Автор: Шелоп Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 23 "Хоровод"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Использование игровых технологий в образовательном
процессе ДОУ.
« Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка
вливается
живительный
поток
преставлений,
понятий
об
окружающем
мире.
Игра
–
это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости
и
любознательности».
В.А. Сухомлинский
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость,
и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и
прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,
определяет
его
интересы,
отношение
к
действительности,
особенности
взаимодействия
с
окружающими
людьми.
В
дошкольном
возрасте
такой
ведущей деятельностью является игра.
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными
ценностями,
усваивает
предшествующий
социальный
опыт.
Игра
–
это
деятельность,
в
которой
ребенок
сначала
эмоционально,
а
затем
интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений; это особая
форма
освоения
действительности
путем
ее
во спроизведения,
моделирования.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО
игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка –
дошкольника. Право на игру зафиксировано в « Конвенции о правах ребенка»
(ст. 31).
В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять : что
представляют собой игровые технологии, как использовать их в
образовательном процессе?
Игровая педагогическая технология – организация педагогического
процесса в форме различных педагогических игр. Главная цель – создание
полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений
деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня
развития детей. Задачи – достигнуть высокого уровня мотивации,
осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной
активности ребенка; подобрать средства, активизирующие деятельность
детей и повышающие ее результативность.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и
систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия проходят в
эмоционально благоприятной психологической обстановке, атмосфере
доброжелательности, свободы, при отсутствии изоляции пассивных детей.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в
себе, легче усвоить материал любой сложности.
Концептуальные основы игровой технологии:
1.
Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при
помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве
средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей
последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой
задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства; успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
3.
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного
процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4.
В игровую технологию включаются последовательно игры и
упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание
из образовательной области. Но при этом игровой материал должен
активизировать образовательный процесс и повысить эффективность
освоения учебного материала.
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной
основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от
условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития
детей.
Задачи:
1.
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в
усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и
повышающие её результативность.
Но, как любая педагогическая технология, игровая также должна
соответствовать следующим требованиям:
1.
Технологическая схема - описание технологического процесса с
разделением на логически взаимосвязанные функциональные
элементы.
2.
Научная база - опора на определённую научную концепцию
достижения образовательных целей.
3.
Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех
частей, целостностью.
4.
Управляемость - предполагается возможность планирования процесса
обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с
целью коррекции результатов.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут
различаться:
1.
По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные,
психологические и т. д.;
2.
По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные,
контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие,
диагностические.
3.
По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами,
устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана
условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
4.
По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие,
логические и т. д.
5.
По игровому оборудованию - настольные, компьютерные,
театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и
систематическое общение педагога и детей.
Игровая технология : повышает познавательный интерес; способствует
развитию творчества; активизирует воспитанников; вызывает эмоциональный
подъем; максимально концентрирует время занятий за счёт чётко
сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию
и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых
задач в зависимости от уровня освоения материала
.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной
психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы,
равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии
помогают детям раскрепоститься, укрепить уверенность в себе и своих силах.