Напоминание

Формирование читательских умений


Автор: Рычкова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ЦО им А. Некрасова" г. Кирово-Чепецк
Населённый пункт: г.Кирово-Чепецк , Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательских умений
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательских умений

По наблюдению школьных учителей, большинство трудностей, с которыми

сталкиваются младшие школьники сегодня, связаны с тем, что они не могут

самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Прочитав

задание к упражнению по русскому языку, условие к задаче, художественный

текст, обучающиеся не могут с первого раза понять их содержание, так как

не владеют навыками осознанного чтения.

В сложившейся ситуации отрицательными факторами, влияющими на объем

и качество чтения младших школьников, являются следующие.

Во-первых, всё более заметное место стали занимать телевидение и

компьютер, которые не способствуют мотивации чтения художественной

литературы.

Во-вторых, поступая в первый класс, младшие школьники отличаются

разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие –

бегло, а третьи – не читают совсем.

В-третьих, в современных семьях практически нет детских библиотек,

родители не читают вместе с детьми.

Перечисленные факторы затрудняют процесс формирования осознанности

чтения у младших школьников. Поэтому в стандарте начального общего

образования особо отмечено, что к концу 4 класса учащиеся должны

овладеть первоначальными умениями поиска, передачи, хранения и

понимания информации в различных источниках. Таким образом, проблема

формирования навыков осознанности чтения у младших школьников

является весьма актуальной.

Уже с первых шагов обучения чтению я начала учить младших школьников

думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения.

Чтобы подготовить младших школьников к восприятию художественного

произведения ещё до его прочтения я использовала следующие приёмы:

- беседу учителя с детьми,

- словарную работу.

- предварительное рассматривание иллюстраций,

- работа с названием произведения,

- вычленение из текста ориентирующих слов,

- прочтение некоторых вопросов к тексту, с целью более точного

прогнозирования.

На этапе анализа произведения:

-постановка вопросов к прочитанной части.

- постановка вопросов к тексту самими учащимися,

- перечитывание.

На заключительном этапе работы с текстом использовала приемы, которые

помогали ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному.

Это:

- чтение по ролям,

- пересказ,

- выразительное чтение

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произведение,

вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного

отношения к прочитанному.

К концу обучения в начальной школе я увидела качественные изменения в

деятельности своих учеников по осуществлению литературоведческого

анализа текста, а именно:

- дети стали более активными, заинтересованными при осуществлении

анализа текста;

- стали более осознанно подходить к чтению произведений, поняли, что

прежде чем понять текст, необходимо провести большую подготовительную

работу;

- стали больше задавать вопросов, отражающих событийную сторону

произведения, его художественную форму, авторскую позицию и идею

произведения;

- младшие школьники овладели смысловым чтением текста, стали читать с

карандашом в руках, подчеркивая ключевые слова и изобразительно-

выразительные средства.



В раздел образования