Напоминание

"Основные тенденции развития дошкольного образования на современном этапе"


Автор: Федотова Александра Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 11 "Подснежник"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Основные тенденции развития дошкольного образования на современном этапе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Федотова Александра Ивановна

учитель-дефектолог высшей квалифицированный категории

МБДОУ ЦРР д/с № 11 «Подснежник» г.Якутска

Республика Саха (Якутия)

Тема: «Основные тенденции развития дошкольного детства

на современном этапе»

«Государство обязано обеспечить равный доступ

для всех детей с инвалидностью к образованию,

и это должно происходить путем обеспечения

инклюзивности системы образования»

ст. 24 «Конвенции о правах инвалидов» (2006)

Работы

выдающегося

психолога

и

дефектолога

нашей

страны

Л.С.

Выготского (1896-1934) заложили общие положения в систему специального

образования

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Он

прозорливо высказывает мысль о том, что дефективность быстрее можно

победить социально и педагогически, чем биологически и медицински. Л.С.

Выготский верил, что придет время, когда дети с нарушением развития

перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие

социальное, а дефект есть нарост на слепоте, глухоте и т.д. Он был уверен в

том, что социальное воспитание победит дефективность.

В

последние

годы

в

российском

образовании

актуализируются

ценности

инклюзивного

образования,

которое

нацелено

не

только

на

традиционные

образовательные

достижения,

но

и

на

обеспечение

полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе

всех

его

членов,

в

том

числе

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменить

образовательную ситуацию и создать новые формы и способы организации

образовательного

процесса.

Одно

из

основных

тенденций

развития

дошкольного детства на современном этапе - это инклюзивное образование.

Специализированный

детский

сад

№11

«Подснежник»

г.

Якутска

открылся в 1978 г. в целях обеспечения всестороннего развития, воспитания

и обучения, а также длительного медицинского лечения

детей с нарушением

зрения.

Среди 12 групп была всего одна специализированная группа для

детей с проблемами зрения, она была изолирована от других массовых групп,

дети не принимали участия в жизни детского сада. Их называли «больные

дети»,

как

отмечал

Л.С.

Выготский

для

общества

эти

дети

были

дефективными. Процент детей с проблемами зрения с каждым годом рос и

встал вопрос об открытии новых специализированных групп, об обучении

воспитателей работе с такими детьми. Моя трудовая деятельность началась с

самого

открытия

детского

сада

в

должности

воспитателя,

а

в

1989

г.

я

поступила

в ЛГПИ им.А.И. Герцена и получила специальность учитель-

дефектолог.

На

протяжении

долгих

лет

группы

разделялись

на

специализированные

и

массовые.

А

с

1998

г.

мы

стали

практиковать

совместное воспитание и обучение детей. За это время мы накопили большой

опыт работы совместного воспитания и обучения

детей с ограниченными

возможностями здоровья и детей, не имеющих такие ограничения. Наша

работа

строится

на

следующих

принципах:

индивидуальный

подход

к

каждому ребенку, поддержка самостоятельной активности ребенка, создание

условий для совместного взаимодействия всех специалистов, вариативность

развивающей

среды,

у

нас

установлены

доверительные

партнерские

отношения

с

родителями.

Коррекционно-педагогическая

и

лечебно-

восстановительная работа в детском саду тесно взаимосвязаны. Все это дает

положительный эффект в восстановлении зрения у детей.

Можно

с

уверенностью

сказать,

что

в

нашем

саду

эффективно

решаются

задачи

инклюзивного

образования.

Мы

отмечаем,

что

при

совместном

воспитании

детей

с

ОВЗ

и

детей,

не

имеющих

такие

ограничения, между ними развиваются гуманные отношения, они дружат,

играют, поддерживают друг друга, они не видят физического различия между

собой. При воспитании коммуникативных навыков и культуры общения в

группе

создается

позитивная

эмоциональная

среда.

Дети

с

ОВЗ

легче

проходят адаптацию в новой для них среде, имеют возможность наравне со

всеми реализовать свои творческие и интеллектуальные способности, они

участвуют

в

различных

конкурсах,

концертах,

смотрах,

соревнованиях,

интеллектуальных играх городского, республиканского, российского уровней.

Несмотря на нарушения зрения, их компенсаторные возможности позволяют

овладевать

знаниями

наравне

с

их

нормально

видящими

сверстниками,

входить в общество в качестве равноправных его членов. Как верно отмечал

Л.С. Выготский, что дефект присущ не ребенку, а социальным условиям,

которые не позволяют ему преодолеть препятствия на пути к реализации

возможностей и использовать те ресурсы, которые имеются. С развитием

инклюзивного

образования

меняется

отношение

общества

к

людям

с

ограниченными возможностями здоровья, рушатся социальные препятствия,

воспитываются

гуманистические

черты

у

здоровых

людей.

Мы

с

оптимизмом

верим

в

будущее

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.



В раздел образования