Напоминание

"Зимнее волшебство"


Автор: Силюк Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №3 г. Медвежьегорска"
Населённый пункт: г. Медвежьегорск
Наименование материала: Конспект ООД по речевому развитию
Тема: "Зимнее волшебство"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ООД по речевому развитию

«Зимнее волшебство».

Программное содержание:

1.

Закрепление знаний о признаках зимы, зимних явлениях природы,

названиях зимних месяцев.

2.

Обогащение словарного запаса по теме «Зима».

3.

Упражнение детей в словообразовании однокоренных слов и правильном

построении предложений.

4.

Отработка артикуляции и правильной воздушной струи.

5.

Развитие творческого воображения.

6.

Формирование эстетического отношения к зимним явлениям.

Оборудование:

сундучок, мешочек, снежинки-задания, костюм снеговика,

комок «снега» из ниток и мишуры, картинки для игр «Что лишнее», «Чего не

хватает», презентация «Зима», «волшебные» листы белой бумаги.

Ход занятия

1.

Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите нм пришло письмо со

странным посланием. Попробуем его прочитать.

2. Основная часть. Назовем, что нарисовано на картинках. По первым звукам

этих слов составим слово. Называем первые звуки. Что получилось? (зима).

Молодцы! (в конверте вместе с посланием были и буквы). Обозначим звуки

буквами и составим слово «зима» (воспитатель вызывает одного ребенка выполнить

это задание).

А мы с вами покажем это слово с помощью движений фонетической ритмики.

Будьте внимательны. Первый звук [З] – дети съеживаются, прижимают руки к

груди и дрожат, как будто замерзли. [И] – дети встают на носочки поднимают руки

высоко над головой, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в

кулачки, тянуться вверх. Интонация радости. [М] – дети подносят указательные

пальцы к губам, чтобы ощутить их вибрацию, «мычат», затем слегка отводят их в

сторону. [А] дети плавно разводят руки в стороны ладошками вверх, интонация

радости. Молодцы, проверим, что получилось? Читаем.

Сейчас закройте глазки и подумайте, что вы представляете, когда слышите

слово «зима». Откройте глаза и положите мне в ладошку то, что вы представили.

Начинайте свой рассказ словами «Зима – это…» или «Я представил…».

Воспитатель следит за полнотой и правильностью ответов детей. Молодцы!

Назовите три зимних брата-месяца (декабрь, январь, февраль). Как называли

эти месяцы раньше? (декабрь – студень, лютень; январь – просинец; февраль –

ветродуй).

Воспитатель

просит

объяснить

некоторые

названия.

Дополните

пословицы: «В феврале два друга – ….(мороз да вьюга)», «Мороз невелик, да

стоять…(не велит)». Молодцы! А что приносят нам эти месяцы (вьюги, метели,

снегопады, вьюгу, поземку)?

Звучит музыка вьюги. Ребята, как вы думаете, что это за звуки? (ответы детей).

Раздается стук в дверь, вбегает снеговик: «Здравствуйте, ребята! Я Снеговик.

Бежал, торопился к вам рассказать о случившемся и попросить о помощи».

Воспитатель: «Снеговик, что же случилось?». Снеговик: «Злая колдунья испугалась

морозов и прогнала Зиму прочь.

Был снег, а теперь нет …снега.

Была вьюга, а теперь…нет вьюги.

Были метели – теперь нет …метелей.

Был лед – теперь нет…льда.

Были сугробы – теперь нет … сугробов.

Были морозы – нет… морозов.

«Ребята, помогите все вернуть. Для этого надо выполнить задания из

волшебного сундучка. Помогите, а мне надо торопиться, ведь в тепле я таю».

Воспитатель:

«Ребята.

давайте

поможем

Снеговику

вернуть

Зимушку

выполним все-все задания. Для этого подготовимся и выполним массаж».

1.

Поглаживающие движения: от середины лба к верхней части ушей, от

носа к средней части подбородка к нижней части ушей.

Смотрят дети из окна:

По дорожке ледяной

В гости к ним идет зима

В белой шубке меховой.

2.

Спиралевидные движения

Белая метелица

По дорожкам стелется,

Закружилась над землей,

Затянула небо мглой.

3.

Легкие постукивающие движения

За снежинками. Снежинки

Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад.

Итак, мы готовы, начинаем. Открываем сундучок (воспитатель вызывает

одного ребенка достать снежинку).

Задания на снежинках:

1.

«Что лишнее»

Задание выполняем с помощью цифр, картинки расположены на фланелеграфе.

- юбка, валенки, шапка, пальто;

- коньки, лыжи, надувной круг, санки;

- ворона, воробей, голубь, ласточка;

- лиса, жираф, волк, медведь.

По некоторым из заданий воспитатель просит объяснить выбор ответа.

2.

«Снежный ком»

Появляется мешочек. Что в нем? Дети достают из сундучка снежинки.

Посмотрите, потрогайте его и скажите, снег, - какой? Молодцы!

Воспитатель достает еще один снежок. Каким еще может быть снег? (ответы

детей). Молодцы! Снег, – какой? (мягкий, пушистый, искристый, блестящий,

холодный, колючий, скрипучий). Слушая ответы детей, воспитатель просит их

показать с помощью мимики и патомимики холодный снег.

Пред

выполнением

следующего

задания

согреемся:

1)вытянуть

губы

«трубочкой» и продолжительно дуем на ладони (упражнение на отработку

направленной продолжительной воздушной струи); 2) греем щеки – дети в

спокойном темпе поочередно надувают правую и левую щеки, как бы перегоняя

воздух (упражнение укрепляет мускулатуру щек, развивает координацию движений

и умение переключаться). Молодцы!

Теперь мы будем выполнять задание, передавая друг другу снежок. Вам

необходимо закончить моё предложение, повторить его полностью и передать

снежок следующему. Внимательно слушайте друг друга.

1.

Лето теплое, а зима…

2.

Летом солнце высоко, а зимой…

3.

Летом идет дождь, а зимой…

4.

Летом купаемся, загораем, а зимой…

5.

Летом дни короткие, а зимой…

6.

Осенью листопад, и зимой…

7.

Зимой снег падает, а весной …

8.

Зимой лес спит, а весной …

9.

Летом жарко, а зимой…

10.Зимой деревья стоят, какие, а летом…

11.Летом люди надевают футболки, платья, а зимой…

12.Зимой деревья белые, а осенью…

Молодцы!

3.

«Доскажи словечко» (выполняется с показом движений)

Тихо, тих, как во сне,

Падает на землю…снег

А с небес летят пушинки –

Серебристые …снежинки

На полянку, на лужок

Сыплет беленький ..снежок

Словно в белый пуховик

Нарядился …снеговик

Рядом снежная фигурка –

Это девочка. ..Снегурка.

На снегу то, посмотри,

С красной грудкой …снегири

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю укутал …снег.

На какое слово похожи слова, которые мы с вами повторяли? Какие это слова?

(родственные).Родственных слов к снегу больше

-Как называется машина, которая убирает снег?

-Как зовут девочку, которая дружила с семью гномами?

- Как называется первый весенний цветок?

Молодцы! Продолжаем.

4.

«Составь предложение»

1)

Холодная, зима, наступила, снежная.

2)

Снег, белый, выпал, пушистый.

3)

Покрылась, широкая, льдом, речка.

4)

Из, дети, снега, горку, сделали.

5. «Что пропало?» (логический квадрат).

А теперь, включим видеокамеру и заглянем в лес. Скажите, как нужно вести

себя в лесу? Смотрим (презентация «Зима»).

Зима вернулась. Какая она? (ответы детей). Каким стал лес? (ответы детей). Что

вам понравилось? Что запомнилось? Снеговик передал каждому из вас волшебный

листочек. Закрасив его голубой краской, вы узнаете, в чем его волшебство.



В раздел образования