Автор: Шамрина Анастасия Григорьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: АНО ВО «Институт деловой карьеры»
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: "ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТИКИ И ЭТИКЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО"
Раздел: высшее образование
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТИКИ И ЭТИКЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
СЛУЖАЩЕГО
Шамрина Анастасия Григорьевна
Студентка АНО ВО «Институт деловой карьеры» г.Москва РФ
В основе этикета муниципального служащего лежат общие принципы
современного этикета, которые соблюдаются сегодня во всем мире: принципы
гуманизма, целесообразности поступков, эстетической привлекательности
поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с которыми
государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.
Принцип гуманизма закладывает нравственные основы корпоративного
этикета. Она выражается в потребностях, обращенных к культуре отношений, к
которым относится доброта во всем многообразии ее оттенков: справедливость,
учтивость, вежливость, деликатность, тактичность, скромность, аккуратность.
Вера в принцип гуманизма: хорошие отношения – залог плодотворного
сотрудничества, которое выступает одним из самых эффективных мотиваторов
работы и является неотъемлемой частью организационной культуры.
В каждой ситуации необходимо подбирать соответствующую форму
вежливости, то есть правильный вид вежливости, который позволяет человеку
понять наше отношение к его поступку, не нарушая этикета. Справедливость
позволяет сторонам сохранить свою самооценку и не принижать чужую.
Другой формой вежливости является обходительность, уважительная
почтительность.
Ярким проявлением гармонии внутренней и внешней культуры человека
является деликатность, качество истинно образованных и интеллигентных
людей, высшее выражение доброжелательности, осторожности и вежливости.
Вежливость в служебных отношениях - средство создания и поддержания
здорового морально-психологического климата в коллективе, когда у каждого
работника возникает чувство психологического контроля и безопасности.
Помогает предотвратить возникновение недоразумений и делает общение более
приятным.
Вежливости всегда сопутствует такт, чувство меры, что позволяет
человеку точно уловить границу между возможным и невозможным. Это
помогает предупредить ситуацию, которая вызовет смущение, и если она все-
таки произойдет, поможет ее не заметить.
Одно
из
требований
служебного
этикета
—
скромность.
Противоположность
этим
качествам
-
чрезмерная
самоуверенность,
самонадеянность, заносчивость, наглость, дерзость. Принцип гуманизма, как
важнейший принцип современного этикета, конкретизированный в требованиях
вежливости, скромности и справедливости, имеет глубокую нравственную
основу.
Возникающие в результате определенные правила поведения являются
внешним проявлением уважения к человеку. В противном случае ни
утонченный образ, ни утонченный язык не смогут скрыть отсутствие
подлинной культуры, ущербности воспитания. А неуважение к другим людям
есть признак неуважения к себе.
Принцип гуманизма — основополагающий, но не единственный принцип,
лежащий в основе официального муниципального этикета. Необычные рабочие
и жизненные ситуации постоянно ставят человека перед проблемой выбора
образца для подражания, исходя только из здравого смысла. Принцип
целесообразности действий во многом определяет поведение муниципального
служащего в отношениях с окружающими в служебной ситуации.
Третьим принципом, на котором базируются требования современного
делового
этикета,
является
принцип
эстетической
привлекательности
поведения и внешнего вида работника учреждения.
Следование этому принципу убережет сотрудника от неприятных
моментов неловкости, вызванных незнанием особенностей национального
этикета страны, в которой он пребывает или с представителями которой ему
приходится сталкиваться по деловым вопросам.
Одним из важнейших и сильных принципов современного этикета,
ломающим стереотипы общепринятых представлений о хороших правилах,
является принцип подчинения, определяющий внешнее поведение сотрудников
во многих ситуациях корпоративного общения.
Характер управления персоналом на муниципальной службе определяет
необходимость и возможность тесной подчиненности трудовых отношений:
«сверху»
и
«снизу»
(между
руководителями
и
подчиненными)
и
«горизонтально» (между работниками одного и того же должностного статуса).
В последнее время появился новый стиль управления персоналом (его
называют
партиципативным
стилем),
его
особенности
-
открытость,
информированность, доверительность отношений, делегирование полномочий
подчиненным и др. - начинает входить в практику трудовых отношений на
муниципальной службе все более активно.
Этот стиль, направленный на внутреннее сознание и мотивы поведения
человека, рассчитан на равноправные отношения начальника и подчиненного,
на их взаимную поддержку и социальные отношения. Вместе с новым стилем
управления в этике коммерческих отношений муниципальных служащих
утверждается принцип равноправия, который мирно сочетается с принципом
подчиненности.
Известно, что эффективность обсуждения деловых вопросов повышается,
когда все чувствуют себя в равной степени заинтересованными в решении
деловых задач при выражении своей позиции, мнений, доводов, независимо от
должности, статуса, опыта работы, возраста и т.д.
Знание основных принципов современного делового этикета позволяет
человеку уверенно ориентироваться в любой опасной ситуации, не попадать в
неприятности и не совершать ошибок, заставляющих окружающих усомниться
в его вежливости, что может серьезно навредить его имиджу. Считаем, что
интеллект муниципальных служащих должен определяться не только уровнем
образования,
но
и
соблюдением
этических
принципов
законности,
справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности.