Автор: Попова Ольга Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " СОШ № 5 им. Е.А. Поромонова"
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности в начальной школе через реализацию курса внеурочной деятельности «Мои первые проекты»
Раздел: начальное образование
Организация проектной деятельности в начальной школе через реализацию курса
внеурочной деятельности «Мои первые проекты»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мои первые проекты» была
составлена на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь
создавать проект».
Цели программы:
развитие навыков использования разных источников информации для создания
проектов;
формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом
Мною была сделана корректировка часов в тематическом планировании на 3 года
обучения (2-4 класс), так как я начала вести занятия во 2 классе. Структура и содержание
программы не изменилось. Тематический материал уроков каждого года обучения
расширяется и углубляется. Поэтому было решено объединить материал по тематике 1 и 2
классов.
Для реализации проектной деятельности в курсе внеурочной деятельности « Мои
первые проекты» я использую тетради Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой « Учусь создавать
проект», которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка,
способности к самообразованию и саморазвитию. Тетради содержат понятийный аппарат,
необходимый для усвоения теоретического материала. Я делаю распечатки страниц и
выдаю ребятам на занятия. У каждого есть папка с файлами, в которую они складывают
странички тетради, дополнительные материалы, проекты. Мы ее назвали « Папка
Ученого».
В зависимости от темы занятия – происходит выбор организационных форм
обучения. На занятиях дети могут работать индивидуально, в паре, в группе, свободно
перемещаться по классной комнате для выполнения задания.
Занятия подчинены определенной структуре. Этому помогают рубрики на страничках
тетради.
«Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и
интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего
исследования. Однажды ребята на « Минутке знакомства» узнали про Костю, который
много знает о конструкторах « Lego». Они стали рассказывать, что любят тоже
конструировать.
Тогда
мне
пришла
мысль,
чтобы
дети
сконструировали
и
сфотографировали свои модели. На одном из занятий мы посмотрели эти фотографии,
узнали о том, как появился конструктор « Лего» и вместе выполнили групповую работу.
Учебный год мы начинаем с занятия по теме « Круг твоих интересов. Хобби». В прошлом
году увлечения учащихся стали темами проектов «Рисование – мое хобби», «Спорт в моей
жизни».При знакомстве с понятием « актуальность», дети узнали, что тема проекта
должна быть важна в современное время. Актуальные темы проектов:
Экологичная тара под покупки.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Профессии будущего др.
«Играем в учёных» переносит детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке.
Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него
свои размышления, а часто и дополнительные решения. «Добрый совет Дельфина»
помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является
ненавязчивой подсказкой.
При изучении темы « Знакомство с интересными людьми.
Интервью» перед тем, как проводить опрос, дети познакомились с советами Дельфина.
После составления вопросов по темам проектов, каждый выбирал себе собеседника и
проводил интервью. «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое
мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки
автора проекта.
На занятиях сочетаются теоретическая и практическая деятельность. Сначала дети
изучают понятие, затем применяют полученные знания в практической деятельности.
Например: после знакомства с понятием «проблема»,
сначала дети учатся видеть
проблему:
Начинаем с задания в тетради: какую проблему нужно решить, чтобы помочь
художнику?
Проблема: найти на рисунке, что перепутал художник. В ходе обсуждения выбираем
более значимые.
Затем задача - обозначить проблемы, с которыми мы можем сталкиваться в окружающем
мире.
Проектная деятельность
– это целенаправленная совместная учебно-
познавательная, деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы
деятельности,
направленная
на
достижение
общего
результата.
Непременным
условием
проектной
деятельности
является
наличие
заранее
выработанных представлений о ее конечном продукте.
Продуктом проекта может быть познавательный плакат (газета), памятка, буклет,
поделка, презентация. Дети на занятиях учатся создавать презентации: изучают правила
их создания, печатают текст, осуществляют вставку фотографий, рисунков, фигур,
диаграмм под контролем учителя.
В течение учебного года каждый ребенок создает свои индивидуальный проект. Это и
является главным результатом собственного труда. Кроме того, участвует в групповых
проектах. Работа в группе над проектом сплачивает детей, развивает коммуникабельность,
умение
работать
в
команде
и
отвечать
за
совместную
работу.
Проект оценивается по критериям, данным в тетради или составленным при
групповой работе с участием
учителя.
Должен быть поощрен каждый ученик,
участвовавший в выполнении проектов.
В качестве самооценки своей деятельности
используется карта «Мои достижения».
По итогам реализации курса внеурочной деятельности « Мои первые проекты» каждый
учащийся успешно защитил собственный проект.
Гусев Глеб - участник городской конференции: « Я – юный исследователь»; Дудина
Валерия – призер городского конкурса творческих работ « Здоровым быть здорово!».
Мицкевич Артем – лауреат школьной научно-практической конференции « Точка роста».
В результате проектной деятельности у учащихся формируются УУД:
УУД
Личностные:
положительное
отношение
к
проектно-
исследовательской деятельности; интерес к новому
содержанию и новым способам познания
Коммуникативные:
сотрудничество в процессе учебной деятельности,
оказывать помощь товарищам и принимать их
помощь, следить за ходом совместной работы и
направлять её в нужное русло
выступать
перед
аудиторией,
отвечать
на
незапланированные
вопросы,
использовать
различные средства наглядности, демонстрировать
артистические возможности
Регулятивные:
оценивать ход, результат своей деятельности и
деятельности других
проектировать процесс; планировать деятельность –
время, ресурсы; принимать решение; распределять
обязанности при выполнении коллективного дела
отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему
мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать
свою роль в коллективном деле
Познавательные:
самостоятельно
осуществлять
поиск
нужной
информации; выявлять, какой информации или
каких умений недостаёт)
Организация проектной деятельности
в начальной школе через реализацию курса
внеурочной деятельности « Мои первые проекты» способствует тому, что:
замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее;
дети работают увлеченно;
привлекаются родители;
дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся
продуктивно работать сами.
Только при взаимном интересе и обмене мыслями между учителем, учениками и их
родителями можно уверенно достигать заметных результатов в развитии творческого
потенциала детей.