Напоминание

"Естественнонаучная грамотность на уроках биологии"


Автор: Яковлева Анастасия Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ Фировская СОШ
Населённый пункт: Фирово, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Естественнонаучная грамотность на уроках биологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:

«Естественнонаучная грамотность

на уроках биологии в школе»

Выполнила: учитель биологии муниципального

общеобразовательного учреждения Фировская средняя

общеобразовательная школа Яковлева Анастасия Михайловна.

2 слайд.

Время перед педагогами ставит всё более сложные задачи. От нас

требуется, чтобы мы воспитывали детей грамотными, творческими,

конкурентоспособными в современном мире, то есть личностями,

обладающими функциональной

грамотностью.

В

требованиях

Федерального государственного образовательного стандарта третьего

поколения, который вступил в силу с 1 сентября 2022 года, чётко

сформулированы требования к результатам освоения учащимися

биологии, в том числе практическим компетенциям. На базовом

уровне выпускник должен владеть основными методами научного

познания, используемыми при изучении живых объектов и экосистем,

таких как: описание, измерение, проведение наблюдений, выявление и

оценка антропогенных изменений. Иметь сформированность умений,

объяснять

результаты

биологических

экспериментов,

решать

элементарные практические задачи. На углубленном уровне изучения

предмета должна быть сформированность умения исследовать и

анализировать биологические объекты и системы, прогнозировать

последствия значимых биологических исследований, уметь выдвигать

гипотезы, проверять их, формулируя цель исследования. Выпускник

должен владеть методами самостоятельной постановки биологических

экспериментов,

описания,

анализа

и

оценки

достоверности

полученного результата. Необходимо отметить, что в заданиях ВПР,

ОГЭ, ЕГЭ большое внимание стало уделяться вопросам практико -

ориентированным,

направленных

на

развитие

функциональной

грамотности.

3 слайд.

В функциональную грамотность входят 6 направлений.

1. Читательская грамотность

2. Математическая грамотность

3. Естественнонаучная грамотность

4. Глобальные компетентности

5. Финансовая грамотность

6. Креативное мышление

4 слайд.

На слайде вы видите определение, что такое «естественнонаучная

грамотность – это способность учащихся использовать

естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных

ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с

помощью научных методов, для получения выводов, основанных на

наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания

окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него

деятельность человека, а также для принятия соответствующих

решений».

5 слайд.

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие

компоненты:

1. «Общепредметные»

(общеучебные)

умения,

навыки,

формируемые в рамках естественнонаучных предметов.

2. Естественнонаучные

понятия

и

ситуации,

в

которых

используются естественнонаучные знания.

3. Контекстные

ситуации,

в

которых

используются

естественнонаучные знания.

6 слайд.

Учащиеся по степени усвоения и умению владеть информации

относят к соответствующему уровню.

Высокий уровень грамотности.

Высокий уровень естественнонаучной грамотности имеют

учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых

требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать

результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные,

привести научную аргументацию для подтверждения своей позиции

или оценке различных точек зрения.

Средний уровень грамотности.

Средний уровень сформированности естественнонаучной

грамотности

имеют

ученики,

которые

могут

использовать

естественнонаучные знания для объяснения отдельных явлений;

выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить

элементы

научного

исследования;

представить

информацию,

подтверждающую сформулированные в задании выводы.

Низкий уровень грамотности.

Низкий уровень естественнонаучной грамотности сформирован у

учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины,

факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать

основные естественнонаучные понятия для формулирования выводов

или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

7 слайд.

Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по

биологии учащихся

нашей школы показывает наличие дефицита

знаний и умений ребят именно в практических заданиях: постановка

цели, владение методикой проведения, описание, фиксирование

результатов

опыта

и

эксперимента,

объяснение

полученных

результатов. Сегодня я

поделюсь некоторыми методическими

приёмами по формированию практических компетенций на уроках

биологии.

8 слайд.

Рассмотрим следующие формы организации практической

деятельности учащихся:

1. Практические, лабораторные работы по курсу биологии. В 10 классе

проводилась работа по теме: «Определение вреда газированной воды»

9 слайд.

На

слайдах

представлены

некоторые

задания,

которые

можно

использовать на уроках биологии как средство повышения качества

естественнонаучной грамотности.

Проведение опыта (Д.И.Трайтак

учебник 5 класса).

Лабораторная работа по теме

«Определение

содержание жира в семенах».

10-12 слайд.

2. Домашние опыты, эксперименты.

Учебное исследование, которое позволяет ученику самостоятельно

заниматься практической деятельностью. При проведении домашних

опытов, экспериментов и самонаблюдений у ребят появляется

возможность

развивать

поисковые

навыки,

коммуницировать

с

ровесниками

и

взрослыми,

получать

и

применять

знания,

приближенные

к

повседневной

жизни.

Учащиеся

развивают

функциональную

грамотность,

причём

самые

различные

её

направления. В курсе биологии 8 класса много самонаблюдений.

Подростки учатся наблюдать за своим организмом, проводить

измерения, интерпретировать полученные результаты. Работа с

пульсоксиметром

измерение

сатурации,

со

смарт-часами

по

измерению пульса, тонометром – измеряем давление. Например, в 6

классе при изучении темы «Вегетативное размножение растений»

проводим домашнюю практическую работу «Изучение способов

вегетативного размножения растений». На уроке с шестиклассниками

изучаем различные способы размножения, обсуждаем методику

выполнения опыта и ведения наблюдений, договариваемся о виде

отчётного задания. Выступают все без исключения. Если ребята

испытывают трудности в образцах комнатных растений, то совместно

подбираем растения для опыта из школьного кабинета биологии.

Таким

образом,

проведя

данную

работу,

ученики

получают

практический

навык

по

закладке

опыта,

ведение

наблюдения,

презентации результатов. Очевидно, что универсальной формой

работы по достижению функциональной грамотности на уроках

биологии

может

являться

лабораторный

практикум

(демонстрационный эксперимент, опыт в т.ч. домашний; практическая

и лабораторная работа).

13 слайд.

Вывод: Ученик в школе, особенно в старших классах, должен

овладеть умениями исследовательской работы средствами биологии, в

которой он использует различные источники информации для

самообразования.

Советский и российский лингвист и психолог А.А. Леонтьев

сказал: «Функциональная грамотность – это способность использовать

приобретаемые знания для решения широкого диапазона жизненных

задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и

социальных отношений».

Я считаю, что разнообразные практико – ориентированные задания,

используемые мною на уроках биологии, позволяют сформировать

умения осознанно применять полученные предметные знания для

решения жизненно важных задач, развивают активность и

самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и

познавательную деятельность.

Успешное выполнение большинства заданий по биологии, на мой

взгляд, связано с развитием такого общеучебного умения, как умение

работать

с

текстом.

Необходимо

научить

учеников

умению

внимательно прочитать некоторый связанный текст, выделить в

приведенной в нем информации только те факты и данные, которые

необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.

Для развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии,

задания на развитие общеучебных умений и навыков помогают

учителю достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для

жизни», то есть выходить за пределы общеучебных ситуаций.

В заключение своего выступления хочу отметить преимущества

данного практического метода изучения биологии в формировании

функциональной грамотности.

1. Читательская грамотность (работа с текстом) – умение грамотно

читать и понимать методику проведения, опыта или эксперимента,

понимать суть вопросов и заданий в лабораторной работе.

2. Математическая грамотность – умение производить расчёты, работа

с графиками, таблицами, интерпретирование статистических данных.

3. Естественнонаучная грамотность – перечислять объекты, факты;

анализировать события, наблюдения; понимать методы научных

исследований, выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть

решены с помощью научных методов и т.п.

4.

Регулятивные

УУД

(коммуникационные

навыки)

умение

взаимодействовать с другими людьми, договариваться, обсуждать,

презентовать результаты своего труда, развитие личностных качеств.



В раздел образования