Напоминание

Обучение Воспитанников игре на фортепиано


Автор: Чекмардина Вера Георгиевна
Должность: преподаватель по общему фортепиано
Учебное заведение: ШМВ ГБОУ РО «Ростовская - на- Дону школа интернат музыкантских воспитанников»
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Открытый урок « Работа над музыкальным образом в классе фортепиано».
Тема: Обучение Воспитанников игре на фортепиано
Раздел: среднее образование





Назад




ГБОУ РО «Ростовская - на- Дону школа интернат

музыкантских воспитанников» г. Ростов-на-Дону

2022-2023 учебный год

Открытый урок

« Работа над музыкальным образом в классе фортепиано».

Преподаватель по классу фортепиано Чекмардина Вера Георгиевна

г. Ростов-на-Дону 6 марта 2023 год

Тема урока: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано на

примере пьес малой формы».

Цель урока: Формирование эмоциональной сферы личности через развитие

образного мышления в единстве его содержания и средств фортепианной

выразительности.

Нахождение

рационального

пути

к

раскрытию

музыкального образа произведения.

Задачи:

Образовательная:

На

примере

разнохарактерных

пьес

формировать

представления

о

музыкальном

образе,

языке

музыки,

средствах

музыкальной

выразительности.

Развивающая:

-работать

над

выразительностью

музыкального

языка,

преодолением

исполнительских трудностей.

-формировать

умение

выполнять

анализ

и

синтез

музыкального

произведения;

-работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации;

-способствовать развитию художественно-образного мышления учащегося и

умению проникать в сущность музыкального образа при помощи средств

музыкальной выразительности – интонации, фразировки, ритмических

особенностей, ладо- тональных соотношений;

- развивать творческую самостоятельность в работе над музыкальными

произведениями.

Воспитательная:

- воспитывать грамотный подход к работе с нотным текстом, интерес к

изучению произведения, стремление к совершенству, учить слуховому

восприятию музыки, воспитывать любовь к ярким, выразительны средствам

исполнения

-воспитывать музыкальное мышление, образное осмысление, эмоциональную

отзывчивость при передаче художественного образа в пьесе

Дата проведения урока: 6 марта 2023 г.

Продолжительность урока _____40________минут.

Исполнители: ученик __5 класса Бабиев Артём____________________

Присутствующие преподаватели:

Бутенко Ирина Анатольевна

________________________________________________________________

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальный.

Методы ведения урока: словесный, наглядный, практический.

Оборудование урока: фортепиано, стул, нотный материал, наглядный

материал ( иллюстрации , рисунки), Фортепианная клавиатура (Тренажёр)

Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, технология

активного обучения.

Музыкальный материал:

1.Упражнения на разные виды техники

2. . Игра Гамм До мажор ЛЯ минор одной рукой и двумя. Правильная

пальцовка

3.

А. Николаев «Этюд» ре минор

4. пьеса «Мажор и Минор» Д. Кембер

5. Игра в 4 руки «Пони» музыка С. Никитина

Используемая литература.

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996

2.И. Лещинская: « Ежедневные упражнения юного пианиста». Москва. Кифара. 1994.

3.Е. Гнесина: « Фортепианная азбука». Москва.1998.

Этапы урока:

I. Организационный момент—1 минута

1. Приветствие, вступительное слово преподавателя, эмоциональный

настрой, представление ученика _5__ класса Бабиева Артёма, ознакомление

с темой урока.

II.Введение в тему—4 минуты

Беседа об особенности музыки, как одного из вида искусств; при помощи

каких средств музыкальной выразительности создаются художественные

образы произведений.

III. Практическая часть урока 25 минут.

Работа над упражнениями. Обсуждение музыкального образа и поиск

средств выразительности, работа над произведениями.

1.Упражнения—как процесс решения творческихзадач.

Игра Гамм До

мажор ЛЯ минор одной рукой и двумя. Правильная пальцовка

1.1Работа над упражнениями по развитию мелкой и крупной техники

2. Русская народная песня чтение с листа 8 тактов

2.1 Беседа о творчестве композитора: А. Николаев

«Этюд» ре минор

Определение

тональности

произведения.

Размер

4/4.

Работа

над

фразами. Легато в Скрипичном ключе

а) биографические сведения;

б) особенности творческого стиля композитора.

3.1. Знакомство со стилевыми особенностями песенного жанра.

3.2. Исполнение учащимся.

3.3. Анализ собственного исполнения учащимся.

3.4. Создание художественного образа:

г) разбор средств выразительности;

д) определение формы произведения;

б)

работа

над

развитием

музыкальной

речи

посредством

штрихов,

кульминаций, динамических соотношений голосов.

-

использование

подтекстовки

для

более

связного,

осмысленного

исполнения;

- работа над выразительностью мелодии.

3.5. Работа над ритмом:

а) преодоление сложностей, возникающих при исполнении пунктирного

ритма.

3.6. Работа над правильным звукоизвлечением. «Мажор и Минор»

Д. Кембер Тональность си бемоль Размер 2/4 . Произведение в басовом

и скрипичном ключе. В басовом ключе работа над аккордами

3.

3.1. Краткие сведения о творчестве

3.2. Раскрытие художественного образа данного произведения.

3.3. Исполнение произведения учащимся:

а) определение формы произведения;

б) детальная работа над звукоизвлечением с использованием средств

музыкальной выразительности в целях формирования яркого музыкального

образа.

3.4. Работа над ритмом: Понятие затакт. Ритм Четверть, две восьмые

IV. Заключительная часть. Подведение итогов урока.

Саморефлексия —5 мин

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Введение в тему.

Здравствуйте, уважаемые преподаватели! Здравствуй, _Бабиев Артём

5

класс ученик. Сегодня на данном уроке будет показана работа над

музыкальным образом в программных фортепианных произведениях малой

формы. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато,

обобщённо, но систематизировано. Сегодня на уроке мы поговорим о

художественном

образе

произведения.

Что

же

это

за

понятие

«художественный образ»? Это композиторский замысел. Это то, что

показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему

сочинению.

Художественный образ в музыке раскрывается при помощи средств

музыкальной выразительности. К средствам музыкальной выразительности

относится: темп, динамика, регистр, тембр, ритм, размер, гармония, лад,

мелодия,

интонация,

фактура,

штрихи,

паузы,

музыкальная

форма

произведения (совокупность всех муз.средств, выражающих содержание).

Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение

художественного образа произведения – это раскрытие его характерных

особенностей, его «лица». На сегодняшнем уроке мы на примере наших

произведений проследим становление, выражение музыкального образа.

Особенностью

музыки

является

то,

что

она

может

с

огромной

непосредственностью

и

силой

передавать

эмоциональное

состояние

человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Музыка представляет собой временной вид искусства

(в отличие от

живописи,

скульптуры).

Существует

огромное

разнообразие

жанров

народной и классической музыки.

Исполнитель, будучи посредником между слушателем и композитором,

должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить

его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать композитор.

Как средства музыкальной выразительности используются в работе над

пьесами малой формы. Процесс воспитания ученика – пианиста строится в

работе над пьесами малой формы, которые составляют значительную часть

педагогического репертуара.

Сравнивая звучание различных музыкальных инструментов, анализируя

краски фортепиано и картины художников, дети познают мир прекрасного.

Картины рисуются красками, а музыка рисуется звуками. Ученики всех

классов с большим удовольствием работают над пьесами малой формы.

Причины вполне объяснимы:

-удобный формат малая форма;

-разнообразие характеров и образов, что позволяет преподавателю выбрать

наиболее понравившееся произведение, которое покажет музыкальные

достоинства

ученика,

и

даст

ему

возможность

почувствовать

себя

исполнителем;

-богатое

стилистическое

и

жанровое

разнообразие,

позволяющее

познакомить ученика с современными музыкальными направлениями ( джаз,

рок, популярная музыка, этнические мотивы);

-возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

Работа над пьесами, Этюдами —это закрепление навыков, приобретённых

при работе над упражнениями, этюдами, и классической частью репертуара,

гораздо менее любимой учениками. Работа над музыкальными образами пьес

имеет свою специфику, задачи и трудности.

Анализ основных типов пьес малой формы. Для ориентации в таком

разнообразии целесообразно принять условное подразделение на основные

типы пьес малой формы:

-жанровые пьесы;

- кантиленные пьесы;

-программно-характерные пьесы;

-клавирные пьесы(пьесы старинных композиторов);

- виртуозные пьесы;

- эстрадно-джазовые пьесы.

III.

Основная часть

.

Упражнения.

Работа над художественным образом пьес.

Работа над упражнениями.

Музыкальный материал:

1.Упражнения на разные виды техники

2. . Игра Гамм До мажор ЛЯ минор одной рукой и двумя. Правильная пальцовка

3. А. Николаев «Этюд» ре минор

4. пьеса «Мажор и Минор» Д. Кембер

5. Игра в 4 руки «Пони» музыка С. Никитина

Перед работой над данными произведениями очень полезно уделить немного

времени игре упражнений на разные виды техники, разогреть ручки,

Техника (от греческого слова teche – искусство, мастерство), нужна во всех

видах

искусства.

На

всех

этапах

обучения

техника,

как

средство

музыкальной выразительности, даёт возможность свободнее, глубже, полнее

раскрыть содержание музыкального произведения. Необходимо, что бы

занятия упражнениями были систематическими и осмысленными.

В игровой форме ребенок легче и незаметнее для себя развивает игровой

аппарат и приобретает необходимые пианистические навыки. Упражнения

должны быть короткие и простые. Необходимо осуществлять слуховой

контроль за качеством звучания. Технические недочёты в игре ученика

часто связаны не только с « неудобными» руками, но и с определёнными

шероховатостями

мыслительных

процессов

(

торможение,

отсутствие

необходимой полётности мысли, быстроты реакции и т. д. ).

И, несмотря на то, что звукоизвлечение на инструменте осуществляется

пальцами,

всё ведёт к развитию музыкального

слуха. Слуховые

представления ученика должны складываться таким образом, чтобы он

воспринимал музыку как процесс, чтобы чувствовать её движение, развитие.

Такое восприятие мелодии воспитывается с первых шагов, с простейшей

пьески.

Очень полезен в такой работе такой метод технического развития как

транспонирование. Ученика при этом ведёт не только моторная память, но и

слуховая, особенно когда приходится при транспонировании частично

менять аппликатуру, психологическая нагрузка в этом случае приходится на

слух, уменьшая зависимость ученика от клавиатуры.

А.Б. Гольденвейзер: «Педагог должен быть не только мастером своего

дела, но и психологом. Он должен проникать в самую природу своих

учеников и чувствовать, что им свойственно, чего им не хватает, и

репертуар ставить в зависимости от того пути, по которому их надо

вести».

Работа над произведениями.

« Сколько пьес, столько и разных способов работы». ( К. Игумнов)

Работа над произведением:

А. Николаев «Этюд» ре минор

пьеса «Мажор и Минор» Д. Кембер

– Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образы при помощи средств

музыкальной выразительности. Мы много говорили о выразительных

средствах, давайте подробнее рассмотрим этот процесс на примере

Работа над пьесой «Мажор и Минор» Д. Кембер

_______________________________________________________Прежде чем

приступить к работе над произведением, скажем несколько слов об авторе

данной пьесы,

Перед началом разбора

пьесы

необходимо исполнить маленькое

произведение целиком, чтобы познакомить ученика с характером, с формой

( в данном случае она одночастная), нарисовать словесную изобразительную

картинку. Необходимо использовать все средства, чтобы ученику сразу было

понятно, о чём эта музыка. В результате пьеса учится быстрее и с интересом.

Это очень интересная, яркая пьеска.

Фразы необходимо объединять по четыре такта. Это придаёт

исполнению оживлённость, движение

артикуляционных штрихов на

легато. Окончания лиг играются мягко. Чередование

позиционных

движений рук. Этот прием развивает одновременно самостоятельность

рук

и

пальцевую

беглость.

Аккордовая

игра в левой руке

ограничивается исполнением узко расположенных двойных нотах .

Главное в аккордах, как в двойных нотах - полнейшая одновременность

звучания, ровность всех звуков. Прежде всего необходимо включать в игру

всю руку, то есть если сила звука в аккорде зависит от включённой в игру

массы, а также от скорости падения руки на клавиши, то красота звучания

зависит в основном от «хватательной» активности пальцев в момент взятия

аккорда. Действия пальцев являются как бы рессорой, смягчающей удар

руки. Плохой, резкий звук получается именно тогда, когда пальцы являются

«безжизненными подставками, тыкалками». В этом причина некачественного

звучания.

Для достижения качественного аккорда надо придать руке форму свода, не

прогибать пястных косточек, не опускать запястья. Освобождать руки в

аккордовых пассажах (снимать напряжение) надо во время паузы или при

помощи смены положения запястья. При медленном разучивании во

избежание зажатия рекомендуется, чтобы пальцы в момент переноса на

следующий аккорд имели тенденцию «собраться» прежде, чем «открыться»

для следующего аккорда. Это создаёт ощущение освобождения и в быстром

темпе, когда пальцы собраться уже не успевают. Аккорды на форте играются

более низкой кистью, Аккорды на пиано - более высокой. Свобода руки от

плеча до кисти при полной сосредоточенности пальцев. При взятии аккорда

главное ощутить участите крупных мышц и следить, чтобы не поднимались

плечи.

Аккорд берётся крепкими, т.е. устойчивыми пальцами, затем рука свободно

приподнимается и переносится на позицию следующего аккорда, как бы

заранее приготовливая следующий аккорд...». Вторая фаза — освобождение

руки и пальцев от предыдущей позиции, сочетающаяся с мысленной

подготовкой

следующей

позиции,-

требует

особого

внимания.

Это

координирование

психофизических

процессов

обеспечивает

точное

исполнение аккордов ещё при одном условии: взятие аккорда с положения

над ним.

Детальная работа над всеми приемами фортепианной игры, поможет

избежать

мышечной

зажатости

и

скованности

в

игре. Играть

расслабленными руками невозможно, как и выполнять какое-либо другое

действие. Для успешной работы необходим упругий, активный тонус

мышц.

Игра в 4 руки «Пони» музыка С. Никитина с преподавателем. Работа

над ритмом произведения. Умение вступить вовремя, после паузы в

аккомпанементе преподавателя. Уметь держать ритм произведения.

Правильная пальцовка при исполнении основной мелодии учеником

IV.Заключительная часть. Подведение итогов.

Саморефлексия.

Каждое искусство имеет свои приёмы и механизмы передачи эмоций, вот и

музыка обладает собственным языком.

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения

—достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на

хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно,

музыкально, эмоционально и выразительно. Таким образом, пьесы малой

формы расширяют кругозор и обогащают музыкальный слух учащегося,

развивают музыкальное мышление и воображение.

Ученик

умеет

перечислять

и

сформулировать

основные

средства

музыкальной выразительности. Старается вслушиваться в свою игру и

контролировать качество исполнения. Он понимает характер произведения,

его жанр, стиль, художественный образ. Воспитанник принимал активное

участие в анализе и исследовании музыкального материала. На уроке были

заданы вопросы по теме и получены правильные ответы.

Запланированный ход урока выполнен. На уроке

при работе над

музыкальными образами удалось

добиться положительных результатов,

цель урока достигнута. Учащийся чувствует удовлетворение от качественно

выполненной работы на уроке, самочувствие учащегося хорошее.

Оценивание:

Педагог:

Артём,ты хорошо поработал на уроке. Благодаря средствам

музыкальной

выразительности,

тебе

успешно

удалось

передать

художественные

образы исполняемых пьес. Также, ты старательно

поработал над различными видами упражнений по развитию крупной и

мелкой

техники,

осознавая

всю

важность

в

её

дальнейшем

совершенствовании, как важного средства муз. выразительности, и достиг

определённого

успех,

упражняясь

над

отдельными

элементами

произведений. Хочется подчеркнуть основные условия твоей успешной

работы: осмысленность занятия,

сосредоточенность внимания, умение

слушать свою игру, слуховое представление конкретной цели.

Рекомендуемая литература:

1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996

2.И. Лещинская: « Ежедневные упражнения юного пианиста». Москва.

Кифара. 1994.

3.Е. Гнесина: « Фортепианная азбука». Москва.1998.

Рефлексия содержания учебного материала

учеником 5 класс ШМВ Бабиевым Артёмом

Приём незаконченного предложения:

ТЕПЕРЬ Я МОГУ играть на пианино

Я НАУЧИЛСЯ правильной пальцовки при игре муз. произведений

БЫЛО ТРУДНО играть левой рукой в басовом ключе

У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ играть двумя руками

БЫЛО ИНТЕРЕСНО

играть с преподавателем в 4 руки «Пони» С.Никитина

МЕНЯ УДИВИЛО как моё настроение и произведение дружат

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ силу динамических оттенков в связи с

характером разучиваемого произведения



В раздел образования