Автор: Егорова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 имени Ф. М. Достоевского
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Как организовать и провести первое родительское собрание
Раздел: начальное образование
П
ЕРВОЕ
РОДИТЕЛЬСКОЕ
СОБРАНИЕ
В
КЛАССЕ
Егорова Ирина Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2
имени Ф. М. Достоевского
г. Старая Русса
Новгородская область
Большое значение для сотрудничества семьи и школы имеет объединение
родителей и становление родительского сообщества как коллектива. Особое
значение имеет первое родительское собрание, от качества его проведения во
многом зависит, произойдет ли взаимопринятие родителей и классного
руководителя, будут ли согласованы цели и требования, и, в результате, будет ли
налажено сотрудничество родителей и школы. Данное собрание проводится, как
правило, в середине сентября.
В числе психолого-педагогических оснований организации деятельности
родителей в процессе собрания следующие:
1. Для родителей образовательное пространство школы является новой
жизненной
ситуацией
и,
попадая
в
неё,
родители
испытывают
"информационный голод". От полноты и достоверности информации зависит
способность адекватно сориентироваться и выбрать стратегию поведения,
соответствующую требованиям и возможностям школьной среды. Именно
поэтому так важно предоставить уже в момент первых встреч с родителями
подробнейшую информацию:
-
об особенностях ценностно-смыслового ядра и образовательного процесса
школы;
-
о биографических данных, особенностях педагогической концепции
классного руководителя;
-
об особенностях детского и родительского коллективов класса;
-
о ближних, средних и дальних перспективах жизнедеятельности класса.
1
2. Взаимодействие будет перерастать в конфликтную ситуацию, если с
первой встречи не обсуждены и не выработаны принципы (в том числе правила
и
нормы)
совместной
деятельности.
Для
достижения
договоренности
необходимо, чтобы участники диалога (и учитель, и родители) находились в
субъектной позиции – то есть общие перспективы должны появиться в
результате неформального размышления - обсуждения. Показателем степени его
неформальности и будет готовность принять на себя ответственность.
3. Закрепление ответственности (выборы органа соуправления) родителей
возможно в том случае, если каждый из участников собрания отчетливо
представляет:
- что будет происходить,
- для чего (цель и смысл),
- в какой степени успешность происходящего зависит от включенности
каждого,
- в чем будет проявляться организующее начало родительского комитета и не
пересекаются ли его полномочия с ответственностью классного руководителя.
4. Большое значение для успеха дела имеет организация пространства.
Оптимальной формой расположения людей считается круг, обеспечивающий
равноправие участников диалога. На цель собрания должны "работать" все
компоненты пространства: оформление стен, классной доски, входной двери,
расположение мебели, звуки, внешний вид классного руководителя.
Цель
собрания:
Определение
общих
подходов
в
воспитании
через
взаимоинформирование, совместное определение перспектив сотрудничества
школы и коллектива родителей класса.
Задачи:
1. Познакомить родителей с классным руководителем, друг с другом, с
особенностями школы и класса.
2. Договориться об общих подходах к организации жизнедеятельности в
классе.
3. Выбрать родительский комитет.
Необходимое время: 1,5 часа.
2
Организация среды и материалы: Собрание проводится в закрепленном за
классом кабинете, создается либо общий "круглый стол", либо стулья
располагаются в общем кругу.
Оформление: газета "Портрет класса", эпиграфы к родительскому собранию,
фонограммы мелодий. Подготовлены материалы с видеозаписями класса на
линейке "День знаний", тематическом классном часе; "Памятки для родителей"
по количеству семей в классе, бумага для записей, фотография класса.
Участники: Кроме родителей, в числе участников могут быть специалисты
психолого-педагогической медико-социальной службы школы.
Подготовка:
Классный
руководитель
предварительно
анализирует
информацию о родителях, собирает актуальную информацию о классе у
педагогов, консультируется у специалистов ППМС – службы (психолога,
социального педагога, врача, валеолога).
Процесс:
1. Организовать пространство классному руководителю помогает совет дела
из числа учащихся класса – расставляет столы и стулья, оформляет класс,
встречает родителей, провожает в гардероб, в класс, регистрирует пришедших
(используется прием "Визитка" – на табличке каждого родителя подписывается
маркером имя и отчество, ниже – фамилия и имя ребенка.) Таблички – визитки
располагают на столах перед каждым родителем.
2. Звучит тихая музыка, родители читают информацию, имеющуюся в
классе.
3. В обозначенное время классный руководитель предлагает расположиться
за "круглым столом", установить визитки. Называет и поясняет цель собрания,
выделяет три условных этапа в процессе работы: знакомство, ориентиры, планы
и перспективы.
Этап "Знакомство" начинается с рассказа о себе классного руководителя.
Комментарий: Для родителей очень важно знать, какому человеку они
доверяют своего ребенка, им хотелось бы владеть информацией о классном
руководителе. Потребность в этой информации велика, и лучший вариант –
3
получить её из первых рук. Кроме этого, собственным искренним рассказом
классный руководитель задает тон необходимого уровня доверия в общении.
Классный руководитель разъясняет особенности школы, рассказывая о
традициях,
укладе,
режиме
деятельности,
ожидаемых
результатах.
Демонстрирует символику школы (эмблему, флаг, гимн, элементы формы),
разъясняет её смысл для воспитания учащихся. Обращает внимание на
имеющуюся у учащихся "Памятки учащегося". Каждому родителю вручает
"Памятку для родителя" (либо буклет школы).
Как вариант может быть использован прием "Микроэкскурсия", когда
классный руководитель либо кто-то из ребят проводят родителей по музею
школы, выставке "История школы", фотогалерее.
Далее
Классный
руководитель
предлагает
познакомиться
со
всеми
присутствующими. В качестве приемов знакомства можно использовать как
приемы:
"Микрофон по кругу" – микрофон, либо предмет его заменяющий,
передается по кругу, чтобы представился каждый участник собрания.
"Снежный ком" – каждый говорящий повторяет имена предыдущих людей,
только потом называет свое.
"География школ" – если учащиеся класса из разных мест (школ, деревень,
городов) в процессе представления предлагается назвать и эту информацию.
"Сладкий звук" – опираясь на высказывание, что "Самый сладкий звук для
человека – это звук собственного имени", каждому предлагается произнести
свое имя и отчество в той форме и в той интонации, как человеку хочется, чтобы
его называли.
"Минута на выступление" – ограничение по времени.
"Фотография класса": "У меня в руках фотография нашего класса, сделанная
1 сентября этого года. Я знаю, что в каждой семье есть такая фотография, Вы её
наверняка рассматривали, возможно, ребенок рассказывал первые впечатления.
Используя это фото, мы и познакомимся. Я буду называть фамилию, имя
4
ребенка, показывая его на фото, а вы, уважаемые родители, назовите себя,
представьтесь".
Комментарий:
Использование
данных
приемов
(особенно
приема
"Фотография класса") вызывает позитивные эмоции у родителей, что создает
необходимую на данном собрании атмосферу доверия и заинтересованности.
После знакомства классный руководитель предлагает объединиться в
микрогруппы (по 3 человека) и, поразмышляв 3 минуты, ответить на вопрос: "С
кем из педагогов, работающих в классе, нам бы хотелось встретиться на
ближайшем собрании?". После завершения обсуждения предоставляется слово
каждой
микрогруппе,
результаты
фиксируются
на
доске.
Классный
руководитель, используя прием "Рейтинг ожиданий" называет двух педагогов, с
кем состоится встреча на следующем собрании и перечисляет (в порядке
убывания) всех названных. Поясняет, что в течение этого учебного года, по
школьной традиции, встретятся с родителями, представят свой подход все
педагоги, работающие с классом. Обращает внимание родителей, что на
встречах с родителями не будет идти разговор об оценках или отдельных
проблемах конкретных учащихся (для этого есть индивидуальные консультации
и встречи "классный руководитель – предметник – родитель").
Этап"Ориентиры". Классный руководитель говорит о значимости общих
подходов в воспитании, необходимости тесного сотрудничества семьи и школы,
о формах сотрудничества, характерных и традиционных для школы.
Классный
руководитель
делит
родителей
на
микрогруппы,
помогает
пересесть для работы и просит, обсудив в течение 7 минут, предложить от
микрогруппы свое видение. Для обсуждения предлагается тема "Каким я хочу
видеть своего ребенка на выпуске из начальной школы".
Резюмируя
высказанные
мнения,
классный
руководитель
обязательно
акцентирует внимание родителей на совпадающих ценностях школы и
родителей, обращает внимание на то, что результатов в развитии личности
учащихся
можно
достичь
лишь
совместными
усилиями,
в
тесном
сотрудничестве. Классный руководитель обращает внимание, что движение к
дальним результатам начинается сегодня, в процессе конкретных действий и
5
переходит к представлению своего видения организации жизни в классе:
ценности,
принципы
организации
деятельности,
требования,
режимные
моменты, основные формы. Раздает распечатку с необходимой информацией
(или предлагает записать): что, где, когда будет происходить.
Классный руководитель договаривается с родителями о регулярности встреч
и системе информирования, поясняя значимость.
Комментарий. Классный руководитель говорит, что очень важно, чтобы
на наших встречах присутствовал кто-то из семьи ребенка, даже если
родители не могут в этот день прийти, пусть придет бабушка, тетя или
старший
брат.
Важно,
чтобы
"ниточка
понимания",
общей
информированности не прерывалась, тянулась от встречи к встрече.
Этап "Планы и перспективы"
начинается с включения отрывков
видеозаписи класса в процессе уже состоявшихся дел. Далее классный
руководитель в быстром темпе демонстрирует материалы, отражающие жизнь
класса за прошедший период и кратко комментирует их (газета "Портрет
класса", эпиграф к родительскому собранию, лучшее сочинение, лучшая
тетрадь, правила жизни класса и т.д.).
На доску вывешивается плакат "Общешкольные и классные дела/ учащиеся –
ответственные). Предлагается разделиться на микрогруппы, но уже другого
состава, нежели в начале собрания, и, поработав 5 минут, ответить на вопросы:
– Какие проблемы хотели бы обсудить и решить на собраниях в этом году?
– В организации и обогащении содержания каких дел готовы поучаствовать
родители?
Выслушивая мнение каждой группы, классный руководитель фиксирует
основное на плакате маркерами двух цветов. Стремится, чтобы каждый родитель
увидел свою роль и почувствовал значимость в организации жизнедеятельности
классного коллектива.
Для дальнейшей
работы
классный руководитель предлагает
выбрать
родительский комитет. Подробно рассказывает о его функциях и указывает срок
деятельности (1
год
или полгода).
Предлагает
назвать от
микрогрупп
кандидатов. Могут быть использованы :
6
– прием "Самовыдвижение";
– прием "Выдвижение кандидата от микрогруппы";
– прием "Миниконкурс".
– прием "Старый знакомый" – классный руководитель предлагает в первый
состав родительского комитета родителей, чьи старшие дети уже учились в
школе.
После
завершения
выборов
участникам
родительского
комитета
предлагается назвать еще раз свои фамилию, имя, отчество и телефон для связи.
Для подведения итогов классный руководитель просит всех расположиться в
общем кругу и предлагает высказаться каждому, отвечая на вопрос: "Мои
предложения и пожелания родительскому коллективу, новому классу, классному
руководителю". Можно использовать приемы:
-
"По часовой стрелке" ("Микрофон" передается по кругу по ходу часовой
стрелки);
-
"Радуга настроений" ( В качестве микрофона используется набор
фломастеров
(12
и
более
цветов),
выступающий
вынимает
фломастер,
соответствующий цвету его настроения в данный момент);
-
"Аудиозапись"(соответственно "видеозапись").
Родители
высказываются,
классный
руководитель,
используя
приемы
активного слушания, обеспечивает атмосферу комфорта и конструктивного
общения.
В
завершение
классный
руководитель
благодарит
всех
за
участие.
Предлагает собраться родительскому комитету на оргзаседание.
Классный руководитель записывает в педагогическом дневнике результаты
анализа собрания.
7
8