Автор: Гаврилова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Сказка"
Населённый пункт: город Лабытнанги ЯНАО
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Почему исчезают животные"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
Тема: «Почему исчезают животные?»
Цель: дать детям представление о разнообразии природы,
перечислить основные причины вымирания некоторых животных,
назвать охраняемых, объяснить почему нужно охранять животный и
растительный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры,
мамонты, истреблять, браконьеры, черный аист, морские коровы,
редчайшие). Воспитывать сочувствие к живой природе, научить
сопереживать.
Материалы и оборудование: иллюстрации с вымершими
животными (динозавры, мамонты), материал для изобразительной
деятельности детей (карандаши, фломастеры, листы бумаги
формата А4).
Ход занятия.
Вступительная беседа.
Очень давно планета Земля совсем не так, как сейчас, раньше на
планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные.
(показать детям иллюстрации с изображением древних лесов).
Вопросы к детям: каких животных вы знаете, которые сейчас на
Земле не обитают? (Динозавры, мамонты). Почему они вымерли?
Чтение рассказа «Морские коровы».
Много лет тому назад у далеких, никому неведомых островах в
Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки
спаслись, но им грозила голодная смерть. И тут они увидели, что у
берегов целыми стаями плавают огромные морские животные,
похожие на больших китов. Они были мирные и настолько
доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они
водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо
морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не
умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли
построить суденышко и уплыть домой.
Прослышав об удивительных животных, другие люди стали
приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не
подумал о том, что морских коров надо беречь, и меньше чем за 30
лет их всех перебили. Ученые долго надеялись, что где-то еще
водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.
Ни одной морской коровы не осталось на Земле.
Обсуждение для закрепления, услышанного:
Каких удивительных животных встретили моряки?
Как вы себе представляете морских коров?
Предложить детям нарисовать морских коров так, как они себе
их представляют.
Пояснение воспитателя:
Более ста видов разных зверей и птиц уничтожили люди. На одних
слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли
(леса или степи), где они могли бы жить, третьих выловили
хищники, привезенные людьми. Немало исчезло растений. В конце
концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и
животных будет гибнуть все больше и больше. Чтобы этого не
случилось, составили «Красную книгу» вы уже знаете о ней.
Вспомнить, что в ней записано? Почему она красного цвета?
Ученые составили Международную Красную книгу. Она очень
большая, потому, что в ней записаны исчезающие растения и
животные всей планеты Земля. В каждом государстве есть своя
Красная книга, и даже можно создать Красную книгу для каждой
области.
Рассказ о черном аисте.
Это редчайшая птица. Черный аист гнездится только на территории
Окского заповедника, на высоких деревьях строит гнездо.
Прилетает он из Южной Африки в конце апреля. После прилета
аисты чинят свои гнезда, устилают их мхом, травой и откладывают
от двух до шести яиц. Охота на черных аистов запрещена. Их
осталось очень мало из-за браконьеров.
Еще на русской равнине охраняется бурый медведь, вот он на
иллюстрации. Когда-то бурых медведей было много, но теперь не
осталось в лесах мест, которые не посещают люди, а медведи любят
жить в глухомани, куда не пройдет человек. Каким еще животным
угрожает исчезновение? Почему? Как можно не допустить их
гибели?
Подводим итоги нашей беседы.