Напоминание

урок Численность и воспроизводство населения мира


Автор: Тимофеев Владимир Юрьевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей 87"
Населённый пункт: г. нижний новгород
Наименование материала: технологическая карта урока по географии
Тема: урок Численность и воспроизводство населения мира
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗДЕЛА «НАСЕЛЕНИЕ»

Основное

содержание

Учебный материал

Общеучебные

умения

Межпредметные

связи

Виды

деятельности

Формы контроля

Основные понятия

и термины

Умения

Урок №1. Численность и воспроизводство населения мира.

Цель урока:- формирование знаний о типах воспроизводства, о демографической политике в различных странах ;

-выявление закономерностей динамики численности мирового населения.

Численность и

воспроизводство

населения,

естественный

прирост и его

типы.

Демографическая

политика.

Демография,

воспроизводство

населения,

естественный

прирост,

демографический

взрыв, депопуляция.

Определять и

сравнивать по

разным

источникам

информации

географические

тенденции

развития

социальных

процессов.

Использовать

графики и

таблицы для

анализа и

доказательства

отдельных

положений

текста

учебника.

С всеобщей

историей,

математикой,

обществознанием

Эвристическая

беседа с

использованием

карт атласа,

графиков,

таблиц, смотрят

презентацию,

ведут записи в

тетради,

интерпретирую

т информацию,

решение

ситуативных

задач.

Интерактивная

игра «Счастливый

случай», проверка

заполнения

информационного

листа

(выборочно).

Раздел 3. «Население»

Тема урока №1 «

Численность и воспроизводство населения мира».

Тип урока – усвоение новых знаний.

Цель урока: формирование знаний о закономерностях динамики численности населения мира, о типах воспроизводства

населения.

Задачи урока:

- образовательная: научить учащихся характеризовать динамику численности населения Земли, сформировать понятие

«естественное движение населения», раскрыть сущность демографической политики;

- развивающая: продолжить формирование умений работы со статистическими материалами, графиками, таблицами;

- воспитательная: воспитание толерантного отношения к населению различных стран мира.

Планируемые результаты:

- личностные: владеть системой базовых знаний о воспроизводстве населения,

умений применять их в различных жизненных ситуациях.

- метапредметные: развивать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор материала на основании различных

источников информации.

- предметные: знать особенности динамики и факторы роста численности населения, типы воспроизводства населения,

демографическую политику в мире; уметь определять типы воспроизводства населения; владеть навыками определения

зависимости воспроизводства населения от исторических, этнических, религиозных и политических событий.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

практический, игровой.

Форма организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: политическая карта мира, учебник (параграф 3.1), таблица «Типы воспроизводства населения»,

таблица «Динамика численности населения», половозрастные диаграммы, презентация, информационный лист.

.

.

11.Содержание и структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап

мотивационно-

ориентировочный

а) Организационный момент .

б) Актуализация знаний

Проверка

готовности

к

уроку.

Приветствие

учителем

учащихся.

Демонстрация доброжелательного настроя.

Проверка отсутствующих по журналу.

-Ребята,

прежде

чем

приступить

к

изучению темы «Население» попытайтесь

предположить

какие

вопросы,

какие

понятия мы будем рассматривать. Чтобы вам

хотелось узнать о населении мира?

- С какого вопроса логичней начать

изучение и почему?

-Действительно 1-ый вопрос темы -

численность населения планеты. Население,

прежде

всего,

подлежит

исчислению.

Поэтому

география

населения

мира

начинается с анализа его численности.

Приводят в порядок принадлежности к уроку.

Встают, приветствуя учителя. Настраиваются на

учебную деятельность. Дежурные сообщают об

отсутствующих и раздают информационные листы.

Учащиеся

прогнозируют,

на

что

будет

обращаться

внимание

при

изучении

темы

(размещение, плотность, численность населения,

урбанизация,

национальный

состав

и

др.)

на

основании

приобретенных

навыков

в

теме

«Население России»-9кл.

Учащиеся

выдвигают

несколько

предположений, в т.ч.- численность

населения

Земли.

2. Изучение нового материала.

Первый блок.

Численность населения, его динамика.

- В мире всегда существовал интерес к

численности населения. Необходимо было

знать

численность

рабочей

силы,

возможности для формирования армии, сбора

налогов и т.д. Впервые учет населения

проводился 4 тыс. лет назад в Египте, Китае,

Индии.

Сейчас

переписями

охвачено

практически все население мира. Переписи

проводятся

в

большинстве

стран

мира

каждые 10 лет. Переписи включают много

вопросов

и

поэтому

дают

подробную

демографическую картину.

Население вплоть до XVII-XVIII веков

росло медленно и к тому же неравномерно.

Учитель

дает

задание

учащимся.

Проанализируйте рис. 10 с. 62. Сделайте

вывод.

-Такое увеличение населения получило

название «демографический взрыв».

-В различных регионах мира население

увеличивалось

разными

темпами.

Просчитайте темпы прироста в регионах

мира на основе анализа таблицы №2, стр.62

учебника.

Какие регионы имеют показатели темпа

прироста выше, чем в среднем по миру?

Слушают

речь

учителя,

вспоминают

материал

уроков

истории,

где

рассматривались

вопросы

развития человеческой цивилизации, появления и

крушения

первых

государств,

устанавливают

межпредметные связи.

.

Рассматривают

в

учебнике

рис.10

«Динамика

численности населения земного шара с начала

нашей эры» и делают вывод о резком увеличении

численности населения мира в середине XX века.

Записывают

понятие

«демографический

взрыв» в информационный лист, который выдан

перед началом урока каждому ученику. Содержание

информационного листа см. в Приложении.

Учащиеся

анализируют

таблицу

«Рост

численности населения мира в XX веке» и делают

вывод о высоких темпах прироста в Африке,

Зарубежной Азии и Латинской Америке.

Оформляют вывод в информационном листе:

Второй блок.

Естественный

прирост

населения

мира.

-Высокие темпы прироста населения

вызывают целый ряд проблем:

- продовольственную (нехватка

продуктов питания в некоторых регионах);

- истощение земель (из-за

нерационального их использования);

- сведение лесов .

-Продолжите перечень проблем.

Учитель

выводит

на

экран

страны

рекордсмены

по

среднегодовым

темпам

прироста населения на начало XXI века и 10

стран

с

максимальной

численностью

населения в мире.

-Рост численности населения зависит от

характера

его

воспроизводства.

Под

воспроизводством (естественным приростом)

населения понимают совокупность процессов

рождаемости, смертности и естественного

прироста, которые приводят к смене людских

поколений.

-Естественный прирост вычисляется по

- мир-1.5% в год, Африка-3%, Зарубежная

Азия и Латинская Америка-2%.

Учащиеся с помощью учителя дополняют перечень

проблем:

- загрязнение окружающей среды;

- нехватка чистой воды;

- дефицит минеральных ресурсов;

- недостаток объектов инфраструктуры и

др.

Просматривают

слайд

и

фиксируют

страны

с

максимальной численностью в информационный

лист.

Слушают речь учителя и записывают понятие

«воспроизводство населения» в информационный

лист.

Учащиеся заполняют таблицу в информационном

листе и делают вывод о высоком естественном

приросте в странах с низким уровнем экономики –

развивающихся

странах

и,

наоборот,

низкий

естественный прирост – высокий уровень развития

экономики – развитые страны.

формуле

Е.П.=Р-С.

Заполните

таблицу

«Естественный

прирост

населения»

по

данным карт атласа.

Учитель проверяет заполнение таблицы.

-Естественный прирост зависит от типа

воспроизводства населения. Он различен в

разных

странах.

Хотя

рождаемость,

смертность

процессы

биологические,

влияют

на

них

социально-экономические

факторы.

Какие?

Узнаем

из

сообщений

учащихся.

Выступление первого ученика с сообщением

«Социально – экономические факторы, вызывающие

низкие показатели рождаемости».

- Причины, снижающие рождаемость таковы:

1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%).

2. Высокий уровень жизни.

3.Высокий уровень образования и возрастание

лет затраченных на учебу.

4.

Увеличение

расходов

на

содержание

ребенка.

5.Изменение статуса женщины, эмансипация,

появление у женщин новых ценностей, таких как

независимость, желание сделать карьеру и т.д.

6. Увеличение доли пожилых людей.

7. Увеличение возраста вступления в брак,

например, в Дании и Швеции доля населения

вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз

близка к 50%.

Второй

ученик,

наоборот,

сообщает

о

причинах,

вызывающих

высокие

показатели

рождаемости:

1.

Низкий уровень жизни.

2.

Преобладание сельского образа жизни

.

3.

Религиозные обычаи, поощряющие

многодетность.

Третий блок.

Демографическая политика.

Учитель комментирует выступления и

продолжает:

-В самом упрощенном виде можно

говорить

о

2-х

типах

воспроизводства

населения (демонстрация слайда).

Далее учащимся предлагается сравнить

две возрастно-половые пирамиды (учебник

стр.62, рис.2) и ответить на вопросы: в чем

разница двух пирамид, почему они имеют

именно такой вид? По каким параметрам

пирамиды

можно

судить

о

её

принадлежности к тому или иному типу

воспроизводства населения?

По ходу рассуждений учащихся учитель

дает понятия депопуляция (демографический

кризис) и старение нации.

Вопрос

учителя:

«Какие

проблемы

испытывает страна с большой долей детей

или пожилых людей?»

-Можно ли решать эти проблемы, и

4.

Традиции многодетности.

5.

Подневольное положение женщин, ранние

браки.

6.

Рост уровня медицинского обслуживания.

7.

Улучшение санитарной культуры.

По ходу сообщений остальные учащиеся заполняют

схему в информационном листе.

Смотрят слайд и записывают в информационную

карту

показатели

первого

и

второго

типа

воспроизводства.

Учащиеся

анализируют

возрастно-половые

пирамиды.

Вписывают понятия в информационный лист.

Предположения

учащихся:

недостаток

трудовых

ресурсов,

проблемы

обеспечения

населения

дошкольными

и

школьными

учреждениями, пенсионных выплат и др.

Работая

с

текстом

учебника

и

опираясь

на

Рефлексия.

Организационный этап. Д/З.

каким образом? Пользуясь текстом учебника

(стр.61) и опираясь на знания полученные на

уроке покажите, какие меры необходимо

реализовать в странах первого и второго типа

воспроизводства

для

решения

данных

проблем.

Все

перечисленные

меры

отражают

демографическую

политику,

которую

необходимо

проводить

в

странах,

в

зависимости

от

особенностей

демографической ситуации.

-Как вы оцениваете свою работу? Всё

ли удалось понять?

Проверим, как вы

усвоили

новый

материал

с

помощью

интерактивной игры «Счастливый случай».

По

завершении

игры

учитель

выставляет

оценки

наиболее

активным

ученикам и учащимся, которые подготовили

сообщения.

1. Параграф 3.1.

2. Информационный лист.

3.

Проведите

социологическое

исследование в своих семьях. Выясните,

сколько по сравнению с нынешней семьёй

было

детей

у

бабушки,

прабабушки.

Постройте

график,

иллюстрирующий

изменение числа детей в семье. Выявите

причины

изменения

количества

детей

в

семье. Узнайте, где жили ваши предки (город,

полученные знания, учащиеся заполняют таблицу в

информационном листе.

Вписывают

понятие

«демографическая

политика» в информационный лист.

Учащиеся

отвечают

на

вопросы,

спроецированные на экран.

Ученики

записывают

домашнее

задание,

уточняют вопросы, которые не поняты.

село), какое образование у ваших родителей,

бабушки, прабабушки.



В раздел образования