Напоминание

"Математика на кухне"


Автор: Ермалаева Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г.Ноябрьск Тюменская обл.
Наименование материала: Практикум
Тема: "Математика на кухне"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практикум для родителей

«Математика на кухне»

Ермалаева Татьяна Витальевна

ЯНАО, г. Ноябрьск

Воспитатель МАДОУ «Мальвина»

«Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс.

Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать.

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают

сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии

т

о

т

этих навыков

п

р

и

е

м

о

м

ребенку помогают

О

д

н

а

к

о

самые близкие

н

а

в

ы

к

а

м

и

люди - его

у

в

л

е

к

а

т

е

л

ь

н

о

й

родители. Но

р

а

з

л

и

ч

а

т

ь

это не

Н

о

только тренировка,

н

а

в

ы

к

о

в

это также и

р

е

б

е

н

к

у

прекрасно проведенное

т

а

к

ж

е

время вместе с

и

г

р

ы

собственным ребенком.

т

о

н

к

и

й

Однако в стремлении к

г

о

с

т

и

знаниям важно

п

р

и

е

м

о

м

не переусердствовать.

в

н

и

м

а

н

и

е

Самое главное -

е

с

л

и

это привить

в

н

и

з

у

малышу интерес к

Д

л

я

познанию. Для

г

л

а

в

н

о

е

этого занятия

д

о

м

а

должны проходить в

у

с

в

а

и

в

а

ю

т

увлекательной игровой

н

у

ж

н

ы

форме.

Главное

в

ы

при обучении

м

а

т

е

м

а

т

и

ч

е

с

к

и

м

счету вовсе

д

о

м

а

не овладение

Ф

о

р

м

ы

вычислительными навыками, а

о

б

у

ч

е

н

и

я

понимание того,

у

ч

а

т

с

я

что означают

в

н

и

з

у

числа и для

у

з

н

а

в

а

т

ь

чего они

р

а

з

в

и

т

и

и

нужны. Знания

о

б

у

ч

е

н

и

и

его будут

п

р

и

в

и

т

ь

прочнее, если

Ф

р

а

н

ц

у

з

с

к

и

й

вы будете

з

а

н

я

т

и

я

их закреплять и

Н

о

дома.

Стоит

п

р

е

д

м

е

т

о

в

до школы

у

м

е

н

и

я

научить ребенка

в

н

и

м

а

н

и

е

различать:

-пространственное расположение

п

р

и

е

м

о

м

предметов (вверху, внизу,

д

л

я

справа, слева,

э

т

о

под, над и т. д.);

п

о

н

я

т

и

я

узнавать основные

н

а

у

ч

и

т

ь

геометрические фигуры (круг,

У

ч

и

т

ь

с

я

квадрат, прямоугольник,

м

а

т

е

м

а

т

и

ч

е

с

к

и

м

треугольник);

-величину предметов;

- понятия "больше", "меньше", "часть", "целое".

Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.

"Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий).

«Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов

приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить

внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же

предмет дважды.

"Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый

говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».

"Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.

Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие.

Пусть ребенок сам примет ув составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к

задаче, понимать, какой именно вопрос может

а

п

т

е

к

и

быть логическим

т

р

а

н

с

п

о

р

т

е

завершением условий

ч

а

с

т

е

й

данной задачи.

"Найди

к

о

т

о

р

ы

х

пару" (перед ребенком в

т

р

а

м

в

а

и

ряд лежат

Г

у

л

я

я

числовые карточки,

в

ы

с

о

к

о

е

на которых

М

а

л

е

н

ь

к

и

е

нарисованы или

с

л

о

ж

е

н

и

е

м

наклеены предметы).

п

у

г

о

в

и

ц

ы

Взрослый показывает

у

с

л

о

в

и

й

цифру, а ребенок

м

а

г

а

з

и

н

находит соответствующую

З

а

д

а

н

и

е

карточку.

"Какое число

п

о

к

а

з

ы

в

а

е

т

пропущено?" Называется

э

т

о

пропущенное число.

в

с

е

г

д

а

Счет в дороге.

с

о

с

ч

и

т

а

е

м

Маленькие дети

д

о

очень быстро

у

с

т

а

ю

т

устают в транспорте,

в

о

п

р

о

с

ы

если их

ч

а

с

т

и

предоставить самим

а

п

т

е

к

и

себе. Это

д

е

й

с

т

в

и

и

время можно

в

о

п

р

о

с

ы

провести с пользой,

в

ы

если вы

д

в

а

ж

д

ы

будете вместе с

у

с

в

а

и

в

а

ю

т

с

я

ребенком считать.

д

е

й

с

т

в

и

е

Сосчитать можно

м

я

ч

о

м

проезжающие трамваи,

м

а

г

а

з

и

н

ы

количество пассажиров-детей,

п

р

е

д

о

с

т

а

в

и

т

ь

магазины или

л

е

г

к

о

аптеки. Можно

р

у

к

о

й

придумать каждому

п

а

р

к

е

объект для

ш

а

г

о

в

счета: ребенок

у

с

л

о

ж

н

и

т

ь

считает большие

с

к

о

л

ь

к

о

дома, а вы

в

м

е

с

т

е

маленькие. У кого

с

т

а

в

и

т

ь

больше?

«Сколько вокруг

С

о

с

ч

и

т

а

т

ь

машин?» Обращайте

в

с

е

г

д

а

внимание ребенка

в

р

е

м

я

на то,

и

м

е

н

н

о

что происходит

с

о

с

ч

и

т

а

й

т

е

вокруг: на

п

р

о

с

т

р

а

н

с

т

в

е

н

н

о

г

о

прогулке, на

п

р

е

д

м

е

т

пути в магазин и т. д.

д

р

у

г

о

й

Задавайте вопросы,

ш

а

г

о

в

например: "Здесь больше

к

о

л

и

ч

е

с

т

в

о

мальчиков или

ш

а

г

и

девочек?", "Давай сосчитаем,

м

я

ч

сколько скамеек в

с

ч

е

т

а

парке", "Покажи, какое

т

ы

дерево высокое, а

д

е

й

с

т

в

и

и

какое самое

С

о

с

ч

и

т

а

т

ь

низкое", "Сколько этажей в

и

з

м

е

р

этом доме?" И т. д.

«Мячи и

с

ч

е

т

а

пуговицы». Понятия

Э

т

о

пространственного расположения

п

р

а

в

о

й

легко усваиваются в

п

р

о

е

з

ж

а

ю

щ

и

е

игре с мячом:

п

р

и

м

е

т

мяч над

с

ч

е

т

а

головой (вверху), мяч у

п

р

о

и

с

х

о

д

и

т

ног (внизу), бросим

м

а

г

а

з

и

н

вправо, бросим

В

з

р

о

с

л

ы

й

влево, вперед-назад.

к

о

л

и

ч

е

с

т

в

о

Задание можно и

б

р

о

с

и

м

усложнить: ты

в

ы

ч

и

т

а

н

и

е

м

бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии

малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

«Далеко ли это?» Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас

расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите

другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое

больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется,

чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

«Сложи квадрат». Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты

одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным

линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на

в

а

м

две части,

б

о

л

ь

ш

е

другой - уже

д

е

т

е

й

на три.

к

в

а

д

р

а

т

о

в

Самый сложный

б

ы

т

ь

вариант для

к

в

а

д

р

а

т

о

в

малыша - набор

к

о

л

и

ч

е

с

т

в

о

из 5-6 частей.

з

а

д

а

н

и

я

Теперь давайте

я

б

л

о

к

а

ребенку по

к

а

к

о

й

очереди наборы

д

в

е

деталей, пусть

д

о

он попробует

ш

а

г

а

м

и

восстановить из

т

а

к

ж

е

них целую

р

е

б

е

н

к

а

фигуру. Затем

с

к

о

л

ь

к

о

выберите другой

у

г

а

д

а

т

ь

объект и также

о

б

ъ

я

в

л

я

е

т

сосчитайте шаги.

и

н

т

е

р

е

с

н

о

й

Сравните измеренные

м

о

ж

е

т

шагами расстояния, -

б

л

и

з

к

о

м

у

какое больше?

к

о

н

ф

е

т

ы

Постарайтесь вместе с

п

о

з

н

а

в

а

т

е

л

ь

н

о

й

ребенком предположить,

д

л

я

сколько шагов

И

л

и

потребуется, чтобы

Т

е

п

е

р

ь

подойти к какому-то

к

о

л

и

ч

е

с

т

в

о

близкому объекту.

«Угадай,

н

е

сколько в какой

б

ы

т

ь

руке». В игре

о

б

е

могут участвовать

в

ы

р

е

ж

ь

т

е

двое и больше

с

т

о

л

игроков. Ведущий

к

л

а

с

с

е

берет в руки

о

п

р

е

д

е

л

е

н

н

о

е

определенное количество

к

у

х

н

е

предметов, не

В

о

з

ь

м

и

т

е

больше 10 (это могут

н

е

е

быть спички,

р

а

с

к

л

а

д

ы

в

а

е

т

конфеты, пуговицы,

б

е

р

е

т

камешки и т. д.), и объявляет

н

е

играющим, сколько

Р

е

б

е

н

о

к

всего у него

П

о

с

т

а

р

а

й

т

е

с

ь

предметов. После

к

о

л

и

ч

е

с

т

в

о

этого за

в

а

р

и

а

н

т

спиной раскладывает

д

в

е

их в обе

н

е

е

руки и просит

у

ж

е

детей угадать,

р

у

к

и

сколько предметов, в

б

ы

т

ь

какой руке.

«Счет

Р

а

з

н

о

о

б

р

а

з

и

т

ь

на кухне».

п

о

п

р

о

б

у

е

т

Кухня - отличное

я

б

л

о

к

а

место для

н

е

е

постижения основ

э

т

о

г

о

математики. Ребенок

о

б

ъ

е

к

т

у

может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать

из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания

можно до бесконечности.

Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и

познавательной шагов.



В раздел образования