Автор: Назарова Екатерина Сергеевна
Должность: методист мобильного технопарка "Кванториум"
Учебное заведение: ГБУДО "ЦМИНК "КВАНТОРИУМ", структурное подразделение мобильный технопарк "Кванториум"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕНСИВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ «ИнженерНО»
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки
Нижегородской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ЦМИНК «КВАНТОРИУМ»
Мобильный технопарк «КВАНТОРИУМ»
ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕНСИВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
«ИнженерНО»
(цикл мастер-классов)
Авторы составители:
Методист мобильного технопарка «Кванториум»
Назарова Е.С.
2023
Нижний Новгород
Актуальность
Основной целью Стратегии научно-технологического развития РФ является
обеспечение независимости и конкурентоспособности государства за счет создания
эффективной
системы
наращивания
и
наиболее
полного
использования
интеллектуального потенциала нации.
В качестве приоритетных направлений
развития
отечественной
науки
обозначены
-
цифровые
производственные
технологии и новые материалы, развитие систем обработки больших объемов
данных, машинное обучение и искусственный интеллект, переход к экологически
чистой и ресурсосберегающей энергетике и др.
Стратегия призвана получить в том числе образовательные технологии,
которые помогут ответить на большие вызовы. В связи с этим в рамках
федерального
проекта
«Современная
школа»
национального
проекта
«Образование»
с
2019
года
в
общеобразовательных
организациях
в
Нижегородском регионе проводятся мероприятия по обновлению материально-
технической
базы
для
формирования
у
обучающихся
современных
технологических и гуманитарных навыков. Работа Центров образования цифрового
и гуманитарного профилей «Точка роста» направлена на освоение обучающимися
основных
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
цифрового,
естественнонаучного,
технического
и
гуманитарного
профилей;
обновление
содержания и совершенствование методов обучения предметов «Технология»,
«Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Однако,
успешная
реализация
любого
проекта
обеспечивается
квалифицированными
кадрами.
Новые
требования
к
качеству
образования
предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях
развития
профессиональных
компетенций
педагогов,
в
проектировании
образовательных траекторий саморазвития, а также внедрение в практику
образования работу с высокотехнологичным оборудованием.
В
качестве
эффективной
региональной
практики
организации
наставничества
педагогических
работников
образовательных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации
основных
и
дополнительных
общеобразовательных
программ,
разработан
Инженерно-педагогический
интенсив
для
педагогов
образовательных
организаций с применением высокотехнологичного оборудования «ИнженерНО».
Целью
интенсива
«ИнженерНО»
является
обеспечение
практико-
ориентированности, гибкости и адаптивности в овладении умениями и навыками
при работе с высокотехнологичным оборудованием педагогами образовательных
организаций через наставничество в формате педагог – педагог «Профессионал –
профессионалу».
Задачи:
1.
Представление
передового
педагогического
опыта,
педагогических
инноваций и научных достижений в мире высоких технологий, демонстрация
возможностей
использования
высокотехнологичного
оборудования и
новых
технологий в разных предметных областях;
2.
Совершенствование
профессиональных
hard
компетенций
педагогов
образовательных
организаций
в
использовании
высокотехнологичного
оборудования;
3.
Создание
условий
для
интеграции
дополнительного
образования
в
предметные области общего образования.
Особенности организации
Инженерно-педагогический интенсив рассчитан на категорию слушателей из
педагогов образовательных организаций – участников Национального проекта
«Образование».
Инженерно-педагогический интенсив включает в себя цикл мастер-классов по 4
самостоятельным образовательным траекториям:
3d моделирование
VR/AR/IT технологии
Гео/аэро
Пром/робо
Количество учебных часов по каждой образовательной траектории: 6 час
Форма обучения: очная
Образовательным
организациям
рекомендуется
определиться
с
выбором
необходимых для прохождения участниками образовательных траекторий с учетом
специфики, возможностей и квалификации педагогов.
При желании педагог может самостоятельно выбрать одну или несколько
образовательных траекторий.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Образовательная траектория «3d моделирование»
Знакомство с видами, свойствами и принципами работы станков с ЧПУ, 3D
принтеров, граверов, использованием материалов и инструментов. Пайка, чтение
электросхем, выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ.
Образовательная траектория «пром/робо»
Конструирование
роботов:
создание
действующих
моделей
и
их
программирование на основе конструктора LEGO
MINDSTORMS® Education
EV3, LEGO SPIKE PRIME, Arduino.
Образовательная траектория «vr/ar/it технологии»
Знакомство
с
разнообразием,
конструктивными
особенностями
и
принципами работы VR/AR-устройств, работой с профильным программным
обеспечением - инструментарием дополненной реальности, графическими 3D-
редакторами. Съемка и монтаж видео 360.
Образовательная траектория «гео/аэро»
Работа с программным обеспечением для обработки пространственных
данных, аэросъёмка, создание трёхмерных моделей местности с помощью
фотограмметрического
программного
обеспечения,
освоение
приемов
пилотирования; принципы работы глобальной навигационной спутниковой
системы (ГНСС)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование тем
Содержание
Всег
о
В том числе
Форма
контроля
Форма
проведения
Лекци
и
Практик
а
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ «VR/AR/IT ТЕХНОЛОГИИ»
1
Проектируем
идеальное VR-
устройство
Знакомство с VR-технологиями.
Тестирование устройства, установка
приложений, анализ принципов работы,
выявление ключевых характеристик. Техника
безопасности.
1
1
-
Тест / опрос
Мастер-класс
2
Создание прототипа
шлема виртуальной
реальности
Принципы работы шлема виртуальной
реальности. Сборка собственной гарнитуры,
вырезание необходимых деталей, дизайн
устройства. Тестирование и доработка
прототипа.
1
0,5
0,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
3
3D-моделирование
разрабатываемого
устройства
Фотореалистичная визуализация 3D-модели.
Рендер (Blender, Meshroom)
1
0,50,5
0,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
4
VR/AR-приложения
Технологии дополненной и смешанной
реальности. Тестирование существующих AR-
приложений, определение принципов работы
технологии
1
0,5
0,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
5
Создание
собственных AR-
приложений для
различных
устройств
Последовательное изучение возможностей
среды разработки VR/AR-приложений.
Разработка VR/AR-приложения в соответствии
со сценарием. Выявление ключевых требований
к разработке GUI — графических интерфейсов
приложений. Разработка интерфейса
приложения — дизайна и структуры
2
0,5
1,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
Итого
6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ХАЙТЕК
Аддитивные
технологии
Система
исчисления
времени.
Риски.
Исследование типовых проблем 3D-принтеров,
обслуживание
и
техника
безопасности
при
работе.
Практическое
исследование
по
применимости
различных
материалов
для
фиксации основы различных материалов 3D-
принтера.
Практическое
исследование
по
определению точности 3D-принтера.
1
0,5
0,5
Тест/ опрос
Практическо
е задание
Мастер-класс
Введение в 3D
моделирование
Изучение
режимов
работы
оборудования
(заполнение, поддержки, мосты, скорость, и
другое)
Практическое исследование по использованию
различных типов поддержки модели.
1
0,5
0,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
Построение
моделей 3D
Практическая работа в программах по 3D
моделированию
1
0,5
0,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
Постобработка
изделий
Исследование
по
постобработке
изделий,
изготовленных
на
различных
типах
3D-
принтеров
1
0,5
0,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
Лазерные
технологии - резка и
гравировка изделий
Практическая работа по созданию чертежей в
123d design. Экспорт в RDworks и дальнейшая
работа с программным обеспечением
для
лазерного станка.
2
0,5
1,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
Итого
6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ «ГЕО/АЭРО»
Теория БПЛА.
2,5
0,5
2
Тест/ опрос
Мастер-класс
Управление и
пилотирование
квадрокоптером.
Программирование
автономных
беспилотников.
История создания, разновидности, применение
БПЛА.
Виды
квадрокоптеров
Проекты
необычных летательных аппаратов.
Программирование автономных беспилотников
Видеосъемка с воздуха. FPV-пилотирование.
Программирование
дрона
в
программе
DroneBlocks.
Управление квадрокоптером Tello при помощи
телефона.
Пролёт препятствий на квадрокоптере
Практическо
е задание
Аэрофотосъемка и
беспилотные
летательные
аппараты
Понятие
«аэрофотосъемка»,
трехмерное
геомоделирование и сферы его применения.
Подробная
инструкция
по
выполнению
моделирующего
упражнения:
построение
ортофотоплана и цифровой модели местности
по макету при помощи мобильного телефона
1,5
0,5
1
Практическо
е задание
Мастер-класс
Основы
геоинформатики
Построение приложение в программе ГИС.
Работа с картами в программе ArcGis Online.
2
0,5
1,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
Итого
6
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ «ПРОМ/РОБО»
Конструкторы
LEGO MINDSTORMS® Education EV3, LEGO
SPIKE PRIME
2
0,5
1,5
Тест/опрос
Практическо
е задание
Мастер-класс
Промышленные
роботы
Конструкция промышленного манипулятора.
Состав системы управления. Программирование
прототипов промышленных роботов (онлайн и
офлайн).
2
0,5
1,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
Онлайн - платформа
Tinkercad
Arduino Uno (онлайн и офлайн)
2
0,5
1,5
Практическо
е задание
Мастер-класс
Итого
6
Образовательная траектория
Оборудование
Хайтек
Лазерный гравировальный станок, 3D сканер,
3D-принтер «Hercules», наборы по электротехнике
Ноутбуки для слушателей
Программное обеспечение
Пром/Робо
Конструкторы LEGO MINDSTORMS® Education EV3,
LEGO SPIKE PRIME, Arduino Uno
Ноутбуки для слушателей
Программное обеспечение
Гео/Аэро технологии
Пульт радиоуправления с симулятором COEX Flysky i6
FPV Freerider
Констурктор программируемого квадрокоптера COEX
Клевер 3
Камера для одноплатного компьютера 300K Pixel USB 2.0
Mini Webcam
Ноутбуки для слушателей
Программное обеспечение для любительской обработки
материалов аэросьемки Agisoft PhotoScan
VR/AR/IT технологии
Очки виртуальной реальности HTC Vive
Камера Экшн видеокамера GoPro Hero 6 Black
Планшет на платформе iOS
Планшет на платформе Android
Комплект деталей для сборки прототипа шлема
виртуальной реальности
Ноутбуки для слушателей
Программное обеспечение
Необходимые ресурсы для внедрения и реализации
Наставнической практики
Материально-техническое обеспечение
Результаты, подтверждающие эффективность практики
С
целью
развития
профессиональных
компетенций
педагогов,
в
проектировании образовательных траекторий саморазвития, а также внедрение в
практику
образования
работу
с
высокотехнологичным
оборудованием
Государственным
бюджетным
учреждением
дополнительного
образования
«Центр молодежных инженерных и научных компетенций «КВАНТОРИУМ» в
период с 29 октября по 27 ноября 2020 года был проведен инженерно-
педагогический интенсив «ИнженерНО».
В
интенсиве
приняли
участие
более
70
педагогов
образовательных
организаций
–
участников
Национального
проекта «Образование» из
14
муниципальных
образований:
Арзамасский,
Балахнинский,
Володарский,
Городецкий,
Краснобаковский,
Лысковский,
Лукояновский,
Павловский,
Сосновский, Шарангский муниципальные районы, г.о.г.Бор, Выкса, Нижний
Новгород (Нижегородский, Московский р-ны), Шахунья.
Диаграмма 1.Количество участников от районов НО
Учителя осваивали четыре образовательные траектории (3D-моделирование, VR/
AR/IT технологии, гео/аэро,
пром/робо). Наиболее востребованным стало
направление по VR/AR/IT технологиям.
Диаграмма 2. Количество участников (чел) по образовательным траекториям
Диаграмма 3. Количество участников (%) по образовательным траекториям
В
рамках
инженерного
интенсива
были
представлены
педагогические
инновации и научные достижения в мире высоких технологий, а также
продемонстрированы
возможности
использования
высокотехнологичного
оборудования и новых технологий в разных предметных областях.
Полученные знания и навыки педагоги смогут применить на практике уже
сегодня, создавая условия для интеграции дополнительного образования в
предметные области общего образования.
Содержание
образовательных
траекторий
включало
в
себя:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ «3D МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Знакомство с видами, свойствами и принципами работы станков с ЧПУ, 3D
принтеров, граверов, использованием материалов и инструментов. Пайка, чтение
электросхем, выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ «ПРОМ/РОБО»
Конструирование
роботов:
создание
действующих
моделей
и
их
программирование на основе конструктора LEGO
MINDSTORMS® Education
EV3, LEGO SPIKE PRIME, Arduino.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ «VR/AR/IT ТЕХНОЛОГИИ»
Знакомство
с
разнообразием,
конструктивными
особенностями
и
принципами работы VR/AR-устройств, работой с профильным программным
обеспечением - инструментарием дополненной реальности, графическими 3D-
редакторами. Съемка и монтаж видео 360.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ «ГЕО/АЭРО»
Работа с программным обеспечением для обработки пространственных
данных, аэросъёмка, создание трёхмерных моделей местности с помощью
фотограмметрического
программного
обеспечения,
освоение
приемов
пилотирования; принципы работы глобальной навигационной спутниковой
системы (ГНСС)
По
итогам
инженерно-педагогического
интенсива
было
проведено
анкетирование
педагогов
с
целью
выявления
удовлетворенности
от
прослушанного курса. Более 70% респондентов дали положительный ответ, а
25,5 % ответили, что ожидания оправдались частично.
Более половины педагогов ответили, что видят необходимость и готовы
продолжить обучение по углубленному модулю.
Возможность тиражирования и применения в различных условиях
Полученные знания педагоги готовы интегрировать в общеобразовательные
дисциплины – на уроки в школе, а также при составлении индивидуальных
образовательных маршрутов для обучающихся. Много полезной информации
слушатели подчерпнули для себя в организации и планировании занятий
дополнительного образования.
Не все вопросы остались изученными и затронутыми, по результатам опроса
наиболее интересующими темами для углубленного изучения стали:
Программирование
Работа с принтером 3д
Работа с геоданными, пилотирование квадрокоптеров и картография
Создание игр, викторин и приложений VR /AR
Подводя итоги проведенной работы, следует отметить целесообразность и
востребованность
подобных
образовательных
мероприятий,
необходимость
совершенствования
профессиональных
hard
компетенций
педагогов
образовательных
организаций
в
использовании
высокотехнологичного
оборудования. Инженерно-педагогический интенсив - это не только своеобразная
практическая лаборатория, но и площадка для общения и обмена опытом
заинтересованных педагогов, вовлекающих в мир инженерного творчества
заинтересованную юную аудиторию.