Автор: Марианна Геннадьевна Засадыч
Должность: МКОУ "Средняя Общеобразовательная школа имени И.А.Пришк
Учебное заведение: МКОУ "Средняя Общеобразовательная школа имени И.А.Пришк
Населённый пункт: С.Валдгейм ЕАО
Наименование материала: Программа наставничества
Тема: Программа наставничества учитель - ученик (Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников)
Раздел: полное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа имени И.А. Пришкольникка села Валдгейм»
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«педагог-ученик (подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников)»
на период 2021 -2022 учебный год
Основной инструмент (техника) наставничества консультации, тренинг
Наставник Засадыч Марианна Геннадьевна
Учитель технологии
Наставляемый: Баньщикова Екатерина
ученица 10класса
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа
имени И.А. Пришкольника села Валдгейм»
Куратор: Митрофанова Л.Н.
Руководитель МО «Наставничество»
2022
Раздел 1.
Общие положения
Целью программы наставничества является успешная подготовка ученика
Баньщикову Екатерину, ученицу 10класса к участию во Всероссийской
олимпиаде
школьников
(название
конкурса,
название
организации,
проводимой конкурс).
Задачи программы наставничества:
1.
Сформировать у обучающегося метапредметные компетенции:
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
природных и рукотворных объектов;
устанавливать
существенный
признак
классификации,
основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи,
используя для этого необходимые материалы, инструменты и
технологии
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи,
используя для этого необходимые материалы, инструменты и
технологии
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
формировать запросы к информационной системе с целью
получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность получен-
ной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать
навыками
измерения
величин
с
помощью
измерительных
инструментов,
оценивать
погрешность
измерения,
уметь
осуществлять
арифметические
действия
с
приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
6
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познаватель
ных задач;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с
учётом синергетических эффектов
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от
поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию,
информации в знания
1.Создать условия для формирования у обучающегося личностных
компетенций:
готовность к активному участию в обсуждении общественно
значимых и этических проблем, связанных с современными
технологиями,
в
особенности
технологиями
четвёртой
промышленной революции;
осознание
важности
морально-этических
принципов
в
деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества
умение создавать эстетически значимые изделия из различных
материалов
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие
интереса
к
исследовательской
деятельности,
реализации на практике достижений науки
2.Улучшить образовательные результаты обучающегося по предмету
технология, индивидуальная проектная деятельность.
3.Укрепить имидж образовательной организации на рынке
образовательных услуг через представительство в олимпиадном
движении.
4.Повысить рейтинг образовательной организации по результатам
мониторинга достижения целевых показателей, внедрения
региональной целевой модели наставничества через участие
наставника и наставляемого в олимпиадном движении с программой
теоретической подготовки и практикой. (Создание материальных
объектов в ходе проектной деятельности)
Этапы наставничества:
1.Изучение Положения о Всероссийской олимпиаде (сроки, требования,
критерии и показатели).
2.Определение объема и содержания материала, необходимого для
подготовки наставляемого к конкурсу.
3.Составление плана взаимодействия наставника и наставляемого.
4.Промежуточный контроль готовности наставника к олимпиаде.
5.Участие в олимпиаде.
6.Анализ результатов участия во всех этапах .
7.Подготовка отчетов наставника и наставляемого об участии в
конкурсе.
8.Составление пострелиза об участии образовательной организации в
конкурсе и его размещение на сайте и в соцсетях.
9.Участие наставника и наставляемого в региональном конкурсе Лучшая
программа наставничества
Раздел 2. Права и обязанности участников программы наставничества
К зоне ответственности наставника относится
1)
согласование действий по корректировке программы
наставничества с куратором;
2)
использование только действующих, официально
утвержденных документов, определяющих и регулирующих участие
наставника и наставляемого в программе;
3)
добросовестное
ведение
документации,
установленной
программой наставничества;
4)
решение выдвинутых программой задач;
5)
соблюдение норм этики взаимоотношений.
Обязанности наставника:
1)
выполнять мероприятия программы наставничества;
2)
разрабатывать совместно с наставляемым план его
индивидуальной работы;
3)
контролировать работу наставляемого;
4)
безотлагательно оказывать необходимую помощь
наставляемому в рамках, поставленных программой наставничества задач;
5)
сопровождать обучающегося на место проведения конкурса
согласно регламенту организаторов;
6)
предоставить куратору аналитический отчет о работе
наставника;
7)
подготовить информацию о реализации программы и ее
результатах для размещения на сайте образовательной организации и в
социальных сетях;
8)
принять участие в региональном конкурсе Лучшая программа
наставничества.
Права наставника:
1)
знакомиться с персональными данными наставляемого с
соблюдением требований и условий, предусмотренных законодательством
в целях защиты персональных данных;
2)
разрабатывать совместно с наставляемым индивидуальный
план работы с учётом его образовательных потребностей;
3)
корректировать сроки выполнения пунктов плана
индивидуальной работы наставляемого;
4)
вносить предложения куратору о создании необходимых
условий для улучшения образовательных результатов наставляемого;
5)
мотивировать наставляемого на улучшение образовательных
результатов.
К зоне ответственности наставляемого относится
1)
использование только утвержденных, действующих
нормативных документов, определяющих и регулирующих участие
наставляемого в программе;
2)
добросовестное ведение документации, установленной
программой наставничества;
3)
решение выдвинутых программой задач относительно
наставляемого;
4)
соблюдение норм этики взаимоотношений.
Обязанности наставляемого
1)
разрабатывать
совместно
с
наставником
план
своей
индивидуальной работы;выполнить
пункты
индивидуального плана
работы
в установленные сроки;
2)
предоставлять промежуточный отчет наставнику и куратору
(по запросу);
3)
подготовить отчет о выполнении программы в установленный
срок.
Права наставляемого
1.
знакомиться с опытом участия в подобном конкурсе других
обучающихся
2.
обращаться
за
помощью
к
наставнику
помимо
плана
взаимодействий по мере необходимости;
3.
вносить предложения по изменению плана индивидуальной работы;
4.
участвовать в обсуждении результатов наставничества
5.
обращаться к куратору с просьбой о замене наставника;
6.
подготовить и разместить в социальных сетях информации об
участии и результатах участия в конкурсе;
7.
подготовить отчет по результатам прохождения программы
наставничества.
К зоне ответственности законных представителей относится:
Участие наставляемого в конкурсе.
Обязанности законных представителей
1)
поддерживать желание наставляемого участвовать в конкурсе;
2)
создавать комфортные условия наставляемому во внеучебное
время для подготовки к конкурсу;
3)
обеспечить
психологическую
и
финансовую
поддержку
наставляемому в период следования к месту проведения конкурса;
4)
соблюдение норм этики взаимоотношений.
Права законных представителей:
ознакомиться с содержанием программы наставничества;
обращаться к наставнику и куратору с возникающими вопросами по сути
подготовки и участию наставляемого в конкурсе;
защищать права и законные интересы наставляемого;
получать информацию о процессе подготовки наставляемого к конкурсу.
К зоне ответственности Куратора относится:
1)
контроль реализации программы наставничества;
2)
решение организационных вопросов, возникающих в процессе
реализации программы наставничества;
3)
использование
только
утвержденных/действующих
нормативных
документов,
определяющих
и
регулирующих
участие
наставляемого в конкурсе;
4)
своевременное
информирование
администрации образовательной организации о процессе,
состоянии дел и результатах (промежуточных и итоговых) реализации
программы наставничества;
5)
представление практики наставничества по программе в
конкурсном движении различных уровней;
6)
мотивирование наставника и наставляемого на
взаимодействие;
7)
контроль составления и размещения информации о
реализации программы наставничества на сайте образовательной
организации и в социальных сетях;
8)
соблюдение норм этики взаимоотношений.
Утверждение кандидатуры наставника Засадыч М.Г осуществлено
приказом директора МКОУ «СОШ им И.А.Пришкольника с.Валдгейм»
Наставничество осуществляется при обоюдном согласии наставника:
Засадыч
Марианна
Геннадьевна
учитель
технологии,
высшая
квалификационная категория и ученица 10 класса Банщикова Екатерина.
Обязательное письменное согласие прилагается к документам в конце
программы.
Наставник
прикрепляется
к
наставляемому
на
срок
2021-2022
учебный год.
Раздел
3.
Предполагаемые
результаты
реализации
программы
наставничества
Подготовка к участию в олимпиаде регламентируется Положением о
Всероссийской олимпиаде школьников
Согласно
Положению
утверждённого
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. №
1252, с изменениями, утверждёнными приказами Минобрнауки России
от 17 марта 2015 г. № 249, от 17 декабря 2015 г. № 1488 и от 17 ноября
2016 г. № 1435. Порядок проведения и требования к участнкам
утверждены
на
заседании
Центральной
предметно-методической
комиссии
всероссийской
олимпиады
школьников
по
технологии
(Протокол № 3 от 24 февраля 2021 г.)
Объем
содержания
знаний
наставляемого
включает
в
себя:
1.
освоить основные этапы создания проектов от идеи до
презентации и использования полученных результатов;
2.
научиться использовать программные сервисы для
поддержки проектной деятельности;
3.
проводить необходимые опыты по исследованию свойств
материалов;
4.
выбирать инструменты и оборудование, необходимые для
изготовления выбранного изделия по данной технологии;
5.
применять технологии механической обработки
конструкционных материалов;
6.
осуществлять доступными средствами контроль качества
изготавливаемого изделия, находить и устранять
допущенные дефекты;
7.
классифицировать виды и назначение методов получения
и преобразования конструкционных и текстильных
материалов;
8.
создавать художественный образ и воплощать его в
продукте;
9.
строить чертежи швейных изделий;
10.
выбирать материалы, инструменты и оборудование для
выполнения швейных работ;
11.
применять основные приёмы и навыки решения
изобретательских задач;
12.
получить возможность научиться применять принципы
ТРИЗ для решения технических задач;
13.
презентовать изделие (продукт);
14.
… (изложить перечень необходимых знаний и умений наставляемого).
Результатами
реализации
программы
наставничества
будет считаться:
Для наставляемого:
успех участия в олимпиаде (не ниже третьего места);
желание
наставляемого
продолжить
участие
в
конкурсном движении более высокого уровня;
высокие образовательные результаты обучающегося по предмету
дальнейшее более глубокое изучение темы;
освоение мета- и личностных компетенций;
наличие портфолио у наставляемого;
Для наставника:
повышение профессиональной квалификации;
получить статус
«наставник
высшей категории»
быть
премированным
администрацией
образовательной организации;
принять участие в региональном конкурсе Лучшая
программа наставничества.
Для образовательной организации:
укрепить
бренд
образовательной
организации
на
рынке
образовательных услуг через представительство в конкурсном
движении;
повысить
рейтинг
образовательной
организации
по
результатам
мониторинга
достижения
целевых
показателей
внедрения
региональной
целевой
модели
наставничества
(через
участие
наставника
и
наставляемого)
в
конкурсном
движении с программой и практикой.
Раздел
4.
План
взаимодействия
пары,
наставник-наставляемый
раскрывает
Дорожная карта взаимодействия пары «наставник-наставляемый»
№п
п
Мероприяти
е
Дата
Цель
Планируем
ый
результат
Форма
отчетност
и
Срок
отчетнос
ти
1
Знакомство
положение
и
требования
ми к
участию в
олимпиаде
15.09
21
Выработ
ка
програм
мы
занятий
для
подготов
ки к
олимпиа
де
Не ниже 2
места
План
работы
20.09.21
2
Повторение
теоретическ
их основ
технологиче
ских
процессов
15.09
–30
09.21
Формиро
вание
устойчив
ых
знаний
по
теоретич
еским
вопросам
в
олимпиа
дных
заданиях
Правильные
ответы на
тесты с
олимпиадны
ми
заданиями
не менее
90%
Контрольн
ый тест
2.10.21
3
Конструиро
вание
объектов
проектирова
ния
1.10.
21-
15.10
.21
Научить
приёмам
создания
конструк
ций
Освоение
приемов
конструиров
ания
повышенног
о уровня
Контрольн
ые
практическ
ие задания
15.10
4
Моделирова
ние
Объектов
16.10
-
28.10
Моделир
ование
основ
Освоение
приемов
моделирован
Контрольн
ые
практическ
28.10.21
проектирова
ния
.21
конструк
ций
ия
повышенног
о уровня
ие задания
5
Проектиров
ание.
Создание
проектного
изделия
1.11-
28.01
.22
Научить
приёмам
проектир
ования
повышен
ного
уровня
Освоение
всех этапов
проектирова
ния
повышенног
о уровня
Тест,
Проверка
качества
работы в
соответстви
и с
требования
ми
указанным
и в
требования
х к
участникам
олимпиады
29.10.22
4
Отработка
всех этапов
включенны
х в перечень
работ
олимпиады
регионально
го уровня
30.01
.22-
15.02
.22
Закрепит
ь знания
и
пониман
ие всех
процессо
в
технолог
ического
проектир
ования
итеорети
ческих
основ
Участие в
регионально
м туре
олимпиады
и
достижение
результата
не ниже 2
места
Контрольн
ые тесты
16.02-
22.02.22
5
Анализ
участия и
степени
выполнения
заданий.
1.03-
20.03
.22
Научить
анализу
своей
работы.
Выявлен
ию
ошибок и
их
корректи
ровку
Отработка
всей
программы
олимпиадны
х заданий и
понимание
какие
области
технологиче
ских знаний
требуют
дополнитель
ного
изучения
собеседлва
ние
1.03-
20.03.22
*На промежуточный контроль могут быть вынесены:
измерение уровня удовлетворенности всех (или некоторых)
участников программы по наставничеству собственной
работой;
измерение
психоэмоционального
состояния
участников
программы
по
наставничеству;
качество готовности наставляемого.
**На итоговый контроль могут быть вынесены:
уровень удовлетворенности всех участников программы по
наставничеству собственной работой;
измерение
психоэмоционального
состояния
участников
программы
по
наставничеству;
качество готовности наставляемого.
План работы наставника
№
пп
Дат
а
Мероприятие
Цель
Планируем
ый
результат
Форма
отчетнос
ти
Срок
отчетнос
ти
1.
Изучение
Положения
о
конкурсе
Уточнен
ие
условий
(сроки,
Четкое
представле
ние
дальнейше
й
Перече
нь
основн
ых
положени
й
требовани
я,
критерии
и
показател
и).
работы
2
Определение
объема
и
содержания
материала,
необходим
ого
для
подготовки
наставляемог
о
к
олимпиаде.
Правильн
ое
распредел
ение
времени и
нагрузки
Работа с
планом
план
10.09.21
Составление
плана
взаимодейств
Правильн
ое
распредел
Составление
плана
план
15.09.21
ия
наставника
и
наставляемого
.
ение
времени и
нагрузки
Промежуточн
ый контроль
готовности
наставника
олимпиаде
к
ноябрь
Не менее
85%
правильныз
отверов
тестирова
ние
28.010.21
Сопровожден
ие участия
наставляемог
о в
олимпиаде.
Ноябрь-
январь
Успешное
освоение
Контроль
качества
январь
Анализ
результатов
участия
в
олимпиаде.
март
Умение
анализирова
ть свою
работу
Тестирова
ние по
проблемн
ым
вопросам
март
Подготовка
отчетов
наставника
и
наставляемог
о
об
участии в
олимпиаде.
апрель
Умение
анализирова
ть свою
работу
отчет
апрель
Составление
пострелиза
об
участии
образователь
ной
организации
в
олимпиаде и
его
размещение
на
сайте
и
в
соцсетях.
апрель
Размещени
е на сайте
в
соцсетях
------------
апрель
Участие
наставника
в
региональном
конкурсе
Лучшая
программа
май
Достойное
участие в
конкурсе
Справка о
результат
ах участия
май
наставничест
ва
(или
Лучшая
практика
наставничест
ва, или
Лучший
наставник).
План работы наставляемого
№
пп
Дат
а
Мероприят
ие
Цель
Планируем
ый
результат
Форма
отчетност
и
Срок
отчетно
ст
и
1
15.0
9 21
Знакомство
положение
и
требования
ми к
участию в
олимпиаде
Познак
омитьс
я с
програ
ммой
заняти
й для
подгот
овки к
олимпи
аде
Не ниже 2
места
Составить
себе план
работы по
подготовки к
олимпиаде
10.09.21
15.0
9 –
30
09.2
1
Повторение
теоретическ
их основ
технологиче
ских
процессов
Улучш
ить
знания
по
теорет
ически
м
вопрос
ам в
олимпи
адных
задани
ях
Правильные
ответы на
тесты с
олимпиадны
ми
заданиями не
менее 90%
Контрольны
й тест
15.09.21
1.10
.21-
15.1
0.21
Конструиро
вание
объектов
проектиров
Научит
ься
приёма
м
Освоение
приемов
конструиров
ания
Контрольные
практические
задания
28.010.2
1
ания
создан
ия
констр
укций
повышенног
о уровня
16.1
0-
28.1
0.21
Моделирова
ние
Объектов
проектиров
ания
Модел
ирован
ие
основ
констр
укций
Освоение
приемов
моделирован
ия
повышенног
о уровня
Контрольные
практические
задания
январь
1.11
-
28.0
1.22
Проектиров
ание.
Создание
проектного
изделия
Научит
ься
приёма
м
проект
ирован
ия
повыш
енного
уровня
Освоение
всех этапов
проектирова
ния
повышенног
о уровня
Тест,
Проверка
качества
работы в
соответствии
с
требованиям
и
указанными
в
требованиях
к участникам
олимпиады
март
30.0
1.22
-
15.0
2.22
Отработка
всех этапов
включенны
х в
перечень
работ
олимпиады
региональн
ого уровня
Закреп
ить
знания
и
понима
ние
всех
процес
сов
технол
огичес
кого
проект
ирован
ия
итеоре
тическ
их
основ
Участие в
регионально
м туре
олимпиады и
достижение
результата не
ниже 2 места
Контрольные
тесты
апрель
1.03
-
20.0
Анализ
участия и
степени
Научит
ься
анализ
Отработка
всей
программы
собеседлвани
е
апрель
3.22
выполнения
заданий.
у своей
работы
.
Выявле
нию
ошибо
к и их
коррек
тировк
у
олимпиадны
х заданий и
понимание
какие
области
технологичес
ких знаний
требуют
дополнитель
ного
изучения
План работы куратора
№
пп
Дат
а
Мероприятие
Цель
Планируе
мы
й
результат
Форма
отчетнос
ти
С
ро
к
от
че
тн
ос
ти
1
Обеспечение
возможности
консультаций
наставника
со
специалистами в
области предмета
подготовки
наставляемого (по
мере
надобности)
Опти
мизац
ия
в
подго
товке
наста
вляем
ого
Встреча
наставник
а с
консульта
нт ом
Дополнит
ел ьные
материал
ы,
рекоменда
ци и
специалис
та
2
Утверждение чек-
листа
Подтв
Чек-лист
Заверение
действий
наставляемого
ержде
чек-листа
(по мере надобности)
ние
полно
мочи
й
работ
ы
наста
вника
и
наста
вляем
ого
3
Промежуточный
Контр
Получение
Протокол
ы
контроль
оль
первичных
выпо
данных
лнени
я
прогр
аммы
наста
тва
4
Итоговый контроль
Кон
тр
оль
вып
о
лне
ни я
прог
р
амм
ы
наст
а
нич
ес
тва
Закончен
ная
программ
а
наставни
чес тва
Протокол
ы
5
Утверждение
отчетов
о
выполнении
планов
работы
наставника
и
наставляемого
Под
в
еде
ни е
ито
го в
реа
ли
зац
ии
про
гр
амм
ы
нас
та
вни
Анализ
деятельн
ост и
Аналитич
еск ая
справка
че
ства
6
Контроль
составления пост
релиза об участии
образовательной
организации в
конкурсе и его
размещения
на
сайте и в соцсетях.
Организация
участия наставника
в
региональном
конкурсе
Лучшая
программа
наставничества (или
Лучшая
практика
наставничества,
или
Лучший наставник).
Раздел
5.
Перечень
мероприятий,
регламентирующих
реализацию программы наставничества.
Размещение программы наставничества в базе программ на портале
Навигатор наставничества, на сайте образовательной организации.
Размещение результатов ее реализации на сайте образовательной
организации.
Представление куратором опыта реализации настоящей программы
наставничества к конкурсу «Лучшая практика наставничества».
Участие наставляемого в конкурсе «Лучший наставник».
Разработка методических рекомендаций по подготовке обучающихся к
конкурсу пройденного уровня.
Подготовка публикации с материалами подготовки/отзыва- впечатлений/
результатов
участия)
в
печатных
изданиях
психолого-
педагогического/образовательного/методического формата.
Формой поощрения наставника является максимально возможное
количество
баллов,
стимулирующего
фонда
предусмотренное
в
Положении образовательной организации о наставничестве.