Напоминание

Способы и методы преодоления сценического волнения


Автор: Монастырская Елена Викторовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ им. Г.Кукуевицкого
Населённый пункт: Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка «СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Тема: Способы и методы преодоления сценического волнения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методическая разработка

«СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Автор разработки:

Монастырская Е.В.,

преподаватель по классу фортепиано

mon

168@

rambler

.

ru

Сургут, 2023

Каждый человек в своей жизни сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость публичного выступления.

Согласно исследованиям психологов, страх публичного выступления присутствует у большинства людей – свыше 95%

выступающих. Это - самая распространенная фобия человека, которая не только причиняют неудобства, ухудшает психическое

и физическое самочувствие, но и понижает качество самого выступления. Беспокойство о публичных выступлениях, также

известное как глоссофобия, является одним из наиболее распространенных социальных страхов. Секрет популярности этого

страха в том, что он является проявлением более глубоких, подсознательных фобий. Например, человек может бояться сделать

ошибку, потерять авторитет, быть высмеянным или не принятым сообществом. Внутренние предубеждения формируют

негативный настрой на ситуацию, когда худший сценарий может стать реальностью.

Факторы, которые запускают страх публичных выступлений, можно описать тремя триггерами:

Неизвестность. Человека всегда пугает перспектива столкнуться с непонятной и непривычной для него обстановкой,

незнакомыми людьми. Новизна лишает нас чувства контроля над положением, а значит и уверенности в себе.

Риск. Чувство тревоги нарастает, если вы готовитесь к ответственному выступлению. Например, вам предстоитисполнить

произведение, над которым вы долго работали, тогда с большой вероятностью вы будете волноваться, даже если раньше

спокойно выступали перед небольшими группами.

Условия. Не стоит списывать страх на обстоятельства, но и они играют важную роль в его формировании. Даже если вы

хорошо знаете программу, вы можете начать волноваться. Например, если в момент выступления за окном начались

шумные ремонтные работы, в аудитории стало невыносимо жарко или прямо перед вашим докладом организаторы

предложили сменить локацию — то есть изменились условия выступления.

«Как перестать бояться публичных выступлений?» — вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые

мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед публикой уже с детских лет: рассказать стишок в детском саду, ответить

у доски в школе, сдать устный экзамен в институте, пройти собеседование на работу, дать интервью или выступить на радио и

телевидении, сделать публичный отчёт перед коллегами на работе.

Прежде чем углубимся в детали, хочу пояснить, что невозможно полностью избавиться от страха перед публичными

выступлениями. На самом деле, что немного нервной энергии полезно - это держит выступающего в тонусе, и даже направляет

его в позитивном направлении. Как ответил великий певец Ф. И. Шаляпин на вопрос о том, волнуется ли он на сцене: «На

сцене не волнуются только покойники и болваны. Если ты не нервничаешь, когда выступаешь, это, вероятно, означает, что ты

мертв».

Какова же природа сценического волнения? Почему возникает сценическое волнение, проявляясь у кого то сильнее, а у

кого то слабее? Можно ли им управлять? Давайте разберёмся в этих вопросах и поможем всем, кто столкнулся с этой

проблемой.

Страх - синоним слова «опастность». Страх публичного выступления организм человека воспринимает прежде всего как

угрозу жизни! Потому что в действительности воображение человека рисует в голове страшные картины, к примеру: если я

плохо выступлю, то – мое выступление не понравиться: не буду иметь успех, меня уволят, лишат зарплаты, или я умру от

инфаркта, от стыда! То есть, я так расстроюсь, что это нанесёт вред моему здоровью, которое отвечает за мою жизнь.

Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины. Прежде всего, мы

должны понять, что все причины этого страха только внутри нас – в нашей голове: в нашем воображении, эгоцентризме и

ложном представлении об успехе! И это хорошо, что все причины в нас, ведь тогда мы можем с ними поработать и пытаться

свести отрицательное влияние страха до минимума. Причина страха публичного выступления - естественна и кроется глубоко в

подсознании. Наш мозг воспринимает эту ситуацию как «бей или беги», в теле начинает вырабатываться адреналин и

ускоряться ритм сердца. А поскольку вы вынуждены стоять на месте, образуется излишняя энергия, которая сжимает вам

горло, заставляет краснеть и потеть.

Одна из обязательных составляющих профессии музыканта - систематически выступать на сцене. Чаще или реже, но -

обязательно! Исполнительская деятельность – это один из самых сложных видов деятельности! В ней сосредотачиваются

высокие моральные, психологические, а зачастую и колоссальные физические нагрузки. Довольно часто такая деятельность

становиться настоящим испытанием для взрослого, уже сформировавшегося во всех отношениях, концертного исполнителя, не

говоря уже об учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. Выступать приходиться часто, потому что именно так

построен процесс обучения игре на музыкальном инструменте. Технические зачёты, разные концерты, творческие конкурсы –

согласитесь, что это совсем не то, если бы вы играли дома или в классе перед педагогом. Задача музыканта и маленького и

большого не просто сыграть музыкальное произведение, и не только показать свои возможности, а подарить слушателю

настоящую музыку. Это требует от исполнителя особенного настроя и состояния. Это имеет положительные и отрицательные

стороны. Из положительного – волнение вызывает в исполнителе адреналин, который окрашивает музыку и игру исполнителя

яркими красками, делая её уникальной и выразительной. Но есть и отрицательная сторона, которая мешает добиться качества

исполнения и нужного состояния исполнителя.

Наша главная задача – свести негативное влияние страха до минимума!

Чтобы научиться управлять негативной стороной страхов,

сначала подробно выявим признаки проявления сценического страха у музыкантов:

Отказ памяти (потеря текста, неожиданные остановки, срывы)

Нарушение координации и моторики (появление фальшивых нот)

Силовая регуляция движений (качество звука)

Нарушение темпа (ускорение-замедление)

Физическое зажатие мышц (невозможность играть трудные места)

Дрожь в руках, ногах, голосе

Сухость во рту

Потные и холодные руки

Тошнота и неудобство в животе (бабочки в животе)

Неспособность сосредоточиться на исполнении произведения

и погрузиться в музыку (качество звука, выразительность)

Паническое состояние

Полярная смена настроений

Подавленное расположение духа, апатия, безволие

Празднично - приподнятые, возбужденно - радостные чувства

Бессонница накануне выступления

Мучительное состояние тревоги

Навязчивые мысли о провале или успехе

Мысли перескакивают с одной на другую

Неуверенность

Покраснение или побледнение лица, рук, тела

Сильное сердцебиение

Нарушение дыхания, одышка

Головокружение

Расстройство желудка

Мышечные спазмы;

Полуобморочное состояние;

Повышение давления;

У каждого человека волнение перед выступлением проявляется по - разному, у кого то более ярко, у кого то -

малозаметно. Всё зависит от типа личности, темперамента, психологических особенностей, нервной организации и т.д. В связи

с этим в подготовки учащегося к концертному выступлению педагогу, в каждом конкретном случае, нужно учитывать его

индивидуальные особенности: возраст, характер, тип личности, темперамент, а так же особенности и методы освоения

музыкальным произведением, время, затрачиваемое на его изучение и т.д. Учет педагогом индивидуальных особенностей

ребенка, обучающегося игре на музыкальном инструменте, необходим для понимания его эмоционального состояния во время

публичного выступления на сцене, а также возможности корректировки негативных факторов, которые могут возникнуть во

время концертного выступления. Проблема сценического волнения – одна из наиболее важных для исполнителей. Сталкиваясь

ещё в младших классах, многие ученики не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей учебы.

Существуют две разновидности эстрадного волнения: «волнение – подъем» и «волнение-паника». «Волнение – подъем»

характеризует эмоциональную бодрость, душевный подъем, яркость исполнения, прилив сил и положительной энергии,

способствующей налаживанию контакта музыканта со слушателем и положительному впечатлению от самого исполнения.

Напротив «Волнение – паника» затрачивает колоссальное количество энергии на ее подавление, негативно влияет на качество

исполняемого произведения, что может привести к неуверенности в себе, развитию боязни сцены, навязчивого страха плохого

исполнения.

Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не

застрахован от провала на сцене. Уровень подготовки зависит не только от умений или одарённости ученика, но и от того, что

происходит с ним до начала исполнения, от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается

повышенным стрессовым фактором.

Сформулируем причины, пробуждающие в нас этот страх:

Боязнь публики из-за низкой социальной активности (отсутствие опыта)

Боязнь допустить ошибку или срыв при исполнении

Боязнь забыть текст

Боязнь негативной оценки своего выступления

Боязнь не быть лучшим

Боязнь не оправдать надежды преподавателя, родителей, руководителя и т. д.

Плохая или недостаточная подготовка к выступлению

Боязнь не справиться с техническими трудностями

Боязнь критики, наказания

Причиной сценического волнения являются:

Психологическая подготовка музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна их важнейших задач в

исполнительском искусстве. Нет музыканта, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения. С

таким страхом знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией.

Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты

Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн. Известно, что одни музыканты любят выступать в больших залах, с больших

количеством слушателей, и играют в таких условиях лучше. Такие исполнители относятся к музыкантам экстравертного типа.

Выступая, они испытывают, не волнение и панику, а скорее эмоциональный подъём, настрой на успех. Бывают же исполнители

другого склада: они чувствуют себя в больших залах дискомфортно, им они предпочитают небольшие залы с малым

количеством слушателей – это интроверты. Концертное волнение нужно рассматривать как разновидность эмоциональных

состояний, которые зависят от личностных особенностей индивидуума. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры,

реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.

Из истории исполнительской практики известно, что к представителям первого типа относятся такие исполнители, как Ф.

Лист, А. Рубинштейн, С. Рихтер; второго – Ф. Шопен, М. Балакирев, В. Софроницкий, Г. Гульд. Падеревский о своем

исполнительском опыте писал: « В течение многих лет я испытываю ужасные страдания перед выступлением, это муки,

которые невозможно описать. Ужасное внутреннее волнение, страхи со всем и вся - все это не что иное, как нечистая совесть».

К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние,

переживаемое актером на сцене: « Когда человек – артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга,

застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить,

смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать». Для многих пианистов и (тем более) учащихся концертное исполнение

является далеко не простым делом. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли

перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня. Г. Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры»

вспоминает, как волновались перед концертами такие знаменитые артисты, как А. Рубинштейн, Л. Годовский и другие. А.

Гольденвейзер пишет, что волнение перед выступлением было свойственно большинству великих артистов. Как о редчайшем

исключении из этого правила говорит он об И. Гофмане, который совершенно не волновался перед концертом.

Концертное выступление - это исполнение заранее музыкальных произведений. Оно является итогом совместной работы,

которая проводилась учеником музыкальной школы и его педагогом на протяжении заранее определенного промежутка

времени. На суд публики выносится результат многочасового наряженного труда ученика и преподавателя. Такое выступление

в наибольшей степени раскрывает индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка. Она является основой для

дальнейшего развития умений и навыков инструментальной игры и продолжения совершенствования исполнительского

мастерства.

Формирование эстрадной выдержки учеников детских школ – одна из актуальных проблем преподавателей в области

музыкального искусства, которые становятся педагогами-психологами. В данной ситуации задачей педагога будет являться

минимизация негативных последствий после неудачного публичного выступления ученика и выработка положительного

настроя перед концертным выступлением, а также создание предпосылок для формирования у ребенка – исполнителя

положительного эмоционального состояния.

Большое значение имеет воспитание в учениках воли, ведущей к победе. Немалое число наших достижений на

жизненном пути, в конечном результате – это победа над своими страхами. Волевой ученик может заставить себя сделать то,

что он считает необходимым, а безвольный в этих же обстоятельствах отступает. Поэтому нужно воспитывать настойчивость,

целеустремленность, упорство, смелость, инициативу, самообладание.

Каковы причины детской тревожности, панического страха и эмоционального «захлестывания» юного пианиста на

сцене:

Высокие требования родителей к исполнению ребёнка

Высокие требования преподавателя к игре ученика

Личные особенности учеников, родителей, преподавателей

Неуверенность в своих силах, заниженная самооценка

Чем больше ученик доволен своим обучением игре на фортепиано, тем сильнее его возможность реализовать себя в

музыкально-исполнительской деятельности, а значит и ниже его тревожность. И, наоборот, страх из-за боязни быть

наказанным, критика, заниженная самооценка самого подростка, раздражительность, агрессивность педагога создает подъем

личной тревожности. Умение тонко чувствовать настроение ученика в определенный момент, поддержать, подкорректировать

его чувства и настроения при подготовке к концерту и прямо перед ним - являются фактором снижения тревоги ученика. В

смягчении ситуации неопределенности велика роль педагога: он должен примерно представлять, чего можно ожидать,

провести так называемую «разведку» и рассказать вам, что надо учесть во время выступления.

Публичное выступление – это решающий момент в творческой жизни исполнителя, это итог длительной работы

музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и

становления музыканта, где все взаимосвязано: музыкальное мышление, творческое воображение, техническое развитие,

память, общей культуры. Ученик изначально должен привыкать к тому, что за выступление он несет ответственность перед

слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это – праздник, яркие

минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение.

Накануне выступления рекомендуется раньше лечь спать и хорошо выспаться. Не менять привычный ритм жизни,

обязательно погулять, не переедать, не устраивать шумных развлечений, чтобы, по словам Г. Нейгауза, обеспечить «свежесть

души и тела». Ну и позаниматься часок-другой на рояле. В предконцертные дни не напрягать внимания, заниматься меньше.

Если программа не готова - учить ее слишком поздно. Вообще, опытный педагог никогда не выпустит неподготовленного

ученика на сцену, он хорошо знает, что это чревато плохими последствиями для юного музыканта.

За 2 дня до концерта отвлечься от забот, волнений, посоветовать ученику сходить в кино, театр, почитать интересную книгу.

Накануне концерта, поиграть все в сдержанном темпе, беречь силы, эмоции; почитать с листа, поиграть что-нибудь из старого

репертуара, посмотреть играемое произведение по нотам; спать лечь пораньше и хорошо выспаться; много не заниматься,

чтобы не было по словам Г. Нейгауза «душевной изношенности» из-за переутомления. «Я советую ученикам, - высказывается в

данной связи М.С. Воскресенский, - в день концерта не очень много заниматься. Два-три часа, проведенных за клавиатурой,

более чем достаточно. Полезно поиграть программу в неторопливом движении, в спокойной манере, не пытаясь раньше

времени стать артистом.

День концертного выступления

Важный элемент – разыгрывание - оно нужно для разминки мышц, участвующих в игре, и психологического аппарата в целом.

Организм входит в состояние «боевой готовности» - повышается пульс, дыхание, скорость протекания мыслительных

процессов. Необходимо помнить, что игра в быстром темпе перед выходом на сцену, ведет к усилению беспокойства и трате

нервной энергии. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски,

чтобы не разрывать единства музыкальной ткани. Для снятия стресса можно предложить ученику съесть 2-3кусочка сахара или

небольшую плитку шоколада, запив теплым слабым чаем или водой. Таким способом пользовались С. Рихтер, Д. Ойстрах.

Известно, что глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению

кровообращения и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожание рук, а

вот использование успокоительных средств, обрекает ученика на неэмоциональную, вялую игру. И М.С. Воскресенский, и С.Л.

Доренский, и В.К. Мержанов, и их коллеги подчеркивают, что сценическому волнению можно противостоять, но для этого

нужно знать себя, опробовать различные приемы и способы само воздействия, иметь представление о том, что и при каких

обстоятельствах может помочь. Сходным образом рассуждал и В.В. Кастельский: «Я говорю студентам перед выступлением:

«У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа. Ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с

публикой». Именно так и следует настраивать ученика!

Страх публичных выступлений вполне реален. Однако есть методы, которые помогут вам преодолеть свои страхи. Есть

даже способы помочь вам использовать вашу энергию в позитивном ключе.

Продолжайте читать, если хотите узнать, как…

Методы и советы,

помогающие снизить негативное влияние сценического волнения

1.

Люби музыку! Погружайся в неё! Будь увлечённым!

Выдающийся музыкант нашего времени, пианист С. Т. Рихтер однажды так описал ощущения, испытанные им во время

концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя, не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты

забываешь всё – не только зрителей, зал, но и самого себя». Главная цель любого выступления —донести до слушателя что-то

важное, полезное, интересное, получив удовольствие от своего выступления. Практика показывает: когда человек

заинтересован, увлечен и хорошо знаком с темой, то у него появляется естественное желание говорить о ней всем — от коллег

до членов семьи. Постарайтесь настроиться на предмет выступления, найдите удивительные факты, придумайте неожиданный

подход к теме, чтобы вам самому было интересно об этом рассказывать. Сосредоточьтесь на музыке, старайтесь войти в ее

поток. Известный музыкант-исполнитель Д. Д. Благой полагает, что особенности того или иного сценического состояния

можно объяснить интеллектуально-творческими качествами личности. По его мнению, благотворное влияние на особенности

сценического состояния оказывает «увлечённость музыкальными образами, открытия всего прекрасного, что содержится в

сочинении, любовь к каждой его детали, в страсти, с которой жаждешь выявить всё это в реальном звучании...» Музыкант,

будь то пианист или скрипач, на сцене – прежде всего актер. Его сценической обязанностью является донесение истинного

неповторимого смысла исполняемого им произведения.

2.

Не бойся быть несовершенным! Долой перфекционализм!

Стремление к работе высокого качества — несомненный плюс и признак мастерства, но глупо изводить себя стремлением к

идеалу. Публичное выступление — живой процесс. На наше выступление влияет подготовка, техника, организация и конечно,

слушатель. Не ставьте себе цель: сделать идеально, лучше ориентируйтесь на качественную работу и максимальную отдачу.

Ваша цель — донести свои мысли и при этом получить удовольствие от того, что вы делитесь интересной музыкой и общаетесь

с ней к зрителю. Совершенство недостижимо! Многие из нас об этом забывают. Мы встречаем носителя английского языка и

думаем: «Как прекрасна его речь, вот бы я смог(ла) так когда-нибудь говорить!..». На самом же деле, даже носители языка

делают ошибки: грамматические, речевые, оговорки («slip of the tongue») – это нормально, ошибаются все. По сути, лучший

способ изучать язык – говорить, не боясь сделать ошибку. Итак, делайте ошибки – не старайтесь быть совершенным.

3.

Играть! Играть больше! Заниматься!

Важнейший фактор, уменьшающий волнение, – «чистая совесть» исполнителя. Погрузитесь в тему с головой: послушайте

свое произведение в разных исполнениях, почитайте дополнительную литературу, посмотрите видео, поговорите с

профессионалами, чтобы собрать прочную базу знаний вокруг вашей темы. Чем лучше вы подготовлены, тем легче проходит

публичное выступление, поэтому начинайте практиковаться заранее. Регулярно занимайтесь! Систематически! Старайтесь

максимально вкладываться качеством в самостоятельных занятиях и с преподавателем. Делать это систематически!

Уделите должное время подготовке к выступлению! Вы должны понимать, что говорите, т. е. ни в коем случае не доводите

знание текста до автоматизма, поскольку автоматически в случае стресса вы его забудете. Досконально изучите тему

выступления, проникнитесь сутью для более глубокого понимания.

4.

Люби публику!

Контакт со слушателями стимулирует большую содержательность исполнения. Помните, что вы выходите на сцену, чтобы

вдохновить своих слушателей, а не показать, какой вы классный. Совет: «В публичном выступлении не вы — главное лицо, а

ваши слушатели. Многие люди, испытывающие страх выступлений, концентрируются на себе «Вдруг я плохо выступлю?

Вдруг я выгляжу ужасно?» — думают они. Но на самом деле главное — это донести музыку до слушателя». Публика пришла в

концертный зал ради той музыки, которую ты будешь исполнять, а не ради того, чтобы усмотреть недостатки твоего

выступления. Поблагодари слушателей за то, что они пришли на твой концерт. Не бойся слушателя: он твой друг и помощник!

И тогда при самом хорошем исполнении обычно не достает той взаимной симпатии, которая необходима артисту,

чувствующему публику так же, как он чувствует музыку. Разве природа не предусмотрела адреналин – стимулирующее

средство для случаев, требующих особенной собранности и энергии? Если исполнитель не скован страхом, а находится

в состоянии творческого возбуждения, привычки и память отвечают на его замыслы с такой четкостью и быстротой, на

которые они были неспособны во время репетиции. Скрипач А. Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся

ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты - не хирург». Задача преподавателя - сформировать правильное отношение к

неудачам!

5.

Репетируйте!

В идеале, вы должны с учеником порепетировать в концертном зале минимум несколько раз. Важно приспособиться к

инструменту, банкетке, освещению и объему аудитории, в которой будите выступать. Желательно репетировать в той одежде

и обуви, в которой будите выступать! Необходимо наработать удобство и привычку. Репетируем с хорошей осанкой - это и

более глубокое дыхание, лучшее самочувствие, уверенность в себе. Для юного музыканта очень важно, если подготовка к

выступлению будет проходить в зале, где непосредственно состоится концертное исполнение выученного произведения.

Положительный эффект на юного исполнителя так же окажет присутствие на репетиции небольшого количества людей, это

поможет почувствовать те ощущения, которые музыкант будет переживать во время сценического исполнения, и правильно

подготовиться к ним. Открыть много неожиданного, может помочь видеозапись репетиции. Очень полезно снимать ученика на

видео, а затем просматривать вместе с ним, обсуждая все «плюсы» и «минусы». Главное, не относитесь к себе слишком

критично — выступать всегда непросто, этот опыт приходит с годами тренировок. Но первый шаг к этому — научиться

контролировать свои эмоции и страх. Запишите свою речь на телефон или видеокамеру. Запишите свое выступление от начала

до конца. Затем послушайте или посмотрите его и сделайте заметки о том, как вы могли бы его улучшить. Некоторым людям

не нравится слушать звук своего голоса на пленке, поэтому важно, чтобы вы привыкли к своему голосу и манере речи. Долгие

репетиции — залог хорошего выступления. Возможно, вам потребуется не так много времени, но вы обязательно будете

чувствовать себя увереннее с каждым повтором. Можно репетировать перед зеркалом, а можно записать своё выступление на

видео — хотя бы на камеру смартфона. Смотреть получившуюся запись поначалу будет неловко, а может, и неприятно, но это

поможет проанализировать то, как вы говорите, и выделить то, над чем ещё стоит поработать — включая мимику, позу, жесты

и то, как вы держитесь. Этот совет кажется очевидным, но проговорить его всё-таки стоит. Для выступления нужно выбирать

одежду, в которой вам будет комфортно: в удобной одежде вы будете чувствовать себя увереннее и сможете полностью

сосредоточиться. Лучше отказаться от новой одежды и, в особенности, обуви: только представьте, насколько сложнее

выступать на сцене в туфлях, которые натирают ноги.

6.

Обыгрывание!

Не будет лишним выступить перед одним слушателем. Это может быть другой преподаватель, родители, друзья, знакомые.

Желательно, чтоб слушатель ориентировался в данной конкретной тематике. Именно такой слушатель сможет выявить в вашем

выступлении недостатки, а так же сказать что то полезное и ценное. В данном случае будет обоснованным привести цитату из

книги Н. Голубовской: «Упражняйся в изменениях условий своей игры. Играй на разных роялях, разным людям, в разных

помещениях, в разное время дня». Ученик при обыгрывании приближается к ситуации публичного выступления. Играть в

детских

садах,

общеобразовательных

школах,

музеях,

где

публика

не

профессиональная

и

очень

благодарная,

доброжелательная. В домашних условиях, можно создать так же приближенные условия для выступления, а вместо слушателей

выставить стулья, посадив на них куклы, игрушки. Помогает простое обыгрывание перед воображаемой аудиторией.

Обыгрывание программы нужно делать как можно чаще, стараясь достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского,

«трудное стало привычным, привычное - легким, а легкое - приятным».

7.

Практика, практика, практика!

Когда вы делаете это в 500 раз, работает другая точка в мозгу. Страх исчезает!

Привыкнуть к сценическому состоянию! Выступать! Практика ведет к совершенству! Даже люди, которые выступают

публично, многократно репетируют. Много практики поможет повысить вашу уверенность в себе. Выступая снова и снова, вы -

тренируете мышечную память. Когда прилив адреналина попытается сбить мозг с толку, в памяти всплывут нужные

формулировки. Чем больше я практики, тем комфортнее становится выступать перед публикой. Урок таков: даже если вы

чувствуете, что не совсем готовы, активно ищите возможности для выступления и используйте каждую, которая встречается на

вашем пути, будь то просто презентация перед несколькими коллегами или выступление перед аудиторией из 30 человек. К

выступлениям можно привыкнуть. Чем больше вы выступаете, тем меньше волнуетесь. Необходимо увеличить число

выступлений, принимая участие в любых концертах: в классе, в общеобразовательных школах, детских садах и пр. Чтобы

смягчить негативное влияние обстановки, помочь себе адаптироваться к условиям предстоящего выступления, за какое-то

время до него полезно создать подобную ситуацию – провести генеральную репетицию в зале в сценическом костюме, с

конферансом и публикой. Пробудить интерес к публичным выступлениям помогают концерты с участием в составе ансамблей,

концертмейстеров, играя в коллективе, или имея перед глазами ноты - ученики чувствуют себя гораздо спокойнее, и если такие

выступления проводить регулярно, сценического стресса не будет. Прекрасный эффект дают коллективные уроки.

Легендарные уроки у Г. Г. Нейгауза всегда проходили в публичной обстановке при большом количестве слушателей.

Приглашение к роялю поступало от педагога в любой момент, и каждый ученик становился артистом-исполнителем. Такая

форма урока - отличная школа для ученика. Большинство выступлений можно превратить видеофильм, который поможет вам в

дальнейшем развитии вашего исполнительского опыта. Великий скрипичный педагог П. С. Столярский приучал своих

учеников с самых ранних лет к частым выступлениям на сцене в составе разных ансамблей – трио, квартетов, унисонов, и это

давало замечательный эффект: ученики Столярского редко страдали от эстрадных потерь, связанных с волнением.

8.

Не пытайтесь успокоиться!

Чтоб способствовать творческому мышлению и энергии нужно волноваться! Нужно волноваться, нервничать и стрессовать!

Тем, кто готовится к публичному выступлению, часто кажется, что главное — заставить себя успокоиться любыми

возможными способами. Но данные исследований показывают, что это не самая эффективная стратегия: вместо этого стоит

открыто признаться себе, что вы волнуетесь. Беспокойство — сильная эмоция, постарайтесь направить ее в позитивное русло и

трансформировать в радостное предвкушение будущего события. Прими свой страх! Второй путь заключается в принятии

своего страха. Позвольте себе иметь право на волнение, ведь вы же человек. Если вы примите данный факт, вам сразу станет

значительно легче. Однако не стоит забывать о том, чтобы настроится на достижение положительного результата. Не надо

тратить силы на прокручивание в голове своего негативного опыта.

9.

Настрой на положительный результат!

Не сомневайся! Нарабатывайте уверенность в ученике! Внушайте ученику уверенность в своих силах. Делайте жесты

победы! И успех - случиться! Публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны! Очень важно для

выступающего, которого беспокоит сильный страх, настроиться на получение положительного результата. При этом

акцентировать внимание нужно на настоящем моменте, а не тех событиях, которые могут произойти в будущем. Многие

замечают, что придать уверенности себе помогает обычная улыбка. Она позволяет снизить дискомфорт и психическое

напряжение, которое преследует человека со страхом перед публичными выступлениями. Визуализируйте свой успех!

Представьте, что ваше выступление пройдет замечательно. Позитивные мысли могут помочь снизить негативное отношение к

социальным возможностям и немного уменьшить беспокойство. Используйте самовнушение! А именно, обращайтесь к себе со

словами ободрения: «Я прекрасно выступлю», «У меня отличное произношение», или хотя бы: «Я знаю язык не так уж и

плохо» (шутка!). Если говорить себе: «Всё ужасно. Я никогда не смогу выступить, все будут надо мною смеяться», – провала

не избежать. Как говорят американцы, «Think positively!», позитивный настрой – наше мощное оружие, помогающее

сворачивать горы («to move mountains»)! Можно сказать с полной уверенностью, о том, что сила самовнушения - великая вещь,

и пользы от нее, гораздо больше, чем от всех таблеток вместе взятых. Следует также повторять почаще вслух и про себя: «Я с

нетерпением жду концерта» - страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности, ведь предконцертное

волнение основано на беспокойстве за качество выступления, и правильная психологическая установка на успешное

выступление-это разумное сбережение нервно - психической энергии, это умение владеть своим состоянием, управлять собой и

переводить переживания в нужное русло.

Самовнушение используют для формирования положительного эмоционального фона, для улучшения запоминания и

последующего воспроизведения, для «пробуждения» творческой активности и т.д. О.Благой в своей статье описывает такой

случай: «Мне приходилось слышать, как один очень известный, часто гастролирующий солист перед выступлением шептал

словно заклинание: «Ах, как я хочу играть! Я очень хочу играть! Скорее бы!»[20]. Несомненно, это был сеанс самовнушения.

Без потребности в публичном выступлении невозможно достичь состояния творческого подъёма.

10.

Я – великий музыкант! (Ролевая подготовка)

Избрать себе кумира! Ролевая модель! Слушать кумира любимца публики! Смысл этого приема заключается в том, что

исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не

боящегося публичных выступлений и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием

называется имаготерапией т.е. терапией при помощи образа. Представьте, что у вас все получается. Знаете ли вы, что ваш мозг

не может отличить воображаемую деятельность от реальной? Вот почему элитные спортсмены используют визуализацию для

улучшения спортивных результатов. Со временем то, что вы представляете, превратится в то, на что вы способны. Научитесь

визуализировать успех, и ваше тело последует его примеру. Подделывайте это, пока не станете им. Притворившись кем-то

другим, или что-то еще, что вам подходит, притворяясь прекрасным оратором, пока однажды вы не станете одним из них.

Смысл этого приема заключается в том, что музыкант-исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств,

входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе

другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа. Волшебная сила

воображения, магического «если бы» давно известна людям. В своей известной книге Дейл Карнеги рассказывает об опытах

английского психиатра Дж.А.Хэдфилда, который проверял влияние образных внушений на физическую силу. Трем мужчинам

он предлагал сжать динамометр изо всех сил. Когда эксперимент проводился в условиях нормальной работы испытуемых,

средняя сила сжатия составляла 45,81 кг. Затем испытуемые были подвергнуты действию гипноза, и им было внушено, что они

очень слабы. В результате они смогли выжать только 13,15 кг. В третьем эксперименте Хэдфилд внушил испытуемым, что

они очень сильны. После этого каждому из них удалось выжать в среднем 64,41 кг. «Когда сознание было заполнено

положительными мыслями о силе, — пишет Д.Карнеги, — то их действительная сила увеличилась почти на пятьдесят

процентов».

Смысл ролевой подготовки заключается в том, что музыкант-исполнитель, чрезмерно волнующийся перед

ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не

боится. Молодому музыканту можно посоветовать представить себе уверенного и смелого концертанта, на которого ему

хотелось бы быть похожим. Далее надо с максимально возможной полнотой постараться вжиться в этот образ, выполняя для

этого соответствующую систему действий. Надо скопировать манеру держаться этого человека, разговаривать, смеяться,

манеру сидеть за инструментом. При этом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут

преобладать настроения уверенности и мажорного мироощущения.

Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой «роли»

является, пожалуй, высшим этапом психологической подготовки. История медицины знает немало случаев, когда, казалось бы,

безнадежно больные люди, перестраивая свое воображение на роль человека, который не имеет права болеть и должен, просто

обязан выздороветь, выздоравливали.

11.

Воспитание воли и внимания!

На сценическое состояние музыканта-исполнителя оказывают влияние все психические процессы, протекающие в момент

исполнения музыкального произведения. Особенно важную роль играют воля, внимание, слуховые представления,

оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения.

Психологи рассматривают волю и внимание как особые качества личности, именно они являются необходимым условием

для успешного осуществления какой-либо деятельности. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-

нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает

отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Воспитание внимания сводится к тому, чтобы научиться во

время работы ставить перед собой ясные и конкретные задачи; уметь эти задачи определять и добиваться их выполнения.

Волей называют то особое характерологическое свойство человека, которое помогает ему реально преодолевать

различные затруднения и препятствия на пути к цели. Многие ученые понимают под волей способность регулировать и

направлять свою деятельность, подчиняя себе (по возможности) внешние обстоятельства, а, не подчиняясь им, т.е. действовать

вопреки трудностям, помехам и т.д. Воля - это "целенаправленное саморегулирование человеком своего поведения,

выраженное в способности сознательно преодолевать препятствия и трудности при совершении действий и поступков".

В процессе образования и воспитания воля и внимание поддаются развитию и совершенствованию, у исполнителя

появляется уверенность. «Уверенность – атрибут воли; воля питает, поддерживает чувство уверенности в себе».

12.

Наполняться приятными эмоциями - они вытеснят страх!

Идите в театр, на концерт! Слушайте музыку! Занимайтесь танцами! Чтобы спать! Устаньте и спите! Занимайтесь

спортом! Даже короткая тренировка поможет расслабиться и снять нервное напряжение. Главное помните, что аудитория, как

правило, настроена доброжелательно и не хочет, чтобы вы провалились: даже если у вас будут ошибки, слушатели с лёгкостью

простят их вам. Как не думать о белом медведе? Думать о чёрной собаке!

Педагогические управление подготовки к концертному выступлению музыканта-исполнителя

Педагогическая подготовка музыканта-исполнителя к концертному выступлению имеет не меньшее значение нежели

профессионально-исполнительская подготовка как таковая. Вся работа, которая велась музыкантом-исполнителем над

музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях концертного выступления;

только оно определяет и меру выученности материала, и степень одаренности музыканта-исполнителя, и его психологическую

устойчивость, и многое другое. Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого

выступления музыканта-исполнителя и его профпригодностью. Возможны ситуации, когда щедро одаренный музыкант-

исполнитель терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; возможны и такие ситуации, когда неплохо показать себя

может и музыкант-исполнитель не слишком яркой одаренности, и тем не менее сценой проверяется, как уже говорилось,

решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и устойчивость

психики, и др.

Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической устойчивости должна, в принципе, вестись с детских лет.

Существует точка зрения, что музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей

профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется со сценическим волнением. Впрочем,

настаивать на этой позиции вряд ли имеет смысл, поскольку в биографиях выдающихся артистов столько же свидетельств «за»

эту точку зрения, сколько и «против».

Следует изучать личностные особенности музыканта-исполнителя, его отрицательных и положительных сторон психики,

характера,

эмоционально-волевой

сферы,

а

также

его

профессиональных

успехов,

поведения

на

сцене,

уровня

профессиональной выносливости, в результате чего составляется план индивидуальных занятий. И от стратегии,

последовательно выстраиваемой педагогом с самого начала обучения зависит результат.

Педагог должен воспитывать, формировать на уроках положительные черты характера и устранять отрицательные,

формировать высокий уровень психологической устойчивости.

Сценическое состояние музыканта-исполнителя перед выступлением в значительной степени зависит также от настроения

педагога. Преподаватель должен уметь вселять бодрость в своих питомцев. Нет ничего более нелепого и более травмирующего,

для музыканта-исполнителя, нежели вид собственного наставника, волнующегося до дрожи, в то же самое время

призывающего к спокойствию и уверенности.

Похвала перед выступлением необходима, пусть она не всегда будет вполне искренней, бывают же такие ситуации в

педагогике, где цель оправдывает средства. Есть, конечно, ситуации, где похвала противопоказана даже перед выступлением. В

этом случае только сам педагог решает что и когда он скажет воспитаннику накануне выхода на сцену.

После выступления музыкант-исполнитель ждёт оценки своей игры прежде всего от педагога. Надо обязательно его

поддержать, найти, за что похвалить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его старанию,

его успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи, и

промахи, найти их причину, извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Ещё один очень важный момент

– научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как

неприятный, но проходящий урок. Вспомним слова М.Лонг: «Не падать духом, вот в чём была моя опора в жизни». Неудачи

должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз играть лучше.

Поэтому педагогу надо избегать фиксировать внимание музыканта-исполнителя на неприятных мыслях о бывших неудачах, а

чаще говорить о тех выступлениях, когда музыкант-исполнитель играл успешно.

Максимальное внимание педагога во многом может предопределить профессиональный путь будущего музыканта-

исполнителя: психическая травма или безразличие, возникшее после выступления, способны приостановить музыкальную

деятельность отдельных музыкантов- исполнителей. Весь ход предконцертной работы формирует особенности методики

организационо-педагогических принципов проведения концертного выступления. Их знание и учет являются одним из

факторов успешной деятельности педагога, неотъемлемой частью его профессиональной состоятельности.

Каждый музыкант-исполнитель неповторимая индивидуальность, и следственно, методы подготовки всегда должны

основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды музыканта-исполнителя. Педагогу следует изучать

личностные особенности музыканта-исполнителя, его отрицательные и положительные стороны психики, характера,

эмоционально-волевой сферы, а также его профессиональных успехов, поведения на сцене, уровня профессиональной

выносливости, в результате чего составляется план индивидуальных занятий. И от стратегии, последовательно выстраиваемой

педагогом с самого начала обучения зависит результат.

Универсальных методов преодоления сценического волнения не существует. Выработка необходимых условий и навыков

по-прежнему остается в числе наиболее актуальных и действенных.

Список литературы:

1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство, Музыка, 1974 г.

2. Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов – исполнителей. Методические записки по вопросам

музыкального образования. Вып.2. – М., 1979.

3. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., Классика - XXI, 2008.

4. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве // Исполнительское искусство зарубежных стран – М., 1962.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999 г.

6. Ганелин Л. О значении самонастройки и возможностях активного самовнушения при подготовке музыкантов –

исполнителей. Психорегуляция. – Алма – Ата. 1973.

7 Гольденвейзер А.Б. Об исполнительстве // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. -М., Музыка, 1965.

8. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Москва–Магнитогорск, 1998 г.

9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология, Москва, 1993 г.

10. Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к конертным выступлениям // Методические записи по вопросам музыкального

образования. Вып. 3. – М., Музыка, 1991.

11. Готсдинер А.Л. Концертное исполнение как специфическая форма социального общения. – М., 1978.

12. Коган Г.М. - Работа пианиста.- М., Классика -XXI, 2004.

13. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика, Челябинск, 2006 г.

14. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Москва, Музыка, 1987 г.

15. Перельман Н.Л. В классе рояля. Москва-Ленинград, Музыка, 1997 г.

16. Песков В.П. Психология стресса, Иркутск, 2008 г.

17. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Работа актёра над ролью, Собр. соч., М., 1954

18. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство, Москва, 1969 г.

19. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества, Советский композитор, 1988 г.

20. Светлана Пильчена «Страхи публичных выступлений»

21. Брайан Трейси — «Сила уверенности в себе»

22. Алексей Марков — «Публичные выступления. 5 способов победить страх»

23. Мэнди Холгейт — «Победи свой страх»

24. Эдвардс Ванесса — «Наука общения»

25. Кабейн Оливия Фокс — «Харизма — Как влиять, убеждать и вдохновлять»

26. Чалдини Роберт Б. — «Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся»

27. Дейл Карнеги — «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»

28. Радислав Гандапас — «К выступлению готов! Презентационный конструктор»

29. Елена Бровкина — «Большая энциклопедия страха публичного выступления»

30. Клещёв С. Волнение на эстраде и методы его устранения. – Советская музыка. №11 – М.,1936.

31. Маккиннон Л. Игра наизусть. – М., Классика - XXI , 2004.

32. Селиванов В.И. Понятие воли в психологии: Материалы Второй межвузовской научной конференции по проблеме

психологии воли. - Рязань, 1967.

33. Федоров Е.Е.

О психологической подготовке музыканта к концертному выступлению. Вопросы музыкознания.

Новосибирская государственная консерватория им. М.И.Глинки. 1999.

Приложение

Типологические свойства, темперамент

Нет двух артистов, которые испытывают одинаковое психологическое состояние в момент выхода на концертную площадку.

Один исполнитель смертельно боится ошибиться, забыть текст, другой смущён эмоциогенной обстановкой концертного зала,

ему не по себе от сотен устремлённых на него глаз, кто-то хочет больше того, на что способен, и мучается, чувствуя свою

беспомощность, кому-то всё надоело и он мечтает поскорее уйти домой, а некоторые музыканты испытывают состояние

творческого подъёма и с радостью, с нетерпением ждут общения с публикой.

Кому-то необходима эмоциональная встряска, а кому-то – покой, одни употребляют допинг, другие – валерьянку, а третьи не

пользуются ничем. Есть исполнители, которые перед выходом на эстраду много и оживлённо разговаривают на отвлечённые

темы, но есть и такие, кто предпочитает посидеть в тишине. Некоторые стараются всё внимание сосредоточить на предстоящем

выступлении, но многим важно подумать о чём-то своём, не связанном с концертом. Наконец, один музыкант привык перед

выступлением много разыгрываться, а другому это вовсе не нужно, он боится устать и бережёт свои физические силы. Самые

доброжелательные рекомендации, данные без учёта индивидуальных особенностей личности исполнителя, как правило, не

приносят пользы.

Сценическое волнение проявляется у каждого ученика по- разному, здесь все зависит от типа центральной нервной системы.

Один- совершенно спокоен, другой, дрожит как осиновый лист, третий- заторможен, четвертый - возбужден. Некоторые

хорошо играют в классе, но «сыпятся» на сцене, а те на кого не возлагаешь никаких надежд, вдруг соберутся и сыграют лучше,

чем ожидалось.

«Исполнители с темпераментом флегматика».

У них относительно небогатая шкала динамических оттенков. Часто недостаёт артистизма в исполнении. Иногда незаметно для

себя замедляют темп. Чувствуют себя скованно, когда вынуждены обращаться к непривычному композиторскому языку. Не

проявляют инициативы в организации своих выступлений. Предпочитают не менять партнёров по ансамблю. Работают

методично, спокойно. Охотно опираются на ранее приобретённые исполнительские навыки. Менее других подвержены

негативным формам эстрадного волнения.

Для людей с этим типом темперамента необходимо повысить активность с помощью двигательной деятельности и внутреннего

монолога. Самовнушение должно включать в себя формулу воодушевления: «Сегодня мой день!», «Вперед!», «Пошел!».

«Исполнители с темпераментом холерика».

Изучая сочинение, им приходится прилагать усилия для достижения органического единства эмоционального и рационального

начал. В исполнительской интерпретации ярко проявляется волевое начало. Игра холериков, как правило, отличается высоким

артистизмом. Они стремятся играть ярко и выразительно. Часто испытывают трудности при ритмической организации

музыкального материала. Имеют склонность незаметно для себя ускорять темп, сокращать паузы, недодерживать длинные

ноты. Тяжело переживают неудачи.

Для людей данной группы, больше, чем для других, необходимо управлять своим психологическим состоянием.

-рекомендуются любые упражнения на релаксацию, физическое расслабление. Полезно применять вместе с дыхательными

упражнениями.

-рекомендуется переключение внимания на другие объекты. Готовясь к стрессовой ситуации необходимо представить

возможность неприятного исхода, необходимо убеждать себя: «Я к этому готов», «Я сделаю все как надо».

«Исполнители с темпераментом сангвиника».

В некоторых случаях эмоциональное начало превалирует над рациональным, приходится обуздывать неуправляемые эмоции.

Работают неровно — перед ответственным выступлением много и увлечённо занимаются, после выступления с трудом

преодолевают своё нерасположение. Предпочитают работать над пьесами, но не над инструктивным материалом. Сангвиники

охотно ищут применение своим творческим силам, проявляют инициативу в организации своих выступлений, но им быстро

приедается музыкальное сочинение, даже то, которое они сами выбрали. Гибко адаптируются к непривычным условиям

работы. Неудачи переносят относительно легко.

«Исполнители с темпераментом меланхолика».

Как правило, очень тщательно прорабатывают детали исполнения, много внимания уделяют подробностям интерпретации.

Часто им недостаёт масштабности исполнения, артистической раскрепощённости, творческой смелости. Медленно

адаптируются к непривычным условиям работы. Особенно тяжело страдают от негативных форм сценического волнения.

Неудачи переживают чрезвычайно болезненно.

Для людей с таким типом темперамента для борьбы со стрессом рекомендуется:

-самовнушение

- создание позитивного настроения, готовность к активной деятельности.

Известно, что в чистом виде темпераменты встречаются относительно редко. И хотя в творческой работе музыканта

преобладают черты какого-либо одного темперамента, могут наблюдаться также отдельные особенности, свойственные

другому. Ежедневное решение схожих исполнительских проблем, постоянное выполнение одних и тех же творческих задач

постепенно меняет психику человека.

В

музыкально-исполнительской

деятельности

наблюдается

схожая

зависимость

музыканты,

имеющие

сильный

неуравновешенный тип нервной системы (холерики), чаще других испытывают сценическое состояние, напоминающее

«предстартовую лихорадку». Исполнители с сильной инертной системой высшей нервной деятельности (флегматики) чаще

впадают в состояние «творческой апатии». Труднее прочих преодолевают нездоровые формы сценического волнения

музыканты со слабым типом нервной системы (меланхолики).

В музыкальном исполнительстве успеха могут добиться люди с любым типом высшей нервной деятельности, в том числе и

меланхолики. Если музыкант, обладающий меланхолическим типом темперамента, постоянно нацелен на преодоление

негативных свойств своей психики, то со временем его нервная система приспосабливается к условиям творческой работы. Тип

темперамента не является роком, данным человеку раз и навсегда.

Очень интересна психологическая методика о радикалах В. В. Пономаренко.

В основу его методики легли наблюдения психологов о свойствах характера людей. Что интересно, названия радикалы

получили от используемых в психиатрии терминов, характеризующих психические расстройства личности.

Следует помнить, что радикалы, это особенности личности, при которых отдельные черты характера выявлены сильнее

других. Это приводит к склонности человека применять одни и те же стратегии поведения в разных ситуациях. Суть методики

состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить составляющие характера —

радикалы. Таким образом, в режиме реального времени, без применения тестов можно увидеть психологические и

коммуникативные особенности.

7 радикалов, типы характера:

1. Паранойяльный (целеустремленный);

2. Истероидный (демонстративный);

3. Эпилептоидный (бывает 2х видов: застревающий и возбудимый);

4. Шизоидный (странный);

5. Гипертимный (жизнерадостный);

6. Эмотивный (чувствительный);

7. Тревожный (боязливый).

В своей педагогической практике я попыталась использовать методику В. В. Пономаренко. Она помогла мне более точно

определить характер моих учеников, понять их психологическое состояние, правильно оценить сложные ситуации, найти к ним

подход.

Развитие исполнительской воли

Эстрадные выступления требуют большой исполнительской воли и выдержки, так как музыкант энергетически выкладывается.

Надо уметь мобилизовать всю свою энергию и вместе с тем умело ее расходовать. Для их «тренировки» полезно проигрывать

всю программу целиком несколько раз подряд, при этом стараясь сохранить внимание, сосредоточенность и контроль

энергетических затрат.

Исполнительская деятельность, безусловно, относится к числу волевых актов. Исполнительская воля позволяет музыканту

снимать импульсивность во время выступления, достигать органического единства эмоционального и рационального начал в

творчестве. И произвольное внимание, возникшее как результат усилия воли, и непроизвольное, сформировавшееся как

результат заинтересованности, снижают возможность появления негативных форм эстрадного волнения.

В минуты, когда требуется усилие воли, чтобы заставить себя работать, полезно вспомнить известное высказывание П. И.

Чайковского: «...Работать нужно всегда, и настоящий, честный артист не может сидеть сложа руки под предлогом, что он не

расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и

верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить своё нерасположение»

Большое значение имеет воспитание в учениках воли, ведущей к победе.

О. Бальзак сказал: «Не существует больших талантов без большой воли…Воля может и должна быть предметом гордости

гораздо больше, нежели талант. Если талант - это развитая природная склонность, то твердая воля- это ежеминутно

одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами,

которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

А ведь, действительно, немалое число всех наших достижений на жизненном пути, в конечном результате - это победа над

собой, над навыками преодолевать свои секундные слабости, какие-то природные несовершенства. Волевой ученик может

заставить себя сделать то, что он считает необходимым, а безвольный в этих же обстоятельствах отступает.

М. Норбеков пишет: «Когда одни видят перед собой пропасть, думают о бездне, другие думают о том, как построить через нее

мост». Каковы же характеристики волевых действий? Это: настойчивость, целеустремленность, упорство, смелость,

решительность, самостоятельность, инициатива, самообладание и выдержка.

Волевые качества могут проявляться по-разному. Один из учеников может показать высокое количество баллов в проявлении

настойчивости,

целеустремленности,

пытаясь

справиться

с

техническими

трудностями

произведения,

а

другой

в

решительности и смелости первым выходя, на ответственное публичное выступление. Тренировка подобных качеств

происходит только практикой.

Исполнительская деятельность музыканта - неимоверно сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс.

Готовясь к выходу на сцену, исполнитель затрачивает огромное количество энергии, как физической, так и эмоциональной.

Чтобы самостоятельно определить слабые стороны своей творческой индивидуальности и выбрать наиболее полезную и

продуктивную методику психофизиологической подготовки учащегося к концертному выступлению, нужно обладать немалым

объёмом знаний об этой проблеме.

Дать однозначный рецепт для того чтобы выступление учащегося всегда имело успех не возьмется, пожалуй, ни один из

методистов, педагогов и музыкантов-исполнителей. Каждый человек неповторимая индивидуальность и, следовательно,

методы подготовки учащихся всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды

ребенка. Поэтому, изучая себя, свои сильные и слабые стороны, анализируя и запоминая ощущения, которые предшествовали

удачному выступлению, мы можем затем сознательно воспроизводить подобные состояния перед последующими

выступлениями.

Общение с публикой, зрительской аудиторией - всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь. Учащийся-

музыкант не только воздействует на аудиторию, но и испытывает на себе ее влияние. Музыка для исполнителя является

связующим звеном и одновременно средством общения со слушателями. Преодоление эстрадного волнения у учащегося

должно идти по пути творческого желания общения с аудиторией. Именно общение несет в себе истинный и непреходящий

смысл

всей

подготовительной

работы

музыканта-исполнителя.

Полная

отдача

воплощения

музыкального

образа,

непрекращающийся диалектический процесс открытия прекрасного в исполняемом, жажда выявить все это в реальном

звучании - вот путь преодоления сценического волнения.

Универсальных рецептов для преодоления волнения не существует, каждый должен выбрать для себя свой собственный

проверенный временем способ подготовки к выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки,

необходимо учитывать индивидуальные особенности психики пианиста. Успех достигается там, где все три функции психики -

интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, уступая друг другу доминирующее положение,

как в хорошем камерном ансамбле. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои

мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между

композитором и слушателем. Пианист должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над

техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работой над верой в свои силы.

В заключении, хочется напомнить, о том, что все перечисленные методы, могут работать при одном важнейшем условии - если

педагог пытается развить не только музыкально-исполнительские способности ученика, но и его личность в целом.

Чтобы осуществлять личностный рост ученика, педагогу надо развивать его фантазию поэтическими образами, аналогиями с

явлениями природы и жизни, развивать любовь к искусствам - поэзии, живописи, архитектуре, а главное - дать ему

почувствовать этическое достоинство художника, его обязанности, ответственность и права. Не только научить ученика

хорошо играть, но сделать его более умным, более чутким, более честным, более справедливым, более стойким».

Важно строить свои отношения с учеником на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Педагог должен

совершенствовать свое мастерство, обновлять методы работы, искать пути раскрытия индивидуальности ученика - лишь тогда

можно говорить о достойном воспитании юного пианиста.



В раздел образования