Автор: Рычкова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ЦО им А. Некрасова" г. Кирово-Чепецк
Населённый пункт: г.Кирово-Чепецк , Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательских умений
Раздел: начальное образование
Формирование читательских умений
По наблюдению школьных учителей, большинство трудностей, с которыми
сталкиваются младшие школьники сегодня, связаны с тем, что они не могут
самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав
задание к упражнению по русскому языку, условие к задаче, художественный
текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как
не владеют навыками осознанного чтения.
В сложившейся ситуации отрицательными факторами, влияющими на объем
и качество чтения младших школьников, являются следующие.
Во-первых, всё более заметное место стали занимать телевидение и
компьютер, которые не способствуют мотивации чтения художественной
литературы.
Во-вторых, поступая в первый класс, младшие школьники отличаются
разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие –
бегло, а третьи – не читают совсем.
В-третьих, в современных семьях практически нет детских библиотек,
родители не читают вместе с детьми.
Перечисленные факторы затрудняют процесс формирования осознанности
чтения у младших школьников. Поэтому в стандарте начального общего
образования особо отмечено, что к концу 4 класса учащиеся должны
овладеть первоначальными умениями поиска, передачи, хранения и
понимания информации в различных источниках. Таким образом, проблема
формирования навыков осознанности чтения у младших школьников
является весьма актуальной.
Уже с первых шагов обучения чтению я начала учить младших школьников
думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.
Чтобы подготовить младших школьников к восприятию художественного
произведения ещё до его прочтения я использовала следующие приёмы:
- беседу учителя с детьми,
- словарную работу.
- предварительное рассматривание иллюстраций,
- работа с названием произведения,
- вычленение из текста ориентирующих слов,
- прочтение некоторых вопросов к тексту, с целью более точного
прогнозирования.
На этапе анализа произведения:
-постановка вопросов к прочитанной части.
- постановка вопросов к тексту самими учащимися,
- перечитывание.
На заключительном этапе работы с текстом использовала приемы, которые
помогали ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному.
Это:
- чтение по ролям,
- пересказ,
- выразительное чтение
Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение,
вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного
отношения к прочитанному.
К концу обучения в начальной школе я увидела качественные изменения в
деятельности своих учеников по осуществлению литературоведческого
анализа текста, а именно:
- дети стали более активными, заинтересованными при осуществлении
анализа текста;
- стали более осознанно подходить к чтению произведений, поняли, что
прежде чем понять текст, необходимо провести большую подготовительную
работу;
- стали больше задавать вопросов, отражающих событийную сторону
произведения, его художественную форму, авторскую позицию и идею
произведения;
- младшие школьники овладели смысловым чтением текста, стали читать с
карандашом в руках, подчеркивая ключевые слова и изобразительно-
выразительные средства.