Напоминание

"Восстание декабристов"


Автор: Павлова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский кадетский колледж
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: "Восстание декабристов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Урок по истории по теме: «Восстание декабристов»

(урок – «киностудия» - деловая игра-обсуждение)

Тип занятия: комбинированный, с использованием цифровых технологий

Технология: развитие критического мышления и творческого воображения

Цели занятия:

образовательная: создать представление о причинах зарождения организованного

общественного движения, характере деятельности и целях тайных обществ,

событиях 14.12.1825 г., значении восстания декабристов.

воспитательная: прививать чувство патриотизма на примере гражданского и

личного мужества членов тайных обществ, жен декабристов; воспитывать чувство

уважения к чужому мнению при работе в группах и при оценке исторических

событий.

развивающая: развивать навыки анализа в работе с историческими источниками,

компоновать информацию, выстраивать иллюстративный ряд, образно воссоздавать

события, учиться делать выводы и суждения обобщающего характера; умение работать в

группе.

Межпредметные связи: литература (стихотворения А.С. Пушкина, А. Одоевского, Н.А.

Некрасова).

Опережающее задание: Класс разбивается на 3 творческие группы и художественный

совет студии, в который входят художественный руководитель, общественно-

политический редактор, музыкальный редактор, заведующий литературным отделом и

осветитель. Преподаватель берет на себя роль директора киностудии. Три режиссера

комплектуют свои творческие объединения, состоящие из: сценаристов, звукооператора,

композитора, художников, монтажеров, дикторов, актеров. Учащимся дается задание

познакомиться с литературой по проблеме декабристов, определить жанр фильма, после

чего они приступают к написанию сценария, подбору иллюстраций и музыки. Учащимся

объясняется, что на уроке «кадрами фильма» для них будет иллюстративный ряд или

разыгрываемые ими сцены. Но и то, и другое должно сопровождаться текстом и музыкой.

Учащимся дается задание подготовить афишу будущего фильма с соответствующим

названием.

Преподаватель может натолкнуть учеников на следующие жанры:

- фильм-хроника документального характера, который производит событийный ряд;

- художественный фильм-воспоминание на документальной основе (по мемуарам и иным

источникам);

- художественный фильм-диалог, воспроизводящий разговор участников событий;

- экранизация художественного произведения об эпохе.

Список рекомендованной литературы:

1.

Воспоминания

и

письма

М.

И.

Муравьева-Апостола

//

Мемуары

декабристов: Южное общество. – Москва: Изд-во МГУ, 1982. – С.185-191.

2.

Воспоминания современников о декабристах, проживавших в Урикском

селении записанные Ив. Ивановым // А. М. Муравьев. Записки и письма. – Иркутск:

Вектор, 1999. – С. 322–327.

3.

Мемуары декабристов / Сост. Немзер А. С. – Москва: Правда, 1988. – 576 с.

4.

Трубецкой. С. П. Записки // Мемуары декабристов. Северное общество. –

Москва: Издательство МГУ, 1981. – 80 с.

5.

Анисимов, Е. А. «История России от Рюрика до Путина. Люди. События.

Даты». – Москва: Питер, 2009. – 750 с.

6.

Гессен, А.И. Во глубине сибирских руд. – Москва: Эксмо, 1994. – 250 с.

1

7.

Деятели революционного движения в России. Биологический словарь. М.,

1985.

8.

Карамзин, Н.М. О древнейшей и новой России в ее политическом

гражданском отношениях. – Москва: Наука, 1991. – 300 с.

9.

Ключевский В. О. Русская история: Полный курс лекций, в 3 томах / В. О.

Ключевский – Москва: АСТ, 2002. – Т. 2. – 592 с.

10.

Нечкина, М. В. Декабристы. – Москва: Наука, 1982. – 283 с.

11.

Нечкина, М. В. День 14 декабря 1825 года. – Москва, Мысль, 1975. – 398 с.

12.

Одесский, М.П. Декабристы: Актуальные проблемы и новые подходы. –

Москва: РГГУ, 2008. – 502 с.

13.

Орлик, О.В. Передовая Россия и революционная Франция: первая половина

XIX в. – Москва: Наука, 1973. – 141 с.

14.

Павленко, Н.И., Андреев, И.Л., Кобрин, В.Б., Федоров В.А. История России

с древнейших времен до 1861 года. / Под ред. Н.И. Павленко. – Москва: Наука, 2017. – 372

с.

15.

Покровский, М.Н. Очерки по истории революционного движения в России

XIX и XX вв. – Ленинград: Политиздат,1987. – 120 с.

16.

Сахаров, А.Н. Движение декабристов. – Москва: Русское слово,2006. – 158

с.

17.

Троицкий, Н.А. Декабристы // Россия в XIX веке. Курс лекций. –Москва:

Просвещение,1997. – 126 с.

18.

Туманик, Е.Н. Александр Николаевич Муравьев: начало политической

биографии и основание первых декабристских организаций. – Новосибирск: Ин-т истории

СО РАН, 2006. – 200 с

Вводная часть урока. Преподаватель разъясняет смысл урока и работы

«творческих объединений». Эпиграфом к уроку можно взять стихи М.Кузмина:

Мир ушедшим без возврата,

Тем, кто отдал в час расплаты

Кровь свою

И на площади Сената

Пал в бою.

Творческим объединениям предлагается составить характерную «анкету» декабриста –

героя их фильма, указав в ней возраст, классовую принадлежность, образование,

служебное положение, участие в событиях начала ХIХ века, политические симпатии и

нравственные качества. При составлении анкеты можно использовать следующие данные:

1.

Годы рождения: от 1775 до 1808. Самому старшему декабристу могло быть 50 лет,

младшему – 17.

2.

Происхождение: 174 потомственных дворянина, 19 князей, 13 графов, 5 баронов, 3

из духовенства, 1 из купцов, 1 из крестьян.

3.

Образование: 72 человека закончили военные, 38 – гражданские учебные

заведения, 18 – Московский университет, 2 – Петербургский, 4 – Царскосельский

лицей, 35 – кадетские корпуса, 22 – Пажеский корпус, 2 – зарубежные

университета. Остальные получили домашнее образование.

4.

Служебное положение: 636 военных, из них – 280 нижних чинов, 1 генерал –

лейтенант, 8 генерал-майоров, 49 полковников, 66 человек состояли на

гражданской службе, имели чины от 3 до 14 класса

(данные взяты из книги: Деятели революционного движения в России.

Биологический словарь. М., 1985.).

2

АНКЕТА

Ф.И.О.

Возраст _______________________________________________________________

Происхождение ________________________________________________________

Образование ___________________________________________________________

Служебное положение __________________________________________________

Участие в событиях _____________________________________________________

Политические симпатии _________________________________________________

Качества личности ______________________________________________________

Далее преподаватель обращает внимание на профессии и увлечения

декабристов. Он говорит о том, что многие из них были литераторами, писателями

и поэтами (например, А. Бестужев, А. Одоевский, К. Рылеев). Н. Бестужев был

неплохим художником, сумел в тюрьме и ссылке написать целую галерею

портретов своих товарищей. Двоюродный дядя Л.Н.Толстого Ф. Толстой был

художником-медальером, создал знаменитую серию медалей в честь 1812 года.

Среди декабристов были и ученые. Н. Тургенев был экономистом, автором

большой научной работы по сбору налогов. Декабрист М. Орлов написал работы

по кредитам и банкам. Некоторые работы по сбору налогов. Декабрист М.Орлов

написал работы по кредитам и банкам. Некоторое работы на исторические темы

принадлежат перу А. Бестужеву. Д. Завалишин, К. Торсон, Н. Чижов были

географами и участниками экспедиций.

Важно,

чтобы

уже

в

начале

занятия,

учащиеся

воссоздали

облик

декабристов и поколения в целом.

Современники отмечали не только «разговорчивость» декабристов, они

подчеркивали также резкость и прямоту их суждений, безаппеляционность

приговоров, неприличную с точки зрения светских норм; привычку называть вещи

своими именами. Декабристы не были домоседами, им был присущ культ дружбы,

верность единомышленникам.

Декабристам было свойственно высоко развитое чувство собственного

достоинства. У них культ чести, они верили в то, что каждый из членов общества –

великий человек. Любой поступок был для них значим, к нормам бытового

поведения предъявлялась высокая требовательность. Идеалу роскошных пиров

были противопоставлены спартанские завтраки у Рылеева. Завтрак состоял из

графина русского вина, нескольких кочней кислой капусты и ржаного хлеба.

Огромное количество времени декабристы посвящали кабинетным занятиям, дабы

показать презрение к пустому времяпрепровождению дворянина.

Преподаватель дает задание учащимся на весь урок: можно ли сказать, что

дела декабристов – «плоды просвещения»? Если да, то в чем это проявлялось?

Основная часть игрового занятия.

«Первое творческое объединение» представляет свой вариант «фильма-

хроники». Излагается событийная сторона восстания по часам. Рассказывается

биография героя фильма, сообщается, где он был в тот или иной час восстания.

Вначале

учащиеся

представляют

план

восстания,

разработанный

С.

Трубецким.

Это был князь, гвардейский полковник, служил в знаменитом

Семеновском полку, участвовал в Отечественной войне 1812г. и заграничных

походах, проявил себя мужественным и храбрым командиром. Состоял тайном

обществе с 1816г.

План С. Трубецкого состоял в следующем.

Все они будут действовать тремя отрядами. Первый отряд под руководством

А.И.Якубовича должен был захватить царский дворец и изолировать царскую

3

семью; второй – под руководством А.М.Булатова должен был захватить

Петропавловскую крепость и пушки; третий – под руководством самого

С.Трубецкого – выйти к Сенату, прервать присягу и подписать Манифест.

План был сорван отказом первых двух отрядов. Рано утром к К.Рылееву

пришел П.Каховский и отказался убивать царя, как было условлено ранее. Вот как

развивались события по часам:

6 часов утра. Капитан А.Якубович отказывается возглавить Гвардейский экипаж и

идти на Зимний дворец, хотя это была главная ударная сила восстания.

9 часов утра. Полковник А.Булатов, бывший командир Лейб-гренадерского полка

отказался вывести войска из казарм.

Присяга

7-8 часов утра. Процедура присяги Николая 1 происходит в Сенате и Синоде.

8 часов. Присягнули генералы и полковые командиры и отправились по своим

частям: чтобы привести их к присяге Николаю 1.

10 часов. Присягу принимает 1 батальон Преображенского полка, стоявший рядом

с Зимним дворцом. Присяга сорвана в Московском полку. Михаил и Александр

Бестужевы выводят солдат своих рот из казарм с боевыми патронами. Они следуют

к Сенатской площади (671 человек).

10.30 Присягает Лейб-гренадерский полк, так как еще не известно о выступлении

московцев. Присягнул Кавалергардский полк, затем – Измайловский полк, который

не удалось поднять.

11 часов утра. Поручик Сутгоф выводит свою роту, присягнувшую Николаю, и

направляется к Сенату (350 человек). Присягает Финляндский полк.

12 часов. Полковник Тулубьев под уговорами поручика Розена, уже побывавшего у

московцев, соглашается вывести свой батальон на помощь восставшим. Но тут

декабристы Репин и Рылеев привозят известие об убийстве Милорадовича.

Тулубьев распускает солдат.

12.30. Гвардейский экипаж не присягает, возмущение в экипаже. Доносятся

выстрелы с Сенатской площади. Николай и Петр Бестужевы увлекают за собой

гвардейских матросов. Они двигаются к Сенату (1100 человек).

С 11 до 12 часов утра. Николай 1 принимает присягу караулов Зимнего дворца. Во

главе караулов декабрист Моллер.

12 часов утра. Оставшиеся в казармах роты Московского полка присягают только

после приезда великого князя Михаила – младшего брата Николая 1.

12.30. Присягают Семеновский и Егерский полки.

12.30.

Поручик Панов увлекает за собой около 900 уже присягнувших лейб-

гренадер, так как слышны выстрелы с Сенатской площади.

Сенатская площадь и Зимний дворец (см. схему на экране проектора)

10.30. - 11 часов утра. Выход московцев к Сенату и построение в каре.

11 часов утра. Николай 1 узнает о выступлении, мечется по дворцу, усиливает его

охрану,

отдает

приказ

на

выход

против

мятежников

конной

гвардии

и

кавалергардов.

12 часов утра. Николай 1 во главе преображенцев идет от Зимнего к Сенату.

12.15-12.30. – генерал-губернатор Милорадович приезжает к каре московцев и

уговаривает их вернуться в казармы. Момент был очень опасным для успеха

восстания: полк стоял в одиночестве, герой 1812 года Милорадович был популярен

и

умел

говорить

с

солдатами.

Пуля

П.Каховского

смертельно

ранила

Милорадовича.

12.30. Николай 1 выводит 1 батальон преображенцев к Сенату. Подходит конная

гвардия. Миновав Петропавловскую крепость, пройдя по льду Невы, затем через

порядки преображенцев и конной гвардии, к московцам присоединяется рота

поручика А.Сутгофа.

4

13 часов

утра. К правительственным войскам подходит второй батальон

преображенцев

и

Кавалергардский

полк.

Затем

к

мятежным

войскам

присоединяется Гвардейский экипаж. Радостные возгласы и стрельба в воздух.

13.30. к правительственным войскам подходят Семеновский, Измайловский,

Егерские полки, оставшиеся роты московцев. Ближе всех к Зимнему дворцу стоят

измайловцы и егеря. Для усиления охраны Зимнего дворца подходит Гвардейский

саперный батальон (1100 солдат).

14 часов утра. Предпринято несколько кавалерийских атак на каре мятежников, но

все они безуспешны. К правительственным войскам подходит Финляндский полк,

но взвод декабриста поручика Розена останавливается на мосту через Неву и не

пропускает однополчан на набережную площадь. Поручик Н.Панов с гренадерами

встречает недалеко от Зимнего дворца правительственную артиллерию. Николай 1

с небольшим количеством кавалергардов следуют от площади к Зимнему дворцу.

Поручик Н.Панов прорывается во внутренний двор Зимнего дворца, смяв без боя

караул финляндцев, и останавливается перед саперами. Не решившись на штурм,

Н.Панов разворачивает солдат и идет к Сенатской площади.

14.30. декабристы все еще ждут появления С.П.Трубецкого – «диктатора»

восстания. Поручик Н.Панов с солдатами сталкивается с Николаем 1 и его

сопровождающими.

Пробившись

штыками

через

кавалергардов,

гренадеры

следуют дальше, минуют беспрепятственно егерей и измайловцев, оттесняют без

боя преображенцев и соединяются на Сенатской площади с восставшими полками.

Начинается «стоячий» этап восстания с главной задачей – дождаться темноты.

15 часов. Николай 1 посылает парламентеров к мятежникам: командующего

гвардией генерала А.Воинова, затем митрополитов Серафима и Евгения, далее -

велиого князя Михаила Павловича и снова А.Воинова. Все они уговаривают

вернуться солдат в казармы, но безрезультатно. Вместо С.Трубецкого восставшие

выбирают нового диктатора – Е.Оболенского. Он пытается собрать Военный

Совет. В.Кюхельбекер стреляет в великого князя Михаила Павловича. Четыре

артиллерийских орудия выставлены на прямую наводку, подводят боевые заряды к

ним.

15.30. Николай 1 посылает с ультиматумом к восставшим полкам командующего

артиллерией гвардии генерала И.Сухозанета. Он обстрелян солдатами и вынужден

ретироваться.

16-16.30. Развязка восстания. Расстрел картечью восставших полков, аресты

участников. Их стали доставлять в Петропавловскую крепость. Начались допросы.

На Сенатской площади и примыкавших к ней улицах дворники сгребали кровавый

снег, скребли мостовые и стены домов. На квартире Рылеева последний раз

собрались декабристы. Они договаривались о том, как вести себя на допросах.

«Второе

творческое

объединение»

готовит

«фильм»

о

восстании,

используя воспоминания той и другой стороны, документы эпохи. Главное

внимание в данном случае обращается на анализ восстания.

Привлекаются документы:

- Записки декабриста А.Е.Розена,

- Записки графа Е.Ф.Комаровского, генерала-адъютанта Александра 1.

Декабрист Н.А.Бестужев писал о восстании 14 декабря 1825 года:

«Первая пушка грянула, картечь рассыпалась, одни пули ударили в мостовую и

подняли рикошетами снег и пыль столбами, другие вырвали несколько рядов из

фрунта, третьи с визгом пронеслись над головами и нашли своих жертв в народе. Я

стоял точно в том же положении, смотрел печально в глаза смерти и ждал рокового

удара, в эту минуту существование было так горько, что гибель казалась мне

благополучием. Однако, судьбе угодно было иначе».

5

При анализе документов внимание учащихся акцентируется на том, что

декабристы считали основными факторами успеха военного переворота:

- тайну подготовки переворота и полную неожиданность его для властей;

- действия мятежников в первые два-три часа: арест главы государства, устранение

его

членов

правительства,

контроль

над

главными

государственными

учреждениями и военными объектами столицы;

- способность властей в сложной обстановке организовать отпор мятежникам, что

зависело от надежности войск правительства.

В этом плане учащиеся подмечают просчеты выступления 14 декабря

1825г.:

- поднятые на мятеж солдаты московского полка, гренадеры, а потом и моряки

Гвардейского экипажа опоздали к началу присяги Сената;

- войска неоправданно долго простояли без действия на Сенатской площади;

- неявка руководителя князя С.Трубецкого;

- несогласованность среди декабристов-северян и нерешительность их действий;

- недостаточная поддержка союзников среди солдат и народа, недооценка

артиллерии противника.

«Второе творческое объединение» демонстрирует изобразительный ряд и проводит

его анализ.

Целый ряд известных художников обращался к теме декабристов.

В 1830 году в период распространения в стране теории официальной

народности и версии о случайности восстания придворным художником К.И.

Кольманом была написана акварель «14 декабря 1825 года на Сенатской площади»

(см. картину на экране). О том, что картина не современна событиям,

свидетельствуют здания Сената и Синода, которые были построены позже. Налево

– забор строящегося Исаакиевского собора, рельсы – для перевоза камня с берегов

Невы. Всадник на белом коне – это Николай 1. Увидев акварель, царь выразил свое

одобрение и похвалил шефа жандармского корпуса – А.Х.Бенкендорфа за то, что

тот заказал картину художнику. Единственная неверная деталь, по мнению

Николая 1, это масть коня под ним. А как считаете вы? Совпадает ли с реальными

событиями восстания изображенное на картине? Какой момент изображен?

Найдите неточности.

Картина В.Ф.Тимма на одноименную тему была написана в 1853 году, а

картина Р.Р.Френца – уже в ХХ в. Сравните все три картины. Чем можно

подтвердить, что картина В.Ф.Тимма написана в ХIХ в., а вторая – в ХХ в., в

советское время? Какой момент запечатлели художники?

Для облегчения выполнения заданий учащимся предлагается сравнить

картины с картосхемами и цифровыми данными.

- Очевидцы событий полагали, что на дворцовой площади было более 20

тысяч человек.

- По подсчетам чиновника статистического отделения министерства

юстиции С.Н.Корсакова, 14 декабря было убито: генералов – 1, штаб-офицеров –

1, обер-офицеров – 17, нижних чинов лейб-гвардии Московского полка – 93,

Гренадерского – 69, морского экипажа гвардии – 103, конного – 17, во фраках и

шинелях – 39, женского пола – 9, малолетних – 19, черни – 903. Итого: 1271

человек (см.Егорова В.И. История России первой половины ХIХ века. М.,1997.

С.52).

- По другим данным, 970 погибших составляли: зрители-чернь, люди во

фраках и шинелях, малолетние, женщины, строители собора, 265 солдат из

восставших полков. Всего: 1300 человек.

В итоге анализа ученикам предлагаются познавательные задания:

6

1.

Предположите возможный ход событий. Например, исход восстания 14 декабря

1825 года мог бы быть иным, если бы…

2.

Представьте себе, что ваш герой – участник восстания на Сенатской площади,

Присутствует на собрании на квартире К.Ф.Рылеева 13 декабря 1825 г. Какую

позицию он бы занял: решительное восстание и пленение или убийство Николая 1,

военная демонстрация перед Сенатом или выход на площадь без солдат для

вручения Сенату требований о созыве Великого собора, отказ от выступления,

добровольная сдача властям или какое - либо еще решение. Подготовьте тезисы

выступления в защиту вашей позиции.

«Третье творческое объединение» свой «фильм» строит на основе диалога

с обсуждением вопроса о том, как себе представляли будущие декабристы свою

победу и что бы было в этом случае.

Допустим, что декабристам удалось бы осуществить все пункты плана

восстания: отмена присяги в сенате, захват Зимнего дворца, издание Манифеста.

Могли ли они в случае победы считать ее прочной и безоговорочной?

Проанализируйте Манифест к русскому народу – документ, обнаруженный при

обыске декабриста князя С.П.Трубецкого.

Далее авторы «фильма» воспроизводят фрагмент из книги декабриста

А.Д.Улыбышева «Сон», который был членом литературного общества «Зеленая

лампа» и «Союза благоденствия». Отрывок показывает, как декабристы себе

представляли будущее России:

«Мне казалось, что я среди петербургских улиц, но все до того изменилось,

что мне было трудно узнать их. На каждом шагу новые общественные здания

привлекали мои взоры, а старые, казалось, были использованы в целях, до

странности

непохожих

на

их

первоначальное

назначение.

На

фасаде

Михайловского

замка

я

прочел

большими

золотыми

буквами:

«Дворец

Государственного собрания». Общественные школы, академии, библиотеки всех

видов занимали место бесчисленных казарм, которыми был переполнен город.

Проходя перед Аничкиным дворцом, я увидал сквозь большие стеклянные окна

массу прекрасных памятников из мрамора и бронзы.

Очутившись на Невском проспекте, я кинул взоры вдаль по прямой линии и,

вместо монастыря, которым он заканчивается, я увидел триумфальную арку, как

бы воздвигнутую на развалинах фанатизма…Пройдя по городу, я был поражен

костюмами жителей. Они соединяли европейское изящество с азиатским величием,

а при внимательном рассмотрении я узнал русский кафтан с некоторыми

изменениями.

Служба, необходимая для внутреннего спокойствия страны, исполняется по

очереди всеми гражданами, могущими носить оружие, на всем протяжении

империи…Старый флаг вился над черными от ветхости стенами дворца, но вместо

двуглавого орла с молниями в когтях я увидел феникса, парящего в облаках и

держащего в клюве венец из оливковых ветвей и бессмертника…»

Задание: Что из пророческого сна А.Д.Улыбашева сбылось впоследствии?

Подведение итогов урока.

Члены «Художественного совета» выясняют у представителей «Творческих

объединений», что они вкладывают в следующие выражения об эпохе:

«дети 1812 года»;

«дворянский авангард»;

«за их спиной стоял «переворотный» ХVIII век» (Я.А.Гордин);

«у этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15» (П.А.Вяземский);

«историческая случайность, обросшая литературой» (В.О.Ключевский);

7

Далее выясняются последствия восстания и его оценка. В самом общем виде их

можно сформулировать так:

- уничтожены или сгинули в ссылках незаурядные люди;

- заморожена общественная жизнь;

- в обществе установились страх и уныние;

- власть уничтожала даже все попытки предложить перемены.

Оценка восстания:

- восстание или акт гражданского неповиновения?

- планы декабристов: утопия или упущенный шанс?

В заключение члены «художественного совета» дают оценку «фильмам»,

оцениваются учащиеся.

Домашнее задание: подготовить рассказ о дне 14 декабря от имени одного из

вероятных участников или свидетелей восстания: декабриста, солдата восставшего

полка, строителя собора, солдата-артиллериста из войск Николая 1, петербургского

аристократа.

8

К.Кольман «14 декабря 1825 года на Сенатской площади»

В.Тимм «Восстание декабристов»

Р.Р.Френц «Восстание на Сенатской площади»

9



В раздел образования