Автор: Зубко Алиса Сергеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦРТДиЮ "Радуга"
Населённый пункт: Город Воронеж
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: Формирование первичных навыков в хореографическом ансамбле
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей
И
юношества «Радуга»
Левобережного района
Открытое занятие
Тема:
Знакомство с классическим танцем: «Погружение в
балет «Щелкунчик»
Педагог дополнительного образования
Зубко Алиса Сергеевна
Воронеж 2022
Тема:
Знакомство с классическим танцем: «Погружение в балет
«Щелкунчик»
Продолжительность занятия: 40 минут
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель: пробудить интерес и желание заниматься классическим танцем.
Задачи:
1.
Обучающие:
- знакомить с движениями классического танца;
- формировать координацию движений.
2. Развивающие:
-
развивать
координацию
движений,
сообразительность
и
танцевальность.
-
развивать
эмоциональность,
гармоничность
и
соответствие
движений содержанию музыки.
- развивать чувство ритма и музыкальный слух.
3. Воспитательные:
- воспитывать патриотизм, приобщение к русской культуре, любви
к классическому танцу
- воспитывать эстетическое восприятие музыки, эмоциональную
отзывчивость, нравственность.;
- воспитать чувство красоты.
Форма проведения занятия: беседа, практикум, игра.
Методы обучения:
1.
словесный:
объяснение
отдельных
понятий,
правил
исполнения
движений;
2.
наглядный: показ выполнения элементов:
3.
стимулирования:
определённые
поощрения
в
формировании
мотивации, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками;
4.
проверка знаний и умений: текущие наблюдения.
Материально-техническое
обеспечение:
музыкальная
колонка;
музыкальный инструмент: фортепиано; фигурки Щелкунчика и Мышиного
короля; картина; ёлка; маленькие фигурки Щелкунчика.
План занятия:
1.Вступительная часть (5 минуты):
Организационный момент
Сообщение темы занятия
Цели и задачи занятия
Приветствие
2.Основная часть (30 минут):
Разогрев
Партерная хореография
Прыжки на середине зала
Игра и импровизация
Повторение проученных элементов
Показ танцевального этюда
Восстановление
3.Заключительная часть (5 минуты):
Подведение итогов занятия
Рефлексия
Ход занятия:
1.Вступительная часть:
Организационный момент (главная цель — это замотивировать
обучающихся на хороший результат).
Педагог: Добрый день, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть и от
этого у меня прекрасное настроение! А как у вас настроение? Какие новости вы
мне расскажите?
Посредством беседы с учащимися узнать об их настроение, создать
позитивную атмосферу.
Сообщение темы занятия: А вы обратили внимание, что сегодня наш
зал изменился? У нас появились кулисы, декорации и реквизит. А где это все
используется? В постановках, танцах, спектаклях и, конечно же, в балетах.
Что такое балет вы уже знаете. Это спектакль, который можно увидеть
на
большой
сцене.
Основными
видами
танца
в
балете
являются классический танец, которым вы как раз обучаетесь. Балет
почти всегда начинается с увертюры, вступления. Сейчас вы слышите
увертюру (концертмейстер играет увертюру из «Щелкунчика» П.И.
Чайковский) из самого новогоднего балета, который идет во всех театрах
в праздничные дни – «Щелкунчик». Кто такой Щелкунчик? Это вид щипцов
для орехов в виде куклы. И вот увертюра заканчивается, а спектакль
начинается, и артисты балета выходят на сцену. Поприветствуем
зрителей и сделаем поклон.
Учащиеся встают на свои места. Под музыку делают поклон по
первой позиции (на 8 счетов).
2. Основная часть:
Педагог: Начинается первый акт: разогрев. Мы отправляемся в гости
к главной героине балета «Щелкунчик» - Маше.
Дети выстраивают круг и выполняют танцевальные шаги по
кругу.
Педагог: Первая дорожка - это тоненькая веревочка через обрыв,
поэтому мы будем шагать маленькими приставными шажками.
Выполняется подставной шаг пятка к носочку. Задача учащихся
держать равновесие и крепкую спину.
Педагог: Молодцы! А теперь идем как медведи».
Заваливаемся на большой палец, а потом на мизинец.
Педагог: Мы вышли на тропинку и по ней шагаем с носочка.
Прямую ногу вытягиваем вперед и наступаем с натянутого носка.
Главное в упражнении показать натяжение ног.
Педагог: Теперь шагаем по лесу среди елочек. Поднимемся на
полупальцы чтобы достать шишки.
Выполняется шаги на полупальце. Следим за вытянутыми
коленками и поднятым подбородком.
Педагог: А теперь идем на пяточках, потому что дорожка вся в
ямка».
Выполняется шаги на пятке.
Педагог: А как мы будем идти по сугробам? Высоко поднимая колени.
Шагаем, высоко поднимая колено, носок натянут в пол и прижат к
коленке рабочей ноги.
Педагог: О! Нет! В лесу рыщет волк. Убегаем от волка.
Бегунок - ноги сгибаются в коленях на полную амплитуду, пятки
достают до ягодичной мышцы, носки натянуты.
Педагог: А как бегут лошадки.
Быстрая переменна высоко поднятых колен, носки натянуты в пол.
Педагог: Молодцы! Отдыхаем, шагая с носка и хлопая себе.
Ритмические шаги с носка, которые сочетаются с хлопками.
Педагог раскрывает кулисы и появляется елочка
Педагог: Мы с вами пришли с мороза в гости к Маше праздновать
новый год. И здесь возле елки мы разогреемся.
Обучающиеся встают на свои места и начинают суставную
разминку. Разогреваем шею, делая наклоны головы. Плечи, поднимаем
вверх-вниз. Наклоны корпуса «столик». Тянемся в складочке 8 счетов.
Переменные шаги вперед-назад. Удержание планки 8 счетов. Наклоны в
складочки ноги по 6 позиции. «Пенечки» - приседания в положении на
корточки. Удержание «пенечка» 8 счетов. Музыка меняется, и дети
делают «мячики» 8 счетов и «лягушки» 8 счетов.
Педагог: Все большие молодцы! Вы отлично разогрелись. А нашей
Маше подарили Щелкунчика на новый год.
Педагог демонстрирует игрушку Щелкунчика.
Педагог: И ночью когда все гости разошлись, Щелкунчик оживает и
оказывается, что это не просто игрушка, а заколдованный принц. Его
превратил в игрушку Мышиный король.
Педагог демонстрирует игрушку Мышиного короля.
Педагог: И что бы опять стать человеком, Щелкунчику надо победить
Мышиного
короля.
Ребята,
вы
поможете
Щелкунчику?
Тогда
надо
потренироваться.
Обучающиеся занимают свои места и садятся на ковер. Первое
упражнение: разминка стоп. Сокращение стоп, раскрытие ног в первую
и шестую позиции, натяжение стоп, работа стопами по кругу, тянуть
стопы на себя, работа пальцами ног.
Педагог: Вы большие молодцы! А теперь порастягиваемся.
Второе упражнение: наклоны корпуса. Наклоны двумя руками к
ногам, боковые наклоны, закачка косых мышц, наклоны вперед,
поперечный шпагат.
Педагог: Отлично! Щелкунчику победить мышей помогали игрушечные
солдатики, а так же и другие игрушки. Какие например? Медведи, зайцы,
жирафы… А коты помогали? Какие коты бывают? Конечно, добрые и злые.
Третье упражнение: кошечка. Выгибаем и прогибаем спины,
сопровождая движения спиной мяканьем и шипеньем. Обучающие
ложатся грудью на пол и раскрывают грудной отдел.
Педагог: Молодцы! У нас остался финальный бой: закачка спины.
Поможем друг другу.
Четвертое упражнение: закачка спины. Обучающие делятся на
пары и по очереди закачивают спину, отрывая грудную клетку от пола
как можно выше.
Педагог: Все справились заданием. И с помощью друзей Щелкунчик
одерживает победу над мышами. Маша бросает туфельку в Мышиного
короля, и он так сильно возмущается от этого, что лопается. И добро
побеждает над злом. Все игрушки от радости прыгают, и мы с вами
встанем попрыгать».
Обучающиеся встают на свои места. Совершаю прыжки по
линиям: простые и поджатые.
Педагог: Когда Мышиный король лопнул, заклятие пало, и Щелкунчик
вернул свой человеческий облик. Дружба помогла разрушить злые чары. И вы
должны поддерживать друг друга и помогать друг другу. Поэтому слушаем
слова песенки и выполняем движения, о которых поется.
Включаем
песню
«побежали
парами»,
обучающиеся
играют,
повторяя движения из песни.
Педагог: Щелкунчик превратился в принца, он забирает Машу в свое
королевство. В честь возвращения Принца устраивают большой праздник,
на который приезжают куклы из разных стран. Представьте, как могли бы
танцевать куклы из Испании.
Звучит музыка испанского танца и обучающиеся импровизируют
под фрагмент мелодии.
Педагог: А как танцуют восточные куклы?
Звучит музыка восточного танца.
Педагог: А теперь китайские куклы
Звучит музыка китайского танца.
Педагог: ну и конечно приехали куклы из России, как танцуют они?
Звучит музыка из русского танца.
Педагог: Но у вас тоже есть танец! Давайте повторим движения из
вашего танца».
Повторяем
танцевальные
связки
из
танца
«Французская
пастораль».
Педагог: Отлично! Станцуем свой танец на празднике Принца и
Маши?
Обучающие занимаю свои места, и исполняют танец «Французская
пастораль».
Педагог: Поздравляю вас! Вы молодцы! Самый последний танец в
балете – это вальс цветов. Это грандиозный вальс, означающий победу
добра над злом. А мы с вами сделаем пор де бра под музыку этого вальса.
Обучающиеся занимают свои места на середине зала. Начинают
выполнять первое пор де бра.
З. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Педагог: Сегодня вы познакомились с самым новогодним балетом
«Щелкунчик». Узнали героев этой истории. И в память об этом занятие я
дарю вам маленьких деревянных Щелкунчиков. Как Маша когда-то получила
в подарок такую игрушку, теперь и вы будете иметь своего Щелкунчика,
которого можно разукрасить, как вам захочется. А 30 декабря мы идем в
театр оперы и балета смотреть как артисты балета исполняют этот
балет. Чтобы вы тоже профессионально исполняли свои номера я попрошу
вас сегодня прийти домой и показать маме, папе, дедушке, бабушке, сестре,
брату, кошке и собаке танцевальные связки из вашего номера.
Давайте закончим занятие поклоном как настоящие артисты.
Выполняют поклон на 8 счетов.
Педагог:
А
теперь
мы
поддержим,
друг
друга
громкими
аплодисментами и попрощаемся. Спасибо и до свидания!
Самоанализ:
1.
Прошел ли урок как я планировала?
2.
Что случилось того что я не ожидала?
3.
Справилась ли я с целью?
4.
Выполнила ли поставленные задачи?
5.
Чтобы добавила? Или изменила?
6.
Довольна ли занятием?