Автор: Ханбекова Ильмира Хасановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Цссв "МАЯК"
Населённый пункт: г.МОСКВА
Наименование материала: статья
Тема: Использование тренировочной квартиры для формирования социально-бытовых представлений и навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Раздел: дополнительное образование
Использование тренировочной квартиры для формирования
социально-бытовых представлений и навыков у детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития
I
В последние годы Российская Федерация прилагает существенные усилия для обеспечения
законодательной основы повышения качества жизни людей с инвалидностью. Ряд законов, которые
были приняты в последние годы свидетельствует о намерении государства и общества создавать
условия для включения людей с инвалидностью в активную жизнь общества и, в частности, переходить
от стационарных форм обслуживания к предоставлению услуг в обычных местах проживания людей (ст.
19 Конвенции), к обеспечению занятости доступными видами труда (ст. 27).
Наименее защищенными и наиболее нуждающимися в помощи государства и общества являются люди
с ментальной инвалидностью. Говоря о людях с ментальной инвалидностью, к данной категории относят
лиц, имеющих инвалидность вследствие нарушений интеллекта, нередко в сочетании с другими
нарушениями развития, например, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-
двигательных сенсорных функций, в этой связи лица с тяжелыми и множественными нарушениями
развития (ТМНР) также определяются как люди с ментальной инвалидностью. Для этого проводится
работа по обеспечению детей с инвалидностью услугами ранней помощи, доступным дошкольным и
школьным образованием, которые направлены на абилитацию, социальную адаптацию и включение
особых людей в активную жизнь общества.
Практика показывает, что люди с ментальной инвалидностью могут быть активны и продуктивны, но
для этого необходимо создать определенные условия. В последнее время в России накоплен опыт
предоставления услуг и проведения мероприятий для людей с ментальной инвалидностью по оказанию
им содействия в обучении и адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, в подготовке к
самостоятельной жизни вне стационарных организаций и их сопровождение при проживании,
социальной дневной занятости, а также в ходе трудовой деятельности. Данный опыт получил названия:
«сопровождаемое
проживание»,
«учебное
(тренировочное)
сопровождаемое
проживание»,
«сопровождаемая социальная дневная занятость».
Процесс социализации в современных социально-экономических условиях представляет собой
серьезную проблему для воспитанников социальных учреждений, имеющих хронические психические
расстройства, в частности, умственную отсталость. Основными факторами, препятствующими
эффективной
социализации
воспитанников
социальных
учреждений,
являются
недостаточная
подготовленность детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной профессионально-
трудовой деятельности, ограниченность или полное отсутствие социальных связей вне наших
учреждений, трудности подбора рабочих мест
Для учебного процесса создана на территории ЦССВ «МАЯК» тренировочная квартира на первом
этаже.
В квартире имеются:
1. 1 комната — спальня, кухня — с зоной приготовления пищи и зоной для приема пищи (с учетом
места для человека на кресле-коляске);
2. санузел — туалет с пространством для поручней, место для приема душа со сливом в пол с
уклоном
(без
душевой
кабины),
коридор
с
раздвижными
шкафами.
Квартира
была
переоборудована с учетом особых потребностей обучающихся, имеющих различные нарушения
опорно-двигательного аппарата.
Целевая группа – воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (ментальными
нарушениями) и с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Задачи:
1. Создание условий для успешной адаптации выпускников ЦССВ «Маяк» к самостоятельной
жизни.
2. Предоставление людям с ментальной и множественной инвалидностью возможность
определить свою готовность развивать самостоятельность в решении бытовых и социальных
задач.
3. Организация учебного сопровождаемого проживания для воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
4.Построение контакта с социальным окружением (установление доверительных, уважительных
взаимоотношений с людьми; проведение мероприятий, направленных на это), способствующего
интеграции людей с инвалидностью в общество.
5. Поддержка и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья,
создание для них наиболее благоприятных условий жизни, развития, общения.
6. Закрепление у воспитанников ЦССВ «Маяк» умений и навыков хозяйственно-бытового труда.
Непосредственными участниками процесса обучения являются воспитанники учреждения от 7 до
18 лет. Комплекс мероприятий по подготовке воспитанника к выпуску из ЦССВ является частью
общей деятельности учреждения по оказанию образовательных и социальных услуг в учреждении.
На каждого воспитанника учреждения ведется портфолио как система мониторинга достижений
воспитанника, его профессионально-личностного развития. Портфолио содержит информацию о
личности воспитанника, его способностях и интересах, увлечениях, сведения о развитии ведущих
видов
деятельности
в
соответствии
с
возрастом
и
уровнем
развития,
состоянием
психоэмоционального
здоровья.
Вся
деятельность
учреждения
в
рамках
организации
учебного(тренировочного)сопровождаемого проживания направлена на достижение практических
результатов в нормализации жизни воспитанника:
В рамках коррекционно-образовательной деятельности по разным направлениям каждый
воспитанник включается в систему следующих мероприятий:
• опосредованные образовательные мероприятия в распорядке дня (прогулка, санитарно-
гигиенические процедуры, прием пищи, самообслуживающий и хозяйственно-бытовой труд);
• общие мероприятия учреждения (творческие, физкультурно-оздоровительные, мероприятия к
праздничным датам);
• мероприятия районного, городского, областного уровня (спортивные мероприятия, фестивали,
конкурсы, выставки творчества);
• коррекционно-развивающая работа специалистов психолого-педагогической службы (занятия со
специалистами, индивидуальная и групповая работа);
• дополнительное образование (кружковая работа, работа детских объединений);
• формирование дорожно-транспортной культуры;
• формирование основ правовой культуры (консультации, совещания, презентации, встречи с
представителями государственных учреждений);
• профессионально-трудовая подготовка (учебные занятия, общественно полезный труд, участие в
социальных и трудовых акциях);
•
социализация
воспитанников:
посещение
общественных
учреждений
(магазин,
банк,
развлекательный центр, учреждения культуры и спорта), привлечение волонтеров для проведения
совместных мероприятий и т п.).
Занятия с воспитанниками по личностному развитию, социализации, развитию практических
навыков и умений в различных областях — трудовой, по самообслуживанию, духовно-
нравственному направлению, развитию творческого потенциала проводят педагоги-психологи,
социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели.
Обучение в тренировочной квартире реализуется в три этапа:
1этап:
обучение
воспитанника
основным
социальным
навыкам
(личная
гигиена,
самообслуживание).
2этап:
социальная ориентации (социально-бытовая, социально-средовая), обучение навыкам
организации и проведения досуга, отдыха, занятий спортом, обучение необходимым трудовым
навыкам и умения.
3 этап: подготовка воспитанников к самостоятельному проживанию.
С помощью комплекса методик выявляются воспитанники ЦССВ «Маяк» имеющие потенциал
для дальнейшего самостоятельного проживания; формируются группы детей для подготовки к
самостоятельному проживанию и ведению трудовой деятельности. На каждого ребенка,
имеющего
потенциал
для
дальнейшего
самостоятельного
проживания,
разрабатываются
индивидуальные программы подготовки к самостоятельной жизни и, в дальнейшем постоянно
контролируется их реализация. Предварительная адаптация к самостоятельному проживанию
имеющего потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, но еще не готового к этому,
осуществляется в условиях учебной (тренировочной) квартиры, которая находится на территории
ЦССВ « МАЯК». Среда учебной (тренировочной) квартиры предполагает открытость внешнему
миру, гармоничное сочетание быта, максимально приближенного к домашнему, с возможностью
реализации и развития личности через творческую и производственную деятельность. При этом
учебная (тренировочная) квартира –это место, где воспитанники учреждения совершенствуют
социально-бытовые навыки, взаимодействуют друг с другом. Обучение самостоятельному
проживанию проводит команда специалистов (учителей-дефектологов, социальных педагогов,
педагогов-психологов
Основные функции специалистов:
определение уровня готовности к самостоятельному проживанию, уровня владения
социально-бытовыми навыками;
•
определение физических ограничений;
•
выявление психологических особенностей;
•
привлечение дополнительных специалистов, при необходимости (например, организация
занятий ЛФК, арт-терапией или контроль за правильным позиционированием);
•
обучение бытовым навыкам (пользование домашней утварью, электрооборудованием,
закупка товаров в магазине и т.д.);
•
обучение навыкам самообслуживания (гигиена, туалет, одевание и т.д.);
•
обучение социально-бытовым
навыкам (пользование лифтом,
ключами,
проезд в
транспорте, ориентация в городе, посещение разных мест (музей, театр, поездка в гости и
т.д.);
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
В процессе обучения используются различные методы и приемы формирования навыков
самостоятельного проживания. Один из важнейших компонентов успешного формирования
навыков самостоятельного проживания —
МОТИВАЦИЯ
деятельности и интерес к работе по дому.
С учетом неустойчивости интересов обучающихся, их быстрой Пере насыщаемости и слабости
волевых процессов, необходимо осуществлять комплекс мер, направленных на поддержку
мотивации активной деятельности. В частности, важно строить обучение на основе партнерских
взаимоотношений
между
участниками
процесса
обучения.
Необходимо
узнавать
и
по
возможности, учитывать мнение самого воспитанника о том, чему ему важнее всего научиться в
данный период, постоянно принимать во внимание, что особенно трудно, а что дается легче.
Общепризнано, что для мотивации обучения крайне важно создать ситуацию успеха. Поэтому
педагоги сначала подключают обучающихся к самым легким операциям, подчеркивая, как у них
все хорошо и ловко получается. В целях повышения мотивации используются внешние стимулы-
поощрения (призы), которые обучающиеся получают по итогам недели, а для того, чтобы
ежедневно отмечать достижения в домашнем хозяйстве.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ОПОРЫ
.
На 2 этапе в процессе обучения различным бытовым умениям воспитанникам в зависимости от их
индивидуальных возможностей, необходим разный объем помощи и сопровождения. Так,
например, при приготовлении пищи одним обучающимся требуется словесное руководство
(инструкция), другим пиктографический план, третьим достаточно письменного алгоритма
(рецепта). Для успешного формирования навыка необходимо соблюдать единство требований к
качеству, темпу, операционной последовательности выполняемого действия. Данного правила
должны придерживаться все специалисты, работающие с каждым конкретным обучающимся, а
также их родители. Прежде чем начать обучение, следует тщательно продумать схему действий,
согласовать данную схему со специалистами и выбрать наиболее удобную и простую
последовательность
действий/операций
для
конкретной
ситуации,
представить
эту
последовательность визуально, проверить доступность всех необходимых материалов. Например,
при умывании найти удобное место для мыла, зубной щетки, проверить, какой рукой лучше брать
щетку, а какой — пасту. Эти детали, часто не имеющие большого значения для жизни обычного
человека, могут оказаться критическими при обучении молодых людей с двигательными
нарушениями. Кроме того, важна
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
— надписи (или схематические
рисунки), где именно и какие именно предметы хранятся в шкафу, на кухонных полках. Такие
сигналы значительно облегчат ориентацию воспитанников в пространстве квартиры. В ходе
обучения эффективно применяются элементы
МЕТОДА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
. Педагоги
создают ситуации, стимулирующие самих обучающихся принимать решение и с максимально
возможной степенью самостоятельности выполнять их. В учебных целях обучающимся
позволяется принимать неверные решения с учетом того, что они затем осознают их ошибочность
(естественно, если это не несет какой-либо угрозы для их жизни и здоровья). Такие ситуации
тщательно планируются педагогами и затем анализируются вместе с обучающимися.
АНАЛИЗ И
САМОАНАЛИЗ
.
Каждое занятие обучающиеся собираются вместе для подведения итогов
прошедшего дня. При этом воспитанники вспоминают, какие обязанности они выполняли, что
получилось или не получилось, что запомнилось, понравилось или не понравилось в
завершающемся дне. Изначально данный процесс вызывает у ребят значительные затруднения:
они не могут оценить качество выполненной ими работы, увидеть причинно-следственные связи,
выразить свое эмоциональное отношение. В конце обучения на каждого обучающегося вновь
составляется характеристика, где отражаются изменения, произошедшие в ходе курса учебного
процесса в тренировочной квартире. Кроме того, специалисты заполняют анкеты, где отмечают
изменения, замеченные у детей в процессе обучения, и делают свои предложения.
Содержание обучения включает в себя следующие направления:
1.Самообслуживание
Умение себя обслуживать является одним из важнейших компонентов независимости и
самостоятельности
в
повседневной
жизни
человека.
Процесс
формирования
навыков
самообслуживания
у
взрослых
людей
с
нарушениями
развития
является
логическим
продолжением педагогической работы, проводимой с ними в детском и подростковом возрасте.
Несмотря на то, что прием пищи, действия с одеждой, гигиенические процедуры происходят
каждый день, с самого раннего возраста в силу разных причин молодые люди с нарушениями
развития и к 18 годам не полностью реализуют потенциал своих возможностей. Они остаются
недостаточно самостоятельны в выполнении тех или иных действий по самообслуживанию либо
делают их очень некачественно, или, столкнувшись с какой-либо трудностью, отказываются от
самостоятельных попыток и ждут помощи со стороны замечания и предложения.
Трудности
в
процессе
самообслуживания
возникают
вследствие
комплекса
взаимосвязанных причин. Прежде всего они вызваны особенностями психофизического развития
человека. В частности, нарушения общей и мелкой моторики, двигательной координации
приводят к потере равновесия во время приема душа, невозможности застегнуть одежду на
пуговицах, трудности в согласованной работе рук при одновременном использовании ножа и
вилки и т.д. Нарушение интеллектуального развития затрудняет формирование устойчивых
навыков и функции контроля при обращении с одеждой, выполнении гигиенических процедур,
соблюдении последовательности действий в туалете.
Содержание обучения самообслуживанию
1) Прием пищи
2) Обращение с одеждой и обувью
3) Пользование туалетом
• 2.Уборка помещений
Поддержание чистоты в помещении — необходимое условие безопасного и комфортного
проживания. Благодаря освоению обучающимися доступных действий уборки помещения,
реализуется возможность посильного участия людей с ментальной инвалидностью в ведении
домашнего хозяйства, формируется потребность устраивать свой быт в соответствии с
общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность молодых людей. Обучение
уборке помещения включает в себя освоение следующих видов деятельности: подметание пола,
вытирание пыли, уборка пылесосом, влажная уборка пола, мытье зеркал и окон, чистка
сантехники, вынос мусора, уход за холодильником. Каждый из видов деятельности предполагает
выполнение действий, которые обучающимся необходимо освоить по отдельности и в комплексе.
Содержание обучения уборке помещений
1) Подметание пола:
2) Вытирание пыли:
4) Влажная уборка пола:
5) Вынос мусора:
Уход за вещами
Обучение людей с нарушениями развития уходу за вещами, аккуратности является важной
задачей, от решения которой в определенной степени зависит успех социальной интеграции лиц с
ментальной инвалидностью. Аккуратная внешность придает уверенность в себе и вызывает
доверие у окружающих. Это помогает преодолеть барьеры в общении с окружающими людьми,
способствует формированию уважительного отношения общества к людям с инвалидностью.
Зачастую потребность в аккуратном обращении с одеждой у обучающихся не сформирована, так
как уход за вещами обычно выполняется персоналом учреждения. Обучение уходу за вещами
включает в себя освоение следующих видов деятельности: уход за обувью, чистка одежды,
хранение одежды, ручная стирка, машинная стирка, утюжка. Каждый из видов деятельности
предполагает выполнение действий, которые обучающимся необходимо освоить по отдельности и
в комплексе.
Содержание обучения уходу за вещами:
1) Уход за обувью:
2) чистка одежды:
3) хранение одежды:
4) Ручная стирка:
5) Машинная стирка:
6) Утюжка:
Экономика домашнего хозяйства
Умение обращаться с деньгами, планировать свои расходы, соотнося сумму дохода с
необходимыми и возможными затратами — одна из самых сложных задач для молодых людей с
ментальными нарушениями. Далеко не всем обучающимся доступно освоение содержания этого
раздела. Учитывая уровень интеллектуального развития обучающихся, педагоги подбирают тот
или иной диапазон задач и планируют обучение посильным операциям экономики домашнего
хозяйства. В содержание обучения данного раздела включены следующие виды деятельности:
обращение с деньгами, планирование и ведение бюджета, планирование и осуществление
покупок.
Содержание обучения:
1) Обращение с деньгами:
• представление о покупательской функции денег;
• узнавание номинального достоинства купюр;
• выполнение операций с деньгами.
Организация питания
Обычно развивающийся ребенок с малых лет наблюдает за приготовлением пищи, затем
участвует в нем и постепенно начинает готовить самостоятельно.
В качестве основных задач обучения процессу организации питания мы определили
следующие:
• формирование умения ориентироваться на кухне;
• формирование умения соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи;
• формирование умения выполнять отдельные операции по обработке и приготовлению
продуктов;
• формирование умения обращаться с инвентарем и оборудованием, необходимыми для
приготовления пищи;
• формирование умения готовить блюда по рецепту;
• формирование умения составлять меню;
• формирование умения сервировать стол (обычный и праздничный);
• формирование умения мыть посуду.
Содержание обучения организации питания включает освоение следующих видов деятельности:
1. приготовление пищи;
2. сервировка стола;
3. мытье посуды.
Содержание обучения:
1) Приготовление пищи
1.2. Пользование бытовыми приборами при приготовлении пищи:
•пользование электрическим чайником (наполнение до метки; включение/выключение);
1.3. Составление меню.
1.4. Приготовление пищи по рецепту:
2) Сервировка стола:
3) Мытье посуды
Социально-коммуникативная деятельность.
Умение жить в обществе подразумевает знание и соблюдение человеком правил и норм
поведения, своих прав и обязанностей.
Основные задачи обучения:
- формирование умения ориентироваться во времени, планировать свою деятельность с учетом
времени;
- формирование умения ориентироваться в ближайшем окружении;
- освоение правил культурного поведения.
Соответственно задачам были выделены разделы программы:
•Ориентировка во времени;
•Ориентировка в окружающей среде;
• Правила и нормы поведения.