Напоминание

Организация проектной деятельности в начальной школе через реализацию курса внеурочной деятельности «Мои первые проекты»


Автор: Попова Ольга Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " СОШ № 5 им. Е.А. Поромонова"
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности в начальной школе через реализацию курса внеурочной деятельности «Мои первые проекты»
Раздел: начальное образование





Назад




Организация проектной деятельности в начальной школе через реализацию курса

внеурочной деятельности «Мои первые проекты»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мои первые проекты» была

составлена на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь

создавать проект».

Цели программы:

развитие навыков использования разных источников информации для создания

проектов;

формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом

Мною была сделана корректировка часов в тематическом планировании на 3 года

обучения (2-4 класс), так как я начала вести занятия во 2 классе. Структура и содержание

программы не изменилось. Тематический материал уроков каждого года обучения

расширяется и углубляется. Поэтому было решено объединить материал по тематике 1 и 2

классов.

Для реализации проектной деятельности в курсе внеурочной деятельности « Мои

первые проекты» я использую тетради Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой « Учусь создавать

проект», которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка,

способности к самообразованию и саморазвитию. Тетради содержат понятийный аппарат,

необходимый для усвоения теоретического материала. Я делаю распечатки страниц и

выдаю ребятам на занятия. У каждого есть папка с файлами, в которую они складывают

странички тетради, дополнительные материалы, проекты. Мы ее назвали « Папка

Ученого».

В зависимости от темы занятия – происходит выбор организационных форм

обучения. На занятиях дети могут работать индивидуально, в паре, в группе, свободно

перемещаться по классной комнате для выполнения задания.

Занятия подчинены определенной структуре. Этому помогают рубрики на страничках

тетради.

«Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о

сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и

интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего

исследования. Однажды ребята на « Минутке знакомства» узнали про Костю, который

много знает о конструкторах « Lego». Они стали рассказывать, что любят тоже

конструировать.

Тогда

мне

пришла

мысль,

чтобы

дети

сконструировали

и

сфотографировали свои модели. На одном из занятий мы посмотрели эти фотографии,

узнали о том, как появился конструктор « Лего» и вместе выполнили групповую работу.

Учебный год мы начинаем с занятия по теме « Круг твоих интересов. Хобби». В прошлом

году увлечения учащихся стали темами проектов «Рисование – мое хобби», «Спорт в моей

жизни».При знакомстве с понятием « актуальность», дети узнали, что тема проекта

должна быть важна в современное время. Актуальные темы проектов:

Экологичная тара под покупки.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Профессии будущего др.

«Играем в учёных» переносит детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке.

Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него

свои размышления, а часто и дополнительные решения. «Добрый совет Дельфина»

помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является

ненавязчивой подсказкой.

При изучении темы « Знакомство с интересными людьми.

Интервью» перед тем, как проводить опрос, дети познакомились с советами Дельфина.

После составления вопросов по темам проектов, каждый выбирал себе собеседника и

проводил интервью. «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое

мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,

которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки

автора проекта.

На занятиях сочетаются теоретическая и практическая деятельность. Сначала дети

изучают понятие, затем применяют полученные знания в практической деятельности.

Например: после знакомства с понятием «проблема»,

сначала дети учатся видеть

проблему:

Начинаем с задания в тетради: какую проблему нужно решить, чтобы помочь

художнику?

Проблема: найти на рисунке, что перепутал художник. В ходе обсуждения выбираем

более значимые.

Затем задача - обозначить проблемы, с которыми мы можем сталкиваться в окружающем

мире.

Проектная деятельность

– это целенаправленная совместная учебно-

познавательная, деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,

способы

деятельности,

направленная

на

достижение

общего

результата.

Непременным

условием

проектной

деятельности

является

наличие

заранее

выработанных представлений о ее конечном продукте.

Продуктом проекта может быть познавательный плакат (газета), памятка, буклет,

поделка, презентация. Дети на занятиях учатся создавать презентации: изучают правила

их создания, печатают текст, осуществляют вставку фотографий, рисунков, фигур,

диаграмм под контролем учителя.

В течение учебного года каждый ребенок создает свои индивидуальный проект. Это и

является главным результатом собственного труда. Кроме того, участвует в групповых

проектах. Работа в группе над проектом сплачивает детей, развивает коммуникабельность,

умение

работать

в

команде

и

отвечать

за

совместную

работу.

Проект оценивается по критериям, данным в тетради или составленным при

групповой работе с участием

учителя.

Должен быть поощрен каждый ученик,

участвовавший в выполнении проектов.

В качестве самооценки своей деятельности

используется карта «Мои достижения».

По итогам реализации курса внеурочной деятельности « Мои первые проекты» каждый

учащийся успешно защитил собственный проект.

Гусев Глеб - участник городской конференции: « Я – юный исследователь»; Дудина

Валерия – призер городского конкурса творческих работ « Здоровым быть здорово!».

Мицкевич Артем – лауреат школьной научно-практической конференции « Точка роста».

В результате проектной деятельности у учащихся формируются УУД:

УУД

Личностные:

положительное

отношение

к

проектно-

исследовательской деятельности; интерес к новому

содержанию и новым способам познания

Коммуникативные:

сотрудничество в процессе учебной деятельности,

оказывать помощь товарищам и принимать их

помощь, следить за ходом совместной работы и

направлять её в нужное русло

выступать

перед

аудиторией,

отвечать

на

незапланированные

вопросы,

использовать

различные средства наглядности, демонстрировать

артистические возможности

Регулятивные:

оценивать ход, результат своей деятельности и

деятельности других

проектировать процесс; планировать деятельность –

время, ресурсы; принимать решение; распределять

обязанности при выполнении коллективного дела

отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему

мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать

свою роль в коллективном деле

Познавательные:

самостоятельно

осуществлять

поиск

нужной

информации; выявлять, какой информации или

каких умений недостаёт)

Организация проектной деятельности

в начальной школе через реализацию курса

внеурочной деятельности « Мои первые проекты» способствует тому, что:

замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее;

дети работают увлеченно;

привлекаются родители;

дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся

продуктивно работать сами.

Только при взаимном интересе и обмене мыслями между учителем, учениками и их

родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого

потенциала детей.



В раздел образования