Напоминание

"Подготовка к письму в детском саду"


Автор: Аалто Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №119.
Населённый пункт: город Петрозаводск, Карелия
Наименование материала: статья
Тема: "Подготовка к письму в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Работа по подготовке к письму в детском саду.

Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти,

всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма —

длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму

— один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке

пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и

воспроизведения форм букв.

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой

(тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их

движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок

рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может

менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень

развития мелкой моторики недостаточный.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных,

но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления

самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того,

на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к

письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом,

создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития

навыков ручной умелости

Основное внимание нужно обращать на формирование правильной позы при письме-учим

детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе,

самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Уделяем внимание

упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации

движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее

интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в

будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности

и регулярности.

Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Работа по подготовке руки к письму начинается с младшего возраста.В младшей и средней

возрастной группе мы использовали различные шнуровки, застежки, комплексы пальчиковой

гимнастики по различным лексическим темам, занятия с конструктором, игры с мозаикой,

пазлы, вырезание ножницам с использованием трафаретов. Привлекали родителей к

совместному творчеству по работе с бумагой- выполнение поделок в технике оригами.

На данном этапе работы, в старшей группе работа по подготовке руки к письму продолжается

как на занятиях, так и в различных видах деятельности.

На занятиях по математике как часть занятия дети выполняют графические задания в

тетрадках к клетку. Работа с клеткой идет в усложнении. Сначала мы использовали

упражнения в тетрадях в крупную клетку, затем- в мелкую .Предлагаем задания «Повтори

рисунок»,» Дорисуй часть», « Выполни симметрично». Выполняем графические диктанты

различного уровня сложности.

На занятиях по грамоте дети также работают в тетрадках, выполняя задания по клеткам -

прописывая печатные буквы. Учимся выполнять элементы прописных букв. Предварительной

работой к этому было выполнение росчерков, дорисовок элементов букв.

На творческих занятиях уделяем внимание ручной умелости – выполняем работу с

ножницами, обрывную аппликация, В лепке используем технику пластилинография,

выполняем налепы по графомоторным дорожкам. В рисовании уделяем внимание

декоративному, прорисовке элементов росписи, работе с тонкой кистью.

В самостоятельной деятельности дети много раскрашивают, любят раскраски в технике

дудлинг. Большим вниманием у нас пользуются различные проводилки ( по цифрам, по

точкам), штриховки, лабиринты, что положительно сказывается на развитии мелкой

моторики.

Используем прописи. Работа ведется от простого к сложному. Сначала мы использовали

прописи для малышей Е. Бортниковой, затем подбирали материал в усложнении..

Интересным было использование прописей для двух рук. Материал и задания стараемся

преподносить детям в игровой форме, обыгрывать сюжеты. Дети занимаются с интересом и

желанием.

Задания на развитие графомоторных навыков могут быть очень интересными и

разнообразными. Не ставьте перед ребенком задачу выполнить все типы заданий, их для того

такой огромный выбор, что одному ребенку может понравиться одно, другому- другое. В

принципе, они все преследуют одну задачу- способствовать развитию графомоторных

навыков и зрительно- моторной координации. Кто- то из детей любит лабиринты, кто-то

запутанные дорожки, кому- то нравиться обводить, кому- то дорисовывать и т.д. Главное,

чтобы вся ваша работа приносила детям радость, а вам удовольствие от результатов вашего

труда.



В раздел образования