Напоминание

"Непобедимая и легендарная"


Автор: Марина Владимировна Королёва
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ №50 имени Дважды Героя Социалистического Труда Н.А.Злобина
Населённый пункт: Зеленоград
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Непобедимая и легендарная"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА»

(ГБПОУ ПК №50 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

ТРУДА Н.А.ЗЛОБИНА)

____________________________________________________________________________

Тематический урок мужества

«Непобедимая и легендарная»

Разработка внеклассного мероприятия

по предмету – ИСТОРИЯ

Королёва Марина Владимировна –

преподаватель истории и обществознания

Москва

Пояснительная записка.

Мы живем в сложное, противоречивое время. В наше нестабильное, полное противоречий время,

когда полностью утрачивают свое значение нравственные ценности и чувство патриотизма порой

вовсе не знакомо подростковому поколению, возникает необходимость в проведении занятий,

которые способствуют воспитанию в детях любви и уважения к своей Родине и Защитникам

Отечества. Приученные к прагматическому образу жизни, мы начали забывать простые

человеческие понятия: честь, достоинство, верность, связь поколений, вечная память и

благодарность отцам и дедам за их спасительный подвиг, особенно в годы Великой

Отечественной войны. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит

настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. В этих условиях очевидна неотложность

решения проблемы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления

государства.

Гражданско-патриотическое воспитание - одно из основных направлений воспитательной работы

школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие

чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою

страну, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего

поколения.

Содержание мероприятия:

Мероприятие посвящено Российской Армии, ее становлению и

развитию, воспитанию уважения к Защитникам Отечества. Это нашло отражение в данном

внеурочном мероприятии. За основу данного мероприятия положена литературно-музыкальная

композиция с использованием информационных технологий.

Литературно-музыкальная

композиция

многоступенчата.

При

ее

составлении

учтен

хронологический принцип. Прослеживаются следующие части: царская армия, создание Красной

Армии, Красная Армия в период Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты,

российская армия в постсоветский период.

Все эти части построены с использованием художественного текста (отобраны произведения

советских поэтов), архивных материалов, воспоминаний, видеоряда. Наряду с художественным

словом в нее включены и музыкальные произведения.

Актуальность:

События последнего времени в политике, экономике и культуре России

подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного

российского патриотического сознания.

Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует

обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, осмысления

героического прошлого Отечества, умения анализировать уроки прошлого и с учетом этого

выстраивать будущее своего государства. В свете рассматриваемой проблемы для нас одним из

важных

моментом

воспитательного

процесса

является

формирование

нравственности

и

гражданско-патриотической культуры учащихся.

Цели и задачи:

1.Формирование

у

молодого

поколения

высоких

чувств

патриотизма

и

гражданской

ответственности;

2.Закрепление знаний детей о формировании армии России, её становлении и развитии;

3.Способствовать поднятию престижа армии;

4.Пробудить интерес учащихся к системе ценностных ориентаций, содействующих социализации

личности, ее гражданскому становлению;

2

5.Способствовать развитию навыков сбора информации (интервьюирование, анкетирование, опрос

и т.д.); создания компьютерных презентаций; анализа и синтеза исторического материала; работы

с историческими источниками, архивами.

Методы обучения:

- информационно-развивающий (знакомство и использование информационных технологий для

проведения урока)

- проблемно-исследовательский (получение дополнительных знаний, умений и навыков в

процессе подготовки и изложении материала).

Внутрипредметные и межпредметные связи:

обществознание, русский язык и литература,

информатика, программное обеспечение.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; демонстрационный экран;

электронный диск «история Российской Армии»; фотографии военных лет; аудиозаписи

3

Непобедимая и легендарная…

00.Фанфары и марш – Парад.

(песня «Непобедимая и легендарная», фотохроника истории русской армии).

(01.тихим фоном звучит вальс «На сопках Маньчжурии»,

фото памятников русским солдатам)

1вед. На протяжении всей истории развития государства Россия постоянно воевала, защищая свои

земли и оказывая помощь другим народам. И ни одной стране в мире не выпало столько

испытаний, сколько вынуждена была преодолеть она.

1чтец. От нас убегали монгольские орды Мамая.

Солдат Бонапарта мы в наших снегах погребли.

На полчища Гитлера кованый меч поднимая,

Мы грудью прикрыли просторы славянской земли.

(02.фон вальса «Березка», заставка)

2 вед. XX век стал самым страшным по количеству войн, в которых участвовала наша страна, и

тем человеческим жертвам, которые она заплатила за свою и чужую свободу.

1 вед. Вспомним о ратных сражениях, и о подвиге тех, кто отдал свои жизни во имя Отечества.

2 чтец. Душа давно блуждать устала

В тех временах, когда над ней

Земли история вставала

В кровавой сущности своей 3 чтец. Не отыскать былые раны

В краях истерзанной земли,

Где на крови вставали храмы,

Березы на костях росли.

(03.кинохроника русско-японской войны - гибель «Варяга»)

2 вед. В1904г. Япония начинает войну с Россией за влияние на Дальнем Востоке.

(04.тихо звучит вальс «Дунайские волны», фотохроника, юноша в форме моряка)

1 чтец. А в далеком Цусимском проливе,

Вдали от родимой земли,

На дне океана глубоком

Забытые есть корабли 2 чтец. Там русские спят адмиралы,

И дремлют матросы вокруг…

И мы вспоминаем Цусиму,

И гибель в неравном бою.

(05.марш музыкантов, девушка в форме гражданской войны)

1 вед. Наступил 1914г. Россия вступает в Первую мировую войну.

3 чтец. Взлетел расщепленный вагон!

Пожары…Беженцы босые…

И снова по уши в огонь

Вплываем мы с тобой, Россия

(06.песня марш «Прощание славянки», фотохроника Первой мировой войны)

(07.начинает звучать песня «Интернационал», кинохроника революции)

2 вед. Революция 1917г. привела к гражданской войне в стране. Этим решили воспользоваться

страны Антанты (юноша в форме гражданской войны)

1 чтец. Мы забыли все… Мы бились беспощадно…

Мы на лезвиях штыков наш гнев несли,

Не жалея жизни, чтобы взять обратно

Развороченный кусок родной земли.

(08.марш «Радость Победы», заставка)

4

1 вед.

Разгромив интервентов, страна поднималась из руин. Образовался Союз Советских

Социалистических Республик.

(09.тихо звучит вальс «Амурские волны»,

фотохроника военных конфликтов 1938-1939 гг., юноша в военной форме)

2 вед. В 1938г. Японией была предпринята попытка отторгнуть Дальний Восток от территории

СССР.

2 чтец. В степные просторы, бескрайние дали

Японцы с войною пришли,

Пытаясь забрать наши земли без края,

А вышло: могилы нашли.

(10. сообщение Левитана о нападении фашистской Германии, кинохроника)

1 вед. В 1941г. на советские земли вновь пришла война…

(11.песня «Священная война», фотохроника 1941г.)

Сценка – запись добровольцев на фронт

(12.фон музыки «Был месяц май», юноша и девушка в военной форме)

3 чтец. Двадцать второе июня.

Боль не умерив свою и, не тускнея с годами,

Все это снова встает каждое лето пред нами:

Первый наш эшелон, мчащийся к Приднестровью,

Первый клочок бинта, залитый кровью.

1 чтец. Душных теплушек бред, женщин бездомных лица –

Пусть это никогда с вами не повторится!

Травы и листья в росе, дождь прошумел накануне…

Отзвуки дальней грозы. Двадцать второе июня.

(13.марш «Салют Победа», фон песни «День Победы», фотохроника Победы)

2 вед. И пришла Победа! Фашизм был повержен советской армией.

2 чтец. Четыре года жизни – год за годом,

Четыре года смерти – день за днем,

Во имя мира всем земным народам

Бежали, опоясаны огнем. 3 чтец. Все, что свершили, - памятно и свято.

Навеки будут рядом, без конца –

Могила Неизвестного солдата и

Счастье победившего бойца!

(14.фон музыки «Афганистан»)

.1 вед. Просчеты советского руководства приводят в 1979г к вводу советских войск в Афганистан.

Сценка солдаты на отдыхе, юноши в камуфляже и военной форме

1 чтец. Кому нужна была эта война?

Кому нужны были эти страданья?

И кто мог видеть эти глаза,

Глаза ребят, полных непониманья? 2 чтец. Но кто из тех страдал от ран,

От боли сердца неземной?

Когда ребят косил Афган

Своей безжалостной рукой.

2 вед. Через 10 лет советские войска были выведены из Афганистана.

(15. песня «Уходим», фотохроника Афганистана, вывод войск)

1 вед. После распада СССР начинается война в Чечне.

(16.песня – стих «Снегири»; 17.Фрагмент к/ф «Честь имею»;

18.песня «Давай за…», фотохроника Чеченской войны 1990 – х гг.)

(19.фон музыки Грегоряна «Момент мира»)

2 вед. В 2008г. Грузия, опираясь на поддержку НАТО, начинает войну против Южной Осетии.

5

1 вед. Российская армия встает на защиту своих сограждан, составляющих половину населения

этой республики.

3 чтец. И день войны, нещадный день,

Вступает в горы и долины,

Где городов и деревень

Дымятся вновь и вновь руины 1 чтец. Идут бои, горит земля

Не нов, не нов жестокий опыт:

Он в эти горы и поля

Перенесен от стен Европы

(20.песня «Забытый полк», фотохроника Беслана, войны в Южной Осетии)

(21.громко звучит марш ВДВ, фотохроника парадов русской армии)

2 вед. Сегодня базы Североатлантического Союза все ближе к границам России, что создает

новую угрозу нашей стране.

2 чтец. Гром пушек смолк. Победным светом вещим

Озарены просторы нив, полей и рек.

И первого, кому мы рукоплещем,

Мы называем – русский человек !

3 чтец. Он все прошел. Они видел виды.

Он испытал в решительном бою

И гнев святой, и ярость от обиды,

и скорую отходчивость свою.

1 чтец. Он правды добивался неуклонно,

как верный страж своей родной земли.

Не потому ль насильников знамена

К его ногам (в который раз !) легли.

2 чтец. Гордись, мой друг, что ты есть сын России,

Сын рек, лесов, озер и нив,

Что ты прошел сквозь ливни грозовые

Усталой головы, не наклонив.

(после последних слов выходят все участники спектакля)

6

Технологическая карта тематического интегрированного урока

«История государства российского в творчестве А.С.Пушкина»

Образовательные цели:

Способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и

запоминанию материала

Развивающие цели:

- развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной

литературой; - умение сравнивать, анализировать и обобщать;

- формировать исследовательскую компетентность, навыки

использования информационных технологий;

- продолжить формирование познавательного интереса учащихся

Воспитательные цели:

- воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее

оговоренным условиям; - формировать волевые качества личности

учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца

Место урока в системе

уроков данного раздела:

Урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока:

Тематический интегрированный

Межпредметные связи:

История, литература

Познавательные УУД:

- создание способов решения проблем творческого и поискового

характера; - осуществление поиска необходимой информации;

- осуществление синтеза – составление целого из частей,

самостоятельное восполнение недостающих компонентов

Коммуникативные УУД:

- определение цели, функции, степени участия и способы

взаимодействия; - инициативное сотрудничество в поиске, отборе,

сохранении и представлении информации;

- умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции

других людей, отличные от собственной

Регулятивные УУД:

- активное использование критериев оценки и самооценки; - умение

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

- анализ эмоционального состояния, полученного от успешной

(неуспешной) деятельности, оценка их влияние на человека

Личностные УУД:

- умение выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в

межличностных отношениях; - формирование внутренней позиции

к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-

познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки

знаний

Содержание этапов урока

Этапы урока

Форма/ приемы

Деят-ть учителя

Деят-ть уч-ся

Первый этап –

репетиционный

- конструирование

содержания урока,

-отрабатывается режиссура

урока,

оттачивается

сценарий,

-проведение хронометража

урока, который поможет

четко уложиться во

временные рамки

Определяет тему;

Подбирает основных

действующих лиц.

Знакомит каждого

участника с

функциями, формами

и методами урока

Обсуждение

предложенной темы;.

Изучение

рекомендованной

литературы,

дополнительного

материала, Интернет-

ресурсов

Второй этап–

исполнительный

вызвать интерес учащихся к

теме урока, к его

содержанию.

Координация

действий уч-ся,

процесса урока

Коллективное

выступление по

данной теме урока

Третий этап –

рефлексивный

проводится анализ урока,

где учитываются все

достоинства и недостатки

данного урока.

Благодарит

участников за

активную работу,

отмечает успешность

овладения

Оценка своей

деятельности на

уроке, анализ

возникших трудности

и способы их

7

содержанием урока

преодоления.

Используемые

технологии

Стратегия технологии развития критического мышления позволяет

проводить обучение на основе принципов сотрудничества, совместного

планирования и осмысленности.

Планируемые результаты:

Личностные

результаты:

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

- определение своей позиции и ответственному поведению в современном

обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего

народа.

Метапредметные

результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

– учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с различной информацией

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей

деятельности

Предметные

результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов

своей страны

-

умения

изучать

и

систематизировать

информацию

из

различных

исторических

и

современных

источников,

раскрывая

ее

социальную

принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения

исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их

элементов - при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные

уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое

настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них

чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрализованном уроке

требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно-

популярной литературой, при изучении соответствующих исторических сведений, что, в конечном

счете, вызывает у них интерес к знаниям.

8



В раздел образования