Напоминание

Развитие связной речи и воображения у дошкольников


Автор: Шенгер Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ "ЦППМСП" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи и воображения у дошкольников
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие связной речи и воображения у дошкольников.

Учитель-логопед

Шенгер М.А.

Информация для родителей

Вопросом изучение, развития воображения и связной речи у детей дошкольного возраста

является сегодня достаточно актуальным, так как отмечается отставание в их развитии

практически у всех дошкольников, а у детей с речевой патологией особенно выражено.

Развитие

особенностей

невербального

творческого

воображения

дошкольников

с

нарушениями речи и нормально говорящих обнаружило, что для детей с нарушениями

речи более характерны инертность, низкий уровень пространственного оперирования

образами, истощаемость комбинаторных функций.

Проводя занятия по развития связной речи и

вербального творческого воображения с

использованием,

например,

методики

“Незаконченная

сказка”,

увидели,

что

у

большинства детей данный вид воображения не развит, почти половина ребят особенно с

нарушением речи не смогла придумать окончания сказки. Остальные дети часто пытаясь

завершить

сказку,

не

смогли

ввести

новых

персонажей

и

придумать

новый

поворот

сюжета.

В связи с тем, становиться понятно, что дети плохо владеют речевыми средствами:

затрудняются

подобрать

слова

для

выражения

своих

мыслей,

не

в

состоянии

грамматически правильно построить фразу, они испытывали затруднения при выполнении

задания, требующего умения самостоятельно, творчески мыслить, проявлять фантазию. В

ряде случаев это вызывало отказ от общения, растерянность и неуверенность.

У

детей

с

речевой

патологией

вербальное

воображение

значительно

беднее,

чем

у

нормально говорящих сверстников: представления и образы зачастую не имеют силы,

яркости, четкости, логической достоверности, тонких смысловых оттенков; отмечается

недостаточная гибкость и пластичность процессов воображения, эмоциональная бедность

содержания продуктов творчества;

Они

чаще,

чем

их

нормально

говорящие

сверстники,

склонны

рисовать

в

своем

воображении печальные, пессимистические, безрадостные картины, что связано с часто

встречающимися

у

них

такими

неблагоприятными

личностными

чертами,

как

замкнутость, повышенная чувствительность при попытках речевого общения, сниженная

эмоциональная реакция на успех или неудачу, на свое положение в коллективе;

Видим, что уровень развития творческого воображения коррелирует со степенью тяжести

речевого нарушения, у нормально говорящих — с возрастом;

На процесс развития творческого воображения у детей с нарушением речи отрицательно

влияют неустойчивость внимания, нарушение восприятия, мнестической деятельности,

мышления, эмоционально-волевой сферы, а также низкий уровень владения языковыми

средствами.

Для

старших

дошкольников

характерно

воссоздающее

воображение.

Оно

обладает

недостаточной

целенаправленностью,

гибкостью

и

повышенной

истощаемостью.

Ассоциации носят косный, стереотипный характер.

При творческом рассказывании речевое сообщение характеризуется, сложностью выбора

слов и грамматического структурирования, появлением пауз, повторов, или отказом от

деятельности.

Дошкольники

испытывают

трудности

в

установлении

логической

последовательности основных смысловых компонентов сюжета. У большинства детей

отмечалось отсутствие содержательности, неумение определить значимое, краткость и

неразвернутость сообщений, а также отсутствие в рассказе творческого начала.

А наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов

(восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения

в овладении связной монологической речью.

Поэтому

цель

сегодняшней

встречи:

помощь

родителям

в

овладении

основными

п р и е м а м и развития

фантазии

и

словесного

творчества,

спо собствующими

совершенствованию связной речи.

Из

всех

знаний

и

умений

самым

важным,

самым

необходимым

для

жизненной

деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю

свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.

Овладение связной устной речью,

развитие фантазии,

воображения

и

способности

к

литературному

творчеству

составляет

важнейшее

условие

качественной

подготовки

к

школе.

Важной

составной

частью

этой

работы

являются: развитие

образной

речи,

воспитание

интереса

к

художественному

слову,

формирование

умения

использовать

средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

Достижению

этих

целей

способствует

целый

ряд

игр

и

упражнений,

рассмотрим

некоторые из них.

Игра «увеличение - уменьшение»

- Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите.

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? (Родители приводят свои ответы).

Взрослый: А вот как отвечали ваши дети:

- Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

- Хотела бы увеличить выходные.

- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Взрослый: Усложним эту игру дополнительными вопросами:

- Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или

уменьшать? (Родители приводят свои ответы).

Взрослый: А вот как отвечали ваши дети:

- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски

ножом.

- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко,

или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

- Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда

легко будет искать грибы.

-

Если

ребенку

трудно

дается

самостоятельное

фантазирование,

предложите

пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств

живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти,

радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

- В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

- О чем думает ваша обувь? (Родители приводят свои ответы).

- А вот как отвечали ваши дети (ответы детей).

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу

с теплыми словами: «Я дарю вам зайчонка», или «Я дарю вам козленка, рожки у него еще

не выросли», или «Я дарю вам большую конфету, «В коробке кактус, не уколитесь».

Игра «Измени характер персонажа»

Педагог:

Придумайте

сказку

с

таким

невероятным сюжетом:

Лисица

стала

самой

простоватой в лесу, и ее все звери обманывают. (Родители приводят свои ответы).

-Как играть в эту игру дома. Прочитайте ребенку сказку, лучше начинать со сказок о

животных. Выберите с ребенком одного персонажа из сказки, у которого вы измените

характер. Обратите внимание ребенка на то, что изменение характера одного персонажа

изменит привычные отношения между героями сказки.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен

описать своё животное, не называя его, по такому плану:

Внешний вид.

Где живет?

Чем питается?

Игра «Разными глазами»

- Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая

там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию»

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать

ситуацию

с

точки

зрения

разных

ее

участников,

интересы

которых

могут

быть

и

противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение»

- Прочтите начало сказки и попросите придумать как будут развиваться события в сказке,

чем она закончится.

Игра «Как мне повезло»

- Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору»

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании

признака,

общего

для

обоих

предметов. Например,

«говор волн»,

«холодный

взгляд».

Объясните,

какие

свойства

в

приведенных

метафорах

и

кому

перенесены.

Мягкий

характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от

злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

«Автобиография»

- Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ.

Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём

идёт речь.

«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения

погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».

Игра «Веселые рифмы»

- Подберите к словам рифмы.

Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т. д.

Таким образом, подводя итог сегодняшнего мероприятия обратимся к поговорке:

"Без воображения нет соображения".

Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без

воображения

нельзя

сделать

открытия.

Хорошо развитое,

смелое,

управляемое

воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Дети

подсознательно

учатся

думать

-

в

игре.

Этим

надо

воспользоваться

и развивать

воображение

и

фантазию

с

самого

раннего

детства.

Фантазировать

должно

быть

интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью

ставим

ребенка

в

приятные

ситуации,

которые

позволяют

совершать

героические

поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда,

получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом

умением воображать, а потом и рационально мыслить



В раздел образования