Напоминание

"Особенности психологического здоровья детей в семьях с алкогольной зависимостью"


Автор: Кошелева Оксана Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Тобольский индустриальный институт
Населённый пункт: Тюменская область, г.Тобольск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности психологического здоровья детей в семьях с алкогольной зависимостью"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ

С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Проблема психологического здоровья детей является одной из самых

актуальных на сегодняшний день. Под давлением негативных влияний

современной жизни эмоции детей страдают от сильных перегрузок. Но

именно последовательность является ключом к его психическому здоровью.

Это основа для понимания ребенком самого себя. Главным условием

физического и психологического здоровья ребенка является экспансивное

благополучие.

Одним из важнейших социальных

институтов,

обеспечивающих

необходимые условия для сохранения и поддержания психологического

здоровья ребенка, является семья, в которой он приобретает первый опыт

социального

взаимодействия,

именно

в

ней

начинается

развитие

познавательных

способностей,

ценностных

ориентаций,

самооценки

личности ребенка.

В тех семьях, в которых процесс нормальной жизни нарушен и, где

родители зависимы от алкоголя, в той или иной степени это негативно

сказывается на развитии ребенка, сказывается на его психическом здоровье.

С точки зрения стабильности установлено, что риск в семье приводит к

негативным последствиям, проявляющимся в достаточной эмоциональной

реакции детей младшего школьного возраста. Это обусловлено социальными

и психолого-педагогическими условиями, в том числе конфликтами и

взаимоотношениями,

детьми,

самоизоляцией

от

процесса

воспитания

педагогических способностей, асоциальным образом жизни и др.

Изучением детско-родительских отношений, их влияния на психолого-

педагогические особенности развития ребенка, на его дальнейшее отношение к

окружающему миру занимались Н.Г. Айварова, Г.В. Валеева, В.М. Даринская,

О.А. Карабанова, Н.П. Мальтинникова, А.А. Шведовская и др.

Проблемы влияния неблагополучной семьи на детей школьного возраста,

куда относятся и семьи группы риска, нашли отражение в работах таких ученых,

2

как М.А. Байкова, Т.Л. Деген, С.Ф. Карпушина, А.В. Лукашук, А.В. Меринов,

Н.К. Пархоцик, И.Н. Рассказова и др.

Однако

в

научной

литературе

недостаточно

освещены

вопросы

психологического здоровья детей, воспитывающихся в семьях группы риска,

несмотря на то, что отмечается преобладание тяжелых симптомов среди

психогенных невротиков в детстве.

Психологическое

здоровье

предполагает

здоровье

психическое,

основу которого составляет полноценное психическое развитие человека

на всех этапах онтогенеза.

Важными предпосылками формирования

психологического здоровья являются физическое здоровье ребенка, семья

и образовательные учреждения.

Семьи

с

отягощенной

алкогольной

зависимостью

отличаются

редукцией родительских обязанностей мужа и жены, сужением круга

интересов и контактов с социальным окружением, поверхностностью

эмоционального

взаимодействия,

отсутствием

временной

перспективы.

Критериями семей, отягощенных алкогольной зависимостью, являются

размытость, нечеткость границ своего «Я», отрицание, непостоянство, низкая

самооценка, недостаток информации о том, как функционируют здоровые

семьи.

Психологическое

здоровье

зависит

от

наследственности

и

от

атмосферы в семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Если в

семье здоровая атмосфера, царит доверительное отношение друг к другу,

положительный фон, то и ребёнок будет чувствовать себя психологически

здорово, защищёно и не будет бояться окружающего мира.



В раздел образования