Автор: Ермалаева Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г.Ноябрьск Тюменская обл.
Наименование материала: Практикум
Тема: "Математика на кухне"
Раздел: дошкольное образование
Практикум для родителей
«Математика на кухне»
Ермалаева Татьяна Витальевна
ЯНАО, г. Ноябрьск
Воспитатель МАДОУ «Мальвина»
«Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс.
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать.
Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают
сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии
т
о
т
этих навыков
п
р
и
е
м
о
м
ребенку помогают
О
д
н
а
к
о
самые близкие
н
а
в
ы
к
а
м
и
люди - его
у
в
л
е
к
а
т
е
л
ь
н
о
й
родители. Но
р
а
з
л
и
ч
а
т
ь
это не
Н
о
только тренировка,
н
а
в
ы
к
о
в
это также и
р
е
б
е
н
к
у
прекрасно проведенное
т
а
к
ж
е
время вместе с
и
г
р
ы
собственным ребенком.
т
о
н
к
и
й
Однако в стремлении к
г
о
с
т
и
знаниям важно
п
р
и
е
м
о
м
не переусердствовать.
в
н
и
м
а
н
и
е
Самое главное -
е
с
л
и
это привить
в
н
и
з
у
малышу интерес к
Д
л
я
познанию. Для
г
л
а
в
н
о
е
этого занятия
д
о
м
а
должны проходить в
у
с
в
а
и
в
а
ю
т
увлекательной игровой
н
у
ж
н
ы
форме.
Главное
в
ы
при обучении
м
а
т
е
м
а
т
и
ч
е
с
к
и
м
счету вовсе
д
о
м
а
не овладение
Ф
о
р
м
ы
вычислительными навыками, а
о
б
у
ч
е
н
и
я
понимание того,
у
ч
а
т
с
я
что означают
в
н
и
з
у
числа и для
у
з
н
а
в
а
т
ь
чего они
р
а
з
в
и
т
и
и
нужны. Знания
о
б
у
ч
е
н
и
и
его будут
п
р
и
в
и
т
ь
прочнее, если
Ф
р
а
н
ц
у
з
с
к
и
й
вы будете
з
а
н
я
т
и
я
их закреплять и
Н
о
дома.
Стоит
п
р
е
д
м
е
т
о
в
до школы
у
м
е
н
и
я
научить ребенка
в
н
и
м
а
н
и
е
различать:
-пространственное расположение
п
р
и
е
м
о
м
предметов (вверху, внизу,
д
л
я
справа, слева,
э
т
о
под, над и т. д.);
п
о
н
я
т
и
я
узнавать основные
н
а
у
ч
и
т
ь
геометрические фигуры (круг,
У
ч
и
т
ь
с
я
квадрат, прямоугольник,
м
а
т
е
м
а
т
и
ч
е
с
к
и
м
треугольник);
-величину предметов;
- понятия "больше", "меньше", "часть", "целое".
Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.
"Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий).
«Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов
приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить
внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же
предмет дважды.
"Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый
говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
"Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие.
Пусть ребенок сам примет ув составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к
задаче, понимать, какой именно вопрос может
а
п
т
е
к
и
быть логическим
т
р
а
н
с
п
о
р
т
е
завершением условий
ч
а
с
т
е
й
данной задачи.
"Найди
к
о
т
о
р
ы
х
пару" (перед ребенком в
т
р
а
м
в
а
и
ряд лежат
Г
у
л
я
я
числовые карточки,
в
ы
с
о
к
о
е
на которых
М
а
л
е
н
ь
к
и
е
нарисованы или
с
л
о
ж
е
н
и
е
м
наклеены предметы).
п
у
г
о
в
и
ц
ы
Взрослый показывает
у
с
л
о
в
и
й
цифру, а ребенок
м
а
г
а
з
и
н
находит соответствующую
З
а
д
а
н
и
е
карточку.
"Какое число
п
о
к
а
з
ы
в
а
е
т
пропущено?" Называется
э
т
о
пропущенное число.
в
с
е
г
д
а
Счет в дороге.
с
о
с
ч
и
т
а
е
м
Маленькие дети
д
о
очень быстро
у
с
т
а
ю
т
устают в транспорте,
в
о
п
р
о
с
ы
если их
ч
а
с
т
и
предоставить самим
а
п
т
е
к
и
себе. Это
д
е
й
с
т
в
и
и
время можно
в
о
п
р
о
с
ы
провести с пользой,
в
ы
если вы
д
в
а
ж
д
ы
будете вместе с
у
с
в
а
и
в
а
ю
т
с
я
ребенком считать.
д
е
й
с
т
в
и
е
Сосчитать можно
м
я
ч
о
м
проезжающие трамваи,
м
а
г
а
з
и
н
ы
количество пассажиров-детей,
п
р
е
д
о
с
т
а
в
и
т
ь
магазины или
л
е
г
к
о
аптеки. Можно
р
у
к
о
й
придумать каждому
п
а
р
к
е
объект для
ш
а
г
о
в
счета: ребенок
у
с
л
о
ж
н
и
т
ь
считает большие
с
к
о
л
ь
к
о
дома, а вы
в
м
е
с
т
е
маленькие. У кого
с
т
а
в
и
т
ь
больше?
«Сколько вокруг
С
о
с
ч
и
т
а
т
ь
машин?» Обращайте
в
с
е
г
д
а
внимание ребенка
в
р
е
м
я
на то,
и
м
е
н
н
о
что происходит
с
о
с
ч
и
т
а
й
т
е
вокруг: на
п
р
о
с
т
р
а
н
с
т
в
е
н
н
о
г
о
прогулке, на
п
р
е
д
м
е
т
пути в магазин и т. д.
д
р
у
г
о
й
Задавайте вопросы,
ш
а
г
о
в
например: "Здесь больше
к
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
мальчиков или
ш
а
г
и
девочек?", "Давай сосчитаем,
м
я
ч
сколько скамеек в
с
ч
е
т
а
парке", "Покажи, какое
т
ы
дерево высокое, а
д
е
й
с
т
в
и
и
какое самое
С
о
с
ч
и
т
а
т
ь
низкое", "Сколько этажей в
и
з
м
е
р
этом доме?" И т. д.
«Мячи и
с
ч
е
т
а
пуговицы». Понятия
Э
т
о
пространственного расположения
п
р
а
в
о
й
легко усваиваются в
п
р
о
е
з
ж
а
ю
щ
и
е
игре с мячом:
п
р
и
м
е
т
мяч над
с
ч
е
т
а
головой (вверху), мяч у
п
р
о
и
с
х
о
д
и
т
ног (внизу), бросим
м
а
г
а
з
и
н
вправо, бросим
В
з
р
о
с
л
ы
й
влево, вперед-назад.
к
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
Задание можно и
б
р
о
с
и
м
усложнить: ты
в
ы
ч
и
т
а
н
и
е
м
бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии
малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
«Далеко ли это?» Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас
расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите
другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое
больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется,
чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
«Сложи квадрат». Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты
одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным
линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на
в
а
м
две части,
б
о
л
ь
ш
е
другой - уже
д
е
т
е
й
на три.
к
в
а
д
р
а
т
о
в
Самый сложный
б
ы
т
ь
вариант для
к
в
а
д
р
а
т
о
в
малыша - набор
к
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
из 5-6 частей.
з
а
д
а
н
и
я
Теперь давайте
я
б
л
о
к
а
ребенку по
к
а
к
о
й
очереди наборы
д
в
е
деталей, пусть
д
о
он попробует
ш
а
г
а
м
и
восстановить из
т
а
к
ж
е
них целую
р
е
б
е
н
к
а
фигуру. Затем
с
к
о
л
ь
к
о
выберите другой
у
г
а
д
а
т
ь
объект и также
о
б
ъ
я
в
л
я
е
т
сосчитайте шаги.
и
н
т
е
р
е
с
н
о
й
Сравните измеренные
м
о
ж
е
т
шагами расстояния, -
б
л
и
з
к
о
м
у
какое больше?
к
о
н
ф
е
т
ы
Постарайтесь вместе с
п
о
з
н
а
в
а
т
е
л
ь
н
о
й
ребенком предположить,
д
л
я
сколько шагов
И
л
и
потребуется, чтобы
Т
е
п
е
р
ь
подойти к какому-то
к
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
близкому объекту.
«Угадай,
н
е
сколько в какой
б
ы
т
ь
руке». В игре
о
б
е
могут участвовать
в
ы
р
е
ж
ь
т
е
двое и больше
с
т
о
л
игроков. Ведущий
к
л
а
с
с
е
берет в руки
о
п
р
е
д
е
л
е
н
н
о
е
определенное количество
к
у
х
н
е
предметов, не
В
о
з
ь
м
и
т
е
больше 10 (это могут
н
е
е
быть спички,
р
а
с
к
л
а
д
ы
в
а
е
т
конфеты, пуговицы,
б
е
р
е
т
камешки и т. д.), и объявляет
н
е
играющим, сколько
Р
е
б
е
н
о
к
всего у него
П
о
с
т
а
р
а
й
т
е
с
ь
предметов. После
к
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
этого за
в
а
р
и
а
н
т
спиной раскладывает
д
в
е
их в обе
н
е
е
руки и просит
у
ж
е
детей угадать,
р
у
к
и
сколько предметов, в
б
ы
т
ь
какой руке.
«Счет
Р
а
з
н
о
о
б
р
а
з
и
т
ь
на кухне».
п
о
п
р
о
б
у
е
т
Кухня - отличное
я
б
л
о
к
а
место для
н
е
е
постижения основ
э
т
о
г
о
математики. Ребенок
о
б
ъ
е
к
т
у
может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать
из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания
можно до бесконечности.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и
познавательной шагов.