Автор: Федотова Александра Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 11 "Подснежник"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Основные тенденции развития дошкольного образования на современном этапе"
Раздел: дошкольное образование
Федотова Александра Ивановна
учитель-дефектолог высшей квалифицированный категории
МБДОУ ЦРР д/с № 11 «Подснежник» г.Якутска
Республика Саха (Якутия)
Тема: «Основные тенденции развития дошкольного детства
на современном этапе»
«Государство обязано обеспечить равный доступ
для всех детей с инвалидностью к образованию,
и это должно происходить путем обеспечения
инклюзивности системы образования»
ст. 24 «Конвенции о правах инвалидов» (2006)
Работы
выдающегося
психолога
и
дефектолога
нашей
страны
Л.С.
Выготского (1896-1934) заложили общие положения в систему специального
образования
детей
с
особыми
образовательными
потребностями.
Он
прозорливо высказывает мысль о том, что дефективность быстрее можно
победить социально и педагогически, чем биологически и медицински. Л.С.
Выготский верил, что придет время, когда дети с нарушением развития
перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие
социальное, а дефект есть нарост на слепоте, глухоте и т.д. Он был уверен в
том, что социальное воспитание победит дефективность.
В
последние
годы
в
российском
образовании
актуализируются
ценности
инклюзивного
образования,
которое
нацелено
не
только
на
традиционные
образовательные
достижения,
но
и
на
обеспечение
полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе
всех
его
членов,
в
том
числе
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменить
образовательную ситуацию и создать новые формы и способы организации
образовательного
процесса.
Одно
из
основных
тенденций
развития
дошкольного детства на современном этапе - это инклюзивное образование.
Специализированный
детский
сад
№11
«Подснежник»
г.
Якутска
открылся в 1978 г. в целях обеспечения всестороннего развития, воспитания
и обучения, а также длительного медицинского лечения
детей с нарушением
зрения.
Среди 12 групп была всего одна специализированная группа для
детей с проблемами зрения, она была изолирована от других массовых групп,
дети не принимали участия в жизни детского сада. Их называли «больные
дети»,
как
отмечал
Л.С.
Выготский
для
общества
эти
дети
были
дефективными. Процент детей с проблемами зрения с каждым годом рос и
встал вопрос об открытии новых специализированных групп, об обучении
воспитателей работе с такими детьми. Моя трудовая деятельность началась с
самого
открытия
детского
сада
в
должности
воспитателя,
а
в
1989
г.
я
поступила
в ЛГПИ им.А.И. Герцена и получила специальность учитель-
дефектолог.
На
протяжении
долгих
лет
группы
разделялись
на
специализированные
и
массовые.
А
с
1998
г.
мы
стали
практиковать
совместное воспитание и обучение детей. За это время мы накопили большой
опыт работы совместного воспитания и обучения
детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей, не имеющих такие ограничения. Наша
работа
строится
на
следующих
принципах:
индивидуальный
подход
к
каждому ребенку, поддержка самостоятельной активности ребенка, создание
условий для совместного взаимодействия всех специалистов, вариативность
развивающей
среды,
у
нас
установлены
доверительные
партнерские
отношения
с
родителями.
Коррекционно-педагогическая
и
лечебно-
восстановительная работа в детском саду тесно взаимосвязаны. Все это дает
положительный эффект в восстановлении зрения у детей.
Можно
с
уверенностью
сказать,
что
в
нашем
саду
эффективно
решаются
задачи
инклюзивного
образования.
Мы
отмечаем,
что
при
совместном
воспитании
детей
с
ОВЗ
и
детей,
не
имеющих
такие
ограничения, между ними развиваются гуманные отношения, они дружат,
играют, поддерживают друг друга, они не видят физического различия между
собой. При воспитании коммуникативных навыков и культуры общения в
группе
создается
позитивная
эмоциональная
среда.
Дети
с
ОВЗ
легче
проходят адаптацию в новой для них среде, имеют возможность наравне со
всеми реализовать свои творческие и интеллектуальные способности, они
участвуют
в
различных
конкурсах,
концертах,
смотрах,
соревнованиях,
интеллектуальных играх городского, республиканского, российского уровней.
Несмотря на нарушения зрения, их компенсаторные возможности позволяют
овладевать
знаниями
наравне
с
их
нормально
видящими
сверстниками,
входить в общество в качестве равноправных его членов. Как верно отмечал
Л.С. Выготский, что дефект присущ не ребенку, а социальным условиям,
которые не позволяют ему преодолеть препятствия на пути к реализации
возможностей и использовать те ресурсы, которые имеются. С развитием
инклюзивного
образования
меняется
отношение
общества
к
людям
с
ограниченными возможностями здоровья, рушатся социальные препятствия,
воспитываются
гуманистические
черты
у
здоровых
людей.
Мы
с
оптимизмом
верим
в
будущее
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.