Напоминание

Как организовать и провести первое родительское собрание


Автор: Егорова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 имени Ф. М. Достоевского
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Как организовать и провести первое родительское собрание
Раздел: начальное образование





Назад




П

ЕРВОЕ

РОДИТЕЛЬСКОЕ

СОБРАНИЕ

В

КЛАССЕ

Егорова Ирина Анатольевна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 2

имени Ф. М. Достоевского

г. Старая Русса

Новгородская область

Большое значение для сотрудничества семьи и школы имеет объединение

родителей и становление родительского сообщества как коллектива. Особое

значение имеет первое родительское собрание, от качества его проведения во

многом зависит, произойдет ли взаимопринятие родителей и классного

руководителя, будут ли согласованы цели и требования, и, в результате, будет ли

налажено сотрудничество родителей и школы. Данное собрание проводится, как

правило, в середине сентября.

В числе психолого-педагогических оснований организации деятельности

родителей в процессе собрания следующие:

1. Для родителей образовательное пространство школы является новой

жизненной

ситуацией

и,

попадая

в

неё,

родители

испытывают

"информационный голод". От полноты и достоверности информации зависит

способность адекватно сориентироваться и выбрать стратегию поведения,

соответствующую требованиям и возможностям школьной среды. Именно

поэтому так важно предоставить уже в момент первых встреч с родителями

подробнейшую информацию:

-

об особенностях ценностно-смыслового ядра и образовательного процесса

школы;

-

о биографических данных, особенностях педагогической концепции

классного руководителя;

-

об особенностях детского и родительского коллективов класса;

-

о ближних, средних и дальних перспективах жизнедеятельности класса.

1

2. Взаимодействие будет перерастать в конфликтную ситуацию, если с

первой встречи не обсуждены и не выработаны принципы (в том числе правила

и

нормы)

совместной

деятельности.

Для

достижения

договоренности

необходимо, чтобы участники диалога (и учитель, и родители) находились в

субъектной позиции – то есть общие перспективы должны появиться в

результате неформального размышления - обсуждения. Показателем степени его

неформальности и будет готовность принять на себя ответственность.

3. Закрепление ответственности (выборы органа соуправления) родителей

возможно в том случае, если каждый из участников собрания отчетливо

представляет:

- что будет происходить,

- для чего (цель и смысл),

- в какой степени успешность происходящего зависит от включенности

каждого,

- в чем будет проявляться организующее начало родительского комитета и не

пересекаются ли его полномочия с ответственностью классного руководителя.

4. Большое значение для успеха дела имеет организация пространства.

Оптимальной формой расположения людей считается круг, обеспечивающий

равноправие участников диалога. На цель собрания должны "работать" все

компоненты пространства: оформление стен, классной доски, входной двери,

расположение мебели, звуки, внешний вид классного руководителя.

Цель

собрания:

Определение

общих

подходов

в

воспитании

через

взаимоинформирование, совместное определение перспектив сотрудничества

школы и коллектива родителей класса.

Задачи:

1. Познакомить родителей с классным руководителем, друг с другом, с

особенностями школы и класса.

2. Договориться об общих подходах к организации жизнедеятельности в

классе.

3. Выбрать родительский комитет.

Необходимое время: 1,5 часа.

2

Организация среды и материалы: Собрание проводится в закрепленном за

классом кабинете, создается либо общий "круглый стол", либо стулья

располагаются в общем кругу.

Оформление: газета "Портрет класса", эпиграфы к родительскому собранию,

фонограммы мелодий. Подготовлены материалы с видеозаписями класса на

линейке "День знаний", тематическом классном часе; "Памятки для родителей"

по количеству семей в классе, бумага для записей, фотография класса.

Участники: Кроме родителей, в числе участников могут быть специалисты

психолого-педагогической медико-социальной службы школы.

Подготовка:

Классный

руководитель

предварительно

анализирует

информацию о родителях, собирает актуальную информацию о классе у

педагогов, консультируется у специалистов ППМС – службы (психолога,

социального педагога, врача, валеолога).

Процесс:

1. Организовать пространство классному руководителю помогает совет дела

из числа учащихся класса – расставляет столы и стулья, оформляет класс,

встречает родителей, провожает в гардероб, в класс, регистрирует пришедших

(используется прием "Визитка" на табличке каждого родителя подписывается

маркером имя и отчество, ниже – фамилия и имя ребенка.) Таблички – визитки

располагают на столах перед каждым родителем.

2. Звучит тихая музыка, родители читают информацию, имеющуюся в

классе.

3. В обозначенное время классный руководитель предлагает расположиться

за "круглым столом", установить визитки. Называет и поясняет цель собрания,

выделяет три условных этапа в процессе работы: знакомство, ориентиры, планы

и перспективы.

Этап "Знакомство" начинается с рассказа о себе классного руководителя.

Комментарий: Для родителей очень важно знать, какому человеку они

доверяют своего ребенка, им хотелось бы владеть информацией о классном

руководителе. Потребность в этой информации велика, и лучший вариант –

3

получить её из первых рук. Кроме этого, собственным искренним рассказом

классный руководитель задает тон необходимого уровня доверия в общении.

Классный руководитель разъясняет особенности школы, рассказывая о

традициях,

укладе,

режиме

деятельности,

ожидаемых

результатах.

Демонстрирует символику школы (эмблему, флаг, гимн, элементы формы),

разъясняет её смысл для воспитания учащихся. Обращает внимание на

имеющуюся у учащихся "Памятки учащегося". Каждому родителю вручает

"Памятку для родителя" (либо буклет школы).

Как вариант может быть использован прием "Микроэкскурсия", когда

классный руководитель либо кто-то из ребят проводят родителей по музею

школы, выставке "История школы", фотогалерее.

Далее

Классный

руководитель

предлагает

познакомиться

со

всеми

присутствующими. В качестве приемов знакомства можно использовать как

приемы:

"Микрофон по кругу" – микрофон, либо предмет его заменяющий,

передается по кругу, чтобы представился каждый участник собрания.

"Снежный ком" – каждый говорящий повторяет имена предыдущих людей,

только потом называет свое.

"География школ" – если учащиеся класса из разных мест (школ, деревень,

городов) в процессе представления предлагается назвать и эту информацию.

"Сладкий звук" – опираясь на высказывание, что "Самый сладкий звук для

человека – это звук собственного имени", каждому предлагается произнести

свое имя и отчество в той форме и в той интонации, как человеку хочется, чтобы

его называли.

"Минута на выступление" – ограничение по времени.

"Фотография класса": "У меня в руках фотография нашего класса, сделанная

1 сентября этого года. Я знаю, что в каждой семье есть такая фотография, Вы её

наверняка рассматривали, возможно, ребенок рассказывал первые впечатления.

Используя это фото, мы и познакомимся. Я буду называть фамилию, имя

4

ребенка, показывая его на фото, а вы, уважаемые родители, назовите себя,

представьтесь".

Комментарий:

Использование

данных

приемов

(особенно

приема

"Фотография класса") вызывает позитивные эмоции у родителей, что создает

необходимую на данном собрании атмосферу доверия и заинтересованности.

После знакомства классный руководитель предлагает объединиться в

микрогруппы (по 3 человека) и, поразмышляв 3 минуты, ответить на вопрос: "С

кем из педагогов, работающих в классе, нам бы хотелось встретиться на

ближайшем собрании?". После завершения обсуждения предоставляется слово

каждой

микрогруппе,

результаты

фиксируются

на

доске.

Классный

руководитель, используя прием "Рейтинг ожиданий" называет двух педагогов, с

кем состоится встреча на следующем собрании и перечисляет (в порядке

убывания) всех названных. Поясняет, что в течение этого учебного года, по

школьной традиции, встретятся с родителями, представят свой подход все

педагоги, работающие с классом. Обращает внимание родителей, что на

встречах с родителями не будет идти разговор об оценках или отдельных

проблемах конкретных учащихся (для этого есть индивидуальные консультации

и встречи "классный руководитель – предметник – родитель").

Этап"Ориентиры". Классный руководитель говорит о значимости общих

подходов в воспитании, необходимости тесного сотрудничества семьи и школы,

о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы.

Классный

руководитель

делит

родителей

на

микрогруппы,

помогает

пересесть для работы и просит, обсудив в течение 7 минут, предложить от

микрогруппы свое видение. Для обсуждения предлагается тема "Каким я хочу

видеть своего ребенка на выпуске из начальной школы".

Резюмируя

высказанные

мнения,

классный

руководитель

обязательно

акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях школы и

родителей, обращает внимание на то, что результатов в развитии личности

учащихся

можно

достичь

лишь

совместными

усилиями,

в

тесном

сотрудничестве. Классный руководитель обращает внимание, что движение к

дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкретных действий и

5

переходит к представлению своего видения организации жизни в классе:

ценности,

принципы

организации

деятельности,

требования,

режимные

моменты, основные формы. Раздает распечатку с необходимой информацией

(или предлагает записать): что, где, когда будет происходить.

Классный руководитель договаривается с родителями о регулярности встреч

и системе информирования, поясняя значимость.

Комментарий. Классный руководитель говорит, что очень важно, чтобы

на наших встречах присутствовал кто-то из семьи ребенка, даже если

родители не могут в этот день прийти, пусть придет бабушка, тетя или

старший

брат.

Важно,

чтобы

"ниточка

понимания",

общей

информированности не прерывалась, тянулась от встречи к встрече.

Этап "Планы и перспективы"

начинается с включения отрывков

видеозаписи класса в процессе уже состоявшихся дел. Далее классный

руководитель в быстром темпе демонстрирует материалы, отражающие жизнь

класса за прошедший период и кратко комментирует их (газета "Портрет

класса", эпиграф к родительскому собранию, лучшее сочинение, лучшая

тетрадь, правила жизни класса и т.д.).

На доску вывешивается плакат "Общешкольные и классные дела/ учащиеся –

ответственные). Предлагается разделиться на микрогруппы, но уже другого

состава, нежели в начале собрания, и, поработав 5 минут, ответить на вопросы:

– Какие проблемы хотели бы обсудить и решить на собраниях в этом году?

– В организации и обогащении содержания каких дел готовы поучаствовать

родители?

Выслушивая мнение каждой группы, классный руководитель фиксирует

основное на плакате маркерами двух цветов. Стремится, чтобы каждый родитель

увидел свою роль и почувствовал значимость в организации жизнедеятельности

классного коллектива.

Для дальнейшей

работы

классный руководитель предлагает

выбрать

родительский комитет. Подробно рассказывает о его функциях и указывает срок

деятельности (1

год

или полгода).

Предлагает

назвать от

микрогрупп

кандидатов. Могут быть использованы :

6

– прием "Самовыдвижение";

– прием "Выдвижение кандидата от микрогруппы";

– прием "Миниконкурс".

– прием "Старый знакомый" – классный руководитель предлагает в первый

состав родительского комитета родителей, чьи старшие дети уже учились в

школе.

После

завершения

выборов

участникам

родительского

комитета

предлагается назвать еще раз свои фамилию, имя, отчество и телефон для связи.

Для подведения итогов классный руководитель просит всех расположиться в

общем кругу и предлагает высказаться каждому, отвечая на вопрос: "Мои

предложения и пожелания родительскому коллективу, новому классу, классному

руководителю". Можно использовать приемы:

-

"По часовой стрелке" ("Микрофон" передается по кругу по ходу часовой

стрелки);

-

"Радуга настроений" ( В качестве микрофона используется набор

фломастеров

(12

и

более

цветов),

выступающий

вынимает

фломастер,

соответствующий цвету его настроения в данный момент);

-

"Аудиозапись"(соответственно "видеозапись").

Родители

высказываются,

классный

руководитель,

используя

приемы

активного слушания, обеспечивает атмосферу комфорта и конструктивного

общения.

В

завершение

классный

руководитель

благодарит

всех

за

участие.

Предлагает собраться родительскому комитету на оргзаседание.

Классный руководитель записывает в педагогическом дневнике результаты

анализа собрания.

7

8



В раздел образования