Авторы: Кузьмина Людмила Юрьевна, Лошкарёва Александра Анатольевна
Должность: учитель географии, учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТЮМЕНЬ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеграция предметов географии и математики при формировании математической грамотности
Раздел: среднее образование
Методические рекомендации
Формирование математической грамотности через интеграцию
математики с географией.
В международных и всероссийских исследованиях математическая
грамотность определяется как «способность человека определять и понимать
роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». Предмет
географии хорошо интегрируется со многими предметами, позволяя создать
практико-ориентированные задания по ряду тем в свете формирования
математической грамотности. Так, в 8 классе, можно создавать
математические задания по теме «Моря России» с применением «Теоремы
Пифагора» , по теме «Природные зоны России» с применением «Подобия
треугольников».
Ниже прилагаются задания для работы в группах на уроках по
вышеуказанным темам.
Задача 1 (уровень 1)
Два рыболовных судна вышли из порта с координатами 69 с.ш.33 в.д. Одно
⁰
⁰
следовало по курсу строго на север со скоростью 2,5 узлов, а другое на
восток со скоростью 6 узлов. Какое расстояние в км будет между ними через
4 часа, если 1 узел примерно равен 2 км/ч?
Как называется город-порт? По какому морю проходят маршруты данных
рыболовных судов? Опишите погоду данного города по синоптической
карте. Покажите данный город на физической карте России
Степь
Василий Докучаев писал об этой природной зоне:
«… кажется ,так густо занятой каким-либо растением, что ничто
другое, по-видимому, и уместиться здесь не может: то покрывается она
лиловыми пятнами, — это зацвели анемоны, то целые луговины
принимают голубой лазурный колорит, — это распустились незабудки;
в другое время можно встретить большие участки, сплошь покрытые
душистым чабрецом...».
Почвы этой зоны знамениты своим плодородием, поэтому она практически
полностью распахана. Естественная растительность сохранилась в
заповедниках, животные из-за отсутствия естественных укрытий живут в
норах - суслики, хорьки, мыши. В пределах степных регионов при движении
с севера на юг коэффициент увлажнения варьирует от 0,75 до 0,45.
Поскольку в степных зонах часто бывают засухи и суховеи, человек начал не
только вспахивать, но и орошать большие участки степей. Орошением
называют искусственный полив почвы. Чтобы подать воду, строятся
оросительные системы и гидротехнические сооружения. Кубанские казаки,
живущие в степи, говорили: "Казаки живут с травы да воды" или "Хлеб да
вода - казацкая еда". Коло
́
дец (устар. коло
́
дезь) — гидротехническое
сооружение для добывания грунтовых вод, обычно представляющее собой
вертикальное углубление с укреплёнными стенками и механизм подъёма
воды на поверхность (ведро на верёвке, шесте- «журавле», цепи или насос)
1.Выберите на рисунках изображение степи
Ответ ___________________
2.Чему равен коэффициент увлажнения в южных районах степи?
1.
1;
2.
0,75
3.
0,45
1
2
3
4
Ответ _____________________
Приведите расчёты
Ответ: _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.