Напоминание

"Удивительная почва"


Автор: Екатерина Владимировна Гурулева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №28 Огонёк"
Населённый пункт: г. Бердск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Удивительная почва"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития

ребенка – детский сад № 28 «Огонек»

Конспект занятия НОД в средней группе

«Удивительная почва».

Подготовила:

Воспитатель Е.В.Гурулева

Г. Бердск

Конспект занятия НОД в средней группе.

«Удивительная почва».

Цель: Дать детям представление о почве, ее составе на основе опытов.

Задачи:

1. Познакомить детей с составом почвы. Познакомить с некоторыми минералами.

2. Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.

3. Тренировать навык проведения простых экспериментов, умение пользоваться простейшим

лабораторным оборудованием.

4. Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать

причинно-следственные связи.

5. Воспитывать любовь и уважение к родной земле.

Предметно-развивающая среда: лупы, вода, образцы почвы, пластиковые и бумажные

контейнеры, пластиковые ложки, бумажные тарелки, магниты, природный фильтр (древесный

уголь, песок, чернозем), помогаторы;наглядный материал: макеты земли «часть суши», Глобус,

макет «Слои земли», картотека изображений по теме «почва».

Ход занятия

1 этап Организационный

Звучит музыка ребята заходят в группу. В группе детей встречает фиксик.

Фиксик: Привет ребята. Какие вы сегодня сосредоточенные, сегодня будем много интересной

работы, но сначала нам нужно поздороваться. .предлагает детям встать в круг. Протягивает руку

первому

ребенку,

проговаривая:

Руку другу протяни

И слегка ее пожми,

Подари улыбку, взгляд

Каждый здесь другому рад.

Ребенок

протягивает

руку

следующему

таким

образом

замыкается

круг.

Я надеюсь, что такая дружеская атмосфера сохранится на протяжении всей нашей работы.

Фиксик: приглашает детей пройти на стульчики.

2 этап мотивационный

Фиксик: Ребята а вам интересно чем сегодня мы будем заниматься? (ответы детей) Сегодня я хочу

показать вам два макета. Первый макет – Это? (глобус) Что он изображает? (ответы детей)

Кто скажет почему он такой разноцветный? (Ответы детей) Действительно, глобус разноцветный

потому что на нем изображены моря и океаны, материки и острова, покрытые пустынями, лесами,

горами, реками и озерами.

Фиксик: А вы хотите узнать как она устроена? Сегодня лекцию о строении Земли приготовил мой

коллега кот Кубокот. Внимание на экран.

(Ролик о строении земли 2 мин).

Ребята что вы узнали из видео-ролика? (ответы детей)

Фиксик: Получается Мы с вами живем на суше. Она состоит из различных горных пород и почв,

покрыта лесами, полями океанами и морями. Посмотрите на этот макет суши. на нем хорошо видно

гору с которой идет горная река, впадающая в озеро.

Но как же образовалась почва и какими свойствами она обладает?

3 этап практический

Фиксик: ребята предлагаю отправиться в лабораторию Фиксиков и узнать ответы на эти вопросы.

Но для начала нужно повторить правила безопасного поведения в лаборатории? Можно ли трогать

неизвестные вещества без разрешения старшего ученого? А пробовать на вкус не известные

вещества? И т.п. (ответы детей)

Фиксик: В лаборатории носят специальные халаты, но не зря же я Фиксик, наши костюмы и

помогатор самая безопасная одежда для исследований, поэтому я приготовила для вас ваши

личные помогаторы. Одевайте их скорее ребята. (одевают под музыку помогаторы) (3 мин)

А теперь встаем за мной паровозиком и отправляемся в лабораторию.. (звучит музыка).Сейчас мы с

пойдем по полю с высокой травой, нужно высоко поднимать ноги, маршируем по сухой степи,

ребята, впереди высокие скалы -(широкими шагами) шагаем по каменистой скале, переплываем

через горный ручей (дети имитируют движения пловцов), потом прыгать с кочки на кочку (дети

прыгают на двух ногах). (2 мин)

Вот наконец мы добрались до нашей лаборатории. Присаживайтесь за столы.

«Как образовалась почва?»

— Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на

поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и

жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни

раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет

превращались в песок и глину.

Опыт номер 1 (3 мин)

(кусочки мела, бумажные тарелочки, влажные салфетки)

Рассмотрите пожалуйста, образцы у вас на тарелочке. Какие они? На что похожи?. Давайте

проверим с вами гипотезу о том, что почва образуется при разрушении камня? Какое действие для

разрушения мы можем сделать. Потереть кусочки друг об друга, постучат и т.п.

Ребята мел – это известняковая, порода она очень мягкая, а более плотные камни могут

разрушаться? Фиксик берет кусочки плавкого шпат так, же трет друг об друга, на белой тарелке

образовывается пыль.

Звонок на фиксифон. Ребята мой коллега кот Кубокот приготовил для вас еще один

видеоролик. Внимание на экран

Видео-ролик (3 мин)

Ребята на связи наш коллега кубокот, он приготовил для вас интересный ролик. Внимание на экран.

(Видео-ролик)

Фиксик: ребята что вы узнали о почве из ролика? Предлагаю проверить эти гипотезы.

Опыт номер 2 «Воздух в почве»

Ребята у каждого на столе стоят стаканчики с почвой рассмотрите, похоже что в стаканах с почвой

сейчас есть воздух?. Сейчас мы с помощью воды проверим так ли это. Выливаем воду и

внимательно наблюдаем. . (Из воды идут пузырники) Что вы видите? -пузыри воздуха идут вверх,

т.к их место занимает вода .А как известно воздух легче воды.

Опыт № 3 «Остатки растений и металлов в почве» (7 мин)

(бумажные тарелки с землей, лупа, магниты)

1) Ребята у каждого на столе стоят образцы с землей, как вы думаете какой прибор поможет нам

рассмотреть почву и проверить есть ли в ней остатки растений? (лупа) Верно давайте рассмотрим

почву, что вы в ней видите? (1 мин)

2) Еще в нашей земле есть маленькие частички различных металлов и это тоже очень легко

проверить с помощью магнита. Т.к. магнит умеет эти металлы? – притягивать. Для этого немного

поднимите тарелку, приложите ко дну магнит и поводите им. (3 мин)

3) А я знаю еще один способ увидеть растения в почве. Как вы думаете что тяжелее крупинки земли

или кусочки растений? А что будет плавать на воде? Возьмите контейнеры с мелом, извлеките

кусочки мела на тарелку. С помощью белой ложки положите а него образец почвы. Каждому я

налью воду в наши образцы почвы, что вы видите? Остатки растений плавают в земле. (3 мин)

Опыт №4 «Угольный фильтр» (3 мин)

Ребята какая вода получилась у вас в контейнерах? Грязная, не прозрачная. Но ведь в реках и озерах

более прозрачная и чистая..

Это так же получается благодаря удивительным свойствам и строению почвы. Наша земля состоит

из различных видов почвы, расположенных слоями. Люди изучая почву заметили, что благодаря им

земля умеет фильтровать воду, так люди изобрели фильтры, которые очищают воду, наверняка у

каждого есть похожий фильтр дома. А многие путешественники используют этот метод оказавшись

в дикой природе. Для него вам понадобиться древесный уголь из костра, песок и немного травы.

Давайте попробуем профильтровать нашу грязную воду.

(если время ост много, вспомнить опыт с закапывание в землю батарейки, полиэтилена, плодов

хурмы и апельсина)

4 заключительный этап.

Ребята сегодня вы побывали в нашей лаборатории и наверняка узнали много нового и интересного..

Что вам больше всего запомнилось? (ответы Детей)

Я очень рад что вам понравилось наше исследование, а чтоб вам было еще интереснее, я оставлю

вам для группы мои любимые лупы, чтоб вы могли рассматривать и исследовать почву летом, и

смогли своими глазами увидеть что в почве живут насекомые. А сейчас пора снять помогаторы и

отправиться умыть руки после наших исследований.

Макет «Часть суши»

1-гора; 2-река; 3-озеро; 4-подземная река; 5-подземное озеро.

Картотека изображений по теме «Почва»

3

2

1

1

4

5

Макет «фильтр»



В раздел образования