Напоминание

"Подготовка к ОГЭ по русскому языку"


Автор: Марина Львовна Антипова
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОСШ 96
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: дидактический материал
Тема: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Дидактический материал для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Тема «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Образец

1.[ - = ], (что - = ),(когда = - ) – СПП с последовательным подчинением

Учитель объявил, что концерт состоится, когда закончатся уроки

.

2. (Если -=),[-= -.- ],(который =) – СПП с параллельным подчинением

Если будет хорошая погода, мы пойдём в поход, который давно запланировали.

3.[ = - ], (что -=), ( что = - ) – СПП с однородным подчинением

И всем казалось, что радость будет, что в тихой гавани все корабли.

Карточка №1

Запишите сложноподчинённые предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните

грамматические основы. Начертите схемы предложений, укажите способ подчинения.

а) Погнал я машину прямиком туда где земля гудит где бой идёт.

б) Когда она прошла мимо нас от неё повеяло тем неизъяснимым ароматом которым дышит

иногда записка любимой женщины.

в) Когда Грушницкий открыл рот, чтобы отблагодарить её, она была уже далеко.

г) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла и

как

засветились одна за другой звёздочки.

Карточка №2

Запишите сложноподчинённые предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните

грамматические основы. Начертите схемы предложений, укажите способ подчинения.

а) Хотя фронт придвинулся к самому каналу шестая батарея оставалась маленьким островком до

которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны.

б) Снег скрипел так что было слышно как кто-то ходит на другом конце села.

в) Дмитрий Алексеевич понял что здесь печатают светокопии чертежей и что посторонним тут

делать нечего.

г) Если попадется поляна в окружении позолотевших берез можно полежать на мягкой траве где

по-летнему пригревает солнце.

Карточка №3

Запишите сложноподчинённые предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните

грамматические основы. Начертите схемы предложений, укажите способ подчинения.

а) Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо как опускалась на землю мгла как засветились

одна за другой звёздочки.

б) Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что

была уже осень и гололедица.

в) Когда бричка была уже на конце деревни Чичиков подозвал к себе первого мужика, который,

поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому

муравью, к себе в избу.

г) В воздухе, куда ни взглянешь кружатся целые облака снежинок так что не разберёшь идёт

ли снег с неба или с земли.

Карточка №4

Запишите сложноподчинённые предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните

грамматические основы. Укажите количество грамматических основ.

1. Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной слагаю я веселые

стихи о жизни тленной и прекрасной.

2. Я хорошо помню что когда я взглянул ей в лицо точно ветер пробежал по моей душе и

сдунул с нее все впечатления дня.

3. Едва Владимир выехал за околицу в поле как поднялся ветер и сделалась такая метель

что он ничего не видел.

4. Во всем что наполняет комнату чувствуется нечто давно отжившее и все вещи источают

тот странный запах который дают цветы высушенные до того что когда коснешься их они

рассыпаются пылью.

5. Наконец мы оделись но когда дело дошло до дальнейших процедур то обнаружилось

что зубные щетки и гребенка уложены и значит нам надо спускаться и выуживать их из

саквояжа.

6. Он стоял спокойно заложив руку за спину и когда от неожиданности попятились

улыбнулся.

7. Больной смотрел в открытое окно и когда ветер доносил звуки музыки он

прислушивался к ним грустно улыбался.

8. Население решило что толку от этой реформы не будет и что надо как-то устраиваться

самим.

9. Когда транспарант осветился розовый свет лег на лица и зрители засмеялись.

10. Вот наконец мы забрались на Гуд-гору остановились и оглянулись на ней висело серое

облако и его холодное дыхание грозило близкой бурею.

Карточка №5

1.Среди предложений 21–27 найдите сложное предложение с однородным и

последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(21)Дед не стал есть гостинец, а отнёс его в шалаш. (22)До чего же он жадный, этот дед!

(23)Совсем, видно, одичал со своими пчёлами. (24)Он специально спрятал корж, чтобы не

делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мёд.

(25)Коля собрался уходить. (26)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с

грязным бельём, Коля чуть не попросил у деда кусочек коржа, но сумел побороть

минутную слабость.

(27)Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в

доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром,

в обед и вечером.

2. Среди предложений 9–15 найдите сложное предложение с однородным подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения.

(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя

себя к бессонной ночи.

(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел

в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки

донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал

возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в

страшном предчувствии.

3. Среди предложений 24–34 найдите сложное предложение с однородным подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения.

(24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он

прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-

старчески посапывая.

(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к

другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не

замечали.

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось,

дома

́

тоже дышали, жадно и глубоко...

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить

черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах

застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла,

ради слабенького пламени в печурке?

4. Среди предложений 18–28 найдите сложное предложение с однородным подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения.

(18)Но город взбурлил, имя Нины стало известно всем, а равнодушных не было.

(19)Всюду, куда ни приди, слышалось:

– (20)Ну как там наша Нина? (21)Спасут ли... вот горе!

(22)Разве так не бывает, что судьба одного человека, доселе никому

не известного, вдруг становится средоточием всеобщего сострадания,

и множество людей озабоченно следят за чужой судьбой, которая их волнует и в которой

подчас выражена судьба многих.

(23)Чуянов приехал. (24)Воронин ещё издали крикнул ему:

– (25)Не подходи близко! (26)Стена вот-вот рухнет...

(27)Нина Петрунина лежала спокойно, и Чуянов до конца жизни

не забыл её прекрасного лица, веера её золотистых волос, а ноги девушки, уже

раздробленные, покоились под громадной и многотонной массой полуразрушенной

заводской стены, которая едва-едва держалась. (28)Здесь же сидела и мать Нины.

Карточка №6

1.Прочитайте текст.

(1)Сложное строение волосков «меха» морской мыши, конечно, не было создано природой

случайно, однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение. (2)До сих пор

даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. (3)Если нет, то напрашивается

предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает

добычу. (4)Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее

всего как-то связаны с продолжением рода. (5)Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что

двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции

на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового

поколения.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)

Вторая часть предложения 1 осложнена вводным словом – однако.

2)

Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным

3)

Предложение 3 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением

придаточных.

4)

В предложении 4 грамматическая основа – способна воспринимать цвет.

5)

Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.

Ответ:_____________________

2.

Прочитайте текст.

(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду

и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки

появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и

первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились

технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько

часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на

поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил

весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну

сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик

с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали

сотни людей!

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)

Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением

придаточных.

2)

Предложение 2 осложнено уточняющим обстоятельством.

3)

Предложение

3

осложнено

обособленными

определениями,

выраженными

причастными оборотами.

4)

Предложение 4 сложносочинённое.

5)

Одна из грамматических основ предложения 5 – кораблик потопил.

Ответ:___________

3. Прочитайте текст.

(1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А

зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого

рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык

необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения

человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои

мысли, чувства, эмоции.

(5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано

с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)

В предложении 1 грамматическая основа – язык – особенность.

2)

Предложение 2 односоставное.

3)

Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4)

Во второй части предложении 4 грамматическая основа – человек мог.

5)

Предложение

5

сложноподчинённое

с

последовательным

подчинением

придаточных.

Ответ:____________

4. Прочитайте текст.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который

внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени,

помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по

мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным

загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет

противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно,

чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что

внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)

Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.

2)

Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным

оборотом.

3)

Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

4)

Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.

5)

Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением

придаточных.

Ответ:__________



В раздел образования