Напоминание

"Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ"


Автор: Шелоп Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 23 "Хоровод"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ"
Дата публикации: 14.11.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




Использование игровых технологий в образовательном

процессе ДОУ.

« Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка

вливается

живительный

поток

преставлений,

понятий

об

окружающем

мире.

Игра

это

искра,

зажигающая

огонек

пытливости

и

любознательности».

В.А. Сухомлинский

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость,

и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и

прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,

определяет

его

интересы,

отношение

к

действительности,

особенности

взаимодействия

с

окружающими

людьми.

В

дошкольном

возрасте

такой

ведущей деятельностью является игра.

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными

ценностями,

усваивает

предшествующий

социальный

опыт.

Игра

это

деятельность,

в

которой

ребенок

сначала

эмоционально,

а

затем

интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений; это особая

форма

освоения

действительности

путем

ее

во спроизведения,

моделирования.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО

игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка –

дошкольника. Право на игру зафиксировано в « Конвенции о правах ребенка»

(ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять : что

представляют собой игровые технологии, как использовать их в

образовательном процессе?

Игровая педагогическая технология – организация педагогического

процесса в форме различных педагогических игр. Главная цель – создание

полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений

деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня

развития детей. Задачи – достигнуть высокого уровня мотивации,

осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной

активности ребенка; подобрать средства, активизирующие деятельность

детей и повышающие ее результативность.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и

систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия проходят в

эмоционально благоприятной психологической обстановке, атмосфере

доброжелательности, свободы, при отсутствии изоляции пассивных детей.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в

себе, легче усвоить материал любой сложности.

Концептуальные основы игровой технологии:

1.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при

помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве

средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей

последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой

задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства; успешное

выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

3.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного

процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4.

В игровую технологию включаются последовательно игры и

упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание

из образовательной области. Но при этом игровой материал должен

активизировать образовательный процесс и повысить эффективность

освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной

основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от

условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития

детей.

Задачи:

1.

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в

усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и

повышающие её результативность.

Но, как любая педагогическая технология, игровая также должна

соответствовать следующим требованиям:

1.

Технологическая схема - описание технологического процесса с

разделением на логически взаимосвязанные функциональные

элементы.

2.

Научная база - опора на определённую научную концепцию

достижения образовательных целей.

3.

Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех

частей, целостностью.

4.

Управляемость - предполагается возможность планирования процесса

обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с

целью коррекции результатов.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут

различаться:

1.

По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные,

психологические и т. д.;

2.

По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные,

контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие,

диагностические.

3.

По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами,

устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана

условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4.

По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие,

логические и т. д.

5.

По игровому оборудованию - настольные, компьютерные,

театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и

систематическое общение педагога и детей.

Игровая технология : повышает познавательный интерес; способствует

развитию творчества; активизирует воспитанников; вызывает эмоциональный

подъем; максимально концентрирует время занятий за счёт чётко

сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию

и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых

задач в зависимости от уровня освоения материала

.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной

психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы,

равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии

помогают детям раскрепоститься, укрепить уверенность в себе и своих силах.



В раздел образования