Напоминание

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" в 1 классе по теме: Про Снегурочку и превращение воды


Автор: Антомонова Олеся Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия города Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск Амурская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" в 1 классе по теме: Про Снегурочку и превращение воды
Раздел: начальное образование





Назад




МАОУ «Прогимназия города Благовещенска»

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Функциональная

грамотность». Направление «Естественно – научная грамотность»

Учитель: Антомонова Олеся Юрьевна Класс: 1

Тема: Про Снегурочку и превращения воды

Цель: Изучить три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное.

Универсальные учебные действия

Личностные:

овладеть навыками поиска необходимой информации в

сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем поискового характера путём

проведения опытов, участвуя в эксперименте.

- использовать разные способы работы с информацией;

-овладевать

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации, установления аналогий, причинно – следственных связей,

построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- использовать различные знаково – символические средства;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебное

пособие, жизненный опыт, информацию, полученную от окружающих;

- развивать речь посредством изучения сюжета русской народной сказки

«Снегурочка» и загадок, построения рассуждений, формулировки выводов.

Регулятивные:

- проявлять познавательную инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и учебную задачу;

- планировать её реализацию, в том числе и во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с

поставленными задачами, отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи;

- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и

письменной речи;

- слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:

- способность понимать, использовать, оценивать естественно – научные

знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,

для объяснения естественно – научных явлений и формулировки выводов.

Предмет изучения: вода – природное вещество, три состояния воды.

Формируемые умения:

- проводить наблюдения;

- участвовать в организации опытов, экспериментов;

- формулировать выводы в устной форме.

Оборудование:

- Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажер для школьников / М.В.

Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 104 с. (Учение с влечением).

- аудиофайлы «Хруст снега», песня Снегурочки

- иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка»

- презентация, видеофильмы о снежинках

- вода, снег, кусочки льда, 2 пластиковых и 1 стеклянный стакан, ложки,

лупы, зеркальце, электрический чайник, ёмкости для льда, подставки для

оборудования, зелёная стрелка с надписью «Естественно – научная

грамотность», карточки с изображением разных эмоций (радость, грусть,

безразличие).

На перемене сделать с учениками закладку опыта: в два

пластиковых

стакана набрать одинаковое количество снега. Один поставить в тёплое

место, другой в холодное.

Ход занятия

1.

Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы проводим внеурочное занятие по функциональной

грамотности. Какие направления мы изучаем?

- Читательская

- математическая

- финансовая

- естественно – научная грамотность.

- Сегодня мы выбираем направление того цвета, какими остаются хвойные

деревья зимой. (Зеленый).

Учитель демонстрирует зелёную стрелку с надписью «Естественно – научная

грамотность».

2.

Анализ ситуации (задачи), актуализация мотивов.

- Сегодня в нашей школе начинается Неделя открытых дверей. Она

традиционно проводится накануне самого любимого праздника, который

ждут и взрослые, и дети. О нём мы выучили стихотворение. Ученики читают

стихотворение о Новом годе.

- Слышите, к нам кто – то идет!

Загадка

Она в сапожках белых

И в шубке меховой,

Букет снежинок белых

Приносит нам с тобой!

Белым бела до пояса

Роскошная коса,

И теплые и добрые

У девочки глаза.

В прозрачных льдинках варежки

И шапочка на ней.

Нам свет и радость даришь ты,

Любимица детей! (Снегурочка)

- Почему её так назвали? Что вы о ней знаете?

Ученики дают ответы на вопросы.

Загадка

Я и туча, и туман, Моря и реки наполняю,

И ручей, и океан, Но часто по небу летаю.

Я летаю и бегу Но если надоест летать,

И стеклянной быть могу! На землю падаю опять! (Вода)

Наблюдение.

Учитель демонстрирует стакан с водой, переливает воду в другую ёмкость.

- В каком состоянии находится та вода, которую мы чаще всего используем?

(В жидком).

3.

Тема. Цель деятельности. Учебная задача

Сегодня на занятии мы изучаем тему «Снегурочка и превращения воды»

Цель: Узнать о том, в каких состояниях бывает вода в природе.

- Каким образом мы будем работать?

Дети строят предположения с опорой на задания в пособии.

Учебная задача.

Изучить «превращения» - состояния воды.

Планирование действий по решению учебной задачи

- Посмотрите на предметы на парте, предположите, что нам предстоит

сделать, чтобы узнать о состояниях воды? (Понаблюдать, провести опыты и

выполнить задания в рабочей тетради, использовать информацию из разных

источников, чтобы открыть новые знания.)

- Итак, мы со Снегурочкой

отправляемся в путь за новыми знаниями!

Звучит песня Снегурочки. Аудиозапись.

Изучение вступление к занятию – начало русской народной сказки

«Снегурочка».

Работа

на

с.83

«Тренажёра

для

школьников»

«Функциональная грамотность».

- Какое горе было у стариков?

- Что они решили сделать?

- Что использовали старики для создания Снегурочки? (Снег)

4. Актуализация знаний, опыта, открытие новых знаний, способов

осуществления учебной деятельности.

Задание 1.

- Какая погода была в тот день, когда старики собрались лепить Снегурочку?

Найдите описание в тексте.

(«Солнышко ярко светит. Свирепый мороз им щёки щиплет»).

Учитель поясняет значение слова капель. Это явление природы характерно

для весны.

Коллективное обсуждение. Выбор верного ответа – «Старик услышал скрип

снега под ногами».

Звучит аудиозапись - скрип снега.

Вывод: Снежный покров состоит из множества снежинок. Лучиков у них

много. Человек идет по снегу, и они ломаются. При этом издают особый

звук – хруст, он называется скрип.

Задание 2.

- Как бы вы доказали, что в снеге есть вода?

Предположения детей.

- Мы заранее набрали в стаканы снега и поставили в тёплое место и в

холодное место. Объясните, что вы наблюдаете?

(В стакане со снегом, который стоял в тёплом месте, образовалась вода.

Часть снега растаяла).

Вывод: В теплом месте снег растаял быстрее. Снег – это вода в твёрдом

состоянии.

- Зимой замерзают все водоёмы. А как добывают воду в это время охотники,

оленеводы - люди, которые живут в местах с холодным климатом?

(Надо растопить снег, лёд).

Учитель поясняет: «Чтобы получить 1стакан воды надо растопить 3 – 4

стакана снега». Показать это соотношение (1 к 3, 1 к 4) на примере

демонстрации больших пластиковых стаканов с водой и снегом.

Задание 3.

Чтение текста задания, выполнение заданий на с.84.

Загадка

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все такие вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

- Как их назвала Снегурочка? (Чудесные белые звёздочки).

Ученики рассматривают снежинки на с. 84.

- Что такое снежинка?

Выводы:

- Снежинка – кристаллик замёрзшей воды.

- Снежинок много, но форма у них не повторяется.

- Каждая снежинка имеет 6 лучиков.

Задание.

- Во время снегопада проведите наблюдение за снежинками в природе. Они

очень хорошо видны на тёмном фоне.

Физкультминутка

Вьюга снежная, пурга!

Напряди нам пряжи!

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий!

Потрудись, кузнец – мороз!

Скуй ты нам сегодня

Ожерелье для берёз

К ночи новогодней!

Выполнение задания о форме снежинок и количестве лучиков.

Вывод: Снежинка – ледяной кристаллик. Имеет шесть лучиков.

- А как выглядят снежинки в природе? Во время съёмок пришлось её

увеличить в несколько раз, чтобы рассмотреть подробнее.

Презентация по выбору:

1.

Снежинки, изображение которых получено путём макросъемки.

(Авторская)

2.

Снежинки. Презентация для детей. Окружающий мир. (Источник –

интернет)

Видеофильмы по выбору. (Источник – интернет)

1.

Откуда берутся снежинки?

2.

Снежинки под микроскопом. Уникальное фото

3.

Формирование снежинки из воды под микроскопом

4.

Как образуются снежинки (с музыкой).

Заранее подготовленные ученики:

- Из дополнительных источников я узнал, что:

- Снежинки падают с неба со скоростью 1 км в час.

- Самая большая снежинка - кристалл образовалась 28 января 1887г. в штате

Монтана США. Её ширина 38 см, толщина 20 см.

- Форма снежинок зависит от температуры воздуха, при которой они

образуются.

Задание 4.

Загадка

Мороз на воду опустился,

И наш каток преобразился.

Иди внимательно вперёд!

Уж очень скользкий этот… (лёд)

Наблюдение за таянием льда.

- Что произошло со льдом, когда его занесли в тепло?

Выполнение задания.

Выводы:

1.

На месте льдинок появилась лужица. Чем больше льдинка, тем медленнее

она тает.

2.

Лёд, снег – это вода при замерзании.

3.

Лёд отражает солнечные лучи, как зеркальце, пускающее солнечные

зайчики.

Показать, как можно зеркальцем ловить солнечные зайчики.

Задание 5.

Чтение и выполнение задания о переходе воды в газообразное состояние.

Учитель уточняет значение слов «вода испарилась».

Испарение – процесс перехода воды из жидкого в парообразное

(газообразное) состояние.

Опыт.

1.

Вскипятить воду в чайнике. Из носика выходит пар. Вода при нагревании

перешла в состояние пара (газа).

2.

Горячую воду налить в стакан. Поднести зеркальце. Оно запотело.

Частички пара попали на холодную поверхность зеркальца. Вода перешла из

газообразного в жидкое состояние.

Заполнение кластера с. 85. Проверка по таблице на слайде.

Три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное.

- В сказке говорится о том, что Снегурочка растаяла. Но почему же мы не

грустим?

- Снегурочка не умерла. Её жизнь продолжается в каплях воды, в облачке, в

росе на траве, в тумане, дожде, в инее, снеге и льде. Но не всегда мы её

замечаем, особенно в тёплое время года. А на Новый год она приходит к нам

в своём самом красивом зимнем наряде, как главная помощница Деда

Мороза. Поэтому эта добрая, чудесная девочка всегда находится рядом с

нами!

- Люди с давних времён вели наблюдения за водой. Сказка была придумана,

чтобы объяснить детям то, как и почему вода переходит из одного состояния

в другое. Теперь и вы знаете и умеете объяснить её «превращения».

5.

Рефлексия. Оценка. Коррекция.

- Тема: Про Снегурочку и превращения воды.

- Какое вещество изучали? (Воду)

- Какую цель поставили, удалось ли её достичь?

- Захотелось ли вам продолжить свои исследования?

- В каком состоянии может быть вода?

- Зачем надо знать состояния воды? (Применение знаний в жизни).

- Понравилось ли вам наблюдать, проводить опыты, изучая состояния воды,

делать выводы?

- Хочется ли рассказать о своей работе родителям?

- Покажите свое настроение с помощью капелек и лицами.

6. Творческое задание

Снегурочка оставила вам подарки.

В конце занятия ученики получают листы с изображением Деда Мороза и

Снегурочки, чтобы их раскрасить в свободное время.



В раздел образования