Напоминание

План работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебной деятельности


Автор: Кужелева Лариса Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 56
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




План работы со слабоуспевающими учащимися

на 2021-2022 учебный год.

Учитель математики: Кужелева Лариса Викторовна

Причины неуспеваемости учащихся:

1. Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.

2. Слабое развитие познавательных процессов.

3. Слабое развитие навыков учебного труда.

4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.

5. Отрицательное отношение к учению.

Цели и задачи:

Цель - формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий

в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2. Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки

учащихся.

7. Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты:

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей

учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей,

- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим

усвоить программу.

- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих

школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Мероприятия

Сроки

1.

Проведение среза умений и навыков учащихся класса по

основным разделам учебного материала обучения.

(входной контроль)

Цель: Определение фактического уровня знаний учащихся

Сентябрь

2.

Установление

причин

отставания

слабоуспевающих

учащихся через беседы со школьными специалистами:

учителями

–предметниками,

встречи

с

отдельными

родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.

Сентябрь

Октябрь

3.

Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”,

анкетирование родителей

4.

Анкетирование учащегося с целью выявления причин

неуспеваемости

5.

Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”

6.

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе

контрольных

работ,

после

чего

провести

повторный

контроль знаний.

В

течение

учебного года

7.

Используя дифференцированный подход при организации

самостоятельной работы на уроке, включать посильные

В

течение

учебного года

индивидуальные

задания

слабоуспевающему

ученику,

фиксировать это в плане урока

8.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный,

письменный, индивидуальный и др.) для объективности

результата

В

течение

учебного года

9.

Стимулирование учебной деятельности (поощрение,

создание ситуации успеха, побуждение к активному труду):

задания познавательного характера, дифференцированные

самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную

творческую деятельность

В

течение

учебного года

10.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и

фиксируя усвоение учащимися материала своевременно, не

допуская накопления пробелов в знаниях.

В

течение

учебного года

11.

Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или

серия ответов с места) или письменно по индивидуальной

карточке-заданию

На

каждом

уроке

12.

Работа с учеником на уроке:

в

процессе

контроля:

создание

атмосферы

доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение

примерного

плана

ответа,

разрешение

использовать

наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой;

при изложении нового материала: частое обращение к

неуспевающим, привлечение их в качестве помощников;

На

каждом

уроке

13.

Поставить в известность непосредственно родителей

ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая

успеваемость

В

течение

учебного года

14.

Вести

обязательный

тематический

учет

знаний

слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести

тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В

течение

учебного года

15.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для

слабоуспевающих

В

течение

учебного года

16.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В

течение

учебного года

17.

организация

самостоятельной

работы

на

уроке:

разбивка

заданий

на

дозы,

ссылка

на

аналогичное

задание,

выполненное

ранее,

напоминание

приема

и

способа

решения,

ссылка

на

правила

и

свойства,

более тщательный контроль с указанием на ошибки;

при организации самостоятельной работы: выбор

наиболее рациональных упражнений, а не механическое

увеличение

их

числа,

более

подробное

объяснение

последовательности выполнения задания, предупреждение

о

возможных

затруднениях,

использование

карточек-консультантов,

карточек

с

направляющим

планом действий

В

течение

учебного года

18.

Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их

после уроков (в случае отсутствия)

На

каждом

уроке

19.

Организация

специальной

системы

домашних

заданий:

подготовка

памяток;

творческие

задания,

разбивка

домашнего задания на блоки

Систематически

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся,

где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на

уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать

способам их преодоления.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту

веру.

2.Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не

торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую

тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со

слабыми.

4.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им

однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное

развитие памяти,логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное,

изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к

себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход -

займутся своими делами.

9.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их

среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал,

опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба

Виды дифференцированной помощи, оказываемой учащимся,

испытывающим затруднения в обучении

1. Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.

2. Дополнение к заданию в виде чертежа, схемы.

3. Указание алгоритма выполнения.

4. Приведение аналогичной задачи.

5. Называние ответа или результата задачи.

6. Постановка наводящих вопросов.

7. Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.

8. Предупреждение о наиболее типичных ошибках.

9. Запись условия, кроме словесного, в виде таблицы, матрицы, значков.

Список западающих тем:

1. Дроби. Десятичные, обыкновенные. Действия с дробями.

2. Уравнения (линейные, неполные квадратные уравнения, уравнения с модулем).

3. Неравенства, системы неравенств.

4. Степень, свойства степени.

5. 3адачи на движение, задачи на проценты.

6. Проценты, пропорции.

7. Функции: линейная, квадратичная, (свойства).

8. Формулы сокращенного умножения. Применение при упрощении выражений.

9. Преобразования выражений.

Список контрольных вопросов

1.Умножение, деление, сложение, вычитание десятичных и обыкновенных дробей.

2. Возведение в степень числа, дроби (десятичной, обыкновенной), выражения.

З. Определение уравнения, алгоритмы решения уравнений (линейных, неполных

квадратных, уравнений с модулем, систем уравнений).

4.Алгоритм решения неравенств, систем неравенств.

5. Формулы степеней.

6. Проценты, определение пропорции (нахождение неизвестного члена пропорции)

7.0пределение

функции

(линейной,

квадратичной),

свойства функций,

способ

построения графиков функций. Взаимное расположение графиков функций.

8.Формулы разности квадратов, квадрат суммы и квадрат разности.

Вопросы для зачета по геометрии:

• Определение луча, угла?

• Определение острого, прямоугольного, тупого, развернутого угла?

• Определение биссектрисы угла?

• Какие углы называются смежными, чему равна сумма смежных углов?

• Какие углы называются вертикальными (св-во вертикальных углов)?

• Определение перпендикулярных прямых?

• Определение треугольника, периметр треугольника?

• 1,2,3 признаки равенства треугольников?

• Медиана, биссектриса, высота в треугольнике?

• Равнобедренный треугольник (свойства), равносторонний треугольник (свойства)?

• Параллельные прямые?

• Как называются углы при пересечении секущей 2 параллельных прямых, (свойства)

• Сумма углов треугольника?

• Внешний угол?

• Прямоугольный треугольник?

• Признаки равенства прямоугольного треугольника?

• Пар-м, ромб, квадрат, трапеция? (определения, формулы площадей)

• Симметрия относительно точки и прямой?

• Теорема Пифагора?

• Средняя линия треугольника, трапеции?

• Подобные треугольники (признаки)?

• Определение синуса, косинуса, тангенса?

• Значение Sin . Cos ,tg, 30,45,60 градусов?

• Окружность, касательная?

• Вписанные и описанные фигуры и окружность?

• Угол, вписанный в окружность, центральные углы

График

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

МБОУ СОШ №56

по математике на 2021-2022 учебный год

№ Ф.И.

учащегося

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Учитель

9 класс

1.

738056_01

14.00-

15.00ч.

Кужелева

Л.В.

2.

738056_02

14.00-

15.00ч.

Кужелева

Л.В.

3.

738056_03

14.00-

15.00ч.

Кужелева

Л.В.

4.

738056_04

14.00-

15.00ч.

Кужелева

Л.В.

5.

738056_05

14.00-

15.00ч.

Кужелева

Л.В.

6.

738056_06

14.00-

15.00ч.

Кужелева

Л.В.

7.

738056_07

14.00-

15.00ч.

Кужелева

Л.В.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за

подготовленностью

учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у

доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями,

помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового

материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами,

выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке

приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном

обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути

проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации

самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной

системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения

задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование

карточек-консультаций, карточек с направляющим планом

действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,

требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной

работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных

заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное

правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для

решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на

ошибки, проверка, исправление.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе

контроля за

подготовленностью

учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно

вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно

анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые

учениками в устных ответах, письменных работах, выявить

типичные для класса и концентрировать внимание на их

устранении. Контролировать усвоение материала учениками,

пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы

или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов,

правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины

отставания.

При изложении

нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися

основных элементов излагаемого материала. Стимулировать

вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении

учебного материала. Применять средства поддержания интереса к

усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения,

позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе

самостоятельной

работы учащихся на

уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее

существенным, сложным и трудным разделам учебного материала,

стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в

определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в

содержание самостоятельной работы упражнения по устранению

ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.

Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать

постановку вопросов к учителю при затруднениях в

самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в

работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям

планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять

контроль.

При организации

самостоятельной

работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного,

концентрируя внимание на наиболее существенных элементах

программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над

типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке

выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих

инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем

домашних заданий с другими учителями класса, исключая

перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Группы неуспевающих

учащихся (по причинам

неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие

уроки по уважительной или

неуважительной причине.

Донести информацию о неуспеваемости учащегося и

причинах неуспеваемости до классного руководителя;

Донести информацию о неуспеваемости учащегося и

причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной

причине, провести индивидуальные консультации по

пропущенным урокам;

Предоставить возможность учащимся, пропустившим

уроки по уважительной причине, пересдать работы, за

которые получены неудовлетворительные оценки;

Предоставить возможность учащимся, пропустившим

уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за

которые

получены

неудовлетворительные

оценки

в

присутствии их родителей;

Учащиеся, не выполняющие

требования учителя по

подготовке к урокам.

Проводить проверку готовности к каждому уроку данных

учащихся;

Донести

информацию

о

не

выполнении

учащимся

требований учителя по подготовке к урокам до родителей

учащегося, через дневник учащегося;

Предоставить возможность учащимся пересдать работы,

за которые получены неудовлетворительные оценки (для

особо

злостных

нарушителей

в

присутствии

их

родителей);

Учащиеся, у которых не

развиты способности к

изучению математики

Рекомендовать учащемуся занятия с репетитором;

При

необходимости,

способствовать

организации

помощи психолога;

Проводить индивидуальные консультации;

Организовать с учащимся работу над его ошибками;

Усилить

«индивидуальное

внимание»

к

данным

учащимся во время уроков;

Предоставить возможность учащимся пересдать работы,

за которые получены неудовлетворительные оценки;

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со слабоуспевающими детьми

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать

новые образовательные технологии, инновационные формы и

методы обучения:

личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости

индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и

разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать

индивидуально-групповую

работу,

применяя

дифференцированные

тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные

проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для

учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на

уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается

пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски,

делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать

материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик

отсутствовал по той или иной причине.

В

ходе

опроса

и

при

анализе

его

результатов

обеспечивается

атмосфера

доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание

слабоуспевающих

учеников

концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель

чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного

материала,

стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового

материала.

В ходе самостоятельной

работы

на уроке

слабоуспевающим

школьникам даются

задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в

письменных

работах: отмечаются

положительные

моменты в

их

работе

для

стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в

работе

и

указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием

самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются

задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о

порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при

необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала,

который

потребуется

для

изучения

новой

темы.

Объем

домашних

заданий

рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.



В раздел образования