Автор: Старокожева Виктория Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Эта загадочная плесень".
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира в 3 классе
Разработала:
Старокожева
Виктория
Игоревна
учитель
начальных
классов МБОУ «СОШ № 14» г. Братска
Предмет: окружающий мир
Класс: 3Г.
Тема урока: «Эта загадочная плесень».
Тип урока: урок-исследование.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных,
познавательных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в
предметной области окружающий мир.
Учебные задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов
обучения:
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению
окружающего мира через практическую работу, развитие
доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных
результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать
учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей,
умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и
одноклассников. Познавательные:
развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы,
выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы, работать с
разными видами информации.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно
слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов
обучения:
- познакомить учащихся с характерными признаками плесневых грибов,
актуализировать и расширить знания учащихся о живой природе.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Базовые технологии: технология деятельностного подхода, технология
использования современного учебно-лабораторного оборудования
Оборудование:
Мультимедийная презентация
Цифровой микроскоп
Лабораторное оборудование (демонстрационный набор оборудования)
Инструкционные карты, таблицы для исследовательской работы, тесты,
карточки для рефлексии.
Ход урока.
1.
Самоопределение к деятельности (мотивация)
- Добрый день! Начинаем урок окружающего мира.
Прозвенел для нас звонок! Начинается урок! Желаю вам удачи.
2.
Актуализация.
1.
- Разложите картинки, которые находятся у вас на партах, по группам.
Группы озаглавьте. Карточки, доска (Животные: медведь, заяц, белка;
Растения: сосна, ромашки, подснежник; Грибы: мухомор, белый, опята.)
Рефлексия
2. - Проверим домашнее задание. Дома вы повторили признаки растений,
животных и грибов. Заполните таблицу. (На доске таблица) Рефлексия
3.
Постановка учебной задачи.
1.
- У меня для вас есть ещё одно изображение. (Плесень на кусочке хлеба).
Что это такое?
- Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от
смерти. Её называют «хлебом дьявола» и «плевком Бога». Она сказочно
красива, но вызывает отвращение. Это всё про плесень.
- Сформулируйте тему урока. (Плесень)
2. - К какому царству живой природы вы бы её отнесли? Ваши мнения
разделились. Почему?
- Сформулируйте свою цель на уроке. (Определить к какому царству
живой природы относится плесень.)
- Что для этого нужно сделать? (провести анализ объекта и выделить его
существенные признаки)
- Для этого проведём исследование нашей гостьи.
Составим план работы. (складывается из пунктов на карточках)
План работы
1. Что мы знаем о плесени?
2. Исследование плесени.
3. Выявление особенностей.
4. Выводы.
4.
Организация исследовательской работы.
1. -Многим кажется, что они знакомы с плесенью. Ведь её можно встретить
везде.
Но оказывается, не так всё просто в природе. В ней ещё много тайн. Учёные
до сих пор не знают их все. Сегодня мы тоже окажемся в научной
лаборатории и превратимся в учёных-исследователей.
Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах.
Слайд
Памятка "Правила работы в группах".
1.
Обращение с товарищами – "вежливость”;
2.
Мнение других – "учись слушать, доказывать свою точку зрения”;
3.
Работа с источниками информации (с текстом) – выделяй главное.
2. Класс делится на 3 группы, каждая группа получает инструкционные
карты для проведении опытов и фиксации результатов.
3. Работа в группах.
-Внимательно изучите инструкционные карты и старайтесь следовать им. А
все свои наблюдения заносите в таблицу.
Инструкционная карта.
1.Работа с микроскопом. Рассмотреть внешний вид (строение), типичные для
представителей царства части тела.
Внимательно прочитайте текст! Занесите в таблицу следующие данные
2.Чем может питаться.
3.Может ли передвигаться самостоятельно.
4.Какие условия нужны для роста и развития.
5. Сделайте вывод.
- Вернёмся к цели урока. Проведя исследование и сделав вывод , ответьте на
вопрос: К какому царству живой природы отнесём плесень? (Плесень – это
грибы) Появляется картинка на доске.
5.
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу.
1.Домашнее задание:
Сделать сообщение о плесневых грибах.
2.
Итог урока. Закончите предложения:
- Сегодня я узнал …
- Меня удивило, что …
- Мне понравилось …
- У меня получилось …
- Я захотел побольше узнать о …
3.Оценка работы. - Заполните оценочные листы.
Инструкционно-оценочная карта
работы экспериментально-исследовательской группы № ___
Критерии оценки
Выполнено отлично, без недочетов
Выполнено хорошо, с небольшими недочетами
Выполнено плохо
Вид
работ
ы
Инструкция
Вывод
№ 1
Работа с микроскопом.
Рассмотреть внешний вид
(строение), типичные для
представителей царства
части тела.
Внимательно прочитайте
текст! Занесите в таблицу
следующие данные
№ 2
Чем может питаться?
№ 3
Может ли передвигаться
самостоятельно?
№ 4
Какие условия нужны для
роста и развития?
№ 5
Сделайте вывод. К какому
царству живой природы
относится плесень?
«Растения»
Вид
работы
Инструкция
Вывод
№ 1
Внешний вид (строение),
типичные для представителей
царства части тела.
№ 2
Чем может питаться?
№ 3
Может ли передвигаться
самостоятельно?
№ 4
Какие условия нужны для
роста и развития?
«Животные»
Вид
работы
Инструкция
Вывод
№ 1
Внешний вид (строение),
типичные для представителей
царства части тела.
№ 2
Чем может питаться?
№ 3
Может ли передвигаться
самостоятельно?
№ 4
Какие условия нужны для
роста и развития?
«Грибы»
Вид
работы
Инструкция
Вывод
№ 1
Внешний вид (строение),
типичные для представителей
царства части тела.
№ 2
Чем может питаться?
№ 3
Может ли передвигаться
самостоятельно?
№ 4
Какие условия нужны для
роста и развития?
Памятка "Правила работы в группах".
1.
Обращение с товарищами –
"вежливость”;
2.
Мнение других – "учись слушать,
доказывать свою точку зрения”;
3.
Работа с источниками информации (со
словарем, книгой) – выделяй главное.