком состоянии может быть вода?
- Зачем надо знать состояния воды? (Применение знаний в жизни).
- Понравилось ли вам наблюдать, проводить опыты, изучая состояния воды,
делать выводы?
- Хочется ли рассказать о своей работе родителям?
- Покажите свое настроение с помощью капелек и лицами.
6. Творческое задание
Снегурочка оставила вам подарки.
В конце занятия ученики получают листы с изображением Деда Мороза и
Снегурочки, чтобы их раскрасить в свободное время.