Напоминание

Использование тренировочной квартиры для формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития


Автор: Ханбекова Ильмира Хасановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Цссв "МАЯК"
Населённый пункт: г.МОСКВА
Наименование материала: статья
Тема: Использование тренировочной квартиры для формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование тренировочной квартиры для формирования

социально-бытовых представлений и навыков у детей с тяжелыми и

множественными нарушениями развития

I

В последние годы Российская Федерация прилагает существенные усилия для обеспечения

законодательной основы повышения качества жизни людей с инвалидностью. Ряд законов, которые

были приняты в последние годы свидетельствует о намерении государства и общества создавать

условия для включения людей с инвалидностью в активную жизнь общества и, в частности, переходить

от стационарных форм обслуживания к предоставлению услуг в обычных местах проживания людей (ст.

19 Конвенции), к обеспечению занятости доступными видами труда (ст. 27).

Наименее защищенными и наиболее нуждающимися в помощи государства и общества являются люди

с ментальной инвалидностью. Говоря о людях с ментальной инвалидностью, к данной категории относят

лиц, имеющих инвалидность вследствие нарушений интеллекта, нередко в сочетании с другими

нарушениями развития, например, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-

двигательных сенсорных функций, в этой связи лица с тяжелыми и множественными нарушениями

развития (ТМНР) также определяются как люди с ментальной инвалидностью. Для этого проводится

работа по обеспечению детей с инвалидностью услугами ранней помощи, доступным дошкольным и

школьным образованием, которые направлены на абилитацию, социальную адаптацию и включение

особых людей в активную жизнь общества.

Практика показывает, что люди с ментальной инвалидностью могут быть активны и продуктивны, но

для этого необходимо создать определенные условия. В последнее время в России накоплен опыт

предоставления услуг и проведения мероприятий для людей с ментальной инвалидностью по оказанию

им содействия в обучении и адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, в подготовке к

самостоятельной жизни вне стационарных организаций и их сопровождение при проживании,

социальной дневной занятости, а также в ходе трудовой деятельности. Данный опыт получил названия:

«сопровождаемое

проживание»,

«учебное

(тренировочное)

сопровождаемое

проживание»,

«сопровождаемая социальная дневная занятость».

Процесс социализации в современных социально-экономических условиях представляет собой

серьезную проблему для воспитанников социальных учреждений, имеющих хронические психические

расстройства, в частности, умственную отсталость. Основными факторами, препятствующими

эффективной

социализации

воспитанников

социальных

учреждений,

являются

недостаточная

подготовленность детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-

трудовой деятельности, ограниченность или полное отсутствие социальных связей вне наших

учреждений, трудности подбора рабочих мест

Для учебного процесса создана на территории ЦССВ «МАЯК» тренировочная квартира на первом

этаже.

В квартире имеются:

1. 1 комната — спальня, кухня — с зоной приготовления пищи и зоной для приема пищи (с учетом

места для человека на кресле-коляске);

2. санузел — туалет с пространством для поручней, место для приема душа со сливом в пол с

уклоном

(без

душевой

кабины),

коридор

с

раздвижными

шкафами.

Квартира

была

переоборудована с учетом особых потребностей обучающихся, имеющих различные нарушения

опорно-двигательного аппарата.

Целевая группа – воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (ментальными

нарушениями) и с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Задачи:

1. Создание условий для успешной адаптации выпускников ЦССВ «Маяк» к самостоятельной

жизни.

2. Предоставление людям с ментальной и множественной инвалидностью возможность

определить свою готовность развивать самостоятельность в решении бытовых и социальных

задач.

3. Организация учебного сопровождаемого проживания для воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья.

4.Построение контакта с социальным окружением (установление доверительных, уважительных

взаимоотношений с людьми; проведение мероприятий, направленных на это), способствующего

интеграции людей с инвалидностью в общество.

5. Поддержка и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья,

создание для них наиболее благоприятных условий жизни, развития, общения.

6. Закрепление у воспитанников ЦССВ «Маяк» умений и навыков хозяйственно-бытового труда.

Непосредственными участниками процесса обучения являются воспитанники учреждения от 7 до

18 лет. Комплекс мероприятий по подготовке воспитанника к выпуску из ЦССВ является частью

общей деятельности учреждения по оказанию образовательных и социальных услуг в учреждении.

На каждого воспитанника учреждения ведется портфолио как система мониторинга достижений

воспитанника, его профессионально-личностного развития. Портфолио содержит информацию о

личности воспитанника, его способностях и интересах, увлечениях, сведения о развитии ведущих

видов

деятельности

в

соответствии

с

возрастом

и

уровнем

развития,

состоянием

психоэмоционального

здоровья.

Вся

деятельность

учреждения

в

рамках

организации

учебного(тренировочного)сопровождаемого проживания направлена на достижение практических

результатов в нормализации жизни воспитанника:

В рамках коррекционно-образовательной деятельности по разным направлениям каждый

воспитанник включается в систему следующих мероприятий:

• опосредованные образовательные мероприятия в распорядке дня (прогулка, санитарно-

гигиенические процедуры, прием пищи, самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд);

• общие мероприятия учреждения (творческие, физкультурно-оздоровительные, мероприятия к

праздничным датам);

• мероприятия районного, городского, областного уровня (спортивные мероприятия, фестивали,

конкурсы, выставки творчества);

• коррекционно-развивающая работа специалистов психолого-педагогической службы (занятия со

специалистами, индивидуальная и групповая работа);

• дополнительное образование (кружковая работа, работа детских объединений);

• формирование дорожно-транспортной культуры;

• формирование основ правовой культуры (консультации, совещания, презентации, встречи с

представителями государственных учреждений);

• профессионально-трудовая подготовка (учебные занятия, общественно полезный труд, участие в

социальных и трудовых акциях);

социализация

воспитанников:

посещение

общественных

учреждений

(магазин,

банк,

развлекательный центр, учреждения культуры и спорта), привлечение волонтеров для проведения

совместных мероприятий и т п.).

Занятия с воспитанниками по личностному развитию, социализации, развитию практических

навыков и умений в различных областях — трудовой, по самообслуживанию, духовно-

нравственному направлению, развитию творческого потенциала проводят педагоги-психологи,

социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели.

Обучение в тренировочной квартире реализуется в три этапа:

1этап:

обучение

воспитанника

основным

социальным

навыкам

(личная

гигиена,

самообслуживание).

2этап:

социальная ориентации (социально-бытовая, социально-средовая), обучение навыкам

организации и проведения досуга, отдыха, занятий спортом, обучение необходимым трудовым

навыкам и умения.

3 этап: подготовка воспитанников к самостоятельному проживанию.

С помощью комплекса методик выявляются воспитанники ЦССВ «Маяк» имеющие потенциал

для дальнейшего самостоятельного проживания; формируются группы детей для подготовки к

самостоятельному проживанию и ведению трудовой деятельности. На каждого ребенка,

имеющего

потенциал

для

дальнейшего

самостоятельного

проживания,

разрабатываются

индивидуальные программы подготовки к самостоятельной жизни и, в дальнейшем постоянно

контролируется их реализация. Предварительная адаптация к самостоятельному проживанию

имеющего потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, но еще не готового к этому,

осуществляется в условиях учебной (тренировочной) квартиры, которая находится на территории

ЦССВ « МАЯК». Среда учебной (тренировочной) квартиры предполагает открытость внешнему

миру, гармоничное сочетание быта, максимально приближенного к домашнему, с возможностью

реализации и развития личности через творческую и производственную деятельность. При этом

учебная (тренировочная) квартира –это место, где воспитанники учреждения совершенствуют

социально-бытовые навыки, взаимодействуют друг с другом. Обучение самостоятельному

проживанию проводит команда специалистов (учителей-дефектологов, социальных педагогов,

педагогов-психологов

Основные функции специалистов:

определение уровня готовности к самостоятельному проживанию, уровня владения

социально-бытовыми навыками;

определение физических ограничений;

выявление психологических особенностей;

привлечение дополнительных специалистов, при необходимости (например, организация

занятий ЛФК, арт-терапией или контроль за правильным позиционированием);

обучение бытовым навыкам (пользование домашней утварью, электрооборудованием,

закупка товаров в магазине и т.д.);

обучение навыкам самообслуживания (гигиена, туалет, одевание и т.д.);

обучение социально-бытовым

навыкам (пользование лифтом,

ключами,

проезд в

транспорте, ориентация в городе, посещение разных мест (музей, театр, поездка в гости и

т.д.);

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОЦЕССА

В процессе обучения используются различные методы и приемы формирования навыков

самостоятельного проживания. Один из важнейших компонентов успешного формирования

навыков самостоятельного проживания —

МОТИВАЦИЯ

деятельности и интерес к работе по дому.

С учетом неустойчивости интересов обучающихся, их быстрой Пере насыщаемости и слабости

волевых процессов, необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на поддержку

мотивации активной деятельности. В частности, важно строить обучение на основе партнерских

взаимоотношений

между

участниками

процесса

обучения.

Необходимо

узнавать

и

по

возможности, учитывать мнение самого воспитанника о том, чему ему важнее всего научиться в

данный период, постоянно принимать во внимание, что особенно трудно, а что дается легче.

Общепризнано, что для мотивации обучения крайне важно создать ситуацию успеха. Поэтому

педагоги сначала подключают обучающихся к самым легким операциям, подчеркивая, как у них

все хорошо и ловко получается. В целях повышения мотивации используются внешние стимулы-

поощрения (призы), которые обучающиеся получают по итогам недели, а для того, чтобы

ежедневно отмечать достижения в домашнем хозяйстве.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ОПОРЫ

.

На 2 этапе в процессе обучения различным бытовым умениям воспитанникам в зависимости от их

индивидуальных возможностей, необходим разный объем помощи и сопровождения. Так,

например, при приготовлении пищи одним обучающимся требуется словесное руководство

(инструкция), другим пиктографический план, третьим достаточно письменного алгоритма

(рецепта). Для успешного формирования навыка необходимо соблюдать единство требований к

качеству, темпу, операционной последовательности выполняемого действия. Данного правила

должны придерживаться все специалисты, работающие с каждым конкретным обучающимся, а

также их родители. Прежде чем начать обучение, следует тщательно продумать схему действий,

согласовать данную схему со специалистами и выбрать наиболее удобную и простую

последовательность

действий/операций

для

конкретной

ситуации,

представить

эту

последовательность визуально, проверить доступность всех необходимых материалов. Например,

при умывании найти удобное место для мыла, зубной щетки, проверить, какой рукой лучше брать

щетку, а какой — пасту. Эти детали, часто не имеющие большого значения для жизни обычного

человека, могут оказаться критическими при обучении молодых людей с двигательными

нарушениями. Кроме того, важна

ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

— надписи (или схематические

рисунки), где именно и какие именно предметы хранятся в шкафу, на кухонных полках. Такие

сигналы значительно облегчат ориентацию воспитанников в пространстве квартиры. В ходе

обучения эффективно применяются элементы

МЕТОДА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

. Педагоги

создают ситуации, стимулирующие самих обучающихся принимать решение и с максимально

возможной степенью самостоятельности выполнять их. В учебных целях обучающимся

позволяется принимать неверные решения с учетом того, что они затем осознают их ошибочность

(естественно, если это не несет какой-либо угрозы для их жизни и здоровья). Такие ситуации

тщательно планируются педагогами и затем анализируются вместе с обучающимися.

АНАЛИЗ И

САМОАНАЛИЗ

.

Каждое занятие обучающиеся собираются вместе для подведения итогов

прошедшего дня. При этом воспитанники вспоминают, какие обязанности они выполняли, что

получилось или не получилось, что запомнилось, понравилось или не понравилось в

завершающемся дне. Изначально данный процесс вызывает у ребят значительные затруднения:

они не могут оценить качество выполненной ими работы, увидеть причинно-следственные связи,

выразить свое эмоциональное отношение. В конце обучения на каждого обучающегося вновь

составляется характеристика, где отражаются изменения, произошедшие в ходе курса учебного

процесса в тренировочной квартире. Кроме того, специалисты заполняют анкеты, где отмечают

изменения, замеченные у детей в процессе обучения, и делают свои предложения.

Содержание обучения включает в себя следующие направления:

1.Самообслуживание

Умение себя обслуживать является одним из важнейших компонентов независимости и

самостоятельности

в

повседневной

жизни

человека.

Процесс

формирования

навыков

самообслуживания

у

взрослых

людей

с

нарушениями

развития

является

логическим

продолжением педагогической работы, проводимой с ними в детском и подростковом возрасте.

Несмотря на то, что прием пищи, действия с одеждой, гигиенические процедуры происходят

каждый день, с самого раннего возраста в силу разных причин молодые люди с нарушениями

развития и к 18 годам не полностью реализуют потенциал своих возможностей. Они остаются

недостаточно самостоятельны в выполнении тех или иных действий по самообслуживанию либо

делают их очень некачественно, или, столкнувшись с какой-либо трудностью, отказываются от

самостоятельных попыток и ждут помощи со стороны замечания и предложения.

Трудности

в

процессе

самообслуживания

возникают

вследствие

комплекса

взаимосвязанных причин. Прежде всего они вызваны особенностями психофизического развития

человека. В частности, нарушения общей и мелкой моторики, двигательной координации

приводят к потере равновесия во время приема душа, невозможности застегнуть одежду на

пуговицах, трудности в согласованной работе рук при одновременном использовании ножа и

вилки и т.д. Нарушение интеллектуального развития затрудняет формирование устойчивых

навыков и функции контроля при обращении с одеждой, выполнении гигиенических процедур,

соблюдении последовательности действий в туалете.

Содержание обучения самообслуживанию

1) Прием пищи

2) Обращение с одеждой и обувью

3) Пользование туалетом

2.Уборка помещений

Поддержание чистоты в помещении — необходимое условие безопасного и комфортного

проживания. Благодаря освоению обучающимися доступных действий уборки помещения,

реализуется возможность посильного участия людей с ментальной инвалидностью в ведении

домашнего хозяйства, формируется потребность устраивать свой быт в соответствии с

общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность молодых людей. Обучение

уборке помещения включает в себя освоение следующих видов деятельности: подметание пола,

вытирание пыли, уборка пылесосом, влажная уборка пола, мытье зеркал и окон, чистка

сантехники, вынос мусора, уход за холодильником. Каждый из видов деятельности предполагает

выполнение действий, которые обучающимся необходимо освоить по отдельности и в комплексе.

Содержание обучения уборке помещений

1) Подметание пола:

2) Вытирание пыли:

4) Влажная уборка пола:

5) Вынос мусора:

Уход за вещами

Обучение людей с нарушениями развития уходу за вещами, аккуратности является важной

задачей, от решения которой в определенной степени зависит успех социальной интеграции лиц с

ментальной инвалидностью. Аккуратная внешность придает уверенность в себе и вызывает

доверие у окружающих. Это помогает преодолеть барьеры в общении с окружающими людьми,

способствует формированию уважительного отношения общества к людям с инвалидностью.

Зачастую потребность в аккуратном обращении с одеждой у обучающихся не сформирована, так

как уход за вещами обычно выполняется персоналом учреждения. Обучение уходу за вещами

включает в себя освоение следующих видов деятельности: уход за обувью, чистка одежды,

хранение одежды, ручная стирка, машинная стирка, утюжка. Каждый из видов деятельности

предполагает выполнение действий, которые обучающимся необходимо освоить по отдельности и

в комплексе.

Содержание обучения уходу за вещами:

1) Уход за обувью:

2) чистка одежды:

3) хранение одежды:

4) Ручная стирка:

5) Машинная стирка:

6) Утюжка:

Экономика домашнего хозяйства

Умение обращаться с деньгами, планировать свои расходы, соотнося сумму дохода с

необходимыми и возможными затратами — одна из самых сложных задач для молодых людей с

ментальными нарушениями. Далеко не всем обучающимся доступно освоение содержания этого

раздела. Учитывая уровень интеллектуального развития обучающихся, педагоги подбирают тот

или иной диапазон задач и планируют обучение посильным операциям экономики домашнего

хозяйства. В содержание обучения данного раздела включены следующие виды деятельности:

обращение с деньгами, планирование и ведение бюджета, планирование и осуществление

покупок.

Содержание обучения:

1) Обращение с деньгами:

• представление о покупательской функции денег;

• узнавание номинального достоинства купюр;

• выполнение операций с деньгами.

Организация питания

Обычно развивающийся ребенок с малых лет наблюдает за приготовлением пищи, затем

участвует в нем и постепенно начинает готовить самостоятельно.

В качестве основных задач обучения процессу организации питания мы определили

следующие:

• формирование умения ориентироваться на кухне;

• формирование умения соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи;

• формирование умения выполнять отдельные операции по обработке и приготовлению

продуктов;

• формирование умения обращаться с инвентарем и оборудованием, необходимыми для

приготовления пищи;

• формирование умения готовить блюда по рецепту;

• формирование умения составлять меню;

• формирование умения сервировать стол (обычный и праздничный);

• формирование умения мыть посуду.

Содержание обучения организации питания включает освоение следующих видов деятельности:

1. приготовление пищи;

2. сервировка стола;

3. мытье посуды.

Содержание обучения:

1) Приготовление пищи

1.2. Пользование бытовыми приборами при приготовлении пищи:

•пользование электрическим чайником (наполнение до метки; включение/выключение);

1.3. Составление меню.

1.4. Приготовление пищи по рецепту:

2) Сервировка стола:

3) Мытье посуды

Социально-коммуникативная деятельность.

Умение жить в обществе подразумевает знание и соблюдение человеком правил и норм

поведения, своих прав и обязанностей.

Основные задачи обучения:

- формирование умения ориентироваться во времени, планировать свою деятельность с учетом

времени;

- формирование умения ориентироваться в ближайшем окружении;

- освоение правил культурного поведения.

Соответственно задачам были выделены разделы программы:

•Ориентировка во времени;

•Ориентировка в окружающей среде;

• Правила и нормы поведения.



В раздел образования