Автор: Тимофеев Владимир Юрьевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей 87"
Населённый пункт: г. нижний новгород
Наименование материала: технологическая карта урока по географии
Тема: урок Численность и воспроизводство населения мира
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗДЕЛА «НАСЕЛЕНИЕ»
Основное
содержание
Учебный материал
Общеучебные
умения
Межпредметные
связи
Виды
деятельности
Формы контроля
Основные понятия
и термины
Умения
Урок №1. Численность и воспроизводство населения мира.
Цель урока:- формирование знаний о типах воспроизводства, о демографической политике в различных странах ;
-выявление закономерностей динамики численности мирового населения.
Численность и
воспроизводство
населения,
естественный
прирост и его
типы.
Демографическая
политика.
Демография,
воспроизводство
населения,
естественный
прирост,
демографический
взрыв, депопуляция.
Определять и
сравнивать по
разным
источникам
информации
географические
тенденции
развития
социальных
процессов.
Использовать
графики и
таблицы для
анализа и
доказательства
отдельных
положений
текста
учебника.
С всеобщей
историей,
математикой,
обществознанием
Эвристическая
беседа с
использованием
карт атласа,
графиков,
таблиц, смотрят
презентацию,
ведут записи в
тетради,
интерпретирую
т информацию,
решение
ситуативных
задач.
Интерактивная
игра «Счастливый
случай», проверка
заполнения
информационного
листа
(выборочно).
Раздел 3. «Население»
Тема урока №1 «
Численность и воспроизводство населения мира».
Тип урока – усвоение новых знаний.
Цель урока: формирование знаний о закономерностях динамики численности населения мира, о типах воспроизводства
населения.
Задачи урока:
- образовательная: научить учащихся характеризовать динамику численности населения Земли, сформировать понятие
«естественное движение населения», раскрыть сущность демографической политики;
- развивающая: продолжить формирование умений работы со статистическими материалами, графиками, таблицами;
- воспитательная: воспитание толерантного отношения к населению различных стран мира.
Планируемые результаты:
- личностные: владеть системой базовых знаний о воспроизводстве населения,
умений применять их в различных жизненных ситуациях.
- метапредметные: развивать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор материала на основании различных
источников информации.
- предметные: знать особенности динамики и факторы роста численности населения, типы воспроизводства населения,
демографическую политику в мире; уметь определять типы воспроизводства населения; владеть навыками определения
зависимости воспроизводства населения от исторических, этнических, религиозных и политических событий.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
практический, игровой.
Форма организации обучения: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: политическая карта мира, учебник (параграф 3.1), таблица «Типы воспроизводства населения»,
таблица «Динамика численности населения», половозрастные диаграммы, презентация, информационный лист.
.
.
11.Содержание и структура урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Этап
мотивационно-
ориентировочный
а) Организационный момент .
б) Актуализация знаний
Проверка
готовности
к
уроку.
Приветствие
учителем
учащихся.
Демонстрация доброжелательного настроя.
Проверка отсутствующих по журналу.
-Ребята,
прежде
чем
приступить
к
изучению темы «Население» попытайтесь
предположить
–
какие
вопросы,
какие
понятия мы будем рассматривать. Чтобы вам
хотелось узнать о населении мира?
- С какого вопроса логичней начать
изучение и почему?
-Действительно 1-ый вопрос темы -
численность населения планеты. Население,
прежде
всего,
подлежит
исчислению.
Поэтому
география
населения
мира
начинается с анализа его численности.
Приводят в порядок принадлежности к уроку.
Встают, приветствуя учителя. Настраиваются на
учебную деятельность. Дежурные сообщают об
отсутствующих и раздают информационные листы.
Учащиеся
прогнозируют,
на
что
будет
обращаться
внимание
при
изучении
темы
(размещение, плотность, численность населения,
урбанизация,
национальный
состав
и
др.)
на
основании
приобретенных
навыков
в
теме
«Население России»-9кл.
Учащиеся
выдвигают
несколько
предположений, в т.ч.- численность
населения
Земли.
2. Изучение нового материала.
Первый блок.
Численность населения, его динамика.
- В мире всегда существовал интерес к
численности населения. Необходимо было
знать
численность
рабочей
силы,
возможности для формирования армии, сбора
налогов и т.д. Впервые учет населения
проводился 4 тыс. лет назад в Египте, Китае,
Индии.
Сейчас
переписями
охвачено
практически все население мира. Переписи
проводятся
в
большинстве
стран
мира
каждые 10 лет. Переписи включают много
вопросов
и
поэтому
дают
подробную
демографическую картину.
Население вплоть до XVII-XVIII веков
росло медленно и к тому же неравномерно.
Учитель
дает
задание
учащимся.
Проанализируйте рис. 10 с. 62. Сделайте
вывод.
-Такое увеличение населения получило
название «демографический взрыв».
-В различных регионах мира население
увеличивалось
разными
темпами.
Просчитайте темпы прироста в регионах
мира на основе анализа таблицы №2, стр.62
учебника.
Какие регионы имеют показатели темпа
прироста выше, чем в среднем по миру?
Слушают
речь
учителя,
вспоминают
материал
уроков
истории,
где
рассматривались
вопросы
развития человеческой цивилизации, появления и
крушения
первых
государств,
устанавливают
межпредметные связи.
.
Рассматривают
в
учебнике
рис.10
«Динамика
численности населения земного шара с начала
нашей эры» и делают вывод о резком увеличении
численности населения мира в середине XX века.
Записывают
понятие
«демографический
взрыв» в информационный лист, который выдан
перед началом урока каждому ученику. Содержание
информационного листа см. в Приложении.
Учащиеся
анализируют
таблицу
«Рост
численности населения мира в XX веке» и делают
вывод о высоких темпах прироста в Африке,
Зарубежной Азии и Латинской Америке.
Оформляют вывод в информационном листе:
Второй блок.
Естественный
прирост
населения
мира.
-Высокие темпы прироста населения
вызывают целый ряд проблем:
- продовольственную (нехватка
продуктов питания в некоторых регионах);
- истощение земель (из-за
нерационального их использования);
- сведение лесов .
-Продолжите перечень проблем.
Учитель
выводит
на
экран
страны
рекордсмены
по
среднегодовым
темпам
прироста населения на начало XXI века и 10
стран
с
максимальной
численностью
населения в мире.
-Рост численности населения зависит от
характера
его
воспроизводства.
Под
воспроизводством (естественным приростом)
населения понимают совокупность процессов
рождаемости, смертности и естественного
прироста, которые приводят к смене людских
поколений.
-Естественный прирост вычисляется по
- мир-1.5% в год, Африка-3%, Зарубежная
Азия и Латинская Америка-2%.
Учащиеся с помощью учителя дополняют перечень
проблем:
- загрязнение окружающей среды;
- нехватка чистой воды;
- дефицит минеральных ресурсов;
- недостаток объектов инфраструктуры и
др.
Просматривают
слайд
и
фиксируют
страны
с
максимальной численностью в информационный
лист.
Слушают речь учителя и записывают понятие
«воспроизводство населения» в информационный
лист.
Учащиеся заполняют таблицу в информационном
листе и делают вывод о высоком естественном
приросте в странах с низким уровнем экономики –
развивающихся
странах
и,
наоборот,
низкий
естественный прирост – высокий уровень развития
экономики – развитые страны.
формуле
Е.П.=Р-С.
Заполните
таблицу
«Естественный
прирост
населения»
по
данным карт атласа.
Учитель проверяет заполнение таблицы.
-Естественный прирост зависит от типа
воспроизводства населения. Он различен в
разных
странах.
Хотя
рождаемость,
смертность
–
процессы
биологические,
влияют
на
них
социально-экономические
факторы.
Какие?
Узнаем
из
сообщений
учащихся.
Выступление первого ученика с сообщением
«Социально – экономические факторы, вызывающие
низкие показатели рождаемости».
- Причины, снижающие рождаемость таковы:
1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%).
2. Высокий уровень жизни.
3.Высокий уровень образования и возрастание
лет затраченных на учебу.
4.
Увеличение
расходов
на
содержание
ребенка.
5.Изменение статуса женщины, эмансипация,
появление у женщин новых ценностей, таких как
независимость, желание сделать карьеру и т.д.
6. Увеличение доли пожилых людей.
7. Увеличение возраста вступления в брак,
например, в Дании и Швеции доля населения
вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз
близка к 50%.
Второй
ученик,
наоборот,
сообщает
о
причинах,
вызывающих
высокие
показатели
рождаемости:
1.
Низкий уровень жизни.
2.
Преобладание сельского образа жизни
.
3.
Религиозные обычаи, поощряющие
многодетность.
Третий блок.
Демографическая политика.
Учитель комментирует выступления и
продолжает:
-В самом упрощенном виде можно
говорить
о
2-х
типах
воспроизводства
населения (демонстрация слайда).
Далее учащимся предлагается сравнить
две возрастно-половые пирамиды (учебник
стр.62, рис.2) и ответить на вопросы: в чем
разница двух пирамид, почему они имеют
именно такой вид? По каким параметрам
пирамиды
можно
судить
о
её
принадлежности к тому или иному типу
воспроизводства населения?
По ходу рассуждений учащихся учитель
дает понятия депопуляция (демографический
кризис) и старение нации.
Вопрос
учителя:
«Какие
проблемы
испытывает страна с большой долей детей
или пожилых людей?»
-Можно ли решать эти проблемы, и
4.
Традиции многодетности.
5.
Подневольное положение женщин, ранние
браки.
6.
Рост уровня медицинского обслуживания.
7.
Улучшение санитарной культуры.
По ходу сообщений остальные учащиеся заполняют
схему в информационном листе.
Смотрят слайд и записывают в информационную
карту
показатели
первого
и
второго
типа
воспроизводства.
Учащиеся
анализируют
возрастно-половые
пирамиды.
Вписывают понятия в информационный лист.
Предположения
учащихся:
недостаток
трудовых
ресурсов,
проблемы
обеспечения
населения
дошкольными
и
школьными
учреждениями, пенсионных выплат и др.
Работая
с
текстом
учебника
и
опираясь
на
Рефлексия.
Организационный этап. Д/З.
каким образом? Пользуясь текстом учебника
(стр.61) и опираясь на знания полученные на
уроке покажите, какие меры необходимо
реализовать в странах первого и второго типа
воспроизводства
для
решения
данных
проблем.
Все
перечисленные
меры
отражают
демографическую
политику,
которую
необходимо
проводить
в
странах,
в
зависимости
от
особенностей
демографической ситуации.
-Как вы оцениваете свою работу? Всё
ли удалось понять?
Проверим, как вы
усвоили
новый
материал
с
помощью
интерактивной игры «Счастливый случай».
По
завершении
игры
учитель
выставляет
оценки
наиболее
активным
ученикам и учащимся, которые подготовили
сообщения.
1. Параграф 3.1.
2. Информационный лист.
3.
Проведите
социологическое
исследование в своих семьях. Выясните,
сколько по сравнению с нынешней семьёй
было
детей
у
бабушки,
прабабушки.
Постройте
график,
иллюстрирующий
изменение числа детей в семье. Выявите
причины
изменения
количества
детей
в
семье. Узнайте, где жили ваши предки (город,
полученные знания, учащиеся заполняют таблицу в
информационном листе.
Вписывают
понятие
«демографическая
политика» в информационный лист.
Учащиеся
отвечают
на
вопросы,
спроецированные на экран.
Ученики
записывают
домашнее
задание,
уточняют вопросы, которые не поняты.
село), какое образование у ваших родителей,
бабушки, прабабушки.