Напоминание

Развитие музыкальных способностей у детей 4-5 летнего возраста


Автор: Яневич Светлана Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "ДШИ ОЦЭВ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие музыкальных способностей у детей 4-5 летнего возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие музыкальных способностей у детей

4-5 летнего возраста

Дети в возрасте от 4 до 6 лет развиваются по – разному. Одни из них

в три года хорошо говорят и даже читают. Другие в шесть лет не знают

азбуки. Одни в три года правильно повторяют за родителями мотивчики

песен, ритмично качают под музыку головой или топают, а другие в шесть

лет не могут правильно повторить ни одной ноты. И это совсем не означает,

что у этих детей нет музыкальных способностей. У многих они просто не

развиты. Музыкальные занятия в детских садах такой возможности не дают,

а родители, если они далеки от музыки, не знают, как это делается. Объясняя

детям, что значит

правильно, чисто петь (интонировать), повторять

ритмический рисунок, занимаясь координацией, вы развиваете его в целом.

Всем давно известно, что развитие музыкальных способностей у детей

является как бы «одним из катализаторов», даёт толчок к более живому

мышлению и развивает способности к обучению вообще.

Занимаясь с детьми нельзя форсировать события и искать абсолютно

готовые решения. Все дети разные не только по возрасту, но и по характеру.

И с этим придётся считаться. Заниматься нужно в игровой форме, доступным

и понятным для детей языком. Иногда упражнения, объясняемые одними и

теми же словами и сравнениями, не приводят к желаемому результату. Тогда,

исходя из индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка

нужно придумать способы общения, которые помогут ему понять, чего от

него хотят. Ваше общение должно основываться на любви и искренности.

Внимательно присмотритесь к каждому из детей. Ребёнок сам, своим

поведением, своей реакцией подскажет вам ту форму общения, которая ему

ближе, а это поможет найти верные способы объяснения необходимого для

его развития учебного материала.

1

Занятия с ребёнком нужно вести по нескольким направлениям:

развитие музыкального слуха, ритма, памяти и физиологической свободы

(упражнения на расслабление аппарата и упражнения для рук на мелкую

моторику).

Сначала нужно понять, что ребёнок умеет делать и какие у него

природные способности. Можно в разных вариантах рассказывать ребёнку о

мире музыки, показывать ему музыкальные инструменты, играть простые

мелодии и петь детские популярные песенки. Хорошо, если ребёнок будет

подпевать.

Первые несколько уроков учитель выполняет с ребёнком все

обычные упражнения на развитие музыкального слуха, ритма, памяти в виде

игры, не требуя от него их точного выполнения. Но при этом обязательно

замечает и поощряет даже самый малейший его успех. То есть постепенно

знакомит

ребёнка

с

упражнениями

и

выясняет

его

потенциальные

возможности.

Многие дети в таком возрасте не умеют петь, управлять своим

голосом. Поэтому, чтобы заниматься развитием музыкального слуха, сначала

нужно объяснить ребёнку, что значит изменять высоту голоса и научить его

это делать. Для этого существуют упражнения – «распевки», которые

применяют преподаватели на уроках хора. Если выясняется, что у ребёнка

нет ярко выраженного музыкального слуха, или он ещё не проявился, то

главное и самое трудное добиться, чтобы он понял, что значит чисто петь

(интонировать) отдельно взятые звуки.

Работу нужно вести в двух направлениях: рассказывать,

показывать, объяснять, что такое одинаково звучащие ноты. Как это

одинаково? И, непосредственно петь с ним, добиваясь разными способами

чистого интонирования. Учитель может придумать много разных сравнений,

которые помогут понять природу одинаковых звуков. Главное – объяснять,

2

показывать, придумывать и изображать, сравнивать и заставлять ребёнка

слушать, думать и запоминать. Для начала просто давайте информацию, к

которой ребёнок должен привыкнуть, принять и запомнить. Используйте

приём сравнения. Например, сравнивайте звучание интервалов октавы и

септимы. Важным условием в этих занятиях является то, что играть и петь

все упражнения нужно в удобном для ребёнка регистре. Пойте все

упражнения вместе с ребёнком. Помогайте ему петь своим голосом. Чтобы

занятия не были скучными, пойте на одном звуке детские стихи, знакомые

ребёнку. Стихи должны быть интересными и разными (с ритмическим

слогом – от простого к сложному). Например «Тараканище» К.Чуковского.

когда ребёнок научится держать интонацию на одном звуке, можно петь

четверостишие на поступенном движении мелодии вверх на трёх звуках.

Учить различать движение мелодии вверх и вниз. Стихи можно не только

петь, но и прохлопывать в ладоши, постепенно развивая чувство ритма.

Для начала нужно понять, в каком состоянии находятся

двигательные возможности ребёнка. Например, поиграйте с ним в любую

игру, изображающую движение животных, полет птиц и т. д. Если ребёнок

физиологически зажат, придумайте упражнения на расслабление. Это может

быть изображение заводной куклы, когда по очереди начинают движение все

части тела. Такого рода упражнения помогут сделать ваши уроки более

живыми и интересными.

Слово «ритм», «ритмичность» легко ассоциировать со словами

«счёт», «считать». Самое главное и трудное научит считать равномерно.

Приведите в пример ход часов. Часики тоже ходят и ходят очень ровно.

Отбивайте ладошками по столу ритмический рисунок марша. Когда ребёнок

без вашей помощи будет достаточно ровно считать и стучать можно

переходить к более сложному ритму. Любой ритм – это та же музыка. Её

можно также пропеть на слог «та», только на звуке одной высоты. Отбивать

3

ритм можно не только ладошками, но и пальчиками. Для этого нужно

развивать их активность.

Маршируя на месте пальчиками (как ножками) по столу, можно

менять рисунок шага. Повторять пальчиками любой простой ритмический

рисунок, одновременно голосом проговаривая его на слог «та». Таким

образом можно хромать пунктирный ритм. Существует очень много разных

упражнений на мелкую моторику. Каждый преподаватель – творческая

личность и способен придумать свои интересные упражнения.

Занимаясь развитием ритма не забывайте про координацию

движений.

Упражнения

на

координацию

ребёнку

нужно

выполнять

ритмично. Можно начать с самого простого, когда ребёнок одной рукой

поглаживает свой животик, а другой поглаживает себя по голове сверху вниз.

Произнося в это время: «Мо-ло-дец!»

Развивая музыкальные способности у детей важно правильно

организовать эти занятия. Время урока для начала не должно быть более 20

мин. Начинать и заканчивать урок нужно интересным и приятным

материалом, и излагать его в доступном для детей виде. Не задерживайтесь

на выполнении какого-либо упражнения, тем более, если оно не получается.

Можно попытаться найти, придумать другой способ, чтобы объяснить его. В

любом случае, на следующих уроках вы будете к нему возвращаться. Для

успешного выполнения любого упражнения обязательно включайте в него

элемент игры. Учитесь чувствовать и понимать ребёнка, что ему нравится, а

что нет. Какой вид мышления ему ближе. Для этого пробуйте объяснить одно

и то же разными способами. Ищите тот вариант, который ребёнку будет

понятен. Никогда не говорите ребёнку, что у него не получилось упражнение

или он выполнил неправильно.

Основное условие – ребёнок должен чувствовать, что вы его любите,

очень хорошо к нему относитесь. Считаетесь с его настроением, с его

4

мнением. Постарайтесь завоевать его доверие своим внимательным и добрым

отношением. Постарайтесь убедить его, что он обязательно всему научится,

если, конечно, не будет лениться и будет стараться. В каком бы настроении

ребёнок ни пришёл к вам на урок, уйти он должен в хорошем расположении

духа (то есть довольным и радостным). Учитель должен так построить урок,

чтобы ребёнок получил положительные эмоции от общения с вами. Любое

упражнение вы должны сначала выполнить сами. Объяснить его. Затем

делать его вместе с ребёнком, пока у него не начнёт получаться. Старайтесь

вставлять новый материал в середину урока, пока ребёнок не устал.

Занятия музыкой помогают лучшему раскрытию внутренних

качеств ребёнка. Работа над координацией движения, свобода двигательного

аппарата, выразительность исполнения помогают избавиться от некоторых

внутренних комплексов и приобрести уверенность в себе. Я уже не говорю о

развитии духовности, нравственности. Что, как не музыка достаёт из самых

потаённых уголков нашей души то лучшее, что в нас есть. Заставляет быть

добрее, милосерднее, искреннее, отзывчивее. Хорошо, когда формирование

этих качеств начинается с раннего детства.

Литература:

1.

«Младенец музицирует»

Н. Бергер, Н. Яцентковская, Р. Алиева;

Издательский Дом «АВЕРС -МУДРОСТЬ», Санкт-Петербург, 2004

2.

«Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов Издательство

академии педагогических наук РСФСР 1947 Москва Ленинград

3.

«Развитие

музыкальных

способностей

детей».

М.А.

Михайлова

Ярославль «Академия развития» 1997

4.

«Азбука музыкально-творческого саморазвития» Е. Юдина М., 1994.

5



В раздел образования